Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 2. Философия, ее сущность и назначение




1. Предмет философии: человек и мир, бытие и сознание. Основные типы философствования.

2. Сферы философского знания.

3. Функции философии

4. Философия в системе культуры: соотношение с религией, наукой, искусством, политикой.

 

1. Мир, окружающий человека, состоит из множества различных частей, каждая из которых имеет свои особенности и изучается какой-либо отраслью знания: например, астрономия исследует объекты космоса, математику интересуют количественные отношения, биологию – сфера живого и т.д. Чтобы понять любое явление в мире – необходимо понимать его в составе, во взаимоотношении с другими частями мира, то есть в составе целого. Это означает, что помимо отдельных отраслей знания (наука и искусство), человеку необходимо общее, целостное представление о мире. Вместе с тем, видимый мир многообразен, отсюда возникает вопрос: почему многогранный и многомерный мир при внимательном взгляде являет определенную согласованность, целостность, и что стоит за этой целостностью? Важность подобного вопроса заключается в том, что, не разрешив его определенным образом, мы не сможем далее уверенно объяснять отдельные участки мира конкретными науками. И здесь оказывается, что за изменчивостью мира можно наблюдать определенные устойчивые начала – законы (законы в физике, математике, биологии). Отдельные закономерности конкретных наук обнаруживают сходные моменты, что позволяет говорить о существовании определенных более общих, фундаментальных и универсальных закономерностей. В этом выявляется предельность философского знания, его попытка понять мир как единый и вечный, несмотря на кажущееся многообразие и изменчивость. Подобное вечное начало в философии принято называть субстанцией (от лат. Substancia сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, первооснову, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом.

Вопрос о субстанции, помимо вопроса о мире, включает в себя вопрос о человеке как существе, отличающемся от мира и в то же время являющегося его частью. Это вопрос о том, как человек может взаимодействовать с миром, каковы цели и смысл его жизни. Вместе оба вопроса составляют основной вопрос философии, который состоит из двух частей: первая сторона – это вопрос о том, как понимать первооснову мира, вторая сторона – возможно ли познание мира человеком и каким должно быть отношение к нему. В истории философии на данный вопрос предлагалось множество ответов, которые и сегодня можно считать различными мировоззренческими позициями.

В ответе на вопрос о первооснове мира всех мыслителей можно условно разделить на материалистов (полагавших в первооснове мира материю, вещество) и идеалистов (не отрицавших факт материальности мира, но полагавших, что материальные процессы зависят от духовного, невещественного начала). Оба направления прошли длительный путь исторического развития и имеют свои особые концепции. Так, материализм традиционно разделяют на стихийный (мыслители, полагавшие в основе мира одну из четырех стихий – воду, воздух, землю и огонь – Фалес, Анаксимен, Гераклит), метафизический (мыслители, сводившие все многообразие мира к какой-либо одной его форме – например, физической – Галилео Галилей, Фрэнсис Бэкон, Жюльен Офре Ламетри), и диалектический (мыслители, понимавшие мир как сложное переплетение различных форм живого и неживого, но основывающегося на законах движения вещества – Карл Маркс, Фридрих Энгельс). Идеализм также разделяют на объективный (мыслители, полагавшие первоосновой мира независимое идеальное начало, – Бог, Абсолютный Дух – Августин Блаженный, Фома Аквинский, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Этьен Жильсон), и субъективный (мыслители, утверждавшие зависимость мира от особенностей человеческого сознания, – Джордж Беркли, Давид Юм).

Другой формой ответа на вопрос о первоначале мира является вопрос о составе субстанции: происходит ли начало мира из единого источника или данных источников несколько? По характеру ответов на данный вопрос все философские учения традиционно разделяются на монистические (монизм), исходящими из признания одного начала мира, дуалистические (дуализм), исходящими из признания двух начал мира, либо плюралистические (плюрализм), исходящие из признания множественности начал мира.

Вторая сторона основного вопроса философии – возможно ли познание мира человеком, и если возможно, то в какой форме – также имеет несколько точек зрения (данная сторона основного вопроса философии также носит название проблемы соотношения бытия и мышления, бытия и сознания). Философская доктрина, которая полагает, что мир в принципе познаваем, носит название оптимизма (Гегель, Карл Маркс, Карл Раймунд Поппер). Совокупность учений, утверждающих принципиальную непознаваемость мира, получила название агностицизма (Давид Юм, Иммануил Кант)[15], а утверждавших относительную познаваемость с последующей возможностью полного отрицания познанного – скептицизма (Пиррон, Секст Эмпирик, Давид Юм). Еще одной стороной второй части основного вопроса философии является проблема метода познания мира человеком. В этой связи принято выделять 3 основных течения мысли – эмпиризм, рационализм, иррационализм. Сторонники эмпиризма (от лат. Empirio – опыт) полагают, что основополагающим источником нашего знания о мире являются чувства, а это означает, что ведущим методом познания является наблюдение, эксперимент и опыт (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк). Сторонники рационализма (от лат. Ratio - разум) считают, что основным источником нашего знания о мире является разум, мышление человека, связывающее разрозненные чувственные ощущения в единое понимание мира (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Иммануил Кант). Представители иррационализма полагали, что возможности разума в познании ограничены, поскольку в основе мира лежит вообще нечто алогичное, и законам разума не подчиняющееся (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше).

Причем, если смотреть на предмет философии не с рационалистической точки зрения, то вопросы о первоначале мира, его единых основаниях вообще оказываются «за рамками» философствования, что и происходит в XX веке. Примером тому служат различные типы философствования в минувшем XX веке – феноменология, экзистенциализм, герменевтика. Так, для основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля важнейшим предметом философствования является поиск тех очевидных сущностей сознания человека, которые формируют определенный взгляд на мир, как в рационалистической, так и в иррационалистической форме. Это означало, что вопрос о субстанции и различные варианты ответа на него зависят от особенностей нашего созерцания и умозрения. Для философов экзистенциалистов (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Альбер Камю, Жан Поль Сартр) предмет философии заключается в обнаружении в глубинах человека иррационального начала – экзистенции. Для представителей герменевтики (Ханс Георг Гадамер, Поль Рикер) философствование есть исследование языковой деятельности и процессов понимания и их роли в мировоззрении человека. Жизнь человека всегда протекает в определенном коммуникационном пространстве, которое можно представить как пространство смыслов и текстов. Это и превращает философию в искусство истолкования себя и окружающего мира. Подобная смена ориентиров философствования была вызвана различными тенденциям в жизни человечества XX столетия. Одна из них - преобразование науки из роли «независимого наблюдателя» в науку, учитывающую мировоззрение самого исследователя, возможности его воздействия на изучаемую реальность. Другая тенденция – это трагическая судьба европейской и вместе с ней мировой культуры, выраженная в кризисе духовных основ, формировании массовой, техногенной цивилизации, эпохе мировых войн. Все это заставляет философствующего человека поворачивать взгляд на самого себя и свой внутренний мир.

2. Как и любая другаясфера знания, философия имеет внутреннее деление. Разделы философии являются своеобразными ответами на ее основной вопрос. Так, первая сторона основного вопроса философии анализируется в рамках науки – онтологии. Вторая сторона, подразделяющаяся на проблему понимания человека и вопрос о его взаимоотношении с миром, решается в рамках целого ряда наук. Вопрос о понимании человека, смысле и целях его жизни, месте и роли в обществе анализируется в философской антропологии и социальной философии. Вопрос о взаимоотношении человека и мира - в рамках наук гносеологии, аксиологии, логики, праксиологии, этики и эстетики. Рассмотрим их подробнее.

- Онтология (от греч. ontos – сущее, logos - знание) – раздел философии, анализирующий фундаментальные закономерности мира, выявляющий природу субстанции, а также анализирующий составляющие ее элементы. Ее вопросы – из чего состоит мир и каковы его закономерности?

- Гносеология (от греч. gnosis - познание) – раздел философии, выявляющий природу и механизм человеческого познания. Ее вопросы - как возможно человеческое познание? Каким образом оно осуществляется? Что такое субъект и объект познания? Что такое истина? Какими методами ее можно достичь?

- Философская антропология (от греч. antropos - человек) – сфера философского знания, исследующая природу и сущность человека, цели и смысл его жизни. Ее вопросы – когда появляется человек современного вида? Каково соотношение биологического и социального в человеке? В чем смысл его жизни?

- Аксиология (от греч. axis - ценность) – раздел философии, анализирующий проблемы оценки человеком окружающего мира и самого себя. Ее вопросы – что такое ценность? Каково ее реальное отношение к объекту? Как появляются ценности? Какие существуют ценности? Существуют ли абсолютные ценности?

- Праксиология (от греч. praxis - практика) – раздел философии, анализирующий проблемы человеческой деятельности. Ее вопросы – что такое человеческая деятельность? Какова ее природа? Какую роль играет она в развитии человека?

- Социальная философия – философское рассмотрение общественной жизни. Ее вопросы – какова природа общественных законов? Насколько они точны? Каково соотношение материальных и духовных факторов в жизни общества? В чем смысл истории? Существует ли общественный прогресс?

- Логика - философская наука, анализирующая законы и особенности человеческого мышления. Ее вопросы – как возможно непротиворечивое знание о мире? Каковы основные законы человеческого мышления? Что необходимо для правильного мышления?

- Этика – философская наука о морали. Ее вопросы – почему и когда появляется нравственность? Что такое моральные законы? Насколько они вписываются в реальную жизнь? Что такое добро и зло? Каковы критерии добродетели?

- Эстетика – философская наука о прекрасном. Ее вопросы – что такое красота? Каковы ее критерии? Что такое возвышенное и чем оно отличается от низменного? Что такое комичное? Что такое трагичное? Какова природа эстетической чувственности человека?

Указанные дисциплины являются основными, но не замыкают круг философского знания. В философию также входят особые отрасли знания, анализирующие фундаментальные проблемы конкретных наук (напр., философия физики, философия математики, философия истории, философия биологии, философия химии, философия техники, философия экономики, философия политики).

3. Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи, выражается в ее функциях. Среди множества функций выделим наиболее важные.

Мировоззренческая функция философии состоит в способности философии оказывать влияние на формирование картины мира - как отдельного человека, так и общества в целом, что в свою очередь определяет весь ход дальнейших ходов мысли, а также жизненную и культурную позицию,

Познавательная функция философии выражается в значении философии как набора универсальных принципов мышления в познании мира. Именно философия очерчивает границы известного знания и намечает общие пути его дальнейшего приращения.

Методологическая функция философии заключается в способности философии быть общенаучной основой для естественных, гуманитарных и технических наук. Это находит выражение в том, что исходные философские принципы трансформируются в общенаучные методы, а также методы конкретных наук.

Критическая функция философии состоит в том, что она постоянно подвергает критике, рациональному переосмыслению сложившиеся системы знаний и представлений, заставляя каждый раз смотреть на известную информацию, как с позиций древнейших основ знания, так и с новых перспективных моделей понимания мироздания.

4. Значение философии в системе культуры является следствием ее функций.Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, политика, искусство, религия.

Философия и наука. Несмотря на то, чтофилософия представляет собой область теоретического знания, в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр., современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки, - все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия, как уже было рассмотрено, исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи, философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремится к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения), одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.

Философия и религия. Религиозная и философская картины мира во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит понятие «Бог», бытие которого, несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.

Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности, и философия, и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир, как невыразимый, полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.

Философия и политика. И философия и политика выступают не только сферами духовной жизни общества, но и имеют стремление к активному переустройству общественной жизни. Различие между ними состоит в том, что философия в ее морально-нравственном и социально-философском аспекте является сферой выработки общих стратегических задач для политики. Мир политики в сравнении с философскими проблемами предстает как мир, динамично изменяющийся и радикально пересматривающий общечеловеческие ценности. Сохранение последних в этой связи и является задачей философии. Другой вопрос – насколько представители искусства, политики, науки готовы обращаться к философскому знанию?

Рекомендуемая литература к лекции

1. Мамардашвили, М.К. Введение в философию / Философские чтения. - М.: Слово, 2001.

2. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2001.

3. Радугин, А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

4. Миронов, В.В., Иванов, А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2001.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

6. Вайнгартнер, П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы философии. – 1996. - №5.

7. Основы философии: Учебник для вузов 7 ред. А.Н. Ерыгин. – 2-е изд. – М.: Дашков и Ко; Ростов н/Д: АкадемЦентр, 2008.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных