ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.Первая глава посвящена пропаганде в периодической печати (июнь 1941 – ноябрь 1941 гг.) и содержит следующие сюжеты: советская периодическая печать о начале войны, создание пропагандистских образов ВОВ и фронтовой печати. Вторая глава посвящена пропаганде в периодической печати с ноября 1941 – май 1945 гг.) и затрагивает такие темы, как: освещение военных действий в периодической печати и образ союзника.
Великая Отечественная война являлась не только широкомасштабным военным противостоянием, но и борьбой идеологий. И эта борьба требовала значительной моральной подготовки общества. Этой подготовкой в СССР и занимался пропагандистский аппарат, ещё шире развернувший свою деятельность на начальном этапе войны. Главной целью советской пропаганды в годы войны было воспитание в советском человеке моральных и идеологических основ для победы над фашизмом. Для достижения лучшего результата создавались пропагандистские образы, с помощью которых и осуществлялось влияние на население. Первым и самым важным образом, который очень скрупулёзно создавался аппаратом пропаганды и оттачивался на протяжении всей Великой Отечественной войны, стал образ врага. Основным инструментом его создания в народных массах стала периодическая печать. Для усиления ненависти к врагу и его деяниям, пресса зачастую использовала различные негативные эпитеты и метафоры. Всячески изображалась бездушность фашистов, склонность к насилию, варварство, т.е. качества, не присущие нормальным людям. Всё это делалось для того, чтобы ни один советский человек не мог даже в мыслях себе позволить какую-либо лояльность по отношению к немецким солдатам или возможность сдаться в плен. «Пусть каждый фашист будет живой мишенью» - так писал один из виднейших пропагандистов данного периода И.Эренбург[1]. К завершению войны работа пропаганды по формированию образа врага пошла на спад, поскольку менялись и цели советского руководства. Фашистская Германия была фактически разгромлена, и правительство больше интересовалось дальнейшим разделом мира на сферы влияния и ролью Советского Союза на мировой арене. Вторым важнейшим образом в советской пропаганде в период войны был образ патриота своей Родины. Этот образ являлся прямой противоположностью образу врага. Он начал проникать в сознание советских людей ещё в мирное время, но также получил наибольшее распространение именно в годы Великой Отечественной войны. Для создания этого образа, советские пропагандисты, вслед за партийными лидерами, обращались к героическому прошлому Отечества и к людям, которые это прошлое создавали. В выступлениях Сталина и Молотова появляются примеры, связанные с Отечественной войной 1812 года, когда на Россию также напали захватчики и получили жесткий отпор. Звучат призывы объединиться вокруг партии и народа, чтобы очистить Родину от иноземцев. Называются имена Суворова, Кутузова, Пожарского, Нахимова и других великих людей, которые являлись настоящими патриотами своей земли. Рассматриваемый образ стал гораздо шире, глубже и многограннее, чем образ врага, поскольку включал себя гораздо большее число качеств: сила, мужество, смекалка, воля, смелость, доброта, железная выдержка, ненависть к врагу и главное - патриотизм. Основной акцент делался на непреодолимое желание изгнать фашистских захватчиков с родной земли, защитить свою семью и спасти планету от всемирного зла. Даже немецкая пропаганда признавала успешность использования образа патриота советской стороной в годы войны. Формирование образа союзника в СССР происходило не так широко, как двух предыдущих образов, но и он сыграл немалую роль в советской пропаганде в данный период. Необходимо отметить, что дружественные отношения с союзниками всячески подчеркивались в печати: публиковались статьи об укреплении антигитлеровской коалиции, печатались поздравления от зарубежных политических деятелей, письма, выражающие восхищение сплоченностью и мужеством РККА и статьи, в которых говорилось о неизбежности совместной победы над фашизмом. В целом, можно отметить, что образ союзника в советской пропаганде был скорее вспомогательным, несмотря на позитивные отзывы о действиях союзников (особенно после открытия второго фронта), вклад их в общую победу считался несопоставимым с ролью СССР. Таким образом, можно сделать вывод, что советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны представляла собой огромный системный механизм, целями которого являлись идеологическое воспитание населения и развитие патриотизма у народных масс. Для достижения поставленных целей пропагандистским аппаратом в периодической печати было испробовано много методов, но не все они привели к однозначному успеху. Не стоит забывать о Русской Освободительной Армии генерала Власова, численность которой по различным данным варьировалась от 500 000 до 1 000 000 человек. Также за годы войны, несмотря на активную работу пропаганды, не раз возникал национальный вопрос и проблема предательства. В итоге, можно признать, что степень влияния советской пропаганды на людей была огромной, ею были охвачены все пласты населения и все национальности, но эффективность её не была стопроцентной на разных этапах войны.
[1] «Красная звезда» 12 февраля 1942 года.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|