Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Совершенствование организационных структур управления




В западной литературе термин «совершенствование структур», как правило, не употребляется. Это понятие передается более нейтральными словами типа: изменения структуры, замена структуры, выбор, интегрирование структуры.

Изменения и замены в сфере управленческих структур в деловом мире происходят постоянно и это одна из главных характеристик менеджерской деятельности в любой организации. Главными рычагами перемен явля­ются научно-технический прогресс и конкуренция.

В последние десятилетия в связи с возросшей интегра­цией организационные структуры в фирмах и корпораци­ях стали неустойчивыми и недолговечными. Раньше они не менялись в течение нескольких поколений. Теперь же, как утверждают исследователи-практики западного бизнеса, не успеет компания провести крупную реоргани­зацию, как возникает необходимость в новой.

В среднем корпорации, фирмы США, Западной Евро­пы и индустриальных стран Востока меняют управленче­ские структуры каждые 3—5 лет. Известны случаи, когда руководители крупных фирм отказывались публиковать сведения об организационных структурах, ссылаясь на неизбежность устаревания информации.

Формы, методы и способы реорганизации управленче­ских структур многообразны. В целом их можно свести к нескольким направлениям:

- совершенствование структур за счет внутренних упрощений;

- замена структур механистического типа на адаптивные;

- интегрирование органических структур в существующую механистическую;

- создание конгломератов;

- формирование структур будущего — модульных и атомистических организаций.

Совершенствование структур за счет их упрощения. Оно осуществляется путем превращения линейных структур в более плоские за счет сокращения числа уровней управления. Последнее чаще всего достигается децентрализацией управления, делегированием полномочий на более низкие уровни управления.

Масштабы таких реорганизаций могут быть настоль­ко значительными, что их можно в полном смысле на­звать революционными. Примером может служить де­централизация известной корпорации «Дженерал Моторс», осуществленная в 20-е гг. Альфредом П. Слоуном. Такой же реорганизации подверглись и ряд крупных корпораций: «Дженерал Электрик», «Дюпон» и др. Упрощение структуры в корпорациях также осуществляется путем сокращения штабных отделов (или числа их работ­ников), уменьшения количества дивизиональных подраз­делений или замены сложной структуры более простой. Так, некоторые фирмы, особенно не очень большие, отка­зываются от матричной структуры из-за ее сложности и переходят на линейно-функциональные.

Понятие «упрощение структуры» в определенной сте­пени зависит от внешних, временных, пространственных условий, в которых работает фирма. То, что для одной фирмы считается простой структурой, для другой может быть сложной. И даже для одной фирмы в разные перио­ды ее развития одна и та же структура может оказаться простой или, наоборот, сложной. В качестве примера можно привести «Дженерал Моторс», которая в 1984 г., спустя 60 лет после слоуновской децентрализации, реорганизовала часть своей структуры, сделав ее более централизованной. Реорганизация произошла за счет сокращения количества отделений, производящих разные виды автомобилей, с пяти до двух.

Замена структур механистического типа на адаптивные. Это наиболее радикальный путь реорганизации структур управления. Его избирают в критические для фирмы моменты, при угрозе ее жизнеспособности. Для осуществления такой реорганизации нужен сильный лидер с командой. Типичным примером является реорганизация, проведенная известным м­неджером США Ли Якоккой в корпорации «Крайслер»,когда в 1978 г. он стал президентом компании.

Интегрирование (создание) различных форм органических структур внутри механистической структуры. Это создание венчурных, инновационных отделов, бизнес-центров, бригадных структур, экспертных групп и пр. Со­временный менеджмент в развитых странах считает та­кие преобразования первейшим условием обеспечения эффективной деятельности фирмы.

Создание конгломератной структуры. Понятие «конгломерат» означает сочетание разнородных элемен­тов. Конгломератную структуру может иметь фирма, если ее отделы построены по разным признакам, например, в одном используется функциональная структура, в дру­гом— дивизиональная по территориальному принципу, в третьем — матричная и т. д. Однако чаще всего конгломератами являются гигантские корпорации, включающие десятки почти самостоятельных фирм, предприятий. Вы­сшее руководство такой корпорации, как правило, сохраняет за собой функцию управления финансами.

Большинство конгломератов возникает не столько за счет внутреннего роста, сколько за счет слияний и погло­щений других фирм. Примерами могут служить такие гиганты, как «Ай Ти Ай», «Оливетти», «Самсунг», «Пепсико» и др.

Руководство конгломерата дает возможность каждой фирме, входящей в его состав, выбрать свою организационную структуру. В случае неэффективной работы какой-нибудь фирмы ее можно продать без ущерба для организации в целом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных