Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Борьба с курением, алкоголизмом в школьном возрасте.




 


36. Физиоло-гигиенические основы физического воспитания: влияние физических упражнений на функциональные системы организма

ФУ влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени.

Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, изменении физико-химических свойств тканей, усилении обменных процессов, совершенствовании функциональных возможностей. Возрастает сила мышц, способность выполнять большой объем работы. совершенствовании функциональных возможностей. Как

всего этого значительно возрастает сила мышц и способность вы­полнять большой объем работы. Равномерная доступная физичес­кая нагрузка, приходящаяся на различные мышечные группы, обес­печивает гармоническое развитие всех мышц тела.

Под влиянием систематических физических упражнений у школь­ников происходит ряд положительных изменений в костно-суставном аппарате. В наиболее нагружаемых частях скелета отмечается выраженная гипертрофия костной ткани. Диаметр трубчатых кос­тей увеличивается, кости становятся массивнее и крепче. Например, на рентгенограммах костей юных прыгунов, метателей и др. обна­руживается гипертрофия костной ткани на «толчковой» ноге, на «метающей» руке и др. В ряде исследований установлена стимуля­ция роста в длину.

Совершенствуются функции дыхательного аппарата. Увеличи­ваются экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ и раз­виваются мышцы, участвующие в дыхательных движениях. Дыхание становится более ритмичным, глубоким. Его частота при мышечной работе бывает меньше, чем у детей, не занимающихся физической культурой и спортом. Лучшие показатели ЖЕЛ отмечаются у школьников, занимающихся плаванием, легкой атлетикой (бег на средние дистанции) и баскетболом.

В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. В результате тренировок снижается частота сердечных сокращений у детей в покое, реакция на мышеч­ную работу бывает менее выраженной, а восстановительный период более коротким по сравнению со школьниками, не занимающимися систематически физическими упражнениями. Указанные изменения свидетельствуют о более экономной работе сердца и расширении функциональных возможностей организма. Благоприятные сдвиги наблюдаются также в крови: увеличивается количество гемоглоби­на и эритроцитов.

Занятия ФУ стимулируют обмен ве­ществ. Это приводит к лучшему протеканию пластических процес­сов, в результате чего улучшается рост и развитие детского орга­низма.

В процессе упражнений увеличиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. У физически тренированных детей условные рефлексы образуются быстрее, такие дети отлича­ются лучшей памятью и способностью концентрировать внимание. У них повышается работоспособность в течение учебного дня, что благоприятно сказывается на успеваемости. Нервная система легче приспосабливается к различным видам работы. Именно благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной си­стемы у физически тренированных школьников оказывается более экономной работа отдельных органов и систем при физических нагрузках.

Главным следствием применения различных средств физическо­го воспитания в школе является их положительное влияние на со­стояние здоровья учащихся. Общее, неспецифическое воздействие физических упражнений проявляется в повышении устойчивости к ряду неблагоприятных факторов внешней среды, перегреванию, пе­реохлаждению, гипоксии и др., а также к инфекционным и другим заболеваниям. Особенно большое значение имеет повышение сопро­тивляемости к простудным заболеваниям. Отмечена профилактиче­ская роль физических упражнении в отношении нервных расст­ройств, возникающих в связи с перегрузкой учебным материалом, неправильным режимом дня и т. д. Исключительно важна роль этих упражнений в обеспечении правильной осанки; нарушения которой у детей школьного возраста имеют приобретенный функциональный характер. Это связано с относительной слабостью мышечной систе­мы и связочного аппарата, с дефектами классной мебели и нера­ционально организованным учебно-воспитательным процессом. В ряде случаев при наличии отклонений в состоянии здоровья школьников физические упражнения служат действенным лечеб­ным средством.

Гигиеническое значение физических упражнений намного воз­растает, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают за­каливающее действие, особенно если занятия проводятся при низ­ких температура! воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и др. При проведении же заня­тий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функ­ция,, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возмож­ность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприят­ного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повы­шение эффективности тренировок, что объясняется большей интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями (Н. Т. Белякова, 3. Е. Романова, В. М. Матюшин и др.).

Рассматривая влияние систематических занятий физическими упражнениями на физическое развитие и состояние здоровья школь­ников, необходимо подчеркнуть большую роль преподавателя физи­ческого воспитания и школьного врача в своевременном и правиль­ном использовании средств физического воспитания с профилакти­ческой и лечебной целями.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных