ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внешняя политика России во второй половине XIX в.
После окончания Крымской войны главной задачей русской внешней политики стал пересмотр условий Парижского мирного договора (1856). Воспользовавшись противоречиями между европейскими государствами (прежде всего – Пруссией и Францией), российская дипломатия во главе с А.М. Горчаковым смогла успешно разрешить эту задачу, объявив в 1870 г. об отказе от выполнения условий Парижского трактата. Уже в начале 1870-х гг. Россия создает на Черном море военный флот, восстанавливает разрушенные крепости и приступает к решению Восточного вопроса.
1877-1878 гг. – последняя русско-турецкая война.
Причины войны: Стремление России решить Восточный вопрос. Необходимость оказания помощи братским балканским народам в их освободительной борьбе против османского ига. Перед Россией стоит задача возвращения Южной Бесарабии, потерянной в результате Крымской войны. Россия стремится вернуть себе утраченный после поражения в Крымской войне международный авторитет.
12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Османской империи. Боевые действия шли одновременно на Балканах (под руководством И.В. Гурко и М.Д. Скобелева) и в Закавказье (М.Т. Лорис-Меликов). Основные события войны – оборона Шипкинского перевала и осада турецкой крепости Плевны (взять ее удалось только в ноябре 1877 г., в осаде участвовал Э.И. Тотлебен). В Закавказье взяты крепости Батум и Эрзурум. В феврале 1878 г. в местечке Сан-Стефано под Константинополем был подписан договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали полную независимость. Болгария становилась автономным княжеством. России возвращалась Южная Бесарабия.
Однако усиление России на Балканах и в ближневосточном регионе напугало западноевропейские державы и, прежде всего, Германию. Они выразили протест против условий Сан-Стефанского договора. Летом 1878 г. в Берлине состоялся конгресс, на котором Россия оказалась в полной изоляции. В результате Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Сербия, Черногория и Румыния сохранили независимость, но Болгария была разделена на две части: Северная получала полную автономию, а Южная оставалась турецкой провинцией. Колонии Турции были разделены между европейскими государствами.
В конце ХIХ в. Германская империя усиливается и начинает восприниматься русским правительством как самый опасный противник. Еще в 1873 г. Россия соглашается на создание «Союза трех императоров» с участием Австро-Венгрии и Германии, надеясь таким образом предотвратить обострение отношений с ними. Однако Разногласия между его членами оказались слишком велики и 1878 г. «Союз» распался.
В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключают т.н. Тройственный союз, направленный против Франции, но угрожавший и России.
Российское правительство было вынуждено начать поиски союзника, теперь уже для совместной борьбы против Тройственного союза. В 1891-92гг. создается франко-русский союз. Так было положено начало Антанте (от франц. – согласие), противостоящей Тройственному союзу.
Важной задачей стоящей перед российским внешнеполитическим ведомством была демаркация (четкое определение) границы с Китаем. В 1858 г. Подписан Айгунский договор, по которому граница проведена по реке Амур. Уссурийская тайга и устье Амура остались в совместном владении обоих государств. В 1860 г. – Пекинский договор. Воспользовавшись слабостью Китая, Россия присоединяет Уссурийскую тайгу и устье Амура.
Еще одним направлением внешней политики стало присоединение Средней Азии.
В 1864 г. Бухарский эмират и Хивинское ханство, потерпев ряд военных поражений, признали вассальную зависимость от России. Кокандское ханство, объявившее России газават, было уничтожено как государство: в 1876 г. его земли были включены в состав Туркестанского края. Борьба с туркменскими племенами завершилась только 1881г., когда М.Д. Скобелевым были взяты Ашхабад и Геок-Тепе. Присоединение к России стало благом для местного населения: прекратились феодальные междоусобицы; стала уходить в прошлое кровная месть; было отменено рабство. Местное население сохраняло свой язык, религию, культуру, национальные обычаи.
В 1867 г. Аляска была продана США за 7,2 млн. долларов.
Социально-экономическое развитие России в XIX в. - начале XX вв. Промышленный переворот: этапы, особенности, сравнительная характеристика со странами Западной Европы и США. Монополистический капитализм. Страны Западной Европы и США традиционно относят к «первому эшелону» мирового буржуазного развития. Благословлявшая накопительство протестантская этика, обширные возможности для ограбления отдаленных колоний и накопления, таким образом, первоначального капитала, революции, поколебавшие устои сословного общества и упразднившие феодальные пережитки, — эти и другие факторы привели к динамичному развитию отношений свободного предпринимательства, урбанизации (росту городов и городской экономики), складыванию разветвленной системы тяжелой промышленности и новых видов транспорта (паровоз, пароход). Россия, скованная крепостным правом и сословным неравноправием, успела только ко «второму эшелону». Между тем, преодолеть отставание было не так-то просто. Во многих отношениях оно сохраняется и сегодня. Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 1830-40-е и завершился (в передовых отраслях) к 1880-м. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830-1850-е) и пореформенный (1860-1880-е). На первом этапе промышленного переворота переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Первой была хлопчатобумажная промышленность. Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего, пароходного и железнодорожного Промышленный переворот в России имел свои особенности: а.) начался позднее, чем в европейских странах «первого эшелона» (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во Франции — в начале XIX в.); б.) начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны); в.) сдерживался относительной заторможенностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка); г.) происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70- 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным. К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он: а.) происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране; б.) сопровождался возникновением новых отраслей промышленности (химической, машиностроительной и др.); в.) привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку экономики районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал); сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861-1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз). Исчезли многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, но ее политическое влияние оставалось недостаточным. Высокими темпами шло формирование рабочего класса. Чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, организация государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты). В конце XIX - начале XX в. Россия переживала бурные модернизационные процессы. Особенно динамично развивались промышленность и транспорт, когда на должности министра финансов находился С. Ю. Витте (1892-1902): появлялись новые железные дороги, развивались металлургия, машиностроение, химическая промышленность, городское строительство. Изыскивая средства на индустриализацию, Витте привлекал внутренние ресурсы и капиталы из-за рубежа. Большой доход принесло введение государственной, винной монополии (с 1895) — теперь колоссальные доходы от продажи спиртных напитков пополняли казну. Другая статья дохода — экспорт хлеба. Действовал принцип: «Недоедим, но вывезем!» — хлеб продавали за рубеж даже в голодные для России годы. Привлекались иностранные капиталы. Чтобы сделать российскую экономику надежнее и привлекательнее для инвестиций, Витте проводит денежную реформу 1897 г. Получив золотой эквивалент, рубль стал конвертируемым. Страна встраивалась в мировую экономику, о чем убедительно свидетельствовало ее участие в мировом кризисе перепроизводства 1899-1903.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|