ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Разработка конспекта учебного занятия по специальной дисциплине в форме технологической картыСправочно-информационный блок. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в учреждениях СПО/ВО и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с ФГОС. Технологическая карта представляет собой проект педагогического процесса в границах одной темы или урока. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку преподавателя к учебному занятию. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающихся по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность. Структура технологической карты включает: - название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; - цель освоения учебного содержания; - планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность, общие и профессиональные компетенции); - основные понятия темы; - технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); - контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы со студентами на занятии, согласовать действия педагога и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность вторых в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Технологическая карта позволяет педагогу: - реализовать планируемые результаты ФГОС; - определить компетенции, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; - системно формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции; - осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; - определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему уроков); - проектировать свою деятельность на семестр, курс посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; - освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает педагога от непродуктивной рутинной работы, - определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); - выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы; - решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); - соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт. - обеспечить повышение качества образования. Технологическая карта позволит администрации образовательных организаций СПО/ВО контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; - используются эффективные методы работы с информацией; - организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся; - обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Рассмотрим примеры шаблонов технологических карт. Схема 1 – Технологическая карта урока ФИО преподавателя: Дисциплина: Учебная группа: Курс: Тип урока: Вид урока:
Ход урока.
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока. Схема 2 – Технологическая карта с методической структурой урока
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, педагог будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа учебного занятия: 1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ): - соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию; - результативность решения дидактической задачи. 2. Содержание урока: - соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника. 3. Методы и средства обучения - соответствие приемов и методов обучения решению триединства дидактических, воспитательных и развивающих задач; - использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы). 4. Формы обучения: - соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока; - целесообразность использования предложенных заданий. 5. Результативность урока: - достижение цели и решение дидактических задач урока. 6. Практическая направленность урока: - практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения студентам; - организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента. 7. Самостоятельная работа обучающихся как форма организации учебной деятельности: - уровень самостоятельности студентов при решении дидактической задачи урока; - характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий); - взаимопомощь; - интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы обучающегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности. 8. Формирование ИКТ-компетентности: - применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся. 9. Структура урока: - соответствие структуры урока основной дидактической задаче. 10. Контрольно-оценочная деятельность: - использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий; - осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов; - ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся. 11. Педагогический стиль: - соблюдение норм педагогической этики. 12. Гигиенические требования: - температурный режим, проветривание аудитории, чередование видов деятельности, динамические паузы; - соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям; - соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ. Задание на практическую работу: 1. По рабочей программе дисциплины определить тему учебного занятия. 2. По календарно-тематическому плану выявить внутрипредметные и межпредметные связи, а также запланированные методы и средства обучения. 3. Оформить первый лист конспекта учебного занятия, проводимого в форме технологической карты, на котором следует указать учебное заведение, название учебного предмета, дату проведения занятия, аббревиатуру учебной группы, в которой проводится занятие, курс. В центре дается тема учебного занятия, ФИО преподавателя. 4. На втором и последующих листах зафиксировать конспект занятия в форме технологической карты. Конспект ведется в зависимости от типа, вида и структуры учебного занятия. 5. Оформить список литературы, которая использовалась при составлении конспекта. 6. Подготовить выводы по использованию технологической карты в учебном процессе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|