Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.




К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются.

Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Исторический путь, который прошли в своем становлении системы социального обеспечения развитых стран, свидетельствует о том, что основополагающим критерием при выборе той или иной формы социального обеспечения является социальное положение человека, т.е. обеспечивается ли он как работник (настоящий либо в прошлом) либо как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью. Именно с учетом этого критерия в развитых странах сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения:

-социального обеспечения работника (в случае смерти - его семьи) в порядке обязательного социального страхования с учетом его трудового вклада,

-социального обеспечения члена общества без учета его трудового вклада в порядке государственного социального обеспечения.

Эти формы во многих государствах применяются в сочетании с многообразными дополнительными формами (отраслевым, профессиональным, производственным страхованием; системами социального обеспечения, в основу которых положены накопительные принципы, и др.).

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также муниципальные и локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

обязательное социальное страхование;

социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.

Рассмотрим каждую из этих форм.

1.Обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Таким образом, обязательное социальное страхование - это система самообеспечения застрахованных лиц по системе обязательного социального страхования путем уплаты за них работодателями соответствующих страховых взносов в обязательном (принудительном) порядке, их платежи являются отложенной частью заработка работника, за счет них предоставляется обеспечение тем из них, кто нуждается в этом. Организует и регулирует эту систему государство.

В этом законе впервые закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования: устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления; плата страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной государственной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; штрафные санкции и пени; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

2. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств не основано на принципах социального страхования и уплаты страховых взносов в соответствующие внебюджетные фонды. Основными видами социальных выплат являются пенсии по государственному пенсионному обеспечению ( будем да­лее называть такие пенсии проще — государственными пенсиями). Эти пенсии назначаются многим категориям граждан также за труд, например гражданам, проходив­шим военную службу, длительное время работающим на государственной службе и т.д. Эти категории выполняют функции государства, однако страховых взносов за них работодателем не отчисляется, вследствие чего они выплачиваются за счет средств федерального бюджета..

Таким образом, основным критерием отличия государственных пенсий от страховых пенсий является источник, за счет которого выплачивается пенсия, — государственная пенсия выплачивает­ся за счет средств федерального бюджета, а страховая пенсия - за счет средств обязательного пенсионного страхования, включая фиксированную выплату к страховой пенсии.

К государственным пенсиям следует отнести и некоторые иные пенсионные выплаты, которые также выплачиваются за счет средств федерального бюджета, например ежемесячное денежное содержание судей, оно введено для судей Законом от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», а для судей Конституционного Суда — Законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В России есть также пенсии, установленные законодательством субъек­тов Российской Федерации и выплачиваемые за счет средств их бюджетов, например пенсии за выслугу лет для определенной категории региональных служащих. Существуют и постепенно получают все более широкое распро­странение пенсии, которые введены соответствующими негосударственны­ми пенсионными фондами. Они образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан. Во всех перечисленных случаях критерий для разграничения пенсий — источник для их выплаты.

3.Наряду с системами государственного социального страхования и социального обеспечения за счет бюджетных средств государством формируется национальная система социальной помощи населению за счет средств государства и без учета трудового вклада человека. Этот правовой институт называют социальным обеспечением в узком смысле слова.

Основным критерием для получения государственной социальной помощи признается, по общему правилу, уровень бедности. Материальные блага представляются в виде денежных пособий продовольственной помощи, товаров первой необходимости и других видов. Можно резюмировать, что в отличие от системы социального страхования, охватывающей только работника или его семью в случае смерти работника, система социального обеспечения, финансируемая за счет средств государства (государственная социальная помощь) гарантирует социальную поддержку каждому члену общества при наличии соответствующих оснований.

Таким образом, ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система государственного социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы ПФР, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации (Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в настоящее время реорганизован и является частью государственного бюджета). К. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды). Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных