Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 22 страница




 

§ 2. Цели и принципы

 

Основные цели и принципы права международной безопасности являются одновременно целями и принципами международного права в целом, что характеризует место этой отрасли в системе международного права. Основополагающим актом права международной безопасности, как и всего международного права, является Устав ООН. В нем сформулирована главная цель - "поддерживать международный мир и безопасность". Указаны также пути ее достижения - "принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира". Проводить мирными средствами улаживание, разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Отметим здесь два момента, а именно: "необходимость эффективных коллективных мер", т.е. широкого международного сотрудничества, а также явно выраженный акцент на превентивную деятельность, на предотвращение угрозы и на мирное урегулирование.

Устав ООН определил основные принципы права международной безопасности. Прежде всего, это принципы мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. Во имя осуществления этих принципов Устав обязывает государства оказывать ООН всемерную помощь в ее действиях и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого она предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Более того, Устав предоставил ООН беспрецедентное право обеспечивать, чтобы и государства, не состоящие ее членами, действовали в соответствии с указанными принципами в той мере, в какой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности (п. 6 ст. 2).

Не только указанные, но и иные принципы международного права образуют фундамент права международной безопасности. Это положение специально подчеркивалось Генеральной Ассамблеей ООН. Эффективные коллективные меры могут осуществляться лишь на основе уважения принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела и самоопределения.

Уважение прав человека, демократия имеют первостепенное значение для предотвращения угрозы миру. Каждый человек имеет право на жизнь, а государство и международное сообщество в целом должны обеспечить международный порядок, при котором это право может быть осуществлено (ст. ст. 3 и 28 Всеобщей декларации прав человека). Из этого вытекает право человека на мир, которое связано с правом на мир народа и государства. В Декларации о праве народов на мир 1984 г. Генеральная Ассамблея сформулировала "священное право народов на мир", обеспечение которого является коренным обязательством государств.

Особое значение имеет принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Надежный международный правопорядок - необходимое условие мира и безопасности. Статут Нюрнбергского военного трибунала квалифицировал как преступление войну в нарушение международных договоров.

Таким образом, право международной безопасности отражает коренные изменения в международном праве в целом. Война больше не рассматривается как дело только участвующих в ней государств. Поддержание всеобщего мира и безопасности - главная задача международного права. Нет больше права государства на войну. Война, применение силы более не находятся в исключительной компетенции государства. Это дело международного сообщества в целом.

 

§ 3. Преступность агрессии

 

Агрессия - вооруженное нападение одного государства на другое. Она представляет собой наибольшую опасность для мира и безопасности. Поэтому признание агрессии преступлением, т.е. тягчайшим правонарушением, лежит в основе права безопасности. Предупреждение и пресечение агрессии являются первостепенными целями этого права.

Важным шагом в признании агрессии преступлением явился российский Декрет о мире 1917 г. Ведение захватнической войны было признано "величайшим преступлением против человечества".

В 1927 г. Ассамблея Лиги Наций приняла Декларацию, в которой преступность агрессии была четко зафиксирована: "Всякая агрессивная война является и остается запрещенной" и "составляет международное преступление".

Правовым актом, запретившим войну как орудие национальной политики, явился Парижский пакт (Пакт Бриана - Келлога) 1928 г. Устав ООН закрепил принцип, запрещающий не только применение, но и угрозу силой. На признании преступности агрессии основаны уставы и приговоры Нюрнбергского и Токийского трибуналов. Нашедшие воплощение в этих актах принципы были подтверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1946 г. Наконец, Резолюция Генеральной Ассамблеи 1974 г. <*>, утвердившая определение агрессии, содержит следующее положение: "Агрессивная война является преступлением против международного мира".

--------------------------------

<*> См.: Резолюция, принятая 29-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии" от 14 декабря 1974 г.

 

Для борьбы с агрессией необходимо юридически точное определение. В упомянутой Резолюции 1974 г. выражено убеждение, что "принятие определения агрессии будет способствовать укреплению международного мира и безопасности".

Инициатором принятия определения агрессии выступил СССР. В 1933 г. на Конференции по разоружению он внес проект такого определения. Однако из-за сопротивления Великобритании, Германии, Италии и Японии проект принят не был. После этого СССР заключил конвенции об определении агрессии 1933 г. <*> с 11 странами. На это определение опирались Нюрнбергский и Токийский трибуналы. Оно было воспроизведено в ряде региональных договоров, например в Межамериканском договоре о взаимной помощи 1947 г.

--------------------------------

<*> Конвенция об определении агрессии, заключена в г. Лондоне 4 июля 1933 г.

 

Несмотря на все это, определение не получило признания у США и их союзников. Поэтому СССР в 1950 г. поставил вопрос об определении агрессии в ООН. Из-за негативной позиции упомянутых держав вопрос с перерывами обсуждался свыше 20 лет. Только в 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла соответствующую Резолюцию. Это определение нашло закрепление в международных договорах. Так, в 1975 г. был принят Протокол о поправках к Международному договору о взаимной помощи. Статья 9 Протокола целиком воспроизводит упомянутое определение агрессии.

Тем не менее западные державы не отказались от своей позиции. Они заявили, что содержащееся в Резолюции Ассамблеи определение является политическим, а не юридическим. Наиболее ощутимо эта позиция проявилась при обсуждении в ООН проекта статей об ответственности государств и проекта статута Международного уголовного суда. В результате Статут в перечне преступлений указывает агрессию. Однако определение этого преступления отсутствует. Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступления агрессии после принятия соответствующего определения (ч. 2 ст. 5 Статута). Разработка определения поручена Подготовительной комиссии для Международного уголовного суда.

Несмотря на все это, содержащееся в Резолюции Генеральной Ассамблеи определение агрессии является наиболее авторитетными и широко признанным. Агрессия - это применение вооруженной силы государством против другого государства. Условием признания агрессией является то, что применение вооруженной силы направлено против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости объекта агрессии.

Иначе говоря, применение вооруженной силы должно быть достаточно масштабным и покушаться на суверенные права другого государства. Этот вывод подтверждается и положением рассматриваемой Резолюции, согласно которому Совет Безопасности может сделать вывод, что применение вооруженной силы не может быть квалифицировано как акт агрессии в свете соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что "соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера" (ст. 2). Поэтому, например, вооруженные пограничные инциденты не могут рассматриваться как агрессия, что, разумеется, не исключает соответствующей ответственности за них.

С учетом сказанного будут квалифицироваться как акты агрессии следующие действия:

а) вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого;

б) бомбардировка или применение иного оружия против территории другого государства;

в) вооруженная блокада портов или берегов другого государства;

г) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение этого соглашения, продолжение их пребывания после прекращения действия соглашения;

е) действия государства, позволяющего, чтобы его территория использовалась другим государством для совершения агрессии против третьего государства;

ж) засылка вооруженных банд и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства. Эти акты должны носить столь серьезный характер, чтобы быть равнозначными перечисленным выше актам.

Никакие соображения политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии.

Идя навстречу пожеланиям развивающихся стран, СССР в 1953 г. представил проект, в котором содержались определения также косвенной - экономической и идеологической агрессии. Юридически проект был небезупречен. Вооруженную агрессию нельзя объединять с иными видами применения силы, иначе принижалась бы особая опасность первой. Не говоря уже о том, что право на самооборону возникает лишь в случае вооруженного нападения.

 

§ 4. Всеобщая коллективная безопасность

 

В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав ООН. Ограничимся указанием на характерные черты системы безопасности ООН. Прежде всего обращает на себя внимание упор на предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания всесторонней системы мирного сотрудничества. Во имя этого государства обязаны проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи; развивать дружественные отношения и всестороннее сотрудничество; создавать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам.

Упор на предупреждение присущ и методам, применяемым при возникновении конфликтной ситуации. Государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения; решать споры и ситуации исключительно мирными средствами; объединять свои силы для поддержания мира и безопасности.

Первостепенное значение для безопасности имеет запрещение угрозы силой или ее применения. Только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Совет Безопасности определяет наличие угрозы миру или нарушения мира, прежде всего акта агрессии. Установив соответствующие факты, он решает принять меры, предусмотренные Уставом.

Чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации, Совет Безопасности прежде всего может потребовать от сторон в конфликте выполнения временных мер, которые не должны наносить ущерба правам и притязаниям участников.

Для обеспечения осуществления своих решений Совет Безопасности вправе применить невоенные меры воздействия, потребовать от членов ООН полного или частичного прекращения экономических отношений, транспортного сообщения, работы линий связи и, наконец, дипломатических отношений с государством-правонарушителем.

Если Совет Безопасности сочтет, что такого рода меры оказались недостаточными или могут оказаться недостаточными, то он вправе принять решение о применении мер военного воздействия. Они могут включать демонстрацию вооруженных сил, блокаду и другие операции вооруженных сил членов <*>. Последние обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности соответствующие вооруженные силы и средства их обслуживания. Государства-члены должны содержать в состоянии постоянной готовности соответствующие контингенты вооруженных сил <**>. В таких случаях помощь Совету Безопасности оказывается его Военно-Штабным комитетом.

--------------------------------

<*> См.: Михеев Ю.Я. Применение принудительных мер по Уставу ООН. М., 1967.

<**> См.: Кривчикова Э.С. Вооруженные силы ООН (международно-правовые вопросы). М., 1965; Семенов В.С. Вооруженные силы ООН. М., 1976.

 

Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону <*>. Такое право - необходимый институт любой правовой системы. Член общества вправе в случае нападения использовать имеющиеся в его распоряжении средства защиты. Устав ООН подтвердил существование "неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение" (ст. 51). Совет Безопасности должен быть немедленно извещен о принятых мерах. Право на самооборону осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не примет меры, необходимые для восстановления мира.

--------------------------------

<*> См.: Скакунов Э.И. Самооборона в международном праве. М., 1973.

 

Меры самообороны должны быть адекватными, не выходить за пределы необходимой обороны. В ответ на локальный пограничный конфликт нельзя развертывать полномасштабные военные действия. Право на самооборону возникает лишь при наличии факта вооруженного нападения, и, следовательно, превентивные военные действия являются неправомерными. Это положение было подтверждено Международным судом ООН в решении по делу "Никарагуа против США". Суд также отметил, что снабжение восставших оружием и припасами не может рассматриваться как вооруженное нападение.

В последние годы в практике государств стал актуальным вопрос о существовании права применять силу для защиты своих граждан в другом государстве.

Этому послужили события, связанные с высадкой израильского десанта в аэропорту Энтеббе (г. Кампала, Уганда) для освобождения пассажиров захваченного террористами израильского самолета, попытка США освободить персонал своего посольства в Тегеране, вторжение США на Гренаду под предлогом защиты своих граждан.

Ранее такое право существовало и активно использовалось великими державами. Ныне его содержание ограничено, но едва ли оно полностью отменено. Применение силы в таком случае может рассматриваться как осуществление права на самооборону. Применение силы для спасения своих граждан не запрещено международным правом. Оно не может рассматриваться как направленное против территориальной неприкосновенности или политической независимости государства. При всех условиях оно должно использоваться исключительно по целевому назначению, только в тех случаях, когда нет иных путей спасения жизни своих граждан. Не только в зарубежной, но (в отличие от прошлого) и в отечественной литературе высказываются мнения в поддержку гуманитарной интервенции в исключительных случаях <*>. Вместе с тем такие действия США, какие имели место в отношении Ирана и Гренады, не способствуют росту авторитета рассматриваемого права <*>.

--------------------------------

<*> См.: Карташкин В.А. Право человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 72.

<*> Международный суд ООН не счел военные действия США правомерной самообороной на том основании, что "дипломатическое право само предусматривает необходимые средства защиты" (ICJ. Reports. 1980. P. 38). Тем не менее Суд не высказал отрицательного мнения о праве на вооруженную защиту своих граждан в случае необходимости. Не высказано оно и в решении по делу "Никарагуа против США". Однако дух этого решения скорее отрицает, нежели признает применение вооруженной силы для спасения своих граждан.

 

В Уставе ООН речь идет также о праве на коллективную самооборону. Как до, так и после создания ООН государства заключали двусторонние и групповые договоры о взаимной помощи и пожелали их сохранить. Этим и объясняется включение соответствующего положения в Устав ООН (ст. 51). Договоры обычно содержат постановление, согласно которому нападение на одну из сторон будет рассматриваться как нападение на остальных.

Международный суд в решении по делу "Никарагуа против США" ограничил право на коллективную самооборону следующими условиями: подвергшееся нападению государство должно официально заявить, что оно является жертвой вооруженного нападения; необходимо также его обращение к союзному государству об оказании помощи в порядке коллективной самообороны.

Из сказанного следует, что государствам удалось заложить довольно прочные основы коллективной безопасности. Вопрос заключается в том, насколько реальны перспективы их реализации. Есть все основания считать, что объективных непреодолимых препятствий на пути к достижению цели не существует. Основное препятствие носит субъективный характер - отставание политического мышления. К такому выводу приходит все большее число исследователей. В статье известного американского профессора Т. Франка под названием "Является ли коллективная безопасность в рамках ООН все еще достижимой?" дается положительный ответ на этот вопрос при условии изменения в мышлении государственных деятелей, "стоящих во главе важных государств" <*>.

--------------------------------

<*> Franck T. Is Collective Security Through the UN Still Feasible // Finnish YIL. 1998. The Hague, 2000. P. 38.

 

§ 5. Миротворческие операции ООН

 

Важным инструментом поддержания мира становятся миротворческие операции ООН. Их деятельность регулируется принятой на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, которая регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях. Необходимость такого рода регулирования определяется двумя моментами.

Во-первых, миротворческие операции приобрели значительный размах.

Во-вторых, они прямо не предусмотрены Уставом ООН, а вытекают из его общих целей и принципов.

Как мы знаем, Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Речь идет о военном принуждении. Оно может выражаться в участии в сражениях, в силовом разделении воюющих сторон и т.п. Соответствующим положениям Устава ООН принадлежит важная превентивная роль. Однако на практике они не применялись. Юридически к ним нельзя отнести и в принципе поддержанные ООН операции США и их союзников против Ирака (1990 - 1991 гг.).

В отличие от этого миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии. Цель - поддержка дипломатических усилий во имя достижения политического урегулирования спора.

Миротворческие силы ООН характеризуются следующими чертами:

- их персонал предоставляется и оснащается государствами-членами;

- миротворческие силы применяются по решению Совета Безопасности и в рамках этого решения;

- миротворческие силы действуют под флагом ООН;

- миротворческие силы используются при наличии желания сторон в конфликте его прекратить;

- миротворческие силы подчиняются Генеральному секретарю ООН.

Миротворческие силы были применены уже в 1948 г. По решению Совета Безопасности на разные участки границы еврейского государства были направлены группы наблюдателей для контроля за перемирием, предписанным решением Совета Безопасности. Эти группы в количестве 217 военных наблюдателей действуют и поныне.

В 1964 г. после возникновения военного конфликта между греческой и турецкой общинами Кипра Совет Безопасности принимает решение о направлении на остров миротворческих сил ООН с мандатом прекратить военные действия и восстановить порядок. Они до сих пор выполняют свою миссию на основе регулярно принимаемых Советом Безопасности решений. В их составе 1171 военнослужащий и персонал обеспечения, а также 35 полицейских. Как видим, эти операции существенно отличаются от миссии наблюдателей.

В последующие годы ООН направляет свои миротворческие миссии во многие страны. В частности, с 1993 г. такая миссия действует в Грузии (абхазский конфликт), а с 1994 г. - в Таджикистане. Наиболее крупная миротворческая операция была предпринята на территории бывшей Югославии в связи со вспыхнувшим там межнациональным конфликтом. После ряда обращений к воюющим сторонам Совет Безопасности принимает решение о направлении Сил защиты ООН. Эти силы сыграли немаловажную роль в прекращении конфликта. Основной контингент составляли вооруженные силы НАТО, действовавшие по мандату ООН. Принимали участие и российские контингенты. В состав Сил защиты входили 381300 военных и персонала обеспечения, 680 военных наблюдателей, 727 полицейских, 1870 лиц гражданского персонала.

Особо выделим операции ООН в Сомали, поскольку здесь имел место конфликт немеждународного характера. В 1991 г. в этой стране вспыхнула война между различными племенами, страна была повергнута в хаос, половина населения умирала от голода, 300 тыс. погибли, около 1 млн. стали беженцами. Гуманитарную помощь ООН насильственно захватывали воюющие стороны, и она не доходила до мирного населения. Начиная с 1992 г. Совет Безопасности принял ряд резолюций о направлении в Сомали миротворческих сил и о расширении их полномочий. На заключительном этапе они состояли примерно из 15 тыс. военных и полицейских и 2,5 тыс. лиц гражданского персонала. Эти силы участвовали в разработке документов об урегулировании, применяли военную силу для подавления мятежников, обеспечивали распределение гуманитарной помощи.

Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании локальных конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность государств. Растет значение ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в ее деятельности.

Проблема миротворчества ООН имеет немало нерешенных вопросов. Несмотря на призывы Генеральной Ассамблеи к тому, чтобы все члены принимали участие в финансировании, дела в этой области обстоят неудовлетворительно. Задолженность США измеряется сотнями миллионов долларов. В результате ООН приходится сокращать свои операции. В 1995 г. примерно 60-тысячный персонал действовал в 17 миротворческих миссиях ООН. Расходы составляли 3,5 млрд. долл. В 1996 г. ООН использовала всего 26 тыс. человек. Расходы составили 1,6 млрд. долл. В ряде случаев ООН оказалась не в состоянии применить миротворческие силы. В результате не были предотвращены жертвы, измеряющиеся сотнями тысяч жизней. В качестве одного из выходов резолюции Генеральной Ассамблеи указывают на необходимость сотрудничества с региональными организациями.

Теперь обратимся к ранее упомянутым резолюциям Генеральной Ассамблеи. В них отмечается, что миротворческая деятельность ООН, призванная привести стороны в конфликте к соглашению, является важной функцией Организации. Она содействует политическому урегулированию, но не подменяет его.

Это принципиальное положение, которое относится к компетенции всех органов ООН. Подчеркивая главную ответственность Совета Безопасности за поддержание мира, резолюции вместе с тем утверждают, что Устав ООН наделил также "Генеральную Ассамблею функциями и полномочиями в этой области и что... Ассамблея, в частности, может рекомендовать согласно соответствующим статьям IV главы Устава принципы и направления проведения миротворческих операций" (Резолюция 49/37 от 9 декабря 1994 г.).

В 1994 г. Генеральная Ассамблея одобрила проект Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала <*>. Необходимость такой конвенции определяется крупными жертвами, которые несут миротворческие силы. За 45 лет потери наблюдателей в Израиле составили 39 человек. За два года число жертв сил ООН в Сомали превысило 130 человек.

--------------------------------

<*> Конвенция принята в г. Нью-Йорке 9 декабря 1994 г., вступила в силу 15 января 1999 г., Россия ратифицировала Конвенцию, которая вступила в силу для нее 25 июля 2001 г.

 

К персоналу ООН отнесены лица, направленные Генеральным секретарем в качестве членов военных, полицейских или гражданских контингентов, участвующих в операциях ООН. Под операциями ООН понимаются операции, предпринятые компетентным органом ООН в соответствии с Уставом и осуществляемые под руководством и контролем Организации, в двух случаях. Во-первых, когда они осуществляются в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности или, во-вторых, когда Совет Безопасности или Генеральная Ассамблея заявили, что есть существенная угроза безопасности персонала, участвующего в операции. В последнем случае имеются в виду операции гуманитарного, а не военного характера.

Конвенция приводит различие между миротворческими операциями и операциями, представляющими принудительные действия в соответствии с гл. VII Устава. Она не применяется к персоналу, вовлеченному в военные действия против организованных вооруженных сил, к которому применяется международное гуманитарное право. Однако это вовсе не означает, что миротворческий персонал изъят из-под действия этого права. В Конвенции оговорено, что ничто в ней не затрагивает применимости международного гуманитарного права к персоналу ООН, занятому в ее операциях, или обязанности этого персонала уважать это право (ст. 20).

Персонал ООН обязан уважать законы и постановления страны пребывания и страны транзита; воздерживаться от действий, несовместимых с беспристрастным и международным характером их обязанностей.

Персонал ООН, его оборудование и помещения не могут быть объектом нападения или любых действий, препятствующих выполнению их мандата. Государства обязаны установить уголовную ответственность за действия против персонала ООН. Государство, на территории которого окажется лицо, подозреваемое в совершении соответствующих преступлений, должно принять законодательные меры, обеспечивающие его преследование либо выдачу.

Предоставившее свой персонал государство может его отозвать. Пострадавший в ходе операции ООН персонал имеет право на компенсацию понесенных потерь.

В России в 1995 г. был принят Федеральный закон от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" <*>. Согласно этому Закону участие Российской Федерации в миротворческой деятельности осуществляется в рамках мер, принимаемых Советом Безопасности ООН, региональными организациями, либо на основании двусторонних и многосторонних договоров. Что же касается международных принудительных действий с использованием вооруженных сил, то они осуществляются по решению Совета Безопасности ООН (ст. 2).

--------------------------------

<*> РГ. 1995. 30 июня.

 

Решение о направлении за пределы территории РФ Вооруженных Сил для участия как в миротворческой деятельности, так и в принудительных действиях принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Отмечается нечеткость формулировки ст. 10 о принудительных действиях, которая может быть истолкована таким образом, будто подобные действия могут предприниматься не только по решению Совета Безопасности, но и в соответствии с ратифицированным договором и даже "в соответствии с федеральным законом". Думается, что эту статью следует понимать таким образом, что участие в принудительных действиях должно осуществляться согласно Уставу ООН и в соответствии с международными договорами РФ.

 

§ 6. Региональные международные организации

 

Устав ООН содержит специальную главу VII о региональных соглашениях и органах для решения вопросов, относящихся к поддержанию мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий. При этом соглашения и органы, а также их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН. Совет Безопасности поощряет мирное разрешение споров в рамках таких соглашений и органов. Он использует региональные соглашения и органы для принудительных действий под его руководством. Без полномочий Совета они не могут предпринимать принудительные действия, за исключением тех, что предпринимаются в порядке коллективной самообороны. Совет должен быть информирован обо всех действиях, предпринятых или намечаемых для поддержания мира и безопасности.

Существуют разногласия относительно отнесения тех или иных соглашений и организаций к числу региональных. Является ли, например, региональной организацией НАТО, членами которой состоят государства трех континентов? Но есть и общепризнанные региональные организации. К их числу относятся Организация американских государств (ОАГ), Африканский Союз, Лига арабских государств (ЛАГ), Содружество Независимых Государств (СНГ). Все они предусматривают обязанность государств-членов сотрудничать в поддержании мира и безопасности. Особый интерес для нас представляет ОБСЕ.

 

§ 7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

 

В Будапештском документе 1994 г., преобразовавшем совещание в организацию, указано, что целью преобразования явилось "увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинкского Заключительного акта".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных