Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Беседа и рассказ учителя о писателе.




Учитель. Сегодня мы будем читать новое произведение этого писателя, но, чтобы вы лучше поняли его смысл и то, зачем Паустовский его написал, я сообщу вам новые сведения из жизни писателя.

Свое детство будущий писатель провел с бабушкой и дедушкой на Украине. У деда была богатая военная биография, поэтому он много и очень живо рассказывал внуку о войне. Рассказы свои оживлял легендами и сказками, которых знал очень много. Множество народных преданий мальчик слышал также и от своей бабушки.

А когда Паустовский стал взрослым, он сам близко узнал, что такое война: в Первую мировую служил санитаром полевого санитарного поезда, а в Великую Отечественную войну был военным корреспондентом.

Там, на фронте, он и написал свое произведение, – сказку «Теплый хлеб». Почему он взялся писать именно сказку и почему написал именно такую, нам и предстоит понять.

Да и можно это произведение назвать сказкой? Об этом мы и поговорим, когда прочитаем текст.

Знакомство с содержанием произведения.

(Чтение проводится по смысловым частям, которые заранее следует выделить учителю).

1 часть.«Знакомство с героями». (От начала и до слов: «Да ну тебя! Надоела!», на стр.138.)

2 часть.«Возмущенная природа». (От слов: «Зима в тот год стояла теплая», стр.138 и заканчивая словами: «…они трещали и лопались», стр.140).

3 часть. «Рассказ бабушки». (От слов: «Бабка, плача, сказала Фильке…» стр.140 и заканчивая словами: «- Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих», стр.142.

4 часть.«В доме у Панкрата» (от слов: «Ночью он слез с печи», стр.142, и заканчивая словами: «…натянут рукавицы да возьмутся за ломы», стр.145.)

5 часть. «Потепление» (От слов: «В морозные дни солнце восходит багровое…», стр.145 и заканчивая словами6 «…хоть кусочек этого чудесного хлеба», стр.148.

5 часть.«Прощение». (От слов «На следующее утро…», стр.148 и до конца)

На данном уроке следует проработать первые три части. После прочтения каждой из них проводится беседа по содержанию, выясняется смысл непонятных слов. В беседе используются следующие вопросы и задания.

1 часть.

1. С какими героями знакомит нас писатель? Почему он так подробно знакомит рассказывает о каждом из них в начале повествования7

2. Каким вы представляете себе коня? Какими словами автор рассказывает о нем?

(«Раненый», «терпеливо возил», «помогал», «ходил побираться», «общественный», «пострадал от врага» и т.д.)

3. Перечитайте абзац о мельнике. Как автор рисует его портрет и характер?

(«пыль навеки въелась», «лежала серой коркой», «быстрые глаза», «сердитый старик», «скорый на работу», «вылечил коня», «ребята считали его колдуном».)

4. Что вы можете сказать о Фильке и о его характере по первому представлению об этом герое? Какими словами характеризует его автор?

(«Молчаливый», «недоверчивый», «отвечал сердитым басом», «неласковость», «отворачивался и бормотал»»).

5. Как характеризует Фильку его речь?

6. Какие слова в тексте вам встретились со «звездочкой» (*)? Найдите им объяснение в словаре.

Словарь

«ватник» - стеганая ватная куртка или безрукавка;

«картуз» - мужской головной убор с козырьком;

«жерди» - длинные палки;

«плотина» - насыпь, преграждающая насыпь для подъема уровня воды.

2 часть.

1. Что вас поразило в этой части? Почему?

2. Какое впечатление произвел на вас Филькин поступок? Какие чувства вы испытали?

3. Вам жалко было Фильку, когда он попал в бурю? Почему?

3 часть.

1. Почему бабушка рассказала Фильке историю о солдате? Как можно назвать то, что она рассказала?

2. Похожа ли бабушкина история о солдате на рассказ о Филькином поступке? Чем? Докажите примером.

3. Как вы поняли значение слов, записанных возле «звездочки» (*)?

Словарь

«баталия» - сражение, битва;

«камердинер» - слуга;

«пурга» - сильная вьюга, снежная буря.

4. А как вы объясните смысл, заключенный в выражениях:

«от злобы людской»

«от охлаждения сердца»

«поправит дурной человек свое злодейство»

«сразу кровь остановится»

5. Как воспринял Филька бабкин рассказ? Найдите доказательные слова в тексте. - («Филька тоже заплакал от страха», «Филька… весь трясся и слушал причитания бабки», «хрипло спросил Филька», «Чего же теперь делать, бабка? – спросил Филька из-под тулупа. – Неужто помирать?», «А как его исправить? – спросил всхлипывая, Филька»).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных