ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Новые формы органических (адаптивных) структур управленияСтруктуры, о которых пойдет речь, по существу являются новыми разновидностями проектной и матричной структур. Новые, современные формы этих двух типов структур вызваны к жизни необходимостью поиска оптимальных вариантов управления в зависимости от разнообразных конкретных условий. К таким условиям относятся целевая стратегия фирмы, размер фирмы, виды выпускаемой продукции, характер производства (серийный или массовый), географическое расположение, политические и общественные факторы. Групповая (бригадная) организационная структура представляет собой рабочий центр, имеющий «ячеистую» структуру. В обычном производственном центре работы выполняются в конвейерном режиме на основе функционального разделения труда (обработка, сборка и т. д.). Каждый работник в зависимости от своей специализации выполняет один или два вида операций. При ячеистом построении рабочего центра необходимый набор техники сосредоточен в одном месте, вся бригада принимает участие в производстве продукта от начальной до конечной стадии. Эта структура производства имеет ряд существенных достоинств: работник участвует, в производстве от начала до конца. Он воспринимает продукт как результат своего собственного труда; работник овладевает различными профессиями и навыками, иначе он не сможет быть полезным в бригаде; в этой структуре нет таких жестких регламентации, как в функциональном отделе. Бригадная структура более эффективна. Она позволяет сокращать время на перемещение из одного цеха (отдела) в другой и более оперативно решать возникающие проблемы. Почти все западные корпорации включают в свои организационные структуры такие автономные центры. Этот подход к производственно-управленческой организации наиболее характерен для японских фирм. В практике управления широко известен опыт японских кружков качества. Это бригадная форма работы, в которой все подчинено не просто выпуску продукта, но идее его качества, высоких потребительских свойств. В группе часто устраивается коллективное обсуждение лучших способов выполнения работы, поощряется изобретательская инициатива всех ее членов. Причем такие совещания проводятся не только и рабочее время, но и во время отдыха, что способствует укреплению дружеских связей. Разновидностью групповых организационных структур являются так называемые бизнес-центры. Они особенно часто используются в американских корпорациях, например в ИБМ, «Дженерал Моторс», и др. Как правило, такие команды насчитывают от 5—7 до 20—25 человек, работают по принципу проектных групп, несут полную ответственность за достижение поставленных целей, полностью распоряжаются выделенными под проект финансами. Главная задача этих групп—получение прибыли. Организационная структура по принципу рынка - это такое внутрифирменноепостроение, в котором связь между подразделениями основывается на чисто экономических отношениях купли-продажи. Автор этой модели управления — американский ученый Дж. Форрестер. По его мнению, в фирме должна существовать конкуренция между ее подразделениями, поскольку она способствует развитию прогресса. Центры коммерческих расчетов в такой структуре выполняют коммуникативные функции между отделами. Венчурные организации. Современными модификациями проектных (программно-целевых) организационных структур являются венчурные и инновационные. Оба эти названия в определенной степени являются синонимами. Английское слово «venture» означает «рискованное дело», «рискованное предприятие». Как правило, рискованное дело в бизнесе связано с разработками инноваций, т. е. принципиально новых технологий, товаров или услуг. Во всех странах с развитой рыночной экономикой большие фирмы создают такие структуры. Исследования показывают, что Это наиболее перспективный путь мобильного реагирования на быстро меняющиеся условия рынка. Характерными особенностями венчуров являются: - рисковый бизнес, т. е. предприниматель выбирает совершенно новый, никем ранее не разработанный (инновационный) объект и рискует своим капиталом или взятыми взаймы финансовыми средствами на его разработку. В случае успеха предприниматель может получить высокие или сверхвысокие прибыли; - разработка и доведение продукта до выпуска в наукоемкой венчурной фирме происходит значительно быстрее (в одну третью, а часто и в два-три раза), чем в функциональных отделав больших фирм, корпораций. Это объясняется двумя причинами: собранностью и направленностью деятельности ее маленького коллектива и специфическим подходом таких организаций к выбору инновационного объекта. В венчурной фирме, как правило, разрабатываются проекты, дающие быструю отдачу. Все подчиняется рационализму, ориентации на конечный продукт. Один из лозунгов венчура — «Если ты сегодня не готов к решению крупной проблемы, решай задачи, которые в настоящий момент тебе по силам»; - венчурная фирма, как и весь малый бизнес, обладает большой маневренностью в мире бизнеса. Будучи самостоятельной организацией, она имеет возможность быстро менять схемы, способы и приемы работы; - очень важными, прямо соотносящимися с названием «венчур», являются такие черты предпринимателя (владельца, руководителя, менеджера), как предприимчивость, напористость, смелость, азартность в риске, азартность в «борьбе» с конкурентами и антрепренерство. Последнее означает умелое координирование деятельности всех звеньев венчурной организации. Отдача от успешно действующих в малом бизнесе венчуров настолько велика, что руководители больших фирм и корпораций часто ищут в них союзников, заключают договоры-заказы на выполнение инновационных проектов, оказывают финансовую помощь и пр. Второй путь — перенесение положительного опыта венчурных групп и создание внутри фирмы соответствующих инновационных подразделений. Инновационные структуры в крупных фирмах (корпорациях) имеют несколько разновидностей в зависимости от ряда факторов: значимости разрабатываемых проектов, их целевой направленности и сложности, а также от степени формализации и самостоятельности деятельности. В том случае, если инновация имеет стратегическую значимость для фирмы, но в данный момент совсем не связана с основным производством, может быть создано специализированное подразделение. Оно, как правило, занимается разработкой нового продукта, выход на рынок с которым может принести большие прибыли. В случае успеха такое подразделение преобразовывается в самостоятельный отдел. В стратегию высшего управления корпорации входит и развитие таких инноваций, значимость которых еще не определена, но в перспективе они могут понадобиться фирме. В таком случае создаются микроотделы рискованных инициатив. Они немногочисленны (не более 2— 5 человек). Работают эти группы исследователей с большой степенью свободы, но имеют обязательное ограничение — уложиться в выделенный бюджет и сроки разработки. Корпорации уделяют внимание и инновациям, которые не имеют стратегической важности для фирмы. Такие микроидеи способствуют усовершенствованию отдельных производственных процессов. Фирмы широко практикуют контрактные отношения с авторами таких идей. Для связи новых структур с традиционными функциональными отделами и другими службами в фирме часто создаются посреднические центры. Это — независимые группы экспертов. Они обладают информацией, с одной стороны, об особенностях создаваемого продукта, а с другой — о его потенциальном потребителе или пользователе, помогают в установлении связей между ними и пр. В фирме, таким образом, действует целый узел адаптивных, венчурных и инновационных структур, гарантирующих эффективность ее работы и стойкость в конкурентной борьбе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|