Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антропогония в религиозно-мифологическом мировоззрении карачаевцев и балкарцев




Каракетов Мурат Джатдаевич
доктор исторических наук, ведущий сотрудник Отдела Кавказа ИЭА РАН

Представления карачаевцев и балкарцев о сотворении человека занимают ключевую, наряду с образующими элементами вселенной, позицию в их явной и эзотерической сторонах ритуала. Обнаружение этой мировоззренческой позиции данных народов выявляется при исследовании, например, магических обрядов, связанных с болезнями людей и животных, в основном домашних, а также растений, т.е. тех, от кого зависела жизнедеятельность людей.

Существенный ориентир карачаево-балкарской мифологии – неразрывность первотворения: в ней процесс творения Верховным богом Тейри мира и объектов, его составляющих, окончателен и не может быть подвергнут изменению другими божествами. Демиург создал все необходимые условия для нормального существования людей, дал им способности добывать огонь и изготовлять железные предметы.

Богоборческий мотив в этом случае неактуален. Он проявляется в борьбе культурных героев не против небесных, изначально и вечно существующих сверхъестественных сил, а против божеств второго порядка, которым свойственны злое и доброе начала. Верховный бог (как и другие небожители) не наделен злым началом, также не обладают им близкие ему божества, покровители объектов природы. Къызыл Пук (претендующий на место Верховного бога), Байчы (покровитель духа умерших), Чоппа (громовержец, плюс к этому покровитель плодородия и среднего мира, сын Верховного Бога), Аймуш (покровитель овцеводства и злое, души детей забирающее божество), Маккуручу Гыбы-Къатын (мать покровителей случки овец Маккуручу и возмужания Муккуручу) могут приносить людям как вред, так и пользу. Понимание карающего свойства божества существенным образом отличается от понимания злого начала. Зло, в отличие от добра, в представлениях карачаево-балкарцев о нем имеет начало и конец.

Существование злых сил, которые необходимы для утверждения добра на земле, по поверьям народа было предопределено Творцом. Однако это не означало, что Он сам выступает злым началом, так как допущение зла добрым началом было обусловлено желанием утвердить добро среди сотворенных Им людей. Духи (иногда принимающие облик человека – например, покровитель простудных заболеваний Кызыл-Киши), несущие зло, не только изгонялись из среднего мира (в верхние миры они не могут попасть) в нижний, но люди делали все возможное для их непоявления из их обиталища, тьмы. К таковым относились духи болезней (Къызыл-Киши, Къара-Киши, Даучу-Къатын, Кёме-Къачы, Кёме-Анасы - Джоппу-Чыкъкан, Наджиз, Аза и др.), сглаза (Къара - Обур, Джаныууар, Къара-Пук, Къыркъаякълы, Къыркъабан и др.), проклятия (Азмыч) и т.д. Болезнь людей, происходящая от отмеченных выше духов, познаваема через те части тела, которые люди относят к системе риска.

Главными частями тела, которые чаще всего становятся объектом внимания заклинателей, шаманов, жрецов, чародеев, являются глаза, суставы, голова, поясница, ноги, пальцы. Наибольшей сакрализации в религиозной практике карачаевцев и балкарцев подвергнуты суставы (джик-дери) и пояс (бел или реже - джерсууай) (1). Причем заметим, что эти части тела актуализируются и при болезни домашних животных (ноги, поясница, шея, голова). Сакральны также волосы (чач), грива (джал) лошади (ат, редко багъра), шерсть (джюн) овцы (къой), пух (инай) козы (эчки), перья и пух (тюк, къуу, къуш) кур (таукъ), гусей (къаз), уток (бабуш, эвф. ушууай - къаз) и павлина (дотду).

В мифах творение первых на современных людей похожих существ (нартов) связывается с деятельностью Верховного Бога карачаево-балкарцев Тейри, ветхозаветного пророка Ноя (2) и Божеств Неба и Земли (3). Если в первом случае Тейри создает из своих костей горы, из дыма, исходящего из его курительной трубки, появляются облака, из искр в трубке – звезды, из кожи – реки (так в тексте, верно – из пота), из желчи были сотворены циклопы, и лишь затем – нарты-люди, расселенные на Эльбрусе, то во втором мифе Ноев ковчег остановился на Эльбрусе и племя Ноево расселилось здесь, расплодилось и стало называться нартами, в третьем случае Бог Неба женился на Богине Земли и та, забеременев, через девять лет и девять дней произвела на свет первого человека Дебета, жена которого затем родила 19 сыновей.

В других мифах предводительница нартов (первая с чертами небожителя женщина) вещая Сатанай порождена Богом Солнца, или Солнцем (ее отец), и Богом Луны, или Луной (ее мать). Другие нарты появились из звезды, как, например, Ёрюзмек, из камня - Сосурка, от соединения нарта Алаугана с демоническим существом эмеген шей – Кара-Шауай. До нартов здесь жило племя харра (4). В иных мифах первыми насельниками мира были хур-джуры и джур-джуры, которых поработили нарты, других же на людей похожих существ – шадымейле и хамырейле истребил Тейри (Верховный Бог карачаево-балкарцев) за их распутную жизнь (5). В наиболее архаических антропогонических мифах происхождение человека связывается с черепахой, из яйца которой появилось 19 тыс. объектов природы, в том числе человек (6).

Наиболее полно происхождение человека можно проследить по представлениям людей о развитии плода в чреве матери. Согласно им плод перевоплощается из змеи в волчонка, затем из него в щенка и только потом появляется человек (7). Под змеей в данном случае подразумевается земля, а представления о волке, по всей видимости, связаны с мифами древних тюрков (в том числе гуннов и карачаевцев) о происхождении их родоначальника от мифического волка (или волчицы). Наряду с этим, в поверьях о появлении полноценной души (аджи) повествуется о четырех сторонах человеческой души (сез, сос, сус и къач), которые формируются с помощью божеств – духа камней (в костях), духа стеблей (в сухожилиях), духа растений и всеобщего духа. При отсутствии одного из них человек, попадая в положение изначального состояния мира, становится ясновидящим (биджигемли) (8). Таким образом, человек происходит из животного материала – змеи (дракона) или черепахи, тела которых составляют земную твердь (9). Этот момент формирования, или происхождения, человека отразился в мифе о Дебете, который появился из земного чрева (10).

В целом антропогоническая мифологема карачаево-балкарцев выглядит таким образом: изначально мир был покрыт безжизненным, без мужского и женского начал океаном, на поверхность которого Бог спустил глиняный кувшин с живой водой, владыка же тьмы Эрк-Джылан разгневался и разбил этот кувшин, из осколков которого появились демонические (терратологические) существа (джекле), дракон (сарыубек) и дно океана, затем из живой воды явились гусь и гусыня (11), свившие гнезда на голове дракона, следующим этапом антропо-, космогенеза стал рост ног дракона, достигших дна океана. Впоследствии дракон начинает шевелиться и на помощь гусям приходит громовержец Чоппа, указавший им выход из сложившегося положения, – гуси ныряют в бездну морскую; далее появляется свет, дракон превращается в черепаху, черепаха снесла яйцо, из которого появляется 19 тыс. душ, сама же черепаха становится поверхностью земли, где Бог создает мирообъекты, затем Бог Неба (Кёк-Тейриси) соединяется с Божеством Земли (Джер-Тейриси), но в мифе земля становится беременной благодаря самому процессу этого соединения, вызвавшего гром (громовержца, сына Верховного Бога Чоппу (12)), и земля (черепаха Тамлынче) порождает яйцо, из которого появился первый полубог-получеловек, с чертами культурного героя (первый металлург, установитель нового брачного закона) Дебет. Бог Солнца (Къайырнар или Къайнар), или Солнце, женится на Покровителе Луны, или Луне и от них на свет появляется ребенок, с чертами женщины, но еще не женщина (так как она бесплодна) (духовная) мать нартов, первых людей на земле Сатанай (варианты: Ариукъыз, Араугъанны Обур къызы, Аргъуянда туугъан къыз, Хамма-Хыргыууан къызы).

Первой же, не обладающей чертами небожителя женщиной, ставшей женой Дебета и родившей ему 19 сыновей и 7 дочерей, была Батчабай, о которой в мифической поэме «Араугъан бла Деуэт» повествуется так:

Ой, джигит Деуэт бытда бетли Йашымтайгъа джол салды, Батчабай къуртхагъа кесин алдатды, Чегем элге къан салды.
Ойта, ой, чегемлиле келедиле бетлерин соя, къан куса, ой
Нарт эллеге къуугъун келтирте, ойта, ой санларын да талай, ашай,ой.
Ойта, ой, нарт эллери къызыл къаннга боялыбдыла Батчабайны тылпыуундан къанындан,
Гюрбеджиси къадама зийдан болгъанды энд гырнайлагъа нарлагъа Деуэт-нартны сартындан...*
(13)

Ой, джигит Деуэт часто захаживал к волколикому Йашымтаю, волчице Батчабай дал себя обмануть, тем самым Чегему худо сделал.
Ойта, ой чегемцы идут, раздирая лица, кровью исходя.
В нартовские селения беду принесли, ойта, ой, физическому и духовному их состоянию вред принесли, ой.
Нартовские селения кровью залиты от дыхания и лика Батчабай,
Кузница теперь нарта Деуэта - позорная тюрьма для девиц (целомудренных) и юношей

(Перев. наш. - М.К.)

В этом фрагментарно сохранившемся мифическом сюжете Батчабай (варианты: Батчалыу, Матчалыу) предстает дочерью волка (бытдай) и, будучи человеколикой, однако, по крови и в помыслах своих является волчицой.

Архаическое представление народа о появлении первых людей на земле посредством космического бракосочетания неба и земли, солнца и луны отражает единую системообразующую парадигму, позволяющую в историческом плане охарактеризовать карачаево-балкарскую, а также осетинскую мифологии как наиболее разработанные и сложившиеся, в отличие от остальных мифологем народов Северного Кавказа, и сравнивать их по степени развитости с высокоуровневыми мифами. Необходимо подчеркнуть, что завершенность мифо-обрядовой идейно-практической системы связана не только с наличием жреческого института у этих народов, но и с образованием государственности у их предков, в которой идеологическая основа вряд ли может функционировать без космо-антропогонической мировоззренческой полноты.

Люди – порождения астральных объектов, еще и полубоги и обладают божественными чертами – влияют на изменение жизни и порядка на земле. Например, ненарт по происхождению Ёрюзмек, чтобы стать нартом убивает Бога Къызыл Пука (остатки хаоса, соперника Верховного Бога) и тем самым устанавливает в мире людской порядок и сам становится не только нартом, но и главой нартов (14). Правда, попытки богов создать людей не всегда увенчивались успехом. В карачаево-балкарской и в осетинской мифологиях, как и в других высокоуровневых мировоззренческих системах народов мира, мифы о неудачном творении людей представлены наиболее ярко и облачены в религиозную оболочку.

Первыми, по религиозным воззрениям карачаевцев, были созданы харра, которых истребил Аллах (?) из-за их хитрости, затем – шадымейле и хамырейле. Последних постигла та же участь из-за их распутства. После них Бог сотворил хур-джуров и джур-джуров, похожих на людей, но могущих перевоплощаться в животных и имеющих два зрачка в каждом глазу. Как ни старался Бог перебить их, все же Он не смог это сделать и поэтому был вынужден создать для борьбы с ними эмегенов (великанов, циклопов), определив их главой Мингбаша. Но они сдружились и выступили против Бога. Тогда боги, посовещав шись, сотворили современных людей, силой и умом похожих на себя. Люди победили эмегенов и подчинили джуров.

В прошлом людей, которые относились к низшему сословию, называли хур-джурами (вариант: хар-джур) и джур-джурами (вариант: джар-джур), подчеркивая отсутствие в их поведении узденства (ёзденлик – совести). Обурам (ведьмам и оборотням) также покровительствуют эти существа (15). Нарты же после гибели эмеген ов улетели на небо (16).

Необходимо признать, что карачаево-балкарская мифологема имеет, как уже отмечалось выше, завершенную систему и структуру, в отличие от других мифологий народов Северного Кавказа, в которых происхождение земли и объектов ее составляющих, в том числе первочеловека, посредством женитьбы богов и астральных объектов вселенной не обнаруживается (17). По всей видимости, это связано с уровнем развитости религиозных и социальных институтов у предков народов Северного Кавказа. Необходимо также заметить, что в карачаево-балкарской мифологии существует жесткое разделение сверхъестественных сил на богов, с общим наименованием Тейриле, которые пребывают только на небесах, духов (къачла), которыми, наравне с богами, обладают и низшие сверхъестественные существа, хотя и не входящие в систему богов, но представляющие порожденные богами силы (18).

Карачаево-балкарский пантеон включает таких Богов как: Тейри (эпитеты Уллу Тейри – Великий Тейри, Хан Тейри – Владыка Тейри, крайне редко Тейрихан – Верховный Бог), Кёк тейриси или Ыстагъы тейриси (19) – Бог Неба (у карачаевцев и балкарцев Бог Неба и Верховный Бог, хотя и представляют единое целое, в то же время некоторыми информаторами различаются, чего не наблюдается у других тюркских народов, что, по всей видимости, является результатом развития религиозного мировоззрения этих народов), Джер тейриси, Джер атасы и Джер иеси (Бог Земли, Отец Земли, Дух Земли) или Джер тейриси Къаргъанчы, Джер атасы Къаргъанчы Дауле и Джер анасы Къаргъанчы-Джуммай, Кюн Тейриси Къайнар/Къайырнар (Бог Солнца Кайнар или Кайырнар), Кюн анасы Кюлсюн (Мать Солнца Кюлсюн), Тенгизле тейриси Сюймасан (Бог Морей Сюймасан) или Суу Джелимаууз, Чоппа (Громовержец, называемый Сыном Тейри и вторым после Тейри Богом), Джел тейриси Горий (Бог ветров Горий, Джел иеси Химикки – дух ветра Химикки), Ыстагъыны къарауулу Дауле (Покровитель природы Дауле, он «и на небе, и на земле, и слева и справа», это божество в карачаево-балкарской обрядово-культовой жизни
упоминается чаще, чем остальные божества, кроме разве что Тейри и Чоппа, и, по нашему мнению, напрямую связано с древнекавказским Верховным Божеством, сохранившимся (в основном) у вайнахских народов - Д Iяла/Дэла), Айда айланнган Айгунай улу, или Арраугъан улу Гилячхан (Бог луны Айгунайев, или Аррауганов сын Гилячхан), Суу анасы Сюлемен (Мать воды Сюлемен), Чартлагъан шыбланы тейриси Шаккай (Бог шаровой молнии Шаккай), Дыеу (зять Шаккая, покровитель ветерка), Къарла анасы Сарасан (Мать снегов Сарасан); Тобултай Тейриси Ыстырыууай (покровитель, дух поминок, реже смерти Ыстырыууай), в честь которого проводили поминальные обряды ыстырыууай табула (20) и др. Последний теоним, как и название поминок, известен как древним, так и современным народам мира (21).

Убийство божества – один из концептуальных элементов мифо-эпической части карачаево-балкарского ритуала. Кызыл Пук был убит полубогом Ёрюзмеком, и земля преобразилась благодарядождю из кызылпуковской крови (22). Эта версия (если не принимать во внимание заимствованное в искаженной форме из карачаево-балкарского нартовского эпоса адыгское толкование этого сюжета) нартовского эпоса имеет место только у карачаево-балкарцев. По всей видимости, в образе Кызыл Пука обнаруживается период хаоса, уничтожение которого означало полнокровную жизнь людей, начало космического порядка. Нам представляется, что основные мифологические «сценарии» – покрытие кровью земли, засуха, затем новая жизнь соответствуют апокалипсическим сюжетам в Новом завете (Откр. 8. 7).

Сам Ёрюзмек, в одном из вариантов сказаний о нем, был подвергнут испытанию из-за борьбы с ним уже не полубогов, а просто нартов (когда он лег в постель с соблазнившей его женщиной, то нижняя часть тела нарта, состоящая из свинца, расплавилась). Это испытание, приведшее к гибели нарта, можно охарактеризовать как начало истории. Наряду с этим олицетворения богов – животные – также приносились в жертву (Волколикому богу Эллири приносили в жертву волка или его олицетворение, Богокозленку Чоппе приносили в жертву козленка; в будние дни ни волка, ни козленка не приносили в жертву) (23). Мифологема в карачаево-балкарском ритуале выглядит таким образом: ХАОС (плюс БОГИ) - КОСМОС и не до конца исчезнувший ХАОС в лице КНЯЗЯ Кызыл Пука (плюс БОГИ и ПОЛУБОГИ, живущие на земле) - КОСМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК (с ПОЛУБОГАМИ и БОГАМИ, обитающими на небе, исчезновение ХАОСА и появление НИЖНЕГО МИРА - ЭРК-АССЕЛИКа или АШХАРА).

Приведенные выше мифологические системы выступают явными элементами ритуала, эзотерические же стороны этой структурной сети проявляются в основном в гомеопатическом типе магии. У Джеймса Дж. Фрезера гомеопатическими магическими действиями признаются те, которые характеризуют выход из недуга, как психологического, так и телесного, путем запрета у некоторых народов есть мясо, например, зайца, так как это может вызвать у вкусившего черты трусости, потому что заяц – трусливое животное, а вот кровь либо мясо льва или леопарда можно и нужно употреблять, так как они придадут человеку мужественные качества (24).

Поедание частей тела животных имеет место в религиозном мировоззрении карачаевцев и балкарцев. Желчный пузырь, язык, жир и другие составляющие животных поедают для того, чтобы, с одной стороны излечиться от трусости и быть храбрым (желчный пузырь и сердце волка, медведя, змеи), с другой – от прочих болезней (25).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных