Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ




Рассмотрим концепцию государственной молодежной политики вообще и в частности в Украине, какой она видится в будущем демократичном обществе.

I. Государственная молодежная политика — специфическое и приоритетное направление в государственной политике

Его определяющими являются следующие обстоятельства:

1) особенности молодежи как своеобразной социально-демографической группы коренным образом отличают ее от других социальных групп общества;

2) у молодежи имеются потенциальные возможности и способность "возвратить государству долг" при вступлении в социально активную жизнь и деятельность посредством собственного труда в любой сфере материального и духовного производства.

II. Цели государственной молодежной политики На наш взгляд, государственная молодежная политика призвана обеспечить:

• действительное равенство прав, обязанностей и социальной перспективы молодежи наряду с другими социальными группами трудящихся, классами общества;

• социальную защищенность молодежи, повсеместное разрешение ее разнообразных социально-политических, экономических проблем, а также создание для юношей и девушек необходимых стартовых возможностей для устройства своей жизни, адаптации к ней;

• поддержку и стимулирование основных общественно-полезных инициатив самой молодежи, ее организаций, политических партий, общественных организаций и движений, стремящихся внести конкретный вклад в решение молодежных проблем;

• активное участие молодежных союзов, организаций и движений, действующих в рамках законности, в защите и борьбе за реализацию интересов, запросов и потребностей молодежи.

В ходе дальнейшего строительства, в частности, Украины, как и любого другого суверенного государства, такие цели могут определенным образом уточняться и корректироваться.

III. Субъект государственной молодежной политики Государственная молодежная политика должна вырабатываться и реализоваться (в том числе на местах) с учетом интересов как самой молодежи, так и общества, экономического, исторического, национального и культурного развития данной страны, любого ее национального и территориального образования. Иными словами, в центре такой политики должен быть молодой человек вне зависимости от его происхождения, национальности, имущественного положения, вероисповедания и т. п.

Принципиальным здесь является, пожалуй, одно — возрастные рамки молодежи, а точнее, верхняя граница молодежного возраста. Думается, что она может равняться 28 годам (во всяком случае, в нестабильном обществе). Более поздний возрастной предел молодости нецелесообразен, так как общество всегда заинтересовано в более раннем вступлении граждан в продуктивную социальную жизнь и деятельность.

IV. Основные принципы государственной молодежной политики

Молодежная политика должна реализоваться прежде всего за счет инициативы самой молодежи, ее активных действий как в собственных, так и общественных интересах. С учетом этого основными принципами государственной молодежной политики в Украине, очевидно, должны быть следующие:

1) развитие основных политических, экономических, правовых и социальных гарантий для реализации молодежью прав и свобод;

2) создание благоприятных условий для реализации возможностей молодежи в области труда, т. е. обеспечение насущных потребностей молодежи главным образом за счет собственной деятельности путем непосредственного участия в общественном производстве;

3) обеспечение необходимых условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку в системе народного образования, воспитание сознательного отношения к труду, развитие творческих способностей, самостоятельности, активности, инициативы, предприимчивости;

4) предоставление молодежи социальных гарантий, направленных на более полное сочетание собственных профессиональных интересов и потребностей с интересами всего общества;

5) развитие молодежной инициативы, повышение уровня участия молодых людей в общественно-политической жизни страны.

V. Основные направления государственной молодежной политики

Такие направления наиболее объективно и целесообразно выводить из основных сфер жизнедеятельности молодежи. А поэтому они могут быть следующими:

1. Государственная молодежная политика в социально-политической сфере. Наибольшее значение для социального, гражданского становления молодежи имеет ее непосредственное участие в многообразной политической жизни страны. Поэтому государственная молодежная политика должна предусматривать:

• широкое вовлечение молодежи в формирование органов народовластия снизу доверху, в решение всех государственных и общественных задач в Украине;

• создание юношам и девушкам необходимых условий для формирования и развития их политической культуры, мировоззрения, вовлечение молодых людей во все формы и виды политической жиз-

ни в целях прогрессивного, конструктивного преобразования общества на основах гуманизма, политического плюрализма и демократии;

• предоставление всем молодым людям, молодежным союзам, организациям права иметь собственные средства информации или равные с другими права на пользование государственными источниками информации;

• стимулирование деятельности партий, движений и общественных организаций, занимающихся вовлечением молодежи в политические процессы на конструктивных, отвечающих потребностям общества началах.

Особо подчеркнем, что основу политики государства в социально-политической сфере должно составлять, на наш взгляд, глубокое уважение к идеям и убеждениям, политической и жизненной позиции самой молодежи.

2. Государственная молодежная политика в социально-экономической сфере. Учитывая, что молодежь является одной из наименее социально защищенных категорий населения, государственная молодежная политика должна предполагать:

• создание соответствующей системы профориентации, обучения и подготовки молодежи к труду;

• предупреждение безработицы, обеспечение занятости молодежи;

• установление и обеспечение выпускникам общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, техникумов, институтов и университетов, а также военнослужащим, уволенным в запас, гарантированного права на первое место работы; введение системы бронирования определенного количества рабочих мест для трудоустройства молодежи, а также повышение ответственности руководителей предприятий и учреждений за прием на работу молодых специалистов;

• стимулирование предприятий и организаций, направляющих материальные и денежные средства на специальные молодежные программы и проекты, обеспечение занятости молодежи, выпуск товаров и оказание услуг для нее; создание и организацию деятельности хозрасчетных и иных молодежных объединений по организации молодежного досуга, решению разнообразных социальных проблем юношей и девушек;

• развитие новых форм трудового участия молодежи в общественном производстве (обеспечение условий для участия в создании экономических центров, кооперативных и арендных предприятий,

крестьянских хозяйств и т. п.); установление льгот при налогообложении, кредитовании, организацию на предприятиях молодежных производственных коллективов, создание правовых и экономических условий для эффективной деятельности студенческих отрядов и других молодежных формирований, обеспечивающих временную и дополнительную производственную занятость молодежи;

• стимулирование молодежного движения, молодежных организаций к решению собственных социальных проблем (развитие молодежных жилых комплексов, физической культуры и спорта, организацию досуга, выпуск товаров народного потребления и т. п.);

• решение жилищной проблемы молодежи; создание государственной системы кредитования; предоставление юношам и девушкам пособий по безработице, ссуд с возможностями их льготного погашения; обеспечение соответствующих гарантий молодым людям, получившим производственные травмы или ранения во время прохождения воинской службы, выполнения интернационального долга, а также оказание помощи семьям погибших;

• изучение и формирование разумных потребностей молодежи, расширение ассортимента и увеличение производства товаров и предоставление услуг для молодежи; создание специальных товарных фондов для обеспечения стартовых условий молодым семьям;

• пересмотр структуры военных расходов в целях увеличения затрат на решение социальных проблем семей молодых офицеров и прапорщиков; запрет применения труда молодежи в военно-строительных частях без оплаты в соответствии с его количеством и качеством; установление государственных компенсаций семьям военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга;

• государственное поощрение и финансирование проектов молодежных обменов с другими государствами, национально-территориальными образованиями в целях повышения профессиональной квалификации, приобретения молодежью новых специальностей и изучения имеющегося опыта вовлечения молодых людей в обществен неполезную деятельность.

3. Государственная молодежная политика в области образования и культуры. Рассчитывая на то, что постепенно в странах переходного периода будет создан такой тип демократичной, способной к плодотворному самообновлению, воспитывающей системы образования и духовного совершенствования молодежи, которая действительно обеспаит раввенство шансов молодых людей государственная молодежна, политика должна предусматривать- '

• развитие и совериенстЕГВование всей системы образования посоел ством расширения саиосто эятельности общеобразовательных школ" техникумов института и университетов; создание фундамента^' современной педагогиескойй и профессиональной базы учебнГ пра вил и методик обученя во всех учебных заведениях-

• предоставление,сем г молодым людям вне зависимости от на циональности, вероиооведаания, происхождения равных прав °1 по лучение образования, проффессии соответственно их нн ересам спо-" собностям и наклонн,стям;; материальное обеспечение студентов и учащихся на уровне гоожитаточного минимума; СТУД«НТ°В и

• действительно обеспаит раввенство шансов молодых людей государственная молодежна, политика должна предусматривать- '

• развитие и совериенствование всей системы образования посредством расширения самостоятельности общеобразовательных школ, техникумов института и университетов; создание фундаментальной' современной педагогиескойй и профессиональной базы учебнГ пра вил и методик обученя во всех учебных заведениях-

• предоставление,всем молодым людям вне зависимости от на циональности, вероиооведания, происхождения равных прав на получение образования, профессии соответственно их интересам, способностям и наклонностям; материальное обеспечение студентов и учащихся на уровне прожиточного минимума;

• создание необходимых условий и стимулирование развития и реализации творческого потенциала юношей и девушек в сфере науки и техники, литературы или исскуства, художественного народного творчества; обеспечеие доступа к отечественным и мировым духовным ценностям (расширение сети клубов, центров творческого развития человека, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, создание необходимых разнообразных самостоятельных хозрасчетных объединений, клубов, школ, консультационных центров ит.д.)

развитие спортивного движения, туризма, других форм отдыха молодёжи, поддержание и сохранение здоровья юношей и девушек, в том числе и посредством охраны окружающей среды; создание сети медико-оздоровительных учреждений для молодёжи; формирование здорового образа жизни, разработка научно - обоснованных норм и требований к физической подготовке различных групп молодёжи, создание необходимой материально-технической базы и условий для физкультурно-спортивных занятий в местах жительства и отдыха населения; расширение производства и его совершенствование для повышения качества товаров спортивного и туристического назначения, пропаганда СМИ физкультурно-массовых мероприятий и др.

^ подготовка необх.димо ого количества специалистов всех уров ней с учетом потребнотей учреждений культуры, спорта и здраво охранения (обеспечена социальных гарантий специалистам в улуч шении жилищно-бытовых условий и увеличении заработной платы воспитание и развитие, молодежи потребности в духовном, физи ческом и культурном рзвитии).

 

4. Государственная молодежная политика в отношении улучшения материально-бытового положения молодежи предполагает:

• введение дополнительных льгот и пособий молодым семьям сверх установленного общегосударственного уровня, во-первых, за счет местных или республиканских бюджетов, во-вторых, собственных средств предприятий и организаций, в-третьих, средств общественных организаций и фондов, в-четвертых, за счет отчислений, производимых на эти цели молодежными хозяйственными объединениями и кооперативами;

• принятие мер, обеспечивающих гарантированный минимум доходов для каждого молодого человека;

• установление системы льготного долгосрочного кредитования молодежи в целях обеспечения ее текущих нужд, приобретения жилья и потребительских товаров, строительства квартир и индивидуальных домов;

• введение в перспективе для определенных категорий молодежи по опыту ряда зарубежных стран так называемых "молодежных карточек", дающих некоторые льготы при пользовании транспортными, туристическими, гостиничными, культурными и другими услугами;

• предоставление учащейся молодежи льгот для посещения музеев, выставок, концертных и спортивных зрелищ;

• использование зарубежного опыта в создании специальных жилых фондов для молодых семей с привлечением для этих целей средств местных бюджетов, предприятий, общественных организаций;

• поддержка социально незащищенных и неблагополучных категорий молодежи (включая систему государственных учреждений для детей-сирот, семей, имеющих детей-инвалидов, и др.).

5. Государственная молодежная политика по отношению к молодежным организациям. Государство, его органы на местах должны, на наш взгляд, поддерживать и стимулировать функционирование молодежных организаций, деятельность которых сообразна с общественными целями и интересами, не вступает в противоречие с законом, направлена на многоплановую работу с молодежью и в ее интересах.

Поддержка государством, его органами на местах молодежных организаций может осуществляться материально, организационно, а также посредством следующих мер:

• освобождения молодежных организаций, создаваемых ими предприятий, учреждений и т. п. от налогообложения;

• безвозмездной передачи молодежным организациям зданий и сооружений, материальной базы, необходимой для работы с детьми и молодежью;

• освобождения молодежных организаций от внесения платы за пользование землей (месторасположение молодежных досуговых, спортивных и других объектов);

• предоставления молодежным организациям на выгодных условиях различных видов кредитов и субсидий;

• создания молодежным организациям благоприятных условий для осуществления обмена, сотрудничества с молодежными организациями других стран и территорий.

VI. Механизм реализации государственной молодежной политики в посткоммунистических странах

Фундаментальные положения, на которых должна базироваться государственная молодежная политика в посткоммунистических странах (в частности, в Украине), должны быть закреплены прежде всего в их конституциях и других основных законодательных документах. Нам представляется, что речь может идти о таких закрепленных в Конституции Украины правах молодежи: на достаточный жизненный уровень и защиту от безработицы; наивысший достижимый уровень здоровья; участие в управлении всеми государственными и общественными делами; создание собственных общественных организаций. Отдельно должны быть определены те государственные органы (структуры), которые всецело будут заниматься реализацией молодежной политики в стране.

Государственная молодежная политика может реализоваться посредством следующих мер:

• принятия дополнительных законодательных актов, которые в будущем составили бы своеобразное ювенальное законодательство данной страны;

• создания и деятельности Министерства по делам молодежи (семьи и молодежи, молодежи и спорта, молодежи, спорта и туризма) или другого аналогичного государственного органа исполнительной власти (комиссии, департамента, центра и т. п.);

• создания специальных отделов по делам молодежи во всех министерствах и центральных ведомствах данного государства (такая практика в ряде стран существует);

• создания постоянных комиссий, комитатов, отделов по делам молодежи в исполкомах советов различных уровней, других пред ставительских органах власти;

• функционирования научно-исследовательского института, центра и т. п. по проблемам молодежи;

• создания и организации деятельности специальных составов судов разных уровней и т. д.;

• работы общественно-государственных и других молодежных центров, служб труда, "телефонов доверия", служб занятости, социальных служб для молодежи и т. п.

Задача указанных выше органов и структур заключается в координации усилий и осуществлении действий всех учреждений и организаций, занимающихся проблемами молодежи; выработке и вынесении на рассмотрение соответствующих советов народных депутатов, других представительских органов власти проектов, решений, программ и иных документов по делам молодежи.

Основное ядро государственной молодежной политики могут составлять специальные целевые комплексные программы "Молодежь", "Молодое поколение", "Гражданская позиция молодежи" и т. п., разрабатываемые и принимаемые Верховной Радой Украины, другими высшими законодательными органами власти, областными, городскими, районными советами народных депутатов совместно с политическими партиями, профсоюзными, молодежными и другими общественными организациями. Возможно также принятие и осуществление одно-вариантных государственных и региональных программ: духовного и физического развития молодежи, профессиональной ориентации и подготовки молодежи к труду, производства товаров и оказания услуг для молодежи, поддержки молодых семей, организации жилищного строительства для молодежи, обеспечения общественной реабилитации молодых инвалидов, развития молодежного предпринимательства, расширения и развития международных и региональных связей молодежи и др.

VII. Финансово-материальное обеспечение государственной молодежной политики

Такая политика, с нашей точки зрения, может и должна обеспечиваться посредством как прямых государственных дотаций (инвестиций), так и за счет других средств в стране. Таким образом, по ряду позиций, направлений, разделов молодежная политика непременно финансируется сверху донизу — в Украине, например, от Верховной Рады, Кабинета Министров Украины до поселкового совета народных депутатов, конкретного предприятия, учреждения, социального института. Имеются в виду, в частности, образование молодежи, ох-

рана здоровья, профессиональная подготовка и др. Такое финансирование возможно и необходимо в первую очередь для разработки и реализации целевых комплексных программ, отдельных проектов и тем. Кроме того, централизованно наиболее целесообразно финансировать и различные "молодежные службы", т. е. комитеты, комиссии по делам молодежи в органах исполнительной власти, молодежные службы, центры труда, занятости, социальной работы с молодежью и т. п.

Осуществление молодежной политики на региональном уровне должно финансироваться и обеспечиваться материально прежде всего посредством создания и деятельности молодежных фондов, стимулирования и поддержки молодежного предпринимательства, деятельности молодежных организаций.

Материальной базой государственной молодежной политики на Украине, например, являются ежегодные плановые государственные дотации, а также концентрация материальных и финансовых ресурсов всех государственных органов, партий, общественных организаций и движений, заинтересованных в решении молодежных проблем. На уровне советов народных депутатов предусматривается специальное выделение средств из бюджетов местных органов.

В целях привлечения дополнительных внебюджетных средств для финансирования молодежной политики, программ для молодежи, отдельных акций и массовых мероприятий советы народных депутатов, исполкомы, комитеты и комиссии по делам молодежи могут также участвовать в создании молодежных финансово-кредитных учреждений, создавать на акционерной или паевой основе различные общественно-государственные фонды молодежи и т. п.

Наличные средства прежде всего должны направляться и расходоваться на обеспечение долгосрочных и иных комплексных программ, инициатив, акций и мероприятий, создание специальных служб по делам молодежи, проведение различных массовых мероприятий.

Основным распорядителем материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственной молодежной политики, могут быть Министерство по делам молодежи (семьи и молодежи, молодежи и спорта), Государственный комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта, другие аналогичные ведомства.

Распорядителями материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию молодежной политики на местах, должны быть соответствующие советы народных депутатов, молодежные структуры.

В будущем возможно создание (в частности, в Украине) Молодежного фонда Верховной Рады Украины или Молодежного фонда Президента Украины.

Таковы основные составляющие модели государственной молодежной политики в странах переходного периода, которые могут использоваться в процессе ее теоретической разработки и практической реализации в Украине и других постсоциалистических странах в условиях социально-экономической нестабильности.

Заключение

Предложенный курс лекций по социологии молодежи, естественно, не является всеобъемлющим и не претендует на раскрытие всех аспектов жизни молодежи, молодежного движения или молодежной политики как в нескольких странах, так и в отдельно взятой стране.

В процессе его подготовки мы руководствовались тем, что сегодня важно прежде всего попытаться очертить основные проблемные вопросы, определить особенности, черты и качества молодого человека как личности, формирование и совершенствование которых представляется наиболее существенным в условиях нестабильного переходного общества. Это связано еще и с тем, что обобщающих работ по социологии молодежи в Украине и странах ближнего зарубежья пока не существует.

При всей общности особенностей молодежи все же есть и некоторые частные. Они заслуживают внимания и относятся к таким сферам жизнедеятельности, как образование, труд, общественно полезная деятельность и другие, являющиеся решающими факторами в становлении личности.

^Молодежь неоднозначно воспринимает мир, ориентируется в жизни, имеет различные ценности, идеалы, потребности, но главное состоит в том, что она — молодое поколение, идущее на смену старшему. Она — продолжение не просто своих родителей, рода, она — будущее Отечества. Осознание этого требует глубокого и ответственного подхода к рассмотрению феномена "молодежь", особенностей отдельных групп молодежи, учета мнения и точек зрения самих молодых людей^Этим, в частности, обусловлено наличие в курсе лекций достаточно большого количества эмпирических, фактических, социологических данных различных источников.

^О месте, роли и значении молодежи в прогрессивном преобразовании общества написано и сказано специалистами разных наук немало. Предметом глубокого изучения в бывшем СССР, и в Украине в частности, наряду с другими были и молодежные проблемы, молодежь рассматривалась как субъект и объект экономических, политических и социальных преобразований.^

Вместе с тем по отношению к молодежи в бывшем СССР, как и в большинстве стран Европы, в 70 —80-е годы политика государства и

политических партий определялась и реализовалась не иначе как преимущественно патерналистская, потребительская. Абсолютно недооценивалось при этом то обстоятельство, что активное участие молодежи в прогрессивных преобразованиях общества реально возможно лишь в случае практического создания для юношей и девушек необходимых условий, наиболее полно раскрывающих их способности, моральный и творческий потенциал как в собственных, так и в общественных интересах. Между тем только государство, а не какие-либо политические партии, движения и силы в состоянии обеспечить такие условия в их необходимом объеме и качестве. Лишь государство способно совместно с другими структурами общества реализовать общественную задачу формирования и становления как отдельного молодого человека, так и молодого поколения в целом.

В исключительном ведении государства находится создание политико-правовых условий осуществления молодежной политики вообще. Государство призвано обеспечить взаимосвязь и единство всех сил и общественных институтов в решении молодежной политики, становлении молодежи.

Реализация молодежной политики, таким образом, возможна лишь в том случае, если она подкреплена соответствующими социально-экономическими, политико-правовыми, организационными основами и мерамилУместно, однако, отметить, что в прошлом (в 70—80-х годах) молодежной политики как таковой в бывшем СССР, в том числе и в Украине, в трактуемом выше ее качестве и предназначении попросту не было. Причин этому много, -0-44их шла речь в отдельных лекциях; здесь же следует акцентировать внимание на отсутствии в те годы у государства потребности в выработке и реализации молодежной политики, да и вообще политики по отношению к другим социальным группам. Куда проще было в те годы "руководить" молодежью, провозглашая громкие и красивые лозунги, фактически их не выполняя.

В 70—80-х годах реально отсутствовала не только целостная и объективно обусловленная молодежная политика как таковая, но прежде всего ее правовая база, механизм реализации. В течение десятилетий в стране ювенальное законодательство отсутствовало и не разрабатывалось. Права, обязанности, гарантии молодежи в обществе получили отражение в общегосударственных законодательных актах, касающихся всех социальных групп общества, и отдельно, с учетом специфики молодежи, почти не выделялись. Таких законодательных актов, содержание которых касалось и молодежи, было более 300.

Политика коммунистического воспитания молодежи, надо признать, была достаточно эффективной в плане формирования молодежи в духе коммунистических идеалов, формы и методы такого воспитания были результативны, выверены практикой, логично выстроены. Чего, например, стоила одна только система политического просвещения молодежи, на которую работали тысячи опытнейших пропагандистов коммунистической идеологии.

Но в 60 —80-х годах молодежь все больше и больше вытеснялась из активной жизни страны, прежде всего в экономике и политике, хотя это никем не признавалось и не учитывалось в работе с ней. Материальные и духовные блага в обществе, возвращаемые молодежи взамен вклада, который она внесла своим трудом в их создание, становились все меньше и меньше. К началу 70-х годов молодежь стала самой низкооплачиваемой категорией трудящихся, как правило, не имеющей к тридцати годам нормальных условий жизни и быта. Существовала неоправданная уравниловка в образовании, труде молодежи, ее социальном обеспечении.

В политической сфере молодежь также была далека от реального влияния на политику КПСС: любая мысль о какой-либо ее коррекции, совершенствовании, не говоря уже о возможном улучшении или изменении, была бы в те годы просто кощунственной.^

Молодежь Земли имеет много различий и много общего. Общим является стремление жить в мире доброты, гуманизма, демократии. Но живет она, увы, в условиях неудержимого распространения наркомании, токсикомании, ксенофобии, СПИДа, табакоку-рения, ухудшения здоровья, увеличения смертности, обострения экологических проблем и пр. Однако перечисленные проблемы имеют некую общую основу. Более 40 лет искусственного размежевания между странами Запада и Востока, серьезные конфронтации в связи с существованием военных блоков и государств с атомным вооружением создали то глубокое отчуждение между людьми вообще и молодежью разных стран и континентов в частности, которое теперь вынуждены сообща преодолевать все страны мира. Сделать это можно не только путем улучшения межгосударственных контактов, что само по себе очень важно, но и активно развивая обмены между странами: молодежью, опытом, практикой, технологиями решения различных проблем, в том числе и молодежных.

Мы вынуждены признать, что сегодняшнее поколение молодежи имеет свою собственную жизненную философию и ценностные ориентации, которые отличают ее от старших поколений. Особенно это касается бывших социалистических стран, где десятилетиями молодежи навязывалась единая коммунистическая идеология, а контакты с молодежью стран Запада, особенно капиталистических, практически отсутствовали.

Проблема взаимоотношения поколений в странах переходного периода особенно ощутимо проявилась в связи с изменением социально-экономических условий жизни граждан, их социально-политических и духовных ориентации.

Если старшее поколение закалено не менее сложными социально-экономическими катаклизмами, происходившими в прошлые годы, и реагирует на проблемы сегодняшнего дня более сдержанно, то среднее, воспитанное на идее светлого будущего, теряет душевное равновесие, во многом разочаровавшись. Еще труднее в этой ситуации выживать молодежи, рожденной в последние два десятилетия, ибо она формирует свое мировоззрение, проходит школу жизненного становления в условиях отсутствия более или менее четких духовных ориентиров, стабильных отношений в обществе.

Ситуация, сложившаяся в странах переходного периода, характерна осложнением процесса социализации молодежи. Для повышения действенности такого процесса предстоит преодолеть определенные трудности, устранить следующие острые противоречия.

1. Отсутствие логически выстроенной политической системы в названных странах, а в связи с этим — отсутствие четко обозначенного места и роли молодежи, ее организаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Преодоление этого препятствия — длительный и сложный процесс, связанный со структуризацией, социальной стратификацией общества, с формированием властных структур, общественных организаций, механизма социальных связей и отношений в обществе.

2. Проблема ценностей общества. Суть переходного периода состоит в том, что "одна форма культуры, — как писал известный русский социолог П. Сорокин, — исчезает, а новая только зарождается". То, что старое общество автоматически не исчезает, факт непреложный и объективный. Новое же может победить лишь в том случае, если оно на практике окажется более прогрессивным и результативным прежде всего по отношению к конкретному человеку.

В странах переходного периода разрушается старая авторитарно-бюрократическая система и делаются попытки утвердить новую модель общественного развития, основными характеристиками которой должны стать смешанная экономика, политический плюрализм, гражданское общество, права и свободы личности. Создаются принципиально иные условия и возможности для социального становления и гражданского воспитания молодых людей.

3. Слишком слабые возможности государства для максимального обеспечения, финансирования социальной сферы, бюджетных отраслей, т. е. образования, профессиональной подготовки, культуры, оздоровления и спорта. Эти сферы функционируют прежде всего за счет налогов, которые ввиду нерентабельности предприятий, а то и банкротства многих из них попросту не поступают в казну.

Среди наиболее существенных проблем современной молодежи особо следует выделить проблему профессиональной подготовки, занятости юношей и девушек.

С одной стороны, молодежь — едва ли не главная социальная опора процесса перехода к рыночной экономике, его потенциальная творческая сила, а с другой — это особая социально-демографическая группа, только интегрирующаяся в систему общественных отношений, в трудовую деятельность и являющаяся, таким образом, одним из наиболее беззащитных слоев общества.

Отсутствие своевременной поддержки со стороны государства на рынке труда, в политической сфере может вытеснить молодежь не только из экономической, но и общественной жизни, люмпенизировать ее и лишить возможностей интеграции в мировую экономику, мировое сообщество. Кстати, такие тенденции в украинском обществе уже заметны. Это преступность, аполитичность, апатия молодежи, другие негативные явления, получающие ощутимое распространение.

Рассматривая жизненный цикл работника, отметим, что на период молодости приходится две фазы — допроизводственная и начало трудовой деятельности. Здесь же есть и две критические точки — "шок первого трудоустройства" и "шок перемены труда". В этот сложный жизненный период молодые люди в наибольшей мере нуждаются в помощи общества.

Острота этих критических моментов, социальное напряжение снимаются посредством введения системы социальных гарантий образования, профподготовки, свободы выбора сфер приложения труда, права на ошибку, стимулирования развития молодежного бизнеса.

Политика молодежной занятости может формироваться только в рамках общегосударственной стратегии такой занятости. Однако, учитывая специфику молодежных контингентов, их внутреннюю неоднородность, необходимо разработать специальную государственную программу обеспечения занятости, прежде всего в вопросах формирования соответствующей информационной базы, проведения специальных исследований молодежной занятости, профподготовки, миграции, трудовой активности разных возрастных групп, уровня образования и др. Результаты такой деятельности должны стать основой формирования специальных региональных программ содействия молодежной занятости.

Отдельно следует сказать о материальной поддержке государством молодежи в условиях социально-экономической нестабильности, кризиса. Такая поддержка должна сводиться не столько к прямым выплатам и льготам (хотя и от них нельзя отказываться), сколько к авансированию молодежи в широком смысле. Крайне необходима эффективная система кредитования (долгосрочного и льготного), в ряде случаев с особыми условиями их погашения, возврата, система поддержки начинаний, экономической деятельности молодых людей, связанных с получением образования и профессии, строительством и приобретением жилья, созданием семьи, собственного дела и т. д.

Государство должно осуществлять социальную защиту молодежи прежде всего через свои собственные структуры. Государственно-общественные структуры в конкретных условиях современной Украины могут стать при других обстоятельствах лишь каналом перекачки средств из госбюджета. Использование смешанных структур возможно лишь в перспективе, при обязательном соблюдении государственных интересов и жестком контроле за расходованием средств.

4. Социальная нестабильность — доминирующее явление в обществе переходного периода, в котором отдельные процессы развиваются в угоду конкретным социальным и политическим силам. При этом возможны многочисленные нарушения законов, норм и положений, принятых в конкретном обществе, высоки уровни преступности, наркомании и алкоголизма.

5. Наибольшая сложность в обеспечении участия молодежи Украины в общественных преобразованиях — это проблема переоценки ценностей, отсутствие определенных моделей жизни.

Мы все больше сталкиваемся с тем, что многие молодые люди отрицают идеалы, на основе которых были воспитаны их родители, и одновременно трудно воспринимают те нормы и ценности, которые формируются сегодня.

Таким образом, жизнь молодежи Украины, как и других посттоталитарных государств, тесно связана с проблемой кардинального выбора: начинать свой жизненный путь по тем моделям и на основе тех идеалов, которые были присущи так называемому социалистическому обществу, или же идти новым путем.

Второе намного сложнее. Это так называемая активная интер-нальная модель выбора и поведения. Она требует активного поиска альтернатив выживания, самостоятельного выбора стратегии и тактики, принятия на себя ответственности за все, что делаешь.

Еще раз напомним, что проблема такого выбора и участия существенно усложняется и обостряется тем, что сегодняшняя жизнь молодежи Украины протекает на фоне трех важнейших процессов: утверждения украинской государственности, становления национального сознания, формирования гражданского общества. И если другим нациям и народам для решения этих задач история отводила целые столетия, в Украине и подобных ей государствах переходного периода (бывших странах социалистического лагеря, республиках бывшего Советского Союза — ныне самостоятельных государствах) эти процессы должны происходить намного быстрее.

К тому же выбор молодым поколением жизненного пути в названных странах постоянно находится под угрозой риска оказаться в еще более критическом состоянии: создание государства может легко окончиться тоталитаризмом, национальное возрождение — шовинизмом, а еще хуже — фашизмом.

К счастью, многочисленные исследования, изучение общественного мнения свидетельствуют о том, что молодежь в Украине не только реалистично оценивает ситуацию, но и поддерживает процессы демократических преобразований в стране.

Социология молодежи позволяет с помощью разнообразных методов и приемов изучения молодежи создать ее своеобразный социальный портрет. В частности, О. Балакирева и А. Яременко представляют современное молодое поколение Украины следующим образом. Сегодня, по их мнению, молодежь:

• стала более прагматичной и самостоятельной в своих действиях. Она больше надеется на свои собственные силы и возможности,

чем на государство или когоЛибо еще в решении собственных вопросов. Значительно уменьшается сегодня пятерналистичеЧЛсме ориентации юношей и девушек;

• имеет низкий уровень социальной активности относительно участия в политических акциях, деятельности политических партий и общественных организаций, в том числе и молодежных. Большую социальную активность демонстрируют отдельные незначительные группы молодых граждан, которые сориентированы на занятие политической деятельностью как таковой;

• отличается желанием учиться, получить профессию и квалификацию, чтобы уверенно чувствовать себя в жизни, саморазвиваться и самореализоваться;

• характеризуется снижением культурных запросов, обесцениваем ценностных ориентации. Происходит некий кризис идеалов, потеря духовных ориентиров*.

Монографии или учебного пособия по предмету "Социология молодежи" в современной научной и специальной литературе в Украине на сегодняшний день пока нет. Исключение составляет, пожалуй, увидевшее в 1999 г. свет оригинальное учебное пособие Н. П. Лукашевича и Н. В. Туленкова "Спефальш та галузев! соцюлопчн! теорм". В нем известные украинские социологи раскрывают сущность и содержание основных социологических теорий среднего уровня, их место и роль в дальнейшем развитии системы современного социологического знания. При этом в разделе "Специальные социологические теории" среди других содержится и подраздел "Социология молодежи", а в разделе "Отраслевые социологические теории" — подразделы "Социология образования", "Социология воспитания" и "Социология труда"**.

Существенное значение среди других вопросов имеет определение авторами указанного пособия самого понятия "социология мо-

См.: Балаюрева О. М., Яременко О. О. Проблеми розвитку соцюлогн молод! на сучас-ному еташ // Молодь Украти: стан, проблеми, шляхи розв'язання. 36. наук. публ!кац|й УкрНД! проблем молод! за тдсумками виконання наук, програм I проект у 1996 р. — К., 1996. - Вип. 5.- С. 226-232.

Лукашевич М. П., Туленков М. В. Спещальж та галузев! соцюлопчж теорм. — К., 1999. - 343 с.

лодежи". По их мнению, это "отрасль социологии, которая исследует специфическую социально-демографическую общность, которая пребывает в процессе перехода от детства к миру взрослых и переживает важный этап семейной и внесемейной социализации и адаптации, интериоризации норм и ценностей, творения социальных и профессиональных ожиданий, социальных ролей и статуса". Такое определение, а также характеристика предмета "Социологии молодежи", основных подходов в социологическом изучении молодежи представляется крайне важным как основание для более глубокого рассмотрения молодежи, ее проблем сквозь призму социологии. Вся многогранная работа различных институтов, субъектов социализации личности в обществе подчинена центральной задаче — формированию социально активной личности. Такая личность:

1) имеет определенные знания, кругозор, идейные ориентации, духовные ценности и ориентиры, четко выраженное гражданское сознание;

2) вступает в жизнь с четко развитыми идентификациями участия (деятельности), т. е. стремлением не только к самореализации, но и деятельности на общественное благо;

3) имеет четкие политические ориентации прежде всего на основе собственного, прямого, личностного выбора;

4) вступает в жизнь, будучи наученной правилам игры, особенно^ стями которой являются терпимость, толерантность, уважительное отношение к другим людям;

5) свои мотивы поступков, действий существенным образом согласует с понятиями "мое" и "наше".

Идеальный "образцовый гражданин" — это личность, соб* ственная жизнь и деятельность которой вполне отвечают требованиям политической системы общества, сложившимся в нем взаимоотношениям в соответствии с внутренними убеждениями и сознанием самого человека.

Перед украинским обществом в целом и отдельными его гражданами, молодежью возникла судьбоносная проблема выбора: вернуться к модели пассивного экстернального выбора, т. е. ситуации, когда за Украину, ее граждан делает выбор кто-то другой, или сделать решительный шаг к активной интернальной модели, когда сам человек, общество берут на себя ответственность за то, каким будет не только личный, но и общечеловеческий выбор.

При всей приоритетности экономики и политики, остроте конкретных социальных проблем нынешние годы прежде всего должны стать годами реализации программы гуманистического развития и управления украинским обществом. Речь идет не об отказе от экономических рыночных реформ как таковых, а о принципиальном смещении акцентов в государственной политике.

Гуманитарная и социальная сферы должны стать доминирующими ввиду того, что без изменения психологии граждан, формирования у них соответствующих социальных установок, ценностных ориентации не стоит даже надеяться на их активное участие в любых государственно-созидательных процессах.

На основании этого можно сделать вывод, что формированию демократического, суверенного государства с рыночной экономикой, гражданского общества, в котором уважаются права и свободы человека, в котором он становится активным творцом собственной судьбы, препятствуют не медленный темп экономических реформ, не коррупция, беспорядки и вседозволенность, а отсутствие стратегии развития личности, механизма управления.

Таким образом, программа деятельности правительства должна строиться с учетом того, что социальная сфера не является обслуживающей для экономической, а призвана обеспечить формирование гражданского сознания и стимулирование общественно-политической активности населения.

В нынешних условиях процессы социализации личности объективно ослаблены, что очень опасно, если учесть потребность формирования у граждан, особенно молодых, высокой социальной активности. Это является почвой для многих проявлений антиобщественного поведения, нарушений правопорядка, законности.

Для формирования будущего, да и нынешнего молодого поколения Украины, сегодня крайне необходимо иметь и реализовать специальную Комплексную программу гуманитарного развития общества.

Нам думается, что в основу такой программы на ближайший период правительство должно положить стратегию развития человека. Ей должна подчиняться вся социально-экономическая политика и деятельность.

Стратегическими приоритетами программы должно стать:

• развитие людей за счет четко определенных ресурсов капиталовложений со стороны государства в образование, профессиональную подготовку, социальную сферу, культуру, в воспитательный про-

цесс, идеологическую (информационную) работу, что в конечном счете позволит гражданам вести наиболее продуктивную и полноценную жизнь, реализовать свои потенциальные возможности;

• развитие общества за счет инициативы самих людей, т. е. предоставление гражданам самых широких возможностей для контроля за собственной жизнью (избирательного права и возможности участвовать в деятельности общественных объединений, политических партий и т. п.);

• развитие общества для людей, т. е. наличие определенных социальных гарантий для саморазвития и удовлетворения гражданами своих потребностей за счет собственной деятельности. Уязвимым слоям населения, которые не в состоянии сами себя обслужить и обеспечить, должно гарантироваться действие соответствующих компенсационных, компенсаторных, социальных механизмов в государстве. Речь идет об инвалидах, детях-сиротах, пенсионерах.

Программа гуманитарного развития украинского общества должна основываться:

1) на формировании национального самосознания граждан, особенно молодых, их ответственном отношении ко всем процессам, проходящим в обществе. Обеспечить это призваны заведения образования, культуры, средства массовой информации, ориентированные соответствующим образом на общегосударственные интересы;

2) на создании условий для максимально широкого выбора гражданами знаний, профессий, информации;

3) на максимально возможной поддержке государством инициативы и активности самой молодежи, взрослых граждан, улучшении социального положения детей, семей (особенно молодых). Это будет способствовать не просто приостановлению негативных демографических процессов, но и воспроизводству рабочих рук, более оптимистическому генезису нации, украинского общества в целом.

В программе гуманитарного развития общества, очевидно, особо следует выделить проблемы современной семьи. Уменьшение количества браков, увеличение количества разводов и падение деторождаемости не просто непосредственно связаны с безработицей или другими проблемами нашего общества. Причина в том, что исчезли экономические и социальные мотивы, побуждающие к браку. Современное экономическое положение характеризуется отсутствием стабильных заработков, системы кредитования, социальной защиты. В социальной сфере — низкий уровень социальных услуг

и помощи, неразвитая инфраструктура по уходу и воспитанию детей вне семьи, внешкольного образования, оздоровления, профилактики заболеваний. Преодолению этих проблем способствовало бы принятие правительственной программы поддержки молодой семьи.

Программа деятельности государства по обеспечению всестороннего, гармоничного развития личности должна предусматривать прежде всего создание условий доступности культурного достояния каждому гражданину и льготы для овладения им детьми, молодежью. Необходимо разработать специальные программы, касающиеся духовного и культурного развития отдельных социально-демографических групп населения.

В структуру предложенного проекта программы гуманитарного развития и управления обществом желательно было бы включить такие разделы:

1. Духовность и формирование гражданского общества.

2. Образование и гражданское воспитание. 1

3. Наука и проблемы интеллектуального развития граждан.

4. Здравоохранение и экология.

5. Культура и искусство.

6. Физическая культура и спорт, туризм и отдых.

7. Национальное информационное пространство.

8. Научно-организационное обеспечение управления обществом.

Конкретными действиями соответствующих органов власти, социальных институтов по обеспечению более эффективного социального и гуманитарного развития государства, организации управления обществом в последующие годы могли бы быть такие.

1. Законодательное обеспечение гуманитарной и социальной сфер в направлении расширения возможностей человека в отношении образования, науки, культуры и охраны здоровья. В центре внимания должны, очевидно, находиться законодательные акты по охране материнства и детства, обеспечению возможностей всех детей и молодежи получить общее среднее образование и первую профессию, поддержке детей, подростков, молодых инвалидов, молодых семей, социальной адаптации молодых граждан, совершивших правонарушения, переступивших закон.

2. Принципиальное изменение всей политики в отношении семьи, которая должна получить возможности для самореализации собственных запросов и интересов, стать экономически и духовно сильной.

3. На общегосударственном уровне следовало бы определить, разработать и принять несколько приоритетных программ (предоставив им статус национальных и изыскав возможности централизованного финансирования из госбюджета). Аналоги в Украине, других странах уже есть' Национальная программа "Дети Украины", "Программа занятости населения на 1997—2000 годы". Таковыми могли бы быть, в частности, программы "Молодая семья", "Молодежь Украины", "Поверь в себя" (по работе с детьми-инвалидами), "Здоровье" и др. Подобные программы можно было бы разрабатывать и реализовать также на соответствующей конкурсной основе. Их составляющими должны стать областные, городские, районные программы, практическая реализация которых обеспечивается за счет местных бюджетов.

4. Содействовать внедрению и распространению новых форм содержания и воспитания детей-сирот, беспризорных, в частности в детских домах семейного типа, приемных семьях, детских приютах. В работе с детьми при этом необходимо исходить исключительно из требований Конвенции ООН по правам ребенка.

5. Обеспечить государственную поддержку детских, молодежных, женских общественных объединений, фондов, предоставляя им помощь в реализации проектов и программ, направленных на улучшение социально-правовой защиты семьи, женщин, детей и молодежи.

6. Реорганизовать систему оздоровления детей и молодежи, в частности путем создания постоянно действующих региональных центров оздоровления и развития детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

7. Требует принципиального пересмотра система установления размеров, назначения и выплаты государственного пособия семьям с детьми. Делать это предлагается путем внесения изменений в Закон "О государственном пособии семьям с детьми", пересмотра законодательства в целях установления льгот отдельным категориям семей.

8. Ввиду появления значительного количества независимых изданий, информационных программ остро встает вопрос о наличии источников информации, которые непосредственно обеспечивают пропаганду национальных идеалов, идей построения государства, общенациональных ценностей, что крайне необходимо в первую очередь

для молодежи. Ведь большинство западных демократий контролируют определенную часть средств массовой информации, предоставляя им приоритетные условия для функционирования. Здесь речь идет о необходимости государственного молодежного издательства (наподобие ранее существовавшего издательства "Молодь"), молодежного телевизионного канала, отдельных ориентированных на подростков и молодежь газет и журналов. Проблему создания информационного пространства, рассчитанного на детей, молодежь, семью, мог бы решить, в частности, Государственный комитет по делам семьи и молодежи совместно с Минфином, другими министерствами и ведомствами, работающими с детьми, подростками, молодежью.

9. Для должного научно-методического обеспечения социального и гуманитарного развития государства необходимо обеспечить адресными государственными заказами такие ведущие научные учреждения, как институты национальных отношений и политологии, социологии, педагогики, психологии, Украинская Академия государственного управления при Президенте Украины, Межрегиональная Академия управления персоналом, Институт стратегических исследований, Украинский институт социальных исследований (до недавнего времени — Украинский НИИ проблем молодежи), и повысить их статус. Эти и другие научные учреждения должны не только глубоко изучать и анализировать состояние социальных отношений, ценностных ориентации граждан, но и стать базовыми в разработке комплексных программ и проектов по социальной, воспитательной, профилактической работе среди граждан, особенно молодых, имея для этого соответствующие государственные заказы.

10. Для успешного осуществления программ социального гума нитарного развития Украины, управления обществом необходимо более активно привлекать ученых-обществоведов, различные благо творительные, общественные фонды, в том числе зарубежные, поли тические партии, общественные объединения..


Словарь

Адаптация — взаимодействие индивида с окружающей средой, приспособление к условиям существования в новой жизненной ситуации.

Аддиктивное поведение — злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и табакокурение, до появления устойчивой физической зависимости.

Акселерация (от лат. ассе/егаГ/о — ускорение) — ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков.

Антисоциальное (антиобщественное) поведение — поведение, направленное против интересов общества в целом, отдельных его ячеек, конкретных людей.

Асоциальное поведение — несоблюдение моральных и нравственных норм общества.

Безгражданство — отсутствие правовой связи физического лица с определенным государством.

Взаимодействие — категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития. Определяет существование и структурную организацию любой материальной и социальной системы.

Военная обязанность — обязанность граждан защищать свое государство, проходить военную службу в рядах вооруженных сил. Формы военной

.1^, обязанности бывают разные: военная служба (действительная военная служба и служба в запасе вооруженных сил), военная подготовка насе-...,,с,ъ ления (начальная подготовка молодежи, подготовка специалистов для вооруженных сил и др.).

Воспитание политическое — объективно закономерный процесс, отражающий особенное социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего морального долга и правовых норм.

Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления.

Гражданство — правовая принадлежность личности к определенному государству независимо от того, находится ли гражданин в пределах или вне пределов государственной территории. Гражданство предусматривает взаимные права и обязанности, взаимосвязь личности и государства.

Гуманизм — 1) принцип мировоззрения, в том числе и морали, в основе которого лежит убежденность в неограниченности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье, и в том,

что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества; 2) прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное на освобождение человека от идейного застоя феодализма; совокупность взглядов на человека и его высокое общественное предназначение.

Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. По Конфуцию, гуманность — нравственный принцип, который определяет все отношения между людьми — ив обществе, и в семье.

Девиация — отклонение от правильной линии, необходимого направления, нормального развития.

Деградация — постоянное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Действие — целенаправленное социально значимое поведение индивида.

Действие социальное — способ разрешения социальных проблем и противоречий, которые базируются на столкновении интересов и потребностей главных социальных сил данного общества.

Делинквентное поведение — явление, вызванное наличием системы ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, при котором делинквент определяет свое поведение как правильное.

Демографическая политика — сфера деятельности государства, направленная на регулирование структуры, размещения, перемещения и динамики народонаселения.

Деструктивная функция конфликта — разрушение социальных систем различного уровня под воздействием каких-либо факторов.

Деструктивное поведение — поведение, направленное на разрушение объектов природы, жизни, других людей и самого себя.

Дистанция социальная — величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами.

Дисциплина — точное соблюдение каждым участником совместной деятельности определенного порядка и требований, без которых эта деятельность становится невозможной.

Духовные потребности — потребности человека, возникающие в процессе его социализации, восприятия им с раннего детства общественных норм. Духовные потребности обеспечивают социально-психологическую сто-'»> рону здоровья человека, состоят из культурных и эстетических потребностей. Духовные потребности в значительной степени совпадают с социальными потребностями человека, а также с информационной частью других потребностей сферы общения (труда, милосердия, альтруизма и др.).

Знание — достоверные научные сведения о чем-либо, которые служат результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.

Идеология — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и

оцениваются отношения людей к действительности. Идеология обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие человеческой личности как следствие уникальных индивидуальных, личностных свойств и условий развития.

Интерес — реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т. д.) участвующих в них индивидов, групп, общностей.

Конфликт — столкновение противоположных целей, позиций и интересов, которое приводит к реальной борьбе между субъектами взаимодействий независимо от истоков, способов и характера этой борьбы.

Конфликтология — наука, изучающая социальные конфликты; одно из направлений социологии.

Криминальное поведение — уголовно наказуемые действия.

Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Культурные ценности — результат оценки познающими субъектами (личностью, группой, общностями) объективно существующего социокультур-ного мира.

Личность — 1) активно осваивающий и сознательно преобразующий природу, общество и свою индивидуальность человек; 2) социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир (природу, общество, личность и закономерности их развития) и место в нем человека, на отношение человека к окружению и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мобильность социальная — любой переход индивида или социального объекта либо социальной ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность: в первом случае переход индивида (или группы) от одной социальной позиции к другой осуществляется на разных уровнях (по вертикали), а во втором — на том же уровне (по горизонтали).

Молодежная политика — неотъемлемая составная часть социальной политики государства, других субъектов общественно-политической жизни и отношений, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов реализации интересов и самореализации молодых граждан страны, осуществления их жизненных целей и планов.

Молодежная политика государственная — система деятельности государства в отношениях с личностью, молодежным движением, которая осуществляется в законодательной, исполнительной, судебной сферах и ставит своей целью создание социально-экономических, политических, организационных, правовых условий и гарантий для жизненного самоопределения, интеллектуального, морального, физического развития молодежи, реализации ее творческого потенциала как в собственных интересах, так и в интересах страны, общества.

Молодежь — большая общественная, социально-демографическая группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое состояние, духовный мир находятся в становлении, формировании.

Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — поступки индивида, выходящие за уровень социальных норм, дозволенных в данном обществе.

Отношения — взаимная связь различных величин, предметов, действий; взаимосвязь и характер расположения элементов определенной системы или одной системы по отношению к другой.

Патернализм — 1) доктрина, сущность которой состоит в показном "отеческом" отношении предпринимателей к своим работникам и соответствующая этой доктрине политика проведения отдельных благотворительных мероприятий, 2) политика развитых стран относительно развивающихся стран, состоящая в предоставлении помощи под видом "отеческой" заботы, которая фактически ведет к экономическому и политическому порабощению этих стран, 3) политика "отеческой" заботы КПСС о молодежи в тоталитарный период посредством ее коммунистического воспитания.

Патриотизм — чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбу родины, которое проявляется в стремлении служить своему народу, защищать его интересы.

Периодизация развития личности — цикличность ее возрастного развития, которая обусловлена сменой пространственно-временных ориентации личности, ее потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности.

Поведение — реакция организма на внутренние и внешние раздражители.

Потребности материальные — сфера материально-энергетических потребностей людей, которая обеспечивает нормальную жизнь и обществен-

ное развитие (жилье, снабжение продуктами питания, промышленными товарами, средствами производства).

Потребности социальные — совокупность стремлений в реализации социальных интересов людей в области жизнедеятельности как отдельного человека, так и класса или социальной группы.

Потребности экономические — группа потребностей человека, связанных с обеспечением материальных возможностей удовлетворения всей совокупности его потребностей и запросов, в том числе и для восстановления здоровья и трудоспособности вне жилья (отдых, туристические поездки и т. п.).

Потребности эстетические — часть всех потребностей человека, обобщенная понятием красоты; потребность в красоте, которая формируется в процессе социализации личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных