Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эффективность журналистики - это со­вокупность результатов воздействия на сознание, психологию и по­ведение аудитории, человека, социальной группы и общественной сис­темы.




При определении эффективности ж-ки необходимо учитывать:

· каждая редакционная акция дает несколько эффектов одновременно;

· большинство изменений в действительности лишь частично зависят от прессы. Как правило, печать усиливает действие комплекса факторов, как бы ускоряет созревание верного решения;

· в создании эффекта наравне с журналистом участвует читатель, зритель, слушатель с его индивидуальным способом восприятия информации, непредсказуемой психической организацией, с определенным уровнем грамотности и общей культуры;

· для точного определения эффективности необходимо использовать научный инструментарий, заимствуя его у социологии, прогностики и др.

 

 

Результаты работы СМИ подразделяются на несколько видов — в зависимости от объектов воздействия, формы реакции на дея­тельность прессы и масштаба возникающего эффекта.

С «про­странственной» точки зрения эффекты подразделяются на локаль­ные и широкомасштабные. Локальный эффект - ситуация единична, локальна. Но если за ситуацией стоят типичные явления, общезначимые противоречия и конфликты, то материал, посвященный локальному эпизоду вызовет реакцию сразу на нескольких подобных участках социальной жизни. Это явление -эффек­том по аналогии.

По времени действия эффекты бывают ближайшими и отдаленными. Как круги на воде. Преобладающая часть отдаленных послед­ствий (кругов) остается неведомой журналистам. С течением времени под воздействием прес­сы меняются взгляды общества на события и явления, другими становятся и мировоззренческие установки.

По отношению к намерениям, целям эффекты подразделяются на основные и по­бочные. Основные последствия относительно несложно предвидеть, запланировать (поэтому их можно называть еще плановыми). По­бочные же бывают полной не­ожиданностью. Нежелательные побочные эффекты нередко возникают после критических, разоблачительных публикаций. (Если журналист написал про чиновника-взяточника, а эта скотина возьми да помри. А журналист потом мучается, что лишил беднягу жизни. Ж-т же не хотел его смерти. Вот это и есть побочный негативный эффект). Не исключены и благопри­ятные последствия.

Иногда журналистская деятельность приводит к результатам прямо противоположным целям. Это - дисфункциональные эффекты, или, образно, эф­фекты бумеранга. Они тоже делятся на две группы: в итоге неумелой и непродуманной работы журналистов ущерб наносится либо тому делу, которому они стремились помочь, либо их собственной репутации (впрочем, вероятнее всего, произойдет и то и другое).

Любой материал оказывает большее или меньшее влияние на аудиторию. Прогнозирование результатов своего выступления — обязательная фаза творческого процесса в журналистике. Это слож­нейшая интеллектуальная работа, сопряженная с высокой граж­данской и этической ответственностью. И практики, и исследова­тели прессы обязаны видеть как ближайшие, так и перспективные результаты деятельности СМИ, соотносить их с интересами об­щества и отдельного человека.

22. Понятия журналистики, СМИ, СМК, публицистики, массмедиа

Журналистика -деятельность по сбору, распространению и хранению общественно значимой информации; (широкое) - произведение, возникшее в результате журналистской деятельности; - каналы, по которым распространяется массовая информация; - профессия. Совокупность знаний, умений. Так же область научного знания.

Слово журналистика появилось во Франции. Но первоначально журналистикой и журналистами называли все то, что связано с ведением записей, протоколов, дневников. Но оказалось, что счастье не в протоколисте, а в журналисте. Мы пишем историю, но не хронику.

СМИ - определяются законодательством РФ. Это печатные издания, радио, телевизионные, видео- кинохроникальные программы и иные средства распространения массовой информации, имеющие постоянное название и периодичность выхода в свет.

(Мы единственная страна, которая использует аббревиатуру "СМИ". В СССР положено было все называть средства массовой информации и пропаганды, но это было слишком уж навящиво. Вот и выкинули "и пропаганды", остались СМИ.)

СМК -Социальные институты, осуществляющие процессы массовой коммуникации. МК -это массовый процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств.

Публицистика

— вид литературы, посвященной обсуждению насущных социальных воп­росов с целью прямого воздействия на общественное мнение; публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и др.)». В других источниках, в частности в научных трудах, о публицистике говорит­ся как об общественно-политической деятельности, связанной с актуальным идеологическим воздействием на общественное мне­ние, сознание и поведение.

Итак о публицистике надо сказать, что:

- Э то способ энергичного влияния на умы, настроения и поведение людей

- В лияние осуществляется открыто, публич­но (о чем можно судить по звучанию самого термина)

- И сточник воздействия занимает ясно выраженную позицию по предмету обсуждения, на которую и стремится привлечь общест­венность.

- Д ля публицистики используется не одна лишь пресса. Публичным идеологическим актом становится и страстное вы­ступление оратора, и документальное кино, и агитационный пла­кат, и театрализованное представление.

- И деи, которые несет в себе публи­цистика, совсем не обязательно относятся к сфере политики: они бывают философскими, эстетическими, экологическими и т.д.

Публицист - это всегда мастер высказывания, иначе он не сможет убедить. Истоки публицистики у ораторов.

Массмедиа В английском словаре «Webster» «mass media» - средство коммуникации (газеты, радио или телевидение), предназначенное для того, что­бы обращаться к массе людей». В новых версиях, mass media - различные сред­ства, используемые для доставки информации массовой аудито­рии: радио, телевидение, кабельное ТВ, газеты, журналы, книги, диски и т.д. Это сочетание различных каналов, их многосоставный комплекс, включаю­щий в себя электронные средства связи и охватывающий различ­ные стороны жизни аудитории, помимо получения оперативной журналистской информации.

(различая между СМИ и СМК:

Очень часто термины «средства массовой коммуникации» (СМК) и «средства массовой информации» (СМИ) употребляются как синонимы. Однако между ними существуют определенные различия. Объем понятия средства массовой коммуникации шире, чем объем понятия средства массовой информации. И понятие СМК включает в себя СМИ.

Средствами массовой коммуникации могут выступать социальные институты, отличные от СМИ. Тому примеры — слухи, как коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации; школа, как институт распространения определенного объема знаний о мире, общественных норм и т. п.

Так же СМК, в отличие от СМИ могут и не иметь своего организационного и структурного оформления. Любая газета (СМИ) — это и трудовой коллектив (редакция), и материально-техническая база печати, и система распространения, и определенная аудитория. А вот слухи распространяются, используя «естественные» коммуникации. В этом случае имеет смысл говорить лишь о порядке взаимодействия (если пользоваться терминологией американского социолога И. Гофмана). К тому же «производство» слухов, их циркулирование чаще всего не является результатом целенаправленной деятельности акторов (организация, групп или личностей).

У СМК нет обязательного требования в системности и/или периодичности распространения информации. Те же слухи распространяются спонтанно, хотя школа дает информацию более системно и более регулярно, чем иные СМИ. И знания в школе (еще одно отличие от СМИ) не являются информационными поводами, не нарушают информационной симметрии (повествуют скорее о событиях обычных, а не о неординарных).

Очень часто термины «средства массовой коммуникации» (СМК) и «средства массовой информации» (СМИ) употребляются как синонимы. Однако между ними существуют определенные различия. Объем понятия средства массовой коммуникации шире, чем объем понятия средства массовой информации. И понятие СМК включает в себя СМИ.

Средствами массовой коммуникации могут выступать социальные институты, отличные от СМИ. Тому примеры — слухи, как коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации; школа, как институт распространения определенного объема знаний о мире, общественных норм и т. п.

Так же СМК, в отличие от СМИ могут и не иметь своего организационного и структурного оформления. Любая газета (СМИ) — это и трудовой коллектив (редакция), и материально-техническая база печати, и система распространения, и определенная аудитория. А вот слухи распространяются, используя «естественные» коммуникации. В этом случае имеет смысл говорить лишь о порядке взаимодействия (если пользоваться терминологией американского социолога И. Гофмана). К тому же «производство» слухов, их циркулирование чаще всего не является результатом целенаправленной деятельности акторов (организация, групп или личностей).

У СМК нет обязательного требования в системности и/или периодичности распространения информации. Те же слухи распространяются спонтанно, хотя школа дает информацию более системно и более регулярно, чем иные СМИ. И знания в школе (еще одно отличие от СМИ) не являются информационными поводами, не нарушают информационной симметрии (повествуют скорее о событиях обычных, а не о неординарных).)

23. Производственно-экономическая роль прессы

С экономической точки зрения главным в журналистике является ее товарная сущность. Но наличие данного качества наблюдается только у буржуазной прессы. В отечественной прессе материально-технический уровень и финансовое положение не служат гарантом ее качественной эволюции. Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: определенную стоимость имеют классификация корреспондента и его трудозатраты при работе на редакцию (что выражается в его зарплате), годовой тираж газеты, оборудование телерадиостанции, время в прямом эфире, предоставляемое для рекламы и др.

В денежно-товарном обмене информацией участвуют – некий человек или организация – источник, к которому обращается репортер. Частное лицо или фирма продает необходимые ему сведения. Добытые журналистом сведения становятся его собственностью – и уже он в той или иной форме предлагает их покупателю, в качестве которого выступает редакция. Та в свою очередь, предлагает новости, приобретшие вид публикаций, распространителям, а они выбрасывают товар на рынок массового потребительского спроса.

Так выглядит предельно укороченная цепочка продажи информации. В России за короткий срок удачливые владельцы вещательных компаний и периодики сделали внушительные состояния. Эксперты оценивают бизнес этой группы как рентабельный, но это не является нормой для всех издательских домов России[1].

 

Специалисты видят несколько причин неблагополучия: общее неустойчивое состояние отечественной экономики, связанная с этим скудность рекламного рынка, растущая дороговизна информационного производства, слабая подготовленность редакционных штатов к хозяйственной деятельности. В качестве социально ориентирующей силы, по опыту мирового сообщества, способна выступать государственная политика в области СМИ, поддерживающая общественно необходимую систему приоритетов и обеспечивающая гармоничное сосуществование различных типов изданий и программ. У российского государства нет оснований считать, что оно успешно решает эти задачи. Так в 2005 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выработало схему финансирования теллепрограм, согласно которой из бюджета должны выделятся деньги под телевизионные проекты, пользующиеся устойчивым интересом у зрителей. Выборочная госпомощь должна распределятся и среди печатных изданий, прежде всего тех, что разрабатывают социально значимые темы, адресованные пенсионерам и детям.

24. Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати

Происхождение: Исторически лозунг свободы печати возник на исходе средних веков, фактически синхронно со становлением журналистики как особого социального института. Считается рубежным этапом конец 17века, когда английский парламент отменил закон о выдаче королевской властью лицензий на издательскую деятельность, - так была ликвидирована база и для монархической монополии на печать, и для цензуры, и для взяток чиновникам.

 

Социальное значение: Журналистика оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей, и именно поэтому необходимы механизмы, более или менее строго регулирующие ее активность. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печати, которая принадлежит к числу необычайно сложных и противоречивых явлений, она стоит в одном ряду с такими великими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести. Все завоевания культурной эволюции человечества реализуются при участии средств информации. Данная взаимосвязь отражена в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. Сходное положение включено и в ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, к которой Россия присоединилась как член Совета Европы.

25. Профессиональная квалификация журналиста (составляющие и критерии оценки)

Существует несколько критериев оценки профессионализма журналистики:

- Длительное специализированное обучение

- Наличие навыков практической работы и теоретических знаний

- Высококвалифицированная работа

- Достаточно высокий социальный статус и материальное положение, достигнутые во время работы по специальности

- Постоянное пополнение знаний и расширение кругозора

Так же есть три вида оценки профессионализма:

- Любитель

Не обладает соответствующей подготовкой. Выполняет работу безвозмездно, по зову души. В зависимости от ситуации может обладать различным уровнем профессионализма (от начального до высокого)

- Дилетант

Не обладает соответствующей подготовкой, не обладает глубокими знаниями. Уровень профессиональности поверхностный.

- Профессионал

Обладает соответствующей подготовкой, обладает глубокими знаниями. Уровень профессиональности высокий.

Есть также три уровня профессионализма:

- Начальный

Человек владеет навыками, первыми знаниями о своей деятельности и воспроизводит известные приемы в привычных условиях

- Средний

Профессиональное освоение новых методик и приемов. Исполнение и получение методик в новых условиях. Заинтересованность различными науками

- Высший

Человек имеет собственные приемы и методики. Он становится мастером своего дела.

26. Профессиональный успех и карьера в журналистике

Каждый журналист в той или иной мере стремится к карьерному росту. Вчерашний корреспондент может стать главным редактором или главой медиа холдинга. Но для каждого понятия профессиональный успех и карьера разные. Кто-то считает, что главное – творчество и оттачивает свой неповторимый стиль, кого-то в профессии интересуют только деньги и он пробивается за счет журналистики на высокооплачиваемые должности, а кто-то умудряется совмещать вертикальный и горизонтальный карьерный рост.

Итак, существует две, нет, даже три вида профессионального продвижения журналиста.

1) Горизонтальный

Журналист оттачивает перо. Его тексты становятся глубже, профессиональнее, ему начинают давать более сложные задачи. Ему становятся открыты двери всех организаций. Он занимается тем, что ему нравится больше всего и занимает, в конечном итоге, положения признанного (или непризнанного) мастера журналистики.

2) Вертикальный

Журналист карабкается вверх по карьерной лестнице, покоряя одну высоту за другой. И тут не обязательно жажда денег толкает человека вверх. Кто-то с детства мечтал стать редактором, кому-то лучше удается руководить, чем писать, а кто-то просто не желает иметь на надгробие надпись «наконец то свободен», а познать «дзен» еще при жизни.

3) Смешанный

Всегда проблематично выделять только два вида, всегда найдутся исключения, которые некуда отнести. Для этого мне бы хотелось выделить третий тип, куда войдут все исключения. Ну, допустим, человек успел и покорить вертикальные вершины и при этом стать мастером журналистики. И прочие-прочие-прочие

27. Революционно-демократический взгляд на свободу печати

Существует несколько концептуальных подходов к свободе печати. Они порождены разными социально-историческими обстоятельствами и факторами. Мы рассмотрим революционно демократический.

Последовательными сторонниками ограничения всесилия государства выступали идеологи молодой буржуазии в период ее борьбы с изжившим себя феодализмом. В их среде сформировался революционно-демократический взгляд на свободу печати. Образцом выражения идей данной концепции является статья К. Маркса «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (1842). Там он излагает свое понимание свободы печати:

- Печать революционна по настроению и целям. Революция народов совершается сначала не в материальной, а в духовной сфере, а пресса — «самое свободное в наши дни проявление духа».

- Революционность и историчность объединяются понятием народности. Пресса является «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом», служащим для познания народом самого себя. Маркс имел в виду демократическое большинство граждан и общегосударственные, а не узкие сословные интересы.

- Основным препятствием для осуществления этого идеала служит цензура в различных ее формах, которая отдает журналистику в монопольное распоряжение правителей, но не всего народа. Выдвигая этот тезис, автор спорит с представителями княжеского и дворянского сословии, выступавших против либерализации цензуры и тем самым — против расширения круга обладателей свободы. Их позиция объясняется тем, что вместе с королевской властью они фактически пользовались привилегией в области прессы. Революционно-демократическая концепция в данном случае противопоставлена авторитарной.

- Наконец, свобода печати должна быть абсолютной — в первую очередь, абсолютно независимой от власти. Свобода духа не терпит никаких ограничений.

Революционно-демократические идеи о свободе и равенстве в реальной истории преобразовались в нормы буржуазной демократии, когда произошла смена общественных формаций. В частности, свобода слова закреплена в конституционных актах и специальных законах, действующих в развитых государствах. Буржуазно-демократический строй некоторое время существовал и в России, между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. На этом примере хорошо видно, как провозглашенные (хотя бы формально) свободы дают оппозиции повод добиваться отмены привилегий. В ходе подготовки к выборам в Учредительное собрание (вариант парламента) В. И. Ленин, который отнюдь не был убежденным сторонником абсолютной свободы печати, потребовал, чтобы материальные средства производства газет были отняты у капиталистов и справедливо распределены между всеми организациями и гражданами. Случись подобное, реальный доступ к прессе получило бы большинство населения. «Вот это была бы "революционно-демократическая" подготовка выборов в Учредительное собрание», — так он обосновал свой тактический ход.

28. Система СМИ и перспективы ее развития

Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации:

- Печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов). А так же дайджесты, бюллетени, повременные календари.

- Аудиовизуальные СМИ - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст.

- Информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Часть специалистов безоговорочно причисляет кибержурналистику к системе СМИ. Другие же выступают против.

Но интернет не относится к СМИ:

- Законодательно не относится к системе СМИ (и не может быть отнесен по обще, принятым критериям).

- «Электронная версия» или «сетевая газета» передают всего лишь форму трансляции материалов, но не изменение характера общения через посредство компьютера.

- Интернет есть среда, пространство, открытое для использования всеми желающими, в том числе и журналистскими редакциями, но не отдельные СМИ с собственной природой

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их ком­плексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости. Специ­фика печати, выражающей свое содержание через письменное сло­во и относительно скупые изобразительные средства, заключена прежде всего в большей, чем на радио и телевидении, аналитич­ности текстов. Газетные и журнальные тексты удобны как хранилище информации. эфирная информация имеет более короткий жизненный цикл.

Основные преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической просто­той и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка — обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фото­графии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транс­лируемых картин, обеспечивать совпадение по времени событий и зрительского наблюдения за ними. Телевиде­ние до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипуляторный заряды колоссальной мощности.

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический мате­риал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудитори­ей, если не выпускают собственные журналы или программы. Цен­тральное место в этой группе занимают информационные агент­ства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Наибольшим влиянием пользуются так называемые мировые информационные агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agence France-Presse» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия).

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть дру­гих информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессио­нальных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они способствуют обмену и распрост­ранению важных сообщений, заключению контрактов и соглаше­ний в этой сфере.

Из различия информационных каналов следует, что наиболь­шего взаимопонимания с аудиторией они достигают, если дейст­вуют сообща, скоординированно, как элементы единой системы. Само понятие системы предполагает, что, во-первых, речь идет о целостном образовании, а не о конгломерате разрозненных час­тей, во-вторых, это целое действует и развивается по свойствен­ным ему законам и правилам, в-третьих, между элементами сущест­вуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. Такими внешними средами-партнерами в нашем случае будут, например, государство и политическая система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и человечества, ауди­тория.

Прогнозы по учебнику Корконосенко

Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отечественной журналистики. Однако сделать это сегодня затруднительно. Для системы российской журналис­тики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внутреннего многообразия, возникновению новых типов и отрядов СМИ, а с другой — после периода подъема, пережитого прессой в конце 80-х — начале 90-х годов, в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-твор­ческого уровня, сокращение объема производства информации. С диалектической точки зрения это означает, что система печати пришла в состояние неустойчивости, обострились противоречия в ней самой и в связи с нею, нарастает неизбежность ее коренно­го обновления или замены другой, более жизнеспособной струк­турой.

Можно прогнозировать, что выход современной журналисти­ки из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от опреде­ления и стабилизации нового способа социального устройства. Должна подтвердиться общая закономерность, известная нам по изучению моделей прессы: социальная система «заказывает» соот­ветствующую ей систему средств информации, находит в ней свое отражение.

29. Система функций журналистики (общая характеристика)

Функция (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей»). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности — важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.)";

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Так, например, С. Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

— производственно-экономическую,

— регулирующую,

— духовно-идеологическую,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных