Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с. 26 страница




Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными.

Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное положение поставило бы под вопрос правомерность многих давно сложившихся государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности, содержание которого отражает сказанное ранее. О территориальной целостности говорится в учредительных актах региональных объединений. Устав Организации американских государств определил в качестве одной из главных целей защиту территориальной целостности (ст. 1). Аналогичное положение содержится в Хартии Организации африканского единства (ст. ст. 2 и 3). Рассматриваемый принцип нашел отражение и в конституционном праве. Согласно Конституции: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

 

§ 8. Принцип нерушимости границ

 

Принцип нерушимости границ дополняет принцип территориальной целостности. В Декларации 1970 г. его содержание излагается в разделе о принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ".

Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения не только границ, но и демаркационных линий. Имеются в виду временные или предварительные границы, включая линии перемирия. Это касается линий, имеющих юридическое основание, т.е. таких, которые установлены и соответствуют межгосударственному договору или которые государство обязано соблюдать по иным основаниям. Оговаривается, что следование этому правилу не наносит ущерба позиции заинтересованных государств в отношении статуса и последствий установления таких линий. Есть основания полагать, что это правило относится и к постоянным границам, поскольку принцип неприменения силы не обязывает к признанию существующих границ.

В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы. В содержание принципа включено обязательство признать нерушимость всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны.

Государства-участники обязались воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой требований или действий, направленных на захват части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствии с международным правом, по соглашению. Таким путем были пересмотрены границы ФРГ, в которую вошла территория ГДР.

С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis (как владеете), применяемое при определении границ вновь образованных независимых государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся межгосударственными. Оно применялось при определении границ новых независимых государств в ходе массовой деколонизации после Второй мировой войны. В 1964 г. Организация африканского единства подтвердила применимость правила в отношении границ африканских государств. На его основе были признаны и границы между бывшими советскими союзными республиками, несмотря на то что они не всегда справедливы и не всегда юридически правильно были в свое время установлены. Правило применялось и при решении вопроса о границах на территории бывшей Югославии. Данное правило неоднократно применялось Международным Судом ООН при решении территориальных споров. При этом Суд подчеркивал, что оно является общепризнанной нормой международного права <*>.

--------------------------------

<*> См., напр.: решение по спору о границе между Буркина-Фасо и Мали // ICJ. Reports. 1986. P. 565 - 566.

 

Принцип нерушимости границ находит отражение и в отраслях международного права. Венская конвенция о праве международных договоров предусматривает, что на коренное изменение обстоятельств как на основание прекращения договора нельзя ссылаться, если договор устанавливает границу (ч. 2 ст. 62). Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. закрепила норму обычного права, согласно которой правопреемство государств само по себе не затрагивает границ, установленных договором (ст. 11).

Принцип нерушимости границ соприкасается с издавна известным международному праву принципом неприкосновенности государственной границы. Последний обязывает государства уважать режим границы с другим государством и не допускать ее незаконного пересечения.

 

§ 9. Принцип равноправия и самоопределения народов

 

Особенность принципа самоопределения состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований - народа, нации. Пакты о правах человека закрепили связь права народа на самоопределение с правами человека (ст. 1). В результате в международном праве закреплены права тех, кто не является субъектом международного права, а на государства возложена обязанность уважать и обеспечивать их права.

Принцип самоопределения сыграл важную роль в истории, помог освободиться от колониальной зависимости десяткам народов. Вместе с тем многовековой опыт говорит о том, что национальный эгоизм принес бесчисленные беды. Сегодня во многих странах полыхают вооруженные конфликты на национальной, этнической, религиозной почве. Многочисленные случаи злоупотребления принципом самоопределения, а также недостаточная определенность некоторых его аспектов породили скептицизм в отношении этого принципа, в том числе и среди юристов из развивающихся стран <*>. Поэтому столь важно выяснить содержание этого особенно сложного принципа.

--------------------------------

<*> Выступая в Комиссии международного права, сенегальский юрист Д. Тиам заявил, что нет позитивного права на самоопределение. Аналогичное мнение высказал и греческий юрист Яковидес (см.: Ежегодник Комиссии международного права. 1985. Т. 1. С. 13, 17).

 

Включенный в Устав ООН по инициативе СССР принцип самоопределения с самого начала связывался с сотрудничеством и всеобщим миром <*>. В качестве одной из целей указано: "Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира" (ч. 2 ст. 1).

--------------------------------

<*> Этот принципиальный момент подчеркивался и комитетом Конференции в Сан-Франциско, разрабатывавшим соответствующий раздел Устава (UNCIO. 1945. Vol. 6. Doc. 944. I/1/34).

 

В наше время проблема субъекта права на самоопределение приобрела большое значение. Законное стремление национальных, этнических, религиозных общин сохранить свою идентичность используется в целях разрушения единства народа, нации, государства. При этом грубо и в массовом порядке нарушаются права человека. Подобные действия обращают историю вспять, реставрируют феодализм и даже племенной строй.

В практике ООН принцип самоопределения, включающий право на создание независимого государства, понимается как право колониальных народов на независимость от метрополий. Такое понимание было закреплено Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. Правом на самоопределение обладают также народы, находящиеся под иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов <*>. В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. говорится о праве "на самоопределение народов, которые остаются под колониальным господством и иностранной оккупацией".

--------------------------------

<*> См., напр.: Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1981 г. Разд. III "b".

 

Современный мировой порядок мыслим лишь как система организованных в государства народов. Субъектом права на самоопределение является именно народ, нация, а не любая социальная, этническая или религиозная общность. Касаясь этого вопроса, Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали говорил: "Нация не является племенем: в реальности одно противоположно другому. Нация - это обязательно выход за рамки базовых обществ, это объединение нескольких из них... Задача нации как раз и заключается в том, чтобы преобразовать примитивные антагонизмы и создать пространство солидарности, благодаря чему она и является очень современным понятием, которое мы находим в Уставе Организации Объединенных Наций" <*>.

--------------------------------

<*> Гали Бутрос Б. Речь в Институте государства и права Российской академии наук по случаю присуждения звания почетного доктора права. Москва, 7 сент. 1992 г.

 

Следовательно, правом на самоопределение обладает народ, нация, т.е. достаточно крупная и целостная общность. Этнические, религиозные, языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их интересов в рамках демократического государства <*>. Соответствующие права меньшинств закреплены международным правом. Вместе с тем меньшинства несут и определенные обязанности в отношении государства, в котором они находятся. В демократических государствах в рамках законности должны действовать и политические меньшинства. Порождаемые ими вооруженные конфликты, будь то гражданские войны или революции, влекут за собой массовые нарушения прав человека и создают угрозу миру.

--------------------------------

<*> Статья 27 Международного пакта о гражданских и политических правах.

 

Подтвердив право народов на самоопределение, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам одновременно подчеркнула, что "всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций". Как видим, возможность злоупотребления принципом самоопределения была ограничена принципом территориальной целостности. Значение связи двух принципов подчеркивалось и новыми независимыми государствами <*>. Эта связь нашла отражение в практике Международного Суда <**>.

--------------------------------

<*> См., напр.: Резолюция Организации африканского единства о нерушимости границ // Organization of African Unity. QGN/Res. 16(1). 1964.

<**> См., напр.: Консультативное заключение по делу о Западной Сахаре // ICJ. Reports. 1975. Paras. 54 - 59.

 

Декларация о принципах международного права 1970 г. подтвердила отмеченные положения Декларации 1960 г. При этом она выделила связь принципа самоопределения с принципом территориальной целостности. Воспроизведено соответствующее положение Декларации 1960 г., но при этом сделано весьма существенное уточнение. При осуществлении принципа самоопределения принимается во внимание территориальная целостность не любых суверенных государств, а лишь "действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов... и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи".

Следовательно, в демократических государствах, отвечающих приведенным выше критериям, право на самоопределение должно осуществляться демократическим путем, в рамках закона. Такое понимание принципа широко признано. Комиссия ООН по правам человека отрицает, что принцип самоопределения включает право на разрушение демократического государства путем отделения от него <*>. Аналогичную позицию занимают и другие международные органы, а также многие авторитетные ученые в области международного права <**>.

--------------------------------

<*> См.: BYBIL. 1988. Vol. 59. P. 442.

<**> См.: Cassese A. The Self-Determination of Peoples // The International Bill of Rights. N.Y., 1987. P. 86; Franck T. The Emerging Right to Democratic Governance // American Journal of International Law. 1992. N 1. P. 52.

 

Принцип самоопределения связан не только с принципом территориальной целостности, но и с другими принципами международного права, в первую очередь с принципом уважения прав человека. Этот момент нашел выражение и в практике Конституционного Суда РФ. Суд исходит из того, что международное право, "не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека" <*>.

--------------------------------

<*> Решение о конституционности ряда законов Татарстана // Вестник Конституционного Суда РФ. 1993. N 1. С. 49.

 

В доктрине и практике принцип самоопределения зачастую понимается как принцип одноразового действия, как право избрать форму своего государственного существования. Однако из содержания принципа следует, что речь идет о постоянно действующем праве народа свободно определять свой политический статус. Главная цель права на самоопределение состоит в обеспечении народу возможности демократическим путем, без вмешательства извне определять характер общества и государства, основные направления его внутренней и внешней политики.

Сказанное нашло отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. В нем говорится о принципе равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. В соответствии с этим принципом "все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие". Таково современное понимание принципа самоопределения во взаимоотношениях демократических государств.

 

§ 10. Принцип сотрудничества

 

Устав ООН достаточно полно воплотил идею сотрудничества. В качестве принципа она была сформулирована Декларацией 1970 г. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Определены основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Юридически обязать государство к конкретному виду сотрудничества с другим государством столь же сложно, как и обязать его к дружбе. Это дало основание некоторым юристам отрицать юридический характер принципа сотрудничества. Думается, что принцип в значительной мере носит характер идеи, пронизывающей остальные принципы. Все принципы и нормы должны применяться в соответствии с принципом сотрудничества.

 

§ 11. Принцип добросовестного выполнения

обязательств по международному праву

 

Этот принцип возник одновременно с международным правом и был известен как принцип "договоры должны соблюдаться" (pacta sunt servanda). Без него международное право было бы невозможно, поскольку в нем заключен источник юридической силы этого права. Он относится к категории необходимого права (jus necessarium). В начале XX в. Л.А. Камаровский и В.А. Уляницкий писали: "Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов" <*>.

--------------------------------

<*> Международное право по лекциям профессора графа Л.А. Камаровского и приват-доцента В.А. Уляницкого. М., 1908. С. 117.

 

Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. Социально-политическая база принципа упрочивалась по мере того, как международное право становилось все более необходимым для обеспечения интересов государств, а ныне и для выживания человечества <*>.

--------------------------------

<*> См.: Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. Пермь, 1976. С. 3.

 

Значение принципа для достижения целей международного сообщества нашло отражение в Уставе ООН. В качестве одной из главных задач указано: создать условия, при которых может соблюдаться "уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Одним из принципов Организации является: все государства-члены "добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации" (ч. 2 ст. 2). Данное положение имеет общий характер - вытекающие из международного права права и преимущества могут быть обеспечены государствам только при условии выполнения ими своих обязательств.

Содержание принципа изложено в Декларации 1970 г., которая подтверждает его значение для поддержания мира и безопасности. Подчеркивается иерархия обязательств и тем самым норм, из которых они вытекают. На высшую ступень поставлен Устав ООН. Как известно, Уставом предусмотрена преимущественная сила вытекающих из него обязательств в случае конфликта с иными обязательствами государств (ст. 103). Декларация пошла дальше, определив, что принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на те из них, что приняты в соответствии с Уставом.

Дополнительно к отмеченным положениям Заключительный акт СБСЕ 1975 г. особо оговаривает важный момент о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву. Это положение отразило растущее значение взаимодействия международного и внутреннего права государств.

Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом добросовестности <*>. Этот принцип регулирует процессы создания и осуществления норм. В решениях Международного Суда по делам о ядерных испытаниях говорится: "Одним из основных принципов, регулирующих создание и осуществление юридических обязательств, каков бы ни был их источник, является принцип добросовестности" <**>. При применении норм он обязывает добросовестно выяснять интересы государств и международного сообщества, затрагиваемые применением нормы, добросовестно определять фактические обстоятельства, добросовестно выбирать подлежащие применению нормы, обеспечить реальное соответствие реализации нормы ее духу и букве, не допускать злоупотребления правом.

--------------------------------

<*> См.: Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. Гл. IV. М., 1991; Каламкарян Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве. М., 1991.

<**> ICJ. Reports. 1974. P. 268.

 

Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен российским законодательством. В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г. говорится: "Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

 

§ 12. Принцип мирного сосуществования

 

Принцип мирного сосуществования не указан в качестве самостоятельного принципа в Декларации 1970 г., несмотря на то что она разрабатывалась по инициативе социалистических государств, предложивших кодифицировать принципы мирного сосуществования. Западные державы воспротивились употреблению выражения "мирное сосуществование" на том основании, что это якобы русский термин, основанный на марксистской идеологии.

Действительно, этот термин вошел в международную практику главным образом благодаря советскому государству, отстаивавшему свое право на мир и равноправное сотрудничество. При этом содержание принципа в советской практике не оставалось неизменным. Если в первый период существования СССР внимание было сосредоточено на элементах принципа, относящихся к поддержанию мира, то в дальнейшем все большее значение придавалось элементам, относящимся к сотрудничеству. Этот момент имеет существенное значение, поскольку противники принципа утверждали, будто он означает лишь отсутствие войны.

Нельзя не заметить, что проблема мирного сосуществования государств с различным социальным строем, с разными религиями всегда была центральной в международной жизни. Неслучайно идея мирного сосуществования нашла отражение уже в трудах отцов международного права, начиная с Г. Гроция. Новое значение она приобрела в условиях глобализации, когда остро встала задача сохранения многообразия мира. В Декларации тысячелетия ООН подчеркивается: "Различий внутри обществ и между ними не следует бояться, не следует их и подавлять, их надо беречь как ценное достояние человечества".

Принцип мирного сосуществования сыграл важную роль в становлении основных принципов международного права, в первую очередь принципов неприменения силы и сотрудничества. Мир и сотрудничество неразделимы. Мир - необходимое условие сотрудничества, а без сотрудничества государств мир не может быть обеспечен. Для обеспечения мира и сотрудничества существенное значение имеют аспекты мирного сосуществования, отраженные в принципах суверенного равенства, самоопределения, невмешательства, уважения прав человека.

Органична связь принципа мирного сосуществования с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Мирное сосуществование - необходимое условие верховенства права, эффективности международного правопорядка. Вместе с тем без уважения международного права не может быть мирного сосуществования.

Следовательно, принцип мирного сосуществования воплощает главную идею международного права - идею мира и сотрудничества между государствами, несмотря на существующие между ними различия. Эта идея определяет главное содержание основных принципов международного права. Она воплощена во многих международно-правовых актах. Устав ООН представляет собой хартию мирного сосуществования. Однако само выражение в дипломатической практике используется все реже, в основном в двусторонних актах с участием КНР. Объясняется это, в частности, тем, что выражение "мирное сосуществование" недостаточно отражает идею сотрудничества.

Главное содержание принципа мирного сосуществования, как он воплощен в Уставе ООН, сводится к следующему:

- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;

- обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах;

- улаживать споры и ситуации, которые могут привести к нарушению мира, мирными средствами;

- проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи;

- развивать дружественные отношения;

- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

- создать условия, при которых будут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из международного права.

 

Литература

 

Каламкарян Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве. М., 1991.

Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.

Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.

Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. М., 2000.

Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государств. М., 1971.

Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М., 1987.

 

Глава XI. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

§ 1. Понятие государства в международном праве

 

Как мы знаем, суверенное государство является основным субъектом международного права. В силу своей суверенной власти государства создают и применяют международно-правовые нормы. Понятие государства в международном праве имеет свою специфику <*>. Главное состоит в том, что, будучи носителем суверенитета, государство представляет страну в международных отношениях и обладает способностью осуществлять международные права и обязанности.

--------------------------------

<*> См.: Курдюков Г.И. Государство в системе международно-правового регулирования. Казань, 1979. С. 102.

 

В международно-правовой литературе издавна используется понятие государства, представляющего единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Это четкое понятие используется и в международной практике.

Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г. закрепила следующие критерии государства как субъекта международного права:

- постоянное население;

- определенная территория;

- власть;

- способность вступать в отношения с другими государствами (ст. 1).

Эти положения не раз подтверждались и в последующей международной практике.

Литературе известны и иные определения государства. Польский профессор Л. Антонович считает, что "государством является суверенное геополитическое образование, признающее международное право" <*>. По мнению немецкого профессора Г. Мослера, "государство в аспекте международного правопорядка может быть определено как организованное социальное образование, которое на каждом этапе исторического процесса является высшей общественной властью, обладающей равенством со всеми другими аналогичными образованиями" <**>.

--------------------------------

<*> Antonowicz L. Pojecie panstwa w prawie miedzynarodowym. Warszawa, 1974.

<**> Zeitschrift fur auslandisches offentliche Recht und Volkerrecht. 1976. N 1. S. 47.

 

Государство - необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Оно сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Ученые, а порой и политики высказывают мнение, будто происходит упадок роли суверенного государства в международных отношениях. При этом ссылаются на усиление роли международных организаций и на международное признание прав человека. Нет сомнений в растущем значении организаций, но не следует вместе с тем забывать, что они создаются государствами и призваны служить их интересам.

Будучи Генеральным секретарем ООН, Б. Бутрос Гали заявил, что опыт этой Организации подтверждает "важность и незаменимость государства как основного субъекта международного сообщества" <*>. Что же касается международного признания прав человека, то, как уже не раз отмечалось, это ни в коей мере не влияет на международно-правовой статус и роль государства.

--------------------------------

<*> ДВ. 1992. N 13 - 14. С. 47.

 

Ведущий британский юрист Я. Броунли пишет: "Международное право по своей сущности является правом между государствами, и это остается верным, несмотря на появление различных международных организаций и значение стандартов в области прав человека" <*>.

--------------------------------

<*> RdC. 1995. P. 33.

 

Обосновывая тезис о снижении значения государства, некоторые ссылаются также на рост влияния транснациональных корпораций на международные отношения.

Известный американский юрист О. Шэхтер, ссылаясь, в частности, на могущество транснациональных корпораций, утверждает, что в настоящее время "национальные государства претерпевают перемены в их роли и власти, которые затрагивают их коренные юридические позиции в международном порядке. Речь идет не только о констатации снижения их власти, но и о том, что многие по различным причинам считают такое снижение желательным" <*>.

--------------------------------

<*> Annuaire de l'Institute de droit international. Vol. 66. N 2. P., 1996. P. 33.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных