Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Карта заморских владений Франции




Форма государственного устройства. Франция – унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты делятся на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления: генеральные советы, избираемые населением сроком на 6 лет с обновлением состава наполовину каждые 3 года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом. В коммунах местная власть принадлежит муниципальным советам, избираемым населением на 6 лет. Муниципальные советы выбирают мэра.

Форма государственного правления – президентская республика. Конституция 1958 года в полной мере отразила отрицательное отношение её вдохновителя и идеолога генерала де Голля к парламентаризму. Свидетельством тому служат и содержание, и та последовательность, в которой она излагает структуру высших государственных органов страны. Структура этих органов открывается разделом II «Президент Республики», за ним следует раздел III «Правительство» и лишь затем раздел IV «Парламент». Такая последовательность разделов, посвящённых высшим органам государства, довольно точно отражает их место и роль в конституционном механизме Пятой республики.

 

Государственная и политическая система Франции

Ключевой фигурой в этом механизме является Президент, доминирующей ветвью власти – исполнительная власть. Вместе с тем, при отрицательном отношении к парламентаризму, авторы Конституции 1958 года не могли обойтись без того, чтобы не сохранить существенные элементы парламентского правления. Таким образом, Франция стала первой страной, в которой установилась смешанная, президентско-парламентская республика.

Высшие органы государственной власти Пятой республики строятся на основе принципа разделения властей. Но в отличие от президентской республики, где разделение властей носит жёсткий характер, разделение властей в смешанной республике осуществляется не столь жестко и характеризуется диффузийностью, т.е. взаимопроникновением властей.

Президент. Вершину в иерархии государственных органов Франции занимает президент, который согласно ст. 5 Конституции следит за соблюдением Основного закона страны, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей и преемственность государства, является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент Франции избирается на 5 лет прямым всеобщим голосованием с правом неограниченного переизбрания.

Правительство. Исполнительную власть во Франции наряду и совместно с президентом осуществляет правительство. Несмотря на тесную связь с президентом, правительство представляет собой отдельный институт, которому посвящен III раздел Конституции.

Правительство Франции формируется президентом. Глава государства по своему усмотрению назначает Премьер-министра и по его представлению других членов правительства, а также прекращает их полномочия. Будучи формально свободным в выборе Премьер-министра и других членов правительства, Президент вынужден поступиться этой свободой в случае, если парламентское большинство не подлежит его контролю. Правительство Франции может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством резидента, и в форме Кабинета министров, который состоит из членов правительства, в компетенцию которых входят рассматриваемые Кабинетом вопросы. Председательствует на его заседаниях премьер-министр. Наиболее важные вопросы рассматриваются на заседаниях Совета министров, менее важные на заседаниях Кабинета министров. По сравнению с актами Кабинета министров, акты Совета министров являются актами более высокого уровня. Первые подписываются премьер-министром и в случае необходимости контрассигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Вторые подписываются президентом и контрассигнуются ремьер-министром.

Парламент. Олицетворением законодательной ветви власти во Франции является общегосударственный представительный орган – парламент. Место и роль последнего в системе государственной власти Пятой республики во многом предопределили отрицательное отношение де Голля к парламенту и парламентаризму и явно неудачный опыт парламентской формы правления в период Четвёртой республики. Конституция 1958 года ввела безбрежный парламентаризм, характерный для Четвертой республики, в строго определенные рамки. Закреплённый ею конституционный статус парламента, позволяет говорить о Франции как стране рационализированного и дозированного парламентаризма.

Парламент Франции состоит из двух палат: Национального собрания – нижняя палата и Сената – верхняя палата. Каждая из палат имеет собственную резиденцию. Национальное собрание располагается в Бурбонском дворце, Сенат – в Люксембургском дворце.

Национальное собрание состоит из 579 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования и представляющих все департаменты и заморские территории пропорционально численности их населения. При выборах депутатов используется мажоритарная система выборов. Победителем считается тот кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов. Если в первом туре победитель не выявился, проводится второй тур, в который выходят все кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от общего числа избирателей. Победитель второго тура определяется по мажоритарной системе относительного большинства. Кандидат в депутаты идет на выборы вместе со своим заместителем, фамилия которого также печатается в бюллетене. В случае досрочного прекращения полномочий депутатом его место в Национальном собрании занимает его заместитель.

Требования к кандидату в депутаты довольно либеральны. Кандидату необходимо достичь 23 лет, обладать избирательным правом и внести залог в 1 тыс. франков.

В состав Сената входит 321 сенатор. Сенаторы избираются сроком на 9 лет путём косвенных выборов специальной избирательной коллегией. В состав последней входят депутаты нижней палаты парламента, члены региональных и генеральных советов и представители муниципальных советов. Всего в избирательную коллегию входит около 108 тыс. выборщиков. Голосование членов избирательной коллегии происходит в главном городе департамента. От каждого департамента избирается не менее 2 сенаторов. При выборах сенаторов используется смешанная система. В 13 наиболее крупных департаментах, избирающих от 5 и более сенаторов, используется пропорциональная система. По этой системе избирается 69 сенаторов. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

Кандидат в сенаторы должен быть не моложе 35 лет. Сумма денежного залога претендента на место в Сенате составляет 2 тыс. франков.

Каждые три года Сенат обновляется на 1/3 своего состава.

Депутаты и сенаторы обладают индемнитетом и иммунитетом. При этом под «парламентским индемнитетом» понимают привилегию депутата на свободные выступления и голосования в парламенте. Это означает, что он не несет ответственности за любые действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей. И даже после того, как депутат перестаёт быть членом парламента, никто не может привлечь его к ответственности за эти действия. Мандат депутата носит свободный характер. Парламентарии работают на постоянной основе. Совмещение депутатского мандата с иного рода деятельностью, за исключением преподавательской, не допускается.

Избирательная система. Как и в каждом государстве имеется активное избирательное право и пассивное избирательное право. Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими пра вами. К избирателям применяются требования ценза оседлости – не менее шестимесячного срока. Избирательная правоспособность французских граждан устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Избирательный список является постоянным; он составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно пересматривается в течение довольно длительного времени с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Голосование осуществляется лично, один избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за границей. В этих случаях голосование проходит в посольствах или в приграничных департаментах.

Политические партии. Франция, наряду с Великобританией, является родиной современных политических партий и имеет вековые традиции плюрализма и свободомыслия.

В послевоенный период в политической жизни страны конкурировали две основные политические доктрины – голлистская и социалистическая, институциональными проводниками которых соответственно были правоцентристские политические организации и социалистическая партия.

Социалистическая партия, Parti Socialiste, PS. Левоцентристская французская политическая партия, правящая партия во Франции с 2012 года. Идеологически близки социал-демократические принципы. В своей явно социал-демократической предвыборной программе победитель президентских выборов во Франции 2012 года от Социалистической партии Франсуа Олланд обещал помогать малым и средним предприятиям, поддерживать развитие высоких технологий, защищать и развивать те предприятия, которые уже находятся в общественной собственности, повысить налоги для богатых французов, построить около 2 с половиной миллионов временных, социальных и студенческих мест жительства, реформировать систему здравоохранения, разрешить эвтаназию, разрешить однополым парам вступать в брак и усыновлять детей, создать 150 000 рабочих мест, улучшить систему образования, разрешить иностранцам голосовать на региональных выборах, начать новый этап децентрализации и вывести французских солдат из Афганистана.

«Национальный фронт», Front National, FN. Длительное время считалась ультраправой. Правоконсервативная националистическая политическая партия во Франции. Основана в октябре 1972 года французским политиком Жаном-Мари Ле Пеном. Создание партии было связано с поиском альтернативного пути власти социалистов. На парламентских выборах 2012 года партия получила два места в парламенте. А после выборов в Сенат в 2014 году – 2 места в Сенате. В 2015 году партию также представляли 26 мэров городов, в числе которых город Марсель.

С 15 января 2011 года (получив на выборах главы 2/3 голосов) по настоящее время президентом партии является дочь Жана-Мари Ле Пена – Марин Ле Пен.

Среди основных положений политической программы «Национального фронта» в общих чертах следующие:

- прекращение дальнейшей иммиграции из неевропейских стран и ужесточение требований при получении французского гражданства;

- возврат к традиционным ценностям: ограничение абортов, поощрение многодетных семей, сохранение французской культуры;

- проведение протекционистской политики, поддержка французских производителей, мелкого и среднего бизнеса через снижение налогов;

- борьба с сегментацией общества на национальные и религиозные общины, утверждение светского начала;

- обсуждение возвращения смертной казни;

- снижение возраста уголовной ответственности с 18 до 15 лет;

- восстановление примата национального законодательства над европейским, пересмотр договоров с Евросоюзом и выход из НАТО;

- противодействие процессам глобализации, евроинтеграции, большая степень независимости страны от Евросоюза и международных организаций и др.

В 2014 году партия выступила в поддержку действий РФ в ходе Крымского кризиса, а в конце ноября Марин Ле Пен назвала В.В. Путина «защитником христианского наследия европейской цивилизации», заявив, что Украина «покорена» Соединёнными Штатами. Представители «Национального фронта», в частности депутат Европарламента Жан-Люк Шаффхаузер, осенью 2014-го поддерживали самопровозглашённые ЛНР и ДНР, наблюдая за непризнанными Киевом выборами руководителей этих образований на Донбассе, а в мае 2015 года советник главы партии Эммануэль Леруа побывал на праздновании годовщины образования самопровозглашённой ДНР в Донецке. Партия и её руководство выступают против антироссийских санкций: «Санкции против России нежелательны и контрпродуктивны. Они отдаляют Россию от Европы, подталкивают её в сторону Китая и её торговлю в сторону Азии. Хотя очевидно, что в наших интересах наращивать торговые отношения с Россией» (М. Ле Пен).

Кроме крайне правой партии «Национальный фронт» в правом секторе есть и такие правые партии, как Республиканцы, Движение за Францию. В левом секторе, кроме социалистической партии, следует отметить леволиберальную Радикальную левую партию, партию «Европа. Экология. Зелёные». К центристским партиям Франции политологи относят «Демократическое движение» либерального толка, Союз демократов и независимых, старейшую политическую партию под названием Радикальная партия, социал-либеральную партию Новый центр, реформистскую партию Современные левые.

Есть во Франции и автономистские региональные партии, выступающие за предоставление автономии своим регионам: Партия корсиканской нации, Свободная Корсика, левоцентристская партия за независимость Бретани Бретонская партия, Окситанская партия, Движение Савойского региона.

Судебная система Франции основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий. Она многоступенчата, и её можно разделить на две ветви – саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьёй единолично. Но при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты – по гражданским делам и исправительный суд. Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции – офицеров МВД, военной жандармерии и т. д. Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды. Наверху системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей, которые подчинены министру юстиции.

Историческая справка

Из множества периодов развития истории Франции можно выделить: Кельтский период, период Римской Галлии, Франкское государство Меровинги (481 – 751) и королевство Хлодвига, Каролинги (751 – 987) и империю Карла Великого, Династия Капетингов (987 – 1328), Династия Валуа (1328 – 1589), Династия Бурбонов (1589 – 1792, 1814 – 1848), Великая французская революция, период Консульства и Первой империи (1799 – 1814), период Реставрации (1814 – 1830), Июльская монархия (1830 – 1848). Вторя республика (1848 – 1852), Вторая империя (1852 – 1870), Третья республика и Парижская комуна (1870 – 1940), Вторя мировая война, Четвёртая республика (1946-1958), Пятая республика (с 1958 года по наст. время).

Для сохранения колониальных владений Франция вела кровопролитную неудачную войну в Индокитае (1946 – 1954). И в итоге была вынуждена предоставить в 1954 году независимость Лаосу и Камбодже. Затем в Африке в 1956 году – Марокко и Тунису. Но наиболее жестокой стала война Франции против национально-освободительного движения в Алжире (1956 – 1962).

История Пятой республики начинается в 1958 году, когда в Алжире произошёл мятеж военных во главе с генералом Жаком Массю, которые требовали передачи власти де Голлю. 1 июня 1958 года де Голль сформировал новое правительство. В том же году на референдуме была принята конституция Пятой Республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом был избран де Голль. К 1960 году в обстановке распада колониальной системы получила независимость большая часть французских колоний в Азии и Африке. После обретения Алжиром независимости профранцузским алжирцам разрешили переселиться во Францию, где они составили стремительно растущее мусульманское меньшинство.

Массовые волнения молодёжи и студентов в 1968 году, вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому государственному кризису. В 1969 году Шарль де Голль был вынужден уйти в отставку. После него сменилось четыре президента, и в 2007-ом при беспрецедентно высокой явке избирателей 85%. президентом был избран Николя Саркози.

Франция один из лидеров Европейского союза, процесса общеевропейской интеграции, но в мае 2005 на референдуме по Европейской конституции 54,8% французов проголосовало против её принятия. 6 мая 2012 года в результате второго тура президентских выборов 24-м президентом Франции был избран кандидат от Социалистической партии Франции Франсуа Олланд. В апреле 2013 года в стране были легализованы однополые браки. 13 ноября 2015 года поздно вечером в Париже произошла первая террористическая атака возле стадиона «Стад де Франс» в Сен-Дени, затем расстрел посетителей нескольких ресторанов, а также бойня в концертном зале «Батаклан», где около 100 человек были захвачены в заложники. На 20 ноября 2015 года было известно о 130 погибших и более чем 350 раненых, из них 99 в критическом состоянии. Жертвами стали в основном молодые люди от 20 до 30 лет.

 

Внутренняя политика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных