Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественный анализ прочитанной части.




Учитель Итак, есть ли в прослушанном вами отрывке что-либо сказочное, чудесное, фантастическое, или продолжается изображение реальной жизни?

Дети – Здесь говорится о чудесном зеркальце

- Этот элемент взят из волшебной сказки: «Свойство зеркальце имело: говорить оно умело»

Учитель. А если убрать зеркальце из повествования, что останется в нем от сказки?

Ученик. Больше ничего, все остальное похоже на реальную жизнь.

Учитель. И о чем же рассказывает автор? Как вы поняли?

Ученик. Пушкин рассказывает о двух героинях: о новой царице и о царевне.

Учитель Прочитайте, как описывает злую мачеху поэт: ее портрет и характер.

(Дети читают:

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»)

Учитель. А теперь найдите описание мачехи в народной сказке.

(Дети читают:

«Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпетьне могла, когда кто-нибудь превосходил ее красотой»)

Учитель. А в какой сказке портрет мачехи более полный и яркий?

Дети – В сказке Пушкина

- В народной сказке сказано о ней кратко, а ее внешность выражена одним словом: «красивая»

Учитель. А теперь найдите слова в народной сказке, где говорится, как отреагировала мачеха-королева на похвалу зеркальца.

(Дети находят:

«И она была довольна, так как знала, что зеркало говорит правду»)

Учитель А теперь сравните, как об этом рассказывает А.С.Пушкин:

«И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочассь,

Гордо в зеркальце глядясь»)

Дети – Александр Сергеевич Пушкин описывает поведение царицы подробно, - в жестах, движениях.

- В народной сказке нет такого детального описания.

- У Пушкина царица – это живой образ, а в народной сказке мачеха обрисована очень кратко и сухо.

Учитель. А.С.Пушкин не только описывает подробно поведение царицы, он дает ей психологическую характеристику. Прочитайте дальше, как она себя ведет, когда услыхала похвалу зеркальца в адрес молодой царевны.

(«Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет»)

Дети – Здесь автор также выводит образ царицы в подробных деталях.

- Пушкин дает выразительную характеристику мачехи.

Учитель. – А как вы думаете, зачем?

Почему не ограничивается сухим и кратким сообщением, как это мы видим в народной сказке, а вслед за описанием красивой внешности царицы так красноречиво и подробно, в деталях описывается ее поведение?

Дети – Наверное затем, чтобы внешнюю красоту противопоставить внутренним качествам ее души.

- Автор показал, что за красивой внешностью скрывается коварство и злоба, зависть – самые отрицательные черты характера человека.

- И даже по речи мачехи, обращенной к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве, грубости этой женщины.

- Но самое отвратительное, что показал Пушкин в этом образе, это о, что мачеха готова даже а убийство.

- Автор также показал, что внешность порою бывает обманчивой, а красота остинная не только во внешности.

Учитель. А в чем жеистинная красота?

Автор говорит нам об этом?

Ученик – Да, он показал нам это в образе молодой царевны.

Учитель Найдите в тексте: Пушкин так же подробно описывает царевну, как и ее мачеху?

Ученик – Нет. О ней говорит он крастко:

«Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого»

Учитель. Красота человека выводится автором так, как понимал ее народ: одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни одобрения, ни уважения. Настоящая ценность человека, в народном представлении, - это кроткий нрав, т.е. незлобивый, добрый, смирный характер.

А сейчас прочитаем следующий отрывок и посмотрим, кого еще показывает Пушкин в противовес злой и коварной царице.

(Дети самостоятельно прочитывают текст, заканчивая словами:

«Легче будет умереть»,

После чего отвечают на вопрос учителя)

Дети – В противоположность злой и жестокой мачехе-царице, автор показывает образ простой сенной девушки-служанки.

- Чернавка, хотя и не посмела ослушаться своей госпожи, была очень доброй, поэтому отпустила царевну, пожалев ее.

- Чернавка в душе любила девушку, поэтому «Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

Не кручинься, Бог с тобой»

Учитель А в немецкой сказке кто отводит девушку в лес?

Ученик. Ее отводит егерь. Он также жалеет бедную Белоснежку, отпускает ее.

Учитель. И егерь и Чернавка – простые люди, они показаны в сказках намного добрее, человечнее своих господ, - даже рискуя получить жестокое наказание от своей хозяйки, совершают благородный поступок.

Домашнее задание.

(Прочитать сказку до конца. Отметить в тексте слова, предложения, которыми Пушкин рассказывает о молодой царевне.

Продолжить сравнение пушкинской сказки с народной)

 

Ой урок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных