ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественный анализ прочитанной части.Учитель Итак, есть ли в прослушанном вами отрывке что-либо сказочное, чудесное, фантастическое, или продолжается изображение реальной жизни? Дети – Здесь говорится о чудесном зеркальце - Этот элемент взят из волшебной сказки: «Свойство зеркальце имело: говорить оно умело» Учитель. А если убрать зеркальце из повествования, что останется в нем от сказки? Ученик. Больше ничего, все остальное похоже на реальную жизнь. Учитель. И о чем же рассказывает автор? Как вы поняли? Ученик. Пушкин рассказывает о двух героинях: о новой царице и о царевне. Учитель Прочитайте, как описывает злую мачеху поэт: ее портрет и характер. (Дети читают: «Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива») Учитель. А теперь найдите описание мачехи в народной сказке. (Дети читают: «Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпетьне могла, когда кто-нибудь превосходил ее красотой») Учитель. А в какой сказке портрет мачехи более полный и яркий? Дети – В сказке Пушкина - В народной сказке сказано о ней кратко, а ее внешность выражена одним словом: «красивая» Учитель. А теперь найдите слова в народной сказке, где говорится, как отреагировала мачеха-королева на похвалу зеркальца. (Дети находят: «И она была довольна, так как знала, что зеркало говорит правду») Учитель А теперь сравните, как об этом рассказывает А.С.Пушкин: «И царица хохотать И плечами пожимать И подмигивать глазами И прищелкивать перстами, И вертеться подбочассь, Гордо в зеркальце глядясь») Дети – Александр Сергеевич Пушкин описывает поведение царицы подробно, - в жестах, движениях. - В народной сказке нет такого детального описания. - У Пушкина царица – это живой образ, а в народной сказке мачеха обрисована очень кратко и сухо. Учитель. А.С.Пушкин не только описывает подробно поведение царицы, он дает ей психологическую характеристику. Прочитайте дальше, как она себя ведет, когда услыхала похвалу зеркальца в адрес молодой царевны. («Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет») Дети – Здесь автор также выводит образ царицы в подробных деталях. - Пушкин дает выразительную характеристику мачехи. Учитель. – А как вы думаете, зачем? Почему не ограничивается сухим и кратким сообщением, как это мы видим в народной сказке, а вслед за описанием красивой внешности царицы так красноречиво и подробно, в деталях описывается ее поведение? Дети – Наверное затем, чтобы внешнюю красоту противопоставить внутренним качествам ее души. - Автор показал, что за красивой внешностью скрывается коварство и злоба, зависть – самые отрицательные черты характера человека. - И даже по речи мачехи, обращенной к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве, грубости этой женщины. - Но самое отвратительное, что показал Пушкин в этом образе, это о, что мачеха готова даже а убийство. - Автор также показал, что внешность порою бывает обманчивой, а красота остинная не только во внешности. Учитель. А в чем жеистинная красота? Автор говорит нам об этом? Ученик – Да, он показал нам это в образе молодой царевны. Учитель Найдите в тексте: Пушкин так же подробно описывает царевну, как и ее мачеху? Ученик – Нет. О ней говорит он крастко: «Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого» Учитель. Красота человека выводится автором так, как понимал ее народ: одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни одобрения, ни уважения. Настоящая ценность человека, в народном представлении, - это кроткий нрав, т.е. незлобивый, добрый, смирный характер. А сейчас прочитаем следующий отрывок и посмотрим, кого еще показывает Пушкин в противовес злой и коварной царице. (Дети самостоятельно прочитывают текст, заканчивая словами: «Легче будет умереть», После чего отвечают на вопрос учителя) Дети – В противоположность злой и жестокой мачехе-царице, автор показывает образ простой сенной девушки-служанки. - Чернавка, хотя и не посмела ослушаться своей госпожи, была очень доброй, поэтому отпустила царевну, пожалев ее. - Чернавка в душе любила девушку, поэтому «Не убила, не связала, Отпустила и сказала: Не кручинься, Бог с тобой» Учитель А в немецкой сказке кто отводит девушку в лес? Ученик. Ее отводит егерь. Он также жалеет бедную Белоснежку, отпускает ее. Учитель. И егерь и Чернавка – простые люди, они показаны в сказках намного добрее, человечнее своих господ, - даже рискуя получить жестокое наказание от своей хозяйки, совершают благородный поступок. Домашнее задание. (Прочитать сказку до конца. Отметить в тексте слова, предложения, которыми Пушкин рассказывает о молодой царевне. Продолжить сравнение пушкинской сказки с народной)
Ой урок. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|