Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с. 25 страница




Принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. определение агрессии содержит перечень действий, представляющих собой акты агрессии, независимо от того, имело ли место формальное объявление войны. К ним отнесены следующие действия.

1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, если она явилась результатом вторжения или нападения. Это относится и к аннексии территории государства в результате применения силы.

2. Применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил.

3. Нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого.

4. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий такого соглашения.

5. Действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии.

6. Засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

Из сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии может быть только государство - субъект международного права. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Иные действия также могут быть признаны актами агрессии, но сделать это может только Совет Безопасности ООН.

Наконец, в определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера: политические, экономические, военные или иные - не могут служить оправданием агрессии.

Для выяснения содержания принципа неприменения силы существенное значение имеет понятие права на самооборону. Устав ООН квалифицирует его как неотъемлемое право государства. Международный Суд ООН выводит это право из основного права каждого государства на выживание <*>. Право на самооборону возникает лишь в случае нападения одного государства на другое. После нападения террористов 11 сентября 2001 г. США заявили, что они вправе применить вооруженную силу против террористических организаций и поддерживающих их государств в порядке осуществления права на самооборону. На этом основании была осуществлена военная акция США и их союзников против Афганистана в 2001 г. Такое понимание права на самооборону не встретило протеста со стороны международного сообщества.

--------------------------------

<*> См.: Консультативное заключение 1996 г. "О правомерности угрозы применением или применения ядерного оружия" // ICJ. Reports. 1996. P. 263.

 

Право на самооборону должно использоваться лишь в случае необходимости, и предпринимаемые меры должны быть пропорциональными. Они не должны выходить за рамки того, что требуется для отражения агрессии.

Устав ООН предусматривает право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону, которая может иметь место только по просьбе государства, подвергшегося нападению. С учетом этого положения Международный Суд ООН признал США нарушившими принцип неприменения силы в отношении Никарагуа <*>. Право на принятие мер в порядке коллективной самообороны после запроса государства-жертвы принадлежит всем государствам. Совет Безопасности в 1990 г. признал право на коллективную самооборону за любым государством, оказывающим помощь Кувейту после нападения на него Ирака.

--------------------------------

<*> Ibid. 1986. P. 199.

 

§ 3. Принцип мирного разрешения споров

 

Принцип мирного разрешения споров закреплен Уставом ООН (ст. 2.3) и всеми международными актами, излагающими принципы международного права. Ему посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особенно значительна содержащая Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров 1982 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит следующую общую формулировку принципа: "Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". В таком же духе принцип закреплен в региональных актах, в уставах Организации африканского единства, Организации американских государств, а также в Североатлантическом договоре.

Принцип обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами. Принцип не распространяется на споры по делам, относящимся, по существу, ко внутренней компетенции любого государства (принцип невмешательства). Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования.

Заслуживает внимания указание на связь между понятиями "мир" и "справедливость". Лишь в условиях мира может быть обеспечена справедливость. Только справедливое решение ведет к миру. Прочен мир справедливый. Несправедливые решения несут в себе зерна будущих войн. Поэтому справедливость признается необходимым принципом мирового порядка.

В новых условиях интересы обеспечения мира требуют не только решения существующих споров, но и предотвращения их возникновения. Приобретает особое значение профилактика конфликтов. Предупреждение конфликта требует меньших усилий, чем его последующее урегулирование. Предупреждение углубления конфликта также достигается с помощью мирных средств. Особую роль в превентивной дипломатии призвана играть ООН. Этой проблеме посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи. Центральное положение среди них занимает Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области (1988 г.). Декларация подчеркивает принцип ответственности государств за предотвращение и ликвидацию споров и опасных ситуаций.

Важным элементом рассматриваемого принципа является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров, что не раз подчеркивалось и Международным Судом ООН. В Постановлении о принятии предварительных мер по делу о законности применения силы (Югославия против США) Суд, выразив свою озабоченность применением силы в Югославии, которое поднимает серьезные проблемы международного права, заявил, что любой спор о законности применения силы должен решаться мирными средствами, выбор которых, согласно ст. 33 Устава ООН, принадлежит сторонам. Одновременно Суд подчеркнул еще один важный аспект принципа мирного разрешения споров - "стороны должны заботиться о том, чтобы не обострять или не расширять спор" <*>.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1999. P. 10, 13.

 

Устав ООН выделяет категорию споров юридического характера, которые, как правило, должны передаваться сторонами на рассмотрение Международному Суду ООН (ч. 3 ст. 36). К таким спорам относятся те, в которых преобладают юридические моменты. Стороны в споре, а также другие государства обязаны воздерживаться от любых действий, способных ухудшить положение настолько, что возникнет угроза поддержанию мира и безопасности.

Средства и процедуры мирного разрешения споров многообразны. О них речь пойдет в главе о мирных средствах разрешения споров.

 

§ 4. Принцип уважения прав человека

 

Устав ООН сразу же после задачи избавления от бедствий войны поставил задачу утвердить веру в права человека. Поощрение уважения к правам человека - одна из главных целей ООН.

В соответствии с Уставом под эгидой ООН был принят целый ряд универсальных конвенций по правам человека. Немало конвенций о правах человека принято и на региональном уровне, особенно в рамках Совета Европы. В результате образовалась особая отрасль международного права - "Международное право прав человека", в основе которой лежит принцип уважения прав человека.

В качестве самостоятельного принципа международного права принцип уважения прав человека был сформулирован Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Наличие этого принципа - характерная черта современного международного права. Как известно, в прошлом для классического международного права единственной реальностью были государства. История поставила задачу повернуть мировой порядок и международное право лицом к народу и человеку, поставить на первое место защиту их прав и интересов. Международное право, как и внутреннее, призвано стать ориентированным на человека. Приоритет основных прав человека становится общим принципом международного и конституционного права демократических государств.

Принцип уважения прав человека занимает центральное положение в праве государств. Он представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой. Ни один закон не может ему противоречить. В России это положение закреплено Конституцией (ч. 2 ст. 55): "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", которые признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17).

Все это вносит изменения в концепцию международного права. В прошлом оно было полностью изолировано от того, что происходило внутри государств, где власти зачастую совершали массовые преступления против своего народа. Достаточно вспомнить, что число жертв гитлеровского режима превысило число жертв Первой мировой войны. В Кампучии стоявший у власти в 1970 - 1975 гг. антинародный режим уничтожил треть населения страны. Ныне на государствах лежит международно-правовое обязательство уважать права находящихся под их юрисдикцией людей. Акты ОБСЕ регулярно подтверждают неизменную действительность принципов, "выражающих ответственность государств в отношении друг друга и правительств в отношении своих народов" <*>.

--------------------------------

<*> Кодекс поведения относительно военно-политических аспектов безопасности, принятый СБСЕ в 1994 г.

 

Тенденция к признанию прав человека высшей общественной ценностью социально оправданна. Ни государство, ни какая-либо группа или какое-либо лицо не имеют права заниматься какой бы то ни было деятельностью, направленной на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно признанных прав человека (ч. 1 ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Сказанное ни в коей мере не означает абсолютного примата прав человека над правами государства и народа. При осуществлении своих прав человек обязан уважать права государства и иных социальных образований. Без этого невозможно существование ни государства, ни общества. Всеобщая декларация прав человека определила: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Предусмотрена возможность ограничения прав человека только в интересах "общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29).

Между правами государства, народа, человека существует определенное единство. Все они должны осуществляться в соответствии с целями и принципами ООН. Нарушение прав государства во многих случаях означает и нарушение прав проживающих в нем людей. Это касается в первую очередь таких кардинальных прав, как право на мир и жизнь. Совершая акт агрессии, государство нарушает и право собственных граждан на жизнь, здоровье и мир.

Каждое государство обладает суверенной властью принимать нормы, определяющие права и обязанности лиц, находящихся под его юрисдикцией. Власть эта реализуется в рамках международного права. Права человека перестали быть исключительно внутренним делом. Международный контроль в этой области не противоречит принципу невмешательства.

Сложившееся в этой области положение характеризуется международными актами таким образом, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Соответствующие обязательства представляют "непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства" <*>.

--------------------------------

<*> Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г.

 

Как видим, права человека понимаются в широком плане, во взаимосвязи с демократией и верховенством закона. В Декларации тысячелетия ООН выражена решимость не жалеть усилий для поддержки демократии и упрочения законности, а также уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод. Еще дальше пошли страны ОБСЕ. Парижская хартия для новой Европы 1990 г. подтвердила, что демократия признается участниками единственной системой правления.

Как международное право, так и конституции многих государств дают основания считать, что право на демократическую систему в стране является одним из основных прав человека. В противном случае права человека превращаются в пустой звук, так как они могут быть обеспечены лишь в условиях демократии. В своей совокупности права человека являются сущностью демократического правления.

Сказанное свидетельствует о том, что при выяснении содержания принципов международного права необходимо уделять особое внимание их связи с принципом уважения прав человека. В частности, признание уважения прав человека предметом международной заинтересованности не отменяет принципа невмешательства. Международные акты специально оговаривают обязанность государства воздерживаться от использования или искажения вопросов о правах человека в качестве средства вмешательства во внутренние дела государств, оказания давления на другие государства <*>. Иными словами, недопустимо злоупотребление международными нормами о правах человека. Защита этих прав должна осуществляться в соответствии с международным правом.

--------------------------------

<*> Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г. Разд. II.

 

Существенное значение приобрела связь принципа уважения прав человека с принципом самоопределения. Как показывает опыт, игнорирование прав человека дает возможность использовать лозунг самоопределения для разрушения сложившихся общностей, для нарушения территориальной целостности государств, для оправдания вооруженных конфликтов.

 

§ 5. Принцип суверенного равенства

 

При определении принципов, лежащих в основе ООН, ее Устав первым указывает принцип суверенного равенства государств (ст. 2). Этот принцип лежит и в основе всего международного права, характерные черты которого определяются прежде всего тем, что его субъектами являются равносуверенные государства.

Основное содержание принципа:

- государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, включая правосубъектность; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила;

- все государства обладают равными основными правами и обязанностями;

- они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом;

- каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах;

- государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.

Принцип состоит из двух элементов - суверенитета и равноправия, между которыми существует неразрывная связь. Суверенитет может быть реальным лишь в условиях равноправия. Взаимное уважение суверенитета - необходимое условие равноправия.

Суверенитет обычно понимается как полновластие государства внутри страны и независимость вовне. Точность этого понимания относительна. Полновластие государства внутри страны ограничено правами народа и человека. Всеобщая декларация прав человека подтвердила общий принцип конституционного и международного права: "Воля народа должна быть основой власти правительства" (ст. 21). Конституция РФ: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3).

Народу принадлежит высшее право определять экономическую, социальную, политическую систему страны. Международное право обязывает государство уважать право народа распоряжаться своей судьбой. Народ решает вопрос о государственной форме своего существования вплоть до ликвидации данного государства, например путем присоединения к другому государству.

Внешняя независимость также относительна. Суверенная власть государства ограничена аналогичной властью других государств. Уже в силу этого очевидна несостоятельность концепции абсолютного суверенитета, т.е. неограниченного суверенитета. Одна из главных функций международного права - разграничение сфер действия суверенной власти государств. Кроме того, суверенитет осуществляется в рамках международного права. Неслучайно принцип суверенного равенства включает требование выполнять обязательства по международному праву.

В литературе и практике весьма распространен взгляд, согласно которому любое международное обязательство ограничивает суверенитет или что международное право и суверенитет вообще несовместимы <*>. На самом деле суверенитет и международное право - взаимосвязанные и необходимые друг другу явления. Своей суверенной властью государства создают международное право и обеспечивают его реализацию. Со своей стороны, международное право служит гарантией суверенитета. Его основные принципы являются хартией суверенных прав государства. Международное право разграничивает действие суверенной власти государств, регулирует взаимодействие суверенных властей и тем самым обеспечивает реализацию суверенных прав.

--------------------------------

<*> По мнению Г. Кельзена, "государства, несущие обязанности по международному праву, уже в силу этого не являются суверенными" (AJIL. 1950. N 1. P. 276). Американский юрист М. Дженис утверждает: "Суверенитет и международное право явно антагонистичны" (Janis M. An Introduction to International Law. Boston, 1993. P. 151).

 

Так же как свобода человека может быть обеспечена лишь в рамках права, так и суверенитет может быть реальным для всех государств лишь в условиях международного правопорядка. Упрочение этого правопорядка ведет к повышению реальности прав государств, особенно средних и малых, которые в прошлом были жертвами произвола крупных держав.

Заключая договор, государство не ограничивает, а реализует свой суверенитет. Благодаря договору оно не только создает для себя обязанности, но и обретает дополнительные возможности осуществления суверенных прав. Эта проблема носит далеко не только теоретический характер. Она стала предметом большой политики <*>.

--------------------------------

<*> Заместитель госсекретаря США С. Тэлбот писал: "Противники расширения международных обязательств в США утверждают, что это ослабляет наш государственный суверенитет. На самом деле верно противоположное. Хорошо сформулированные международные обязательства и всесторонняя стратегия международного вовлечения расширяет, а не ограничивает нашу власть над собственной судьбой как государства" (Talbott S. Globalization and Diplomacy // Foreign Policy, 1997. Fall. P. 82).

 

Все чаще встречаются высказывания о сумерках, закате суверенитета в век глобализации <*>. Пишут о том, что взаимозависимость ликвидировала государство как независимое суверенное образование <**>. Даже в одном из обзоров МИД СССР говорилось об "эрозии государственного суверенитета" <***>. Думается, однако, что происходит не ликвидация суверенитета, а изменение содержания этого понятия. Новое состоит прежде всего в том, что суверенитет уже не включает права на применение силы. Международное право перестает ограждать суверенитет государства, в котором антидемократический режим грубо попирает права человека. Государство лишено права издавать законы, нарушающие общепризнанные права народа и человека. В конституционном праве утверждается принцип приоритета международного права в отношении национального права.

--------------------------------

<*> См., напр.: Wriston W. The Twiligt of Sovereignty. N.Y., 1992.

<**> Hobe S. Der offene Verfassungsstaat und Interdependenz. Berlin, 1998. S. 446.

<***> Международная жизнь. 1991. N 3. С. 185.

 

Вместе с тем международное право расширяет пространственную сферу действия суверенитета, закрепляя за государствами определенные суверенные права в космическом пространстве, на континентальном шельфе, в экономической зоне. Оно закрепляет право государства участвовать в решении общих проблем.

Таким образом, суверенитет продолжает играть важную роль как внутри государства, так и в международных отношениях. Вместе с тем в условиях растущей взаимосвязанности государств ограничиваются возможности одностороннего выбора поведения. Все меньше действий на мировой арене могут осуществляться без взаимодействия с другими государствами. Растет число проблем глобального значения, которые могут быть решаемы лишь совместными усилиями государств. Осуществление суверенитета должно происходить с учетом единства глобальной системы.

Таким образом, суверенитет государства - это исходящая от народа верховная власть государства, независимо осуществляемая в соответствии с национальным и международным правом.

Равенство - второй элемент рассматриваемого принципа, нераздельно связанный с суверенитетом. Речь идет о равенстве суверенных прав государств. Что же касается иных прав, то они могут существенно различаться <*>. Одно государство участвует во многих договорах, другое - в ограниченном числе. Международное право - право равных (jus inter pares).

--------------------------------

<*> Международный Суд ООН отмечал, что "субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны... по объему своих прав" (ICJ. Reports. 1949. P. 178).

 

Не следует вместе с тем упрощать проблему равенства. Никто не станет отрицать фактическое неравенство государств, но это лишь подчеркивает значение их юридического равенства. Неравны и люди по своим возможностям, но это не вызывает сомнений в их равенстве перед законом.

Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой. Государства обладают равной способностью создавать для себя права и принимать обязательства. По мнению Международного Суда ООН, равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом <*>. Все государства обладают равным правом участвовать в решении международных проблем, в которых они законно заинтересованы.

--------------------------------

<*> См.: ICJ. Reports. 1950. P. 275.

 

§ 6. Принцип невмешательства

 

Основное содержание принципа определено Уставом ООН. Устав не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава ООН. Делается лишь одно исключение - принцип не затрагивает применения мер на основании гл. VII <*>. Это значит, что принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру или нарушения мира. Исходя из этого, Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН не столько выясняют вопрос о том, является ли данное дело внутренним, сколько определяют наличие угрозы миру. При этом не останавливаются перед урегулированием внутренних проблем. Так, в ряде резолюций 1993 г. о Камбодже Совет затрагивал вопросы проведения выборов, обеспечения свободы слова и др.

--------------------------------

<*> См.: Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государств. М., 1971.

 

Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов явно внутреннего характера, в том числе содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса, всеобщему уважению прав человека (ст. 55). Этим подтверждается непротиворечие сотрудничества принципу невмешательства при решении вопросов, относящихся к внутренней компетенции государств.

Существенное значение для выяснения содержания принципа невмешательства имеет понятие "дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства". Отметим, что это понятие охватывает и определенный круг внешних дел. Согласно принципу суверенного равенства, государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом.

Граница между делами, входящими и не входящими во внутреннюю компетенцию, не является неподвижной. Еще в Консультативном заключении Постоянной палаты международного правосудия 1923 г. отмечалось: "Вопрос о том, находится ли дело в исключительной юрисдикции государства, является по своему характеру относительным вопросом, он зависит от развития международных отношений" <*>. В условиях интернационализации жизни государств все большее количество дел, ранее относившихся к внутренней компетенции, в той или иной мере становятся предметом международно-правового регулирования.

--------------------------------

<*> Консультативное заключение относительно законов о гражданстве, изданных в Тунисе и Марокко // PCIJ. 1923. Ser. B. N 4. P. 24.

 

Перестают быть исключительно внутренним делом такие коренные вопросы жизни государства, как права человека, демократия, верховенство права. Причина была указана во Всеобщей декларации прав человека: всеобщее признание неотъемлемых прав человека является "основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Согласно Хельсинкскому документу 1992 г., соответствующие вопросы представляют непосредственный законный интерес для всех государств и не являются исключительно внутренним делом какого-то одного государства. Международный Суд ООН определил, что в международном праве нет препятствий тому, чтобы государство брало на себя обязательства в отношении таких вопросов внутренней политики, как проведение свободных выборов <*>.

--------------------------------

<*> См.: ICJ. Reports. 1986. P. 131.

 

В наше время особую остроту приобрела проблема внутренних вооруженных конфликтов, которые по количеству жертв нередко превосходят международные конфликты и отличаются особой жестокостью. Международное сообщество не может устраняться от их урегулирования. Стала активно обсуждаться проблема гуманитарной интервенции. Опыт свидетельствует, что военные действия отдельного государства или группы государств, предпринимаемые под предлогом гуманитарной интервенции, редко дают позитивный результат. Они противоречат международному праву и осуждаются международным сообществом <*>.

--------------------------------

<*> Это обстоятельство констатируют авторы различных взглядов. См., напр.: Simma B. NATO, the UN and the Use of Force // European Journal of International Law, 1991. N 1.

 

Так, интервенция США в Гренаде и Панаме была осуждена как ООН, так и Организацией американских государств <*>. Международный Суд отказался обсуждать возможность образования новой нормы, "создающей право интервенции одного государства против другого на том основании, что последнее избрало определенную идеологическую или политическую систему" <**>.

--------------------------------

<*> См.: U.N.: GA Res.38/7, 2 November 1983; OAS: CP/Res.534 (800/89), 22 December 1989.

<**> ICJ. Reports. 1986. P. 133.

 

Правом на применение силы в целях урегулирования вооруженного конфликта немеждународного характера обладает ООН. Решение об этом принимается Советом Безопасности. Касаясь этого вопроса, Генеральный секретарь ООН К. Аннан отмечает, что "единственным институтом, обладающим такой компетенцией, является Совет Безопасности Организации Объединенных Наций" <*>.

--------------------------------

<*> Аннан К. Проблема вмешательства ООН. 1999. С. 11.

 

Подчеркивая значение принципа невмешательства, необходимо отметить, что он не может служить щитом для правительств, нарушающих обязательства по международному праву действиями, совершаемыми в пределах своей территории.

 

§ 7. Принцип территориальной целостности

 

Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (ч. 4 ст. 2). Декларация 1970 г. не выделяет этот принцип в качестве самостоятельного. Его содержание отражено в других принципах. Принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. С этой целью не может быть также использовано политическое, экономическое или иное давление.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных