Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая оценка законодательной деятельности в церковной сфере




Пересматривая старое римское законодательство, Юстиниан пользовался правилом: что угодно государю, имеет силу закона. В какой степени это относилось к законам церковным?

Юстиниан не только фактически усилил, но и теоретически обосновал участие императора в церковных делах в знаменитой своей теории симфонии. Эта теория излагается в предисловии к «6-й новелле».

Во вступлении к новелле Юстиниан формально определяет главный идеологический принцип:

«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, - это священство (ιερωσύνη-sacerdotium) и царство (βασιλεία-imperium). Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (συμφωνία) и все, что есть доброго и полезного, будет даровано человечеству».

Чего Юстиниан не мог определить - как эта симфония (согласие) будет установлена между такой эсхатологической реальностью, как Царство Божие, явленное в Церкви и таинствах, с одной стороны, и, с другой, такими неизбежными в обществе "человеческими делами", как насилие, войны, социальное неравенство и т.д., которые государство само по себе не может преодолеть или избежать. Так что во вступлении к 6-й новелле описывается не более чем стремление к идеалу, мечта [52].

Теория симфонии в изложении Юстиниана есть, несомненно, отклик на теории церковно-государственных отношений, которые в конце V - начале VI в. излагали римские папы - Геласий и Симмах. Они стремились показать превосходство духовной власти над государственной в церковных делах, считая, что государь должен, приклонив выю, смиренно выслушивать, что говорят ему священники в делах веры. С одной стороны, это было выражением римского клерикализма.

Юстиниан перетолковывает теорию церковно-государственных отношений, которую он мог взять у этих римских и некоторых других иерархов. В предисловии к «6-й новелле» Юстиниана говорится не о главенстве духовенства, но о единстве и согласии царства и священства внутри Церкви.

Для верного понимания этого предисловия следует устранить распространенную ошибку, состоящую в отождествлении священства и Церкви. Юстиниан был достаточно хорошим богословом и достаточно свободным от клерикализма государем и не впал в эту ошибку. Слово «Церковь» вообще отсутствует в его предисловии. Но понятие Церкви здесь выражается уж никак не словом «священство», а скорее словом «человечество»: Юстиниан говорит о дарах Божиих человечеству, т.е. соотношение царства и священства понимается вовсе не как соотношение государства и Церкви, а как соотношение различных властей внутри Церкви. Юстиниан при этом пользуется понятиями Божественного и человеческого. Однако в соответсвии с Халкидонским догматом, который здесь как бы экклезиологически прилагается, он говорит о нераздельном единстве и также указывает на общение свойств между Божественным и человеческим.

Далее бросается в глаза асимметрия между двумя членами симфонии. В то время как «священство» есть собирательное имя для целого сонма патриархов, епископов, «царство», которое не отождествляется с государством, сосредоточено в единой личности императора. Как говорит Юстиниан, «священство служит вещам Божественным», «оно более Божественная часть Церкви», «но это отличие духовенства от прочих членов Церкви относительно», «дело священства - молитва», т.е. предельно широко понимаемая литургическая и сакраментальная жизнь Церкви. Но при этом утверждается супрематия царства. В одном из своих законов Юстиниан говорит: «Что же есть более великого, более святого, чем императорское величество?!» В одном из законов, прямо относящемся к церковной жизни («Новелла 133-я» - «О монахах и монахинях и их образе жизни»), Юстиниан говорит в предисловии: «Нет ничего недоступного для надзора царю, принявшему от Бога общее попечение о всех людях. Императору подобает верховное попечение о церквах и забота о спасении подданных. Император - блюститель канонов и Божественных Законов. Царь через Собор и священников утверждает Правую веру». По тексту «6-й новеллы», «царство заботится и о догматах, и о чести священников, и о соблюдении церковных правил», т.е. устраивает предельно широко понимаемую человеческую сторону Церкви.

Законы Юстиниана, действительно, касаются всех сторон церковной жизни. В них говорится не только о вероучении, но и о богослужении. Император усваивает себе исключительное право толковать законы, но похоже, что он усваивает себе также право толковать церковные правила, применять их в практической жизни. Пятый Вселенский Собор, прошедший при Юстиниане, не издал ни одного канонического правила. Так же поступил много времени спустя после Юстиниана VI Вселенский Собор. В то же время Юстиниан и его преемники очень активно занимались церковным законодательством.

При этом Юстиниан мог не только поддерживать те канонические нормы, которые существовали во Вселенской Церкви, но и создавать новые. Например, Юстиниан впервые ввел во Вселенской Церкви правило целибата (безбрачия) епископов. Прежде эта норма могла существовать как местная или как тенденция церковного развития. Но обязательной для Вселенской Церкви эта норма стала именно в законах Юстиниана.

Приходится констатировать, что в известном смысле Юстиниан считал себя главой Церкви. В действительности византийский император никогда не мог стать абсолютным монархом в Церкви, каким стал на Западе папа. На Востоке всегда сохраняла свое значение епископская иерархия, выражающая свою власть, в частности, на Соборах. Кроме того, в Церкви все большее значение получали носители новозаветного пророческого служения - монахи. Юстиниан хотя и стремился к тому, чтобы монахи подчинялись иерархической структуре Церкви - местным епископам, но видел, что монашество - важная конститутивная часть Церкви, и приветствовал участие монахов в церковных Соборах.

Эти три силы - император, епископат и монашество - в истории Византийской Церкви или плодотворно сотрудничали в духе Юстиниановой симфонии, или же приходили в столкновение друг с другом. В этом динамика и драматизм византийской церковной истории.

Русский византолог Острогорский пишет, что Юстиниану была совершенно чужда идея церковной автономии. Протопресвитер Иоанн Мейендорф говорит, что в юридической мысли Юстиниана нет совсем места Церкви «как обществу своего рода». Католический историк Жюжи определяет положение Юстиниана в Церкви как всевластие, высшую власть юрисдикции, и даже если не в теории, а на практике - некий род вероучительной непогрешимости. Похоже, что это все так. Авт (Асмус).

 

ТЕМА 8

Оглавление

«Дело скифских монахов». 1

Дело Оригена и термин «воипостасность». 2

Идея возникновения Собора. 3

Собор 553 года. 5

Реакция Запада и папа Вигилий. 7

Экуменичность Собора. 9

Некоторые выводы.. 10

 

«Дело скифских монахов» [53]

В марте 519 г. в Константинополь прибыла группа скифских монахов безупречных защитников Халкидона. Они говорили,что в Халкидонский орос не было включено учение св. Кирилла о предсуществующей Ипостаси Логоса. Поэтому «двух сынов» не существовало, но был лишь один Сын. Следовательно, правильно утверждать - в контексте православного взгляда на искупление - что «Один из Святой Троицы пострадал во плоти». В защиту своей позиции скифские монахи могли сослаться на «Двенадцать анафематизмов», св. Кирилла Несторию и на сам Никейский Символ Веры, в котором подлежащее сказуемого «страдавша» (παθόντα) - Сам Сын Божий.

Затруднения некоторых халкидонитов, находящихся под влиянием богословия Феодора Мопсуэстийского, в принятии теопасхизма позволяли монофизитам обвинять их в предательстве даже Никейской веры.

Несколько скифов под водительством Иоанна Максентия в 519 г. отправились в Рим с попыткой убедить папу Гормизду, что для утверждения халкидонской веры необходимо официальное принятие теопасхизма. Юстиниан писал папе Гормизде, где в весьма приказном тоне заявлял, что папа должен «совершить то, что принесет мир и согласие святых Церквей», и требовал быстрого ответа, который «удовлетворил бы благочестивых монахов». Но папа изгнал монахов.

Юстиниан, со своей стороны, продолжал оказывать поддержку скифам. С этого момента религиозная политика императора, направленная на объединение папы, Константинопольской Церкви и антихалкидонского Востока, будет основываться на теопасхитской формуле, которая, по его глубокому убеждению, была необходима для «мира и согласия».

Дело Оригена и термин «воипостасность»

Около 531 года монахи-оригенисты отделились от Лавры Мар-Саба и создали свой монастырь – Новую Лавру. Самый известный среди них, Феодор Аскида был избран епископом Кесарии Каппадокийской и стал придворным иерархом.

В истории остался известным также оригенист Леонтий Византийский родом из Иерусалима (не путать с богословом Леонтием Византийским родом из Константинополя). Пытаясь услужить императору, он предложил ему свое решение христологической проблемы. Он ввел новый термин воипостасность (энипостатон), который допускает наличие нескольких сущностей (природ) в одной ипостаси и позволяет говорить о составной (или сложной) ипостаси (υπόστασις συνθετος):

«В наше время Слово, облекши плотью Свою ипостась и Свою природу, которые существовали прежде, чем Его человеческая природа, и которые до создания мира были бесплотны, воипостасировало человеческую природу в Свою собственную Ипостась» (Леонтий Иерусалимский, «Против Нестория»).

Хотя Леонтия говорил в контексте оригеновской метафизики[54] термин начал использоваться в православном смысле, что позднее позволило установить подлинную связь между взглядами св. Кирилла и догматическими постановлениями Халкидонского Собора. Православная христология должна быть не только описанием Личности исторического Иисуса Христа, но и выражением спасения, принесенного Христом всем людям. Леонтий прекрасно осознавал важность сотериологического аспекта своей христологии, развивая его в полном согласии с христологией св. Кирилла.

Однако в 531-543 гг. оригенистская христология воспринималась прежде всего как возрождение антиохийских идей Феодора Мопсуэстийского. Более того, согласно оригенистской духовности цель молитвы и монашеской жизни - в возвращении каждой человеческой души к состоянию, которое было сотворено изначально, состоянию, которое сделает ее равной Христу. Поэтому они и назывались «исохристы», т.е. равные Христу.

Юстиниан и его советники открыли для себя, что оригенизм несовместим с Преданием Церкви. Юстиниан опубликовал антиоригенистский трактат и обратился к патриарху Мине с предложением осудить оригенистов в десяти анафемах. В 543 г. в Константинополе прошел поместный собор под председательством Мины: Ориген был осужден в 15 анафемах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных