Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организаторская функция прессы.




Нормативно-правовой подход к свободе печати.

Принят в качестве главного в большинстве развитых стран, в том числе и в России. Он предполагает точное определение взаимных обязательств, возможностей и ответственности прессы, государства, юридических лиц, граждан в процессе массово-информационной деятельности. Эти положения закрепляются в международных договорах, национальном законодательстве, административных решениях, этических кодексах и др. регулятивных документах.

Практика использования в России: Петр I (газета «Ведомости»), Екатерина II (цензура), 1850: письмо Тютчева «О цензуре России», 1905 г., 1913 г., советское время. 1990 г.: первый закон о СМИ – «О печати и других средствах массовой информации» (здесь были провозглашены свобода массовой информации, отмена цензуры и правовое регулирование журналистской деятельности в различных ее видах). 1992 г.: Закон «О средствах массовой информации», опирающийся на Конституцию РФ.

18. Обзор литературы по курсу

19. Организаторская функция прессы и массовая работа редакции

Организаторская функция прессы.

Она непосредственно примыкает к работе журналистов с авторским активом. И цели у них во многом совпадают. Ведь под организационно-массовой работой мы понимаем систему организационных мероприятий, целью которых является расширение и укрепление связей редакции с читателями и авторским активом.

Эта система складывалась в нашей отечественной прессе в течение многих десятилетий. На каждом очередном этапе истории нашей страны возникали новые формы и методы массовой работы, соответствовавшие изменениям конкретной обстановки и новым задачам. Старые же формы видоизменялись или отмирали.

Особенности массовой работы редакции определяются уровнем издания, величиной редакционного коллектива, опытом его журналистов и, не в последнюю очередь, его материальными, финансовыми возможностями. В редакции небольшого регионального издания основными формами массовой работы становятся встречи за «круглым столом» с представителями определенных профессий и проведение всевозможных конкурсов. А редакция крупной столичной газеты организует, кроме того, общественную приемную, создает деловой клуб, проводит фестиваль газеты и т.д.

Использование этих и других форм массовой работы открывает перед редакциями возможность решения тех задач, для которого у них отсутствуют творческие или материальные ресурсы. Так, если редакция небольшой районной газеты не может позволить себе из-за слабой финансовой базы оплату штатных собкоров, она выходит из положения, организуя сеть нештатных, общественных собственных корреспондентов. Их нужно знакомить с основами журналистики, давать им представление о разных жанрах публицистики, учить писать, планировать их работу. Для этого требуется время, но без этого такой редакции невозможно обеспечить получение актуальной информации из населенных пунктов региона, который она обслуживает. Если в редакции нет должности штатного обозревателя, полезно организовать группу нештатных, общественных обозревателей. Стремясь разнообразить свои публикации, можно использовать такую испытанную форму массовой работы, как организация при редакции литературной студии с последующей публикацией литературных страниц, подготовленных ее участниками – местными поэтами и прозаиками. А в столице недавно создали Клуб «Известий», в работе которого принимают активное участие сотни читателей газеты, живущих в самых разных городах нашей страны.

В редакцию массового популярного издания всегда приходят читатели – с вопросами, за советами, с предложениями и т.п. Это свидетельство популярности газеты, её широких связей с аудиторией. Однако встречи журналистов с посетителями редакции требуют немалого времени и сил. Неизбежно уменьшается резерв времени для творческой работы. Возникающие в связи с этим проблемы успешно решают, создавая общественную приемную редакции. Направляют в нее сотрудника редакции, пару нештатных корреспондентов, которые ежедневно ведут прием посетителей. В ходе встреч с ними они получают разнообразную информацию, устанавливают контакты, находят новые интересные темы и потенциальных авторов.

Конечно, использование некоторых форм массовой работы требует не только длительной подготовки, разработки плана, создания группы работников, ответственных за его реализацию, но и солидных финансовых средств.

Проведение редакцией массовой работы в наше время нередко смыкается с коммерческой деятельностью редакции, целью которой является укрепление ее финансовой базы, получение доходов и прибыли.

20. Понятие гласности и ее проявления в журналистике

Гла́сность — политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. В конечном итоге именно гласность стала детонатором последующего распада советского строя и СССР.

об информационном обеспечении гласности. Оно включает в себя следующие слагаемые:

1. Открытость в деятельности государственных и общественных организаций. Общественности известны их структура, персональный состав, распределение компетенции. Гражданам и журналистам обеспечен доступ к должностным лицам и отчетным документам организаций.

2. Наличие статистики, соответствующей международным стандартам и охватывающей помимо производственной и непроизводственную сферу жизни общества.

3. Существование развитой социологической службы, позволяющей оперативно выявлять общественное мнение, прогнозировать возможные последствия принятия или, напротив, непринятия тех или иных мер.

4. Доведение с помощью СМИ до сведения широкого круга лиц альтернативных, авторских концепций решения социально значимых вопросов. Превращение печати, телевидения и радио в трибуну общественного мнения, канал выражения плюрализма мнений и интересов.

5. Открытость в отношении не только настоящего, но и прошлого страны (организация доступа к архивам, публикация документов министерств и ведомств по истечении определенного срока и т.д.), а также будущего (выпуск изданий, знакомящих всех заинтересованных лиц с проектами законодательных актов, введение правила предварительной публикации проектов других нормативных актов).

6. Публичность: от назначения или избрания на руководящие должности до публикации в специальных изданиях решений судов по гражданским и уголовным делам, вступивших в законную силу.

В толковых словарях русского языка гласность описывается как известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения. В литературе обществоведческого профиля акцент переносится на другие свойства гласности — на ее роль в осуществлении принципов демократии, на обеспечение открытости в деятельности государственных и общественных организаций.

Фактором развития отношений гласности служит политика государства, направленная на совершенствование демократии. В правовом плане отношения гласности обеспечиваются полновластием народа, правом граждан на участие в управлении государством и обществом, подотчетностью органов управления гражданам, наличием свободы слова и печати. Формой осуществления гласности служит широкое обращение актуальной информации по вопросам, требующим публичного обсуждения, решения и контроля, а результатом — оптимизация процессов управления и самоуправления в обществе.

В политическом плане к ее функциям относятся демократизация общества и создание механизмов для участия граждан в решении государственных и иных существенных вопросов, в социальном — реализация эффективных форм общественного контроля, в социально-психологическом — воспитание высокой политической культуры масс, формирование у них гражданственного отношения к делу и соответствующая психологическая перестройка должностных лиц.

Гласность нуждается в гарантиях и условиях своего осуществления. Мы уже установили, что центральное место среди них занимают политическая воля руководства страны и государственная политика в целом. Рассмотрим и другие гарантии. В их число входит развитая законодательная база информационных процессов, в частности — правовое обеспечение доступа к информации граждан и журналистов и сокращение количества тайн и секретов, особенно в государственной и коммерческой сферах. Действующее в России законодательство не допускает монополизации какого-либо вида средств информации. Нет и монополии редакций на мнение и оценку. Они обязаны опубликовать ответ гражданина или организации, чьи честь и законные интересы были ущемлены в выступлении редакции. Закреплено право журналистов получать сведения о деятельности государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, а отказ в предоставлении таких данных может быть обжалован в административном или судебном порядке. Существуют и другие правовые гарантии гласности.

 

21. Понятие и формы проявления эффективности журналистики






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных