Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Движение и развитие




1. Взаимодействие, движение и развитие.

2. Метафизика и диалектика в понимании процесса развития. Законы и категории диалектики.

3. Диалектика и синергетика в понимании процесса развития.

1. Любая вещь, предмет, форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь в определенном отношении с другими. Форма отношения двух предметов, имеющих общее качество, когда одна вещь является средством реализации другой, получила название взаимодействия. Если понимать сущее как постоянно изменяющееся, то самой элементарной формой подобного изменения выступает взаимодействия. Самое простое взаимодействие должно обязательно включать в себя как минимум двух участников и общую для них среду. Например, обычный разговор как форма взаимодействия возможен только при условии говорящего, слушающего и общего для них символического и знакового поля (например, русского языка). Механическое взаимодействие, с которым мы сталкиваемся на протяжении всей жизни возможно как взаимодействие тел, имеющих вес, который их связывает. Получается, что бытие раскрывает себя в сущем с помощью взаимодействия. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».

В современной ситуации «движение» принято понимать не только как механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются данными взаимодействиями. Другими словами, движение можно понимать в виде устойчивого, постоянного взаимодействия, ставшего изменением, которое, однако, не имеет определенной направленности. И вместе с тем, насколько движение абсолютно? С древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному. В.В. Миронов А.В. Иванов, анализируя развитие представлений о движении со времен античности, выделяют три основных модели понимания движения и его роли в мировом процессе[31].

Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение здесь понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое, они ставили под сомнение его всеобщность. У Парменида, например, бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении. Третья модель представлена Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды, и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель, который дал общую классификацию видов изменения, среди которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Античная мысль справедливо понимала движение как противоречивый процесс, который является одной из граней мира. Другой гранью выступает понятие вечности, неизменности. Это хорошо просматривается на примере уже приводимого нами в предыдущем параграфе соотношения временного и вечного, раскрытого А.Ф. Лосевым «время не есть только время, т.е. чистая длительность, ибо эта длительность или когда-нибудь кончается, или никогда не кончается. а) Если она когда-нибудь кончается, то время содержит в своей природе конец, т.е. оно не есть только время, но и…не-временное. b) Если же время никогда не кончается и не кончится, то оно есть вечность»[32].

Таким образом, указанные модели подчеркивают противоречивость понятия движения. Это означает необходимость введения новых понятий и классификации форм и типов движения. В самом общем виде принято выделять два основных типа движения: 1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других): подобные процессы принято называть функционированием, и 2) движение, когда, благодаря взаимодействию, объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием.

Однако, вернемся к движению. Когда движение является созидающим, получает отдельные фазы и периоды развития (например, зарождение, возникновение, формирование, наличное бытие), то оно получает наименование «становления». Становление есть выражение периодизации процесса движения, связи его этапов, фиксация переходности его состояний. Например, с момента своего появления на Земле любой ребенок действует уже как человек, но по настоящему человеком, личностью он может cтать лишь в процессе образования и воспитания.

Таким образом, развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта в процессе его становления. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека).

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом таких фундаментальных характеристик как: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее, и невозможность возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и систем по определенным предпочтительным траекториям), непрерывность возникновения новых форм.

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Одной из наиболее древнейших является модель регрессивного развития (Конфуций, К.Н. Леонтьев, Р. Генон). Интересным направлением представляется эмерджентная модель развития (Л. Морган, А. Бергсон, Г. Плеснер), сторонники которой делают акцент на преимущественно революционном характере процесса развития. Так же можно указать на эволюционную модель понимания развития, которая традиционно является одной из наиболее влиятельных. Ее сторонниками в разные годы являлись Ч. Дарвин, Г. Спенсер, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев. В данной модели обосновывается принцип всеобщности постепенного усложнения природы от простого к сложному, которое протекает через процессы дифференциации и интеграции, разделения или объединения элементов той или иной целостности.

Анализ феномена развития, предполагающий учение, утверждающее всеобщую причинную обусловленность событий, называется детерминизмом (от лат. determine - определяю). Несмотря на то, что причинно-следственных цепочек и вариантов развития событий может быть много, принято выделять три основных вида детерминизма – механический, телеологический и статистический. Механический детерминизм (Демокрит, Лаплас, Ньютон) понимает причинную связь как однозначную. В подобном развитии отсутствует случайность.

Еще одним видом детерминизма является телеологический детерминизм (Аристотель), который утверждает важную роль цели в будущем как определяющего фактора движения объекта. Причинно-следственная связь здесь не менее жесткая, чем в механическом детерминизме. Развитие науки в течение XIX-XX вв. привело к пониманию вероятностного характера мира, что существенно трансформировало и традиционные представления о причинности. От ньютоновской механической детерминации (в причине – одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине - ряд возможностей). Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, у каждого из которых своя индивидуальная детерминация. Это и порождает множество альтернатив. Детерминизму в истории философии и науки противостоит индетерминизм – философское учение, утверждающее отсутствие всеобщих причинно-следственных связей. Мир в подобном ракурсе оборачивается потоком случайностей, понимание и прогноз которых невозможны.

2. Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, причинности и случайности, то возникает проблема возможности описания данной противоречивости. Это означает, что требуется выработка определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития, получившие название метафизики и диалектики.

Как известно, использование термина «метафизика» обычно относят к I в. до н.э., когда известный греческий мыслитель Андроник Родосский, систематизируя работы философа Аристотеля, расположил часть из них (те, которые сам Аристотель называл «первой философией», то есть наукой о первосущностях) после трактата «Физика», дав им условное наименование «метафизика» (то есть то, что лежит после физики). С тех пор данным термином обозначают весь цикл общемировоззренческих принципов и категорий, не укладывающихся в рамки эмпирического знания. В современной науке термин «метафизика» обычно употребляется в трех смыслах: а) как синоним «философии», как науки о всеобщем; б) как синоним науки «онтологии», как учения о бытии и трансцендентных сущностях; в) философский способ мышления и познания мира, абсолютизирующий одну из сторон движения или одну из его форм.

Метафизике противостоит диалектика. В переводе с древнегреч. «диалектика» – dialektice – означает умение вести беседу, спор. В философском понимании диалектика представляет собой способ мышления и познания мира, основанный на учении о всеобщей взаимосвязи, учении о развитии, учение о единстве противоположностей. Подобная широта понимания природных и социальных процессов делает диалектику учением о наиболее общих законах развития неорганической, органической и социальной форм движения материи.

Важнейшим отличием от метафизики является постоянный учет диалектикой противоположностей в ходе любого процесса развития, включающего в себя элементы устойчивости и изменчивости, единства и иерархической соподчиненности.

Выделяют объективную диалектику, развитие реального мира (природы и общества), и субъективную диалектику: это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий), отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движение как внешнего мира, так и самого мышления.

Также развитие диалектики в Новое время выявило несколько ее принципов, которые являются ее составными и неотъемлемыми частями. Несмотря на то, что принципы диалектики в неявной форме присутствовали в философии с древнейших времен, и по сути были прояснены в немецкой классической философии и марксистской философии XIX в., все же детальная разработка и классификация данных принципов была предпринята в отечественной диалектико-материалистической традиции. Так, П.В. Алексеев и А.В. Панин[33] выделяют универсальные принципы диалектического мышления и специфические внутринаучные принципы.

К универсальным принципам диалектического мышления они относят:

- принцип объективности (как стремление рассматривать вещи сами по себе, в ходе их анализа, придерживаясь ясных и проверенных методов изучения)

- принцип системности (требует в ходе анализа вещей разграничения внешней и внутренней сторон изучаемой вещи, направленность на выявление ее сущности, структуры, взаимосвязи элементов внутри ее и взаимосвязи с внешним миром). Принцип системности дополняется принципом целостности – требующим рассматривать любой предмет не только аналитически (то есть, разделяя на части), но и синтетически (выявляя некое интегральное качество, присущее системе в целом и отсутствующее у отдельных элементов). Итак, этот принцип нацелен на всестороннее познание предмета.

- принцип историзма (требует в ходе познания вещей выявлять процесс их становления, развития и прошлом с целью более полного понимания в настоящем).

- принцип диалектической противоречивости (требует в процессе анализа предмета обнаружения противоречий, единства противоположных сторон, тенденций с целью максимально полного и целостного охвата).

- принцип детерминизма (требует в процессе анализа предмета поиска причины его нынешнего состояние, стремление к выявлению причинно-следственных связей любого развивающегося объекта).

К специфическим внутринаучным принципам диалектического мышления относятся:

- принцип восхождения от абстрактного к конкретному (требует при анализе предмета учитывать логику движения от простого, выраженного в абстрактной форме к сложному, выраженному в виде целостности всех конкретных состояний, движение от простых категорий и понятий к сложным);

- принцип единства логического и исторического (учет в ходе анализа соотношения логической последовательности и построения теории изучаемого развивающегося объекта и этапов его истории).

Диалектика как способ человеческого мышления о мире пытается объяснить последний с помощью выведения законов и категорий (особая форма человеческого мышления, описывающая всеобщие черты и отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, а всему бытию). К настоящему моменту общепризнанными являются 3 закона и 7 парных категорий диалектики, которые позволяют применить законы и принципы диалектики к реальным процессам в мире.

Законы диалектики.

1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза). Данный закон позволяет понять, куда направляется процесс развития, какова его направленность. В процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени и в новом качестве некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Т.е. в любом развитии (прогрессивном или регрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старого, моменты преемственности и формирования нового. Развитие, таким образом, приобретает характер разворачивающейся спирали.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие. Под качеством в данном законе понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. Изменения свойств в пределах данного качества называются количественными изменениями. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета (определенность с точки зрения положения в пространстве-времени, это может быть «различенность» каких-либо свойств: напр., цвет или звук). Количество не выражает сущности предмета, но лишь характеризует его выделенные свойства. Категория меры фиксирует строгую упорядоченность качественных и количественных параметров, где выход за их пределы означает уже переход в совсем другое качество. Данный закон утверждает, что в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приводит к рождению нового предмета, делая тем самым процесс развития бесконечным.

3. Закон борьбы и единства противоположностей (взаимодействия противоположностей) Данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом. Существуют различные виды разрешения противоречий: победа одного из них, снятие обоих в результате преобразования качества предмета, гармоничное взаимодействие[34].

Законы диалектики не существуют, оторвано друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития и таким образом позволяют всесторонне описать процесс развития. Взятые вместе они представляют собой матрицу любых процессов развития – прошедших, настоящих и будущих. Законы диалектики дополняются парными категориями, которые позволяют учитывать варианты изменения и развития любых конкретных явлений и сторон жизни. Таких категорий-пар принято выделять семь: единичное-общее-особенное, явление-сущность, часть и целое, содержание и форма, причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность[35].

При анализе категорий диалектики следует иметь в виду их взаимосвязь и переплетение, что является отражением целостности и единства мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных