Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 23 страница




Во имя этой цели СБСЕ активнее использует свои нормы и стандарты. Особое внимание уделяется превентивной дипломатии. Предусмотрено расширение содержания принципов и развитие способности урегулирования конфликтов и кризисов, а также миротворчества и послеконфликтного восстановления; упрочение безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружением, развития мер доверия.

Концепция СБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в принятом в 1994 г. на совещании в верхах Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности. Подтверждена неделимость безопасности: безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью всех остальных государств. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств. Отношения взаимной безопасности будут основаны на сотрудничестве. Участники обязались немедленно консультироваться с государством, нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную или коллективную самооборону. Они совместно рассматривают характер угрозы и действия, которые потребуются для целей защиты их общих ценностей.

Вооруженные силы должны находиться на уровне, соразмерном потребностям индивидуальной или коллективной безопасности. Подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и усиления мер доверия и безопасности. Особого внимания заслуживает обязательство не терпеть и не поддерживать силы, которые не контролируются конституционной властью. Если государство не в состоянии осуществлять свою власть над такими силами, оно может начать консультации в рамках ОБСЕ для определения необходимых действий. Как известно, в Чечне функционирует миссия ОБСЕ.

Для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе ОБСЕ учредила посредническую группу в Минске, была предусмотрена возможность направления в регион миротворческих сил. Для урегулирования конфликта, связанного с Абхазией, были определены общие принципы и направлены миротворческие силы. С самого начала конфликта в бывшей Югославии ОБСЕ предпринимала миротворческие усилия совместно с ООН.

Акты ОБСЕ свидетельствуют о ее больших возможностях в поддержании мира и безопасности. Развитие ее деятельности может привести к уменьшению роли и даже прекращению деятельности военно-политических союзов в Европе.

 

§ 8. Организация Североатлантического договора

 

Организация Североатлантического договора (НАТО) учреждена на основе Вашингтонского договора 1949 г. <*> по инициативе США как военно-политическое объединение, направленное против СССР. Центральным является положение, согласно которому вооруженное нападение на одного из них будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон. В таком случае каждая сторона окажет подвергшемуся нападению помощь, включая вооруженную (ст. 5).

--------------------------------

<*> Североатлантический пакт, заключен в г. Вашингтоне 4 апреля 1949 г., вступил в силу 24 августа 1949 г., Россия не участвует.

 

Договор составлен как региональное соглашение, предусмотренное Уставом ООН. Подтверждается верность целям и принципам Устава. Однако "регион" охватывает территории государств, находящихся на трех континентах, - от Канады до Турции. В своей практической деятельности НАТО не ограничивается и этими рамками. Предметами обсуждения НАТО были: Суэцкий вопрос, положение в Индонезии, ближневосточные проблемы, положение в Индокитае и странах Африки и др.

На юбилейной сессии Совета НАТО в 1999 г. была принята новая концепция, которая, в частности, распространила сферу действия договора на прилежащие к региону области. Практически это означает придание НАТО глобального характера, а следовательно, прямую конкуренцию с ООН.

Североатлантический договор (далее - Договор) содержит положение, согласно которому ни одно из существующих соглашений сторон не находится в противоречии с Договором, стороны обязались не принимать никаких международных обязательств, ему противоречащих (ст. 8). Тем самым Договору придан характер основополагающего правового акта внешней политики участников.

Постепенно на основе Договора сложилась довольно громоздкая система, состоящая из более чем 200 различного рода органов. Главными из них являются Совет НАТО и Комитет планирования обороны. Штаб-квартира находится в Брюсселе.

Органы НАТО занимаются многими сторонами общественной жизни. Здесь - производство и распределение продовольствия и товаров широкого потребления, вопросы науки и техники, пропаганды, окружающая среда и др. Но доминирующей является военная деятельность.

Отстранение СССР от участия в Договоре расценивалось советским руководством как доказательство его антисоветской направленности. Стремясь к уменьшению международной напряженности, советское правительство в 1954 г. предложило рассмотреть вопрос об участии СССР в НАТО. В таком случае Договор утратил бы свой агрессивный характер и "приобрел бы действительно оборонительный характер". Предложение СССР было отклонено. Данный факт интересен еще и тем, что он демонстрирует важное положение - без изменения текста договор может приобрести новый смысл с изменением состава участников.

После роспуска в 1991 г. Организации Варшавского договора, прекращения существования СССР сложилась новая ситуация. Перестала существовать главная задача, во имя решения которой была создана НАТО. Однако вопрос о ее ликвидации не поднимался государствами-членами. Вместо этого была поставлена задача переосмысливания концепции, лежащей в основе этой Организации.

Одной из главных стала проблема привлечения в НАТО новых членов. При урегулировании проблемы объединения Германии СССР получил от США недвусмысленное заверение о нерасширении НАТО в восточном направлении. Однако в последующие годы были приняты в число членов этой организации Польша, Венгрия, Чехия, а также прибалтийские государства - бывшие республики СССР. Ожидается прием в НАТО Словении и Румынии.

В целях налаживания взаимодействия с европейскими государствами, не являющимися членами НАТО, в 1991 г. была принята программа "Партнерство ради мира", которая в дальнейшем пересматривалась. Руководство реализацией Программы осуществляет Совет Евроатлантического партнерства. Помимо членов НАТО в него входят Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Словения, а также бывшие участники Варшавского Договора и государства, возникшие после прекращения существования СССР. Главная задача Программы и Совета - координация взаимодействия в интересах поддержания мира, предотвращения и урегулирования конфликтов, миротворчество.

Такого рода уровень взаимодействия с НАТО не устраивал Россию, не соответствовал ее роли. Поэтому в 1997 г. был принят Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (далее - Акт). Не будучи международным договором, Акт не подлежал регистрации в ООН. Он был передан Генеральным секретарям ООН и ОБСЕ для распространения среди членов этих организаций. Вместе с тем Акт представляет собой "твердое обязательство, принятое на высшем политическом уровне". Участники обязались принять надлежащие меры в целях обеспечения его выполнения. Иными словами, Акт представляет собой политическое обязательство высокого уровня.

Акт заложил основы фундаментально новых отношений между Россией и НАТО, отношений стабильного и долговременного партнерства. Определены цели и механизм консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий. Стороны получили право голоса, но не право вето в отношении действий друг друга.

НАТО обязалась осуществить глубокую трансформацию, в частности сократить и адаптировать свои вооруженные силы к новым условиям. Организация будет расширять свои политические функции, в частности в области миротворчества и урегулировании конфликтов в поддержку ООН и ОБСЕ. Россия подтвердила приверженность дальнейшему сокращению своих вооружений и участию в миротворческих операциях.

Стороны будут придерживаться принципа неделимости безопасности всех государств Евроатлантического сообщества и вносить вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности. Особое внимание уделено укреплению ОБСЕ, повышению ее роли в качестве основного инструмента превентивной дипломатии, урегулирования кризисов, постконфликтного восстановления и регионального сотрудничества в области безопасности. ОБСЕ рассматривается как единственная общеевропейская организация безопасности, играющая ключевую роль в поддержании мира и стабильности. Столь сложный механизм обеспечения безопасности, сложившийся в Европе, может отрицательно сказаться на его эффективности.

Отметим положение, согласно которому Акт не затрагивает главную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности.

Акт обращает внимание на необходимость ответа на новые риски, такие как агрессивный национализм, распространение ядерного, биологического и химического оружия, терроризм, неурегулированность проблемы нацменьшинств, территориальные споры. В этом видится новое и довольно широкое поле деятельности по поддержанию безопасности.

Для достижения целей Акта и разработки общих подходов учреждается Совместный постоянный совет Россия - НАТО (далее - Совместный совет). В случае если один из членов Совместного совета усмотрит угрозу своей безопасности, незамедлительно проводятся консультации в рамках Совместного совета. Данный Совет учреждает вспомогательные органы по конкретным вопросам. Россия учреждает представительство при НАТО, возглавляемое послом.

Заслуживает внимания обязательство НАТО не развертывать ядерное оружие на территории новых членов. Большой раздел Акта посвящен областям сотрудничества, главным образом сфере безопасности.

Таким образом, Акт мог бы послужить нормативной основой довольно высокого уровня взаимодействия России с НАТО. Он учитывает особую роль России в обеспечении мира и безопасности в Европе. В общем, можно сказать, что Акт определил цели, принципы и основные направления сотрудничества участников, от которых в решающей мере зависят мир и безопасность в Европе, да и за ее пределами. Сделано это в общей форме. Конкретных обязательств немного. Практическое значение подобных документов в гораздо большей мере, чем иных международных актов, зависит от уровня партнерства участников, которое призвано наполнить Акт реальным содержанием.

Вслед за Актом в том же 1997 г. была принята Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной.

НАТО и Украина, отмечается в Хартии, будут развивать механизм кризисных консультаций на случай, если Украина усмотрит прямую угрозу ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности. Украина будет не менее двух раз в год обсуждать проблемы с Советом НАТО. Но в отличие от России она не будет иметь постоянного представительства при штаб-квартире НАТО. В целом указанная Хартия предусматривает менее высокий уровень взаимодействия, чем Акт с Россией. Тем не менее Украина занимает важное положение в общей стратегии НАТО. От отношений с ней во многом зависят и международные позиции России. Как видим, центр тяжести при обеспечении безопасности смещается из военной в иные политические и социальные сферы.

При помощи всех этих актов удалось решить сложную проблему взаимодействия России с НАТО в новых условиях, что открывало перспективы для объединения сил в решении общих задач, и прежде всего коренной задачи поддержания мира и безопасности. Однако все это было перечеркнуто военными действиями НАТО против Югославии, нарушившими центральное положение Устава ООН о допустимости применения силы только на основе решения Совета Безопасности. НАТО попыталась присвоить себе функции мирового жандарма. Разумеется, все это противоречило и Основополагающему акту с Россией. В результате последняя приостановила его действие.

В конце мая 2002 г. состоялась встреча в верхах НАТО - Россия, в которой участвовали Президент РФ и 19 глав государств и правительств стран - членов НАТО. На встрече была подписана Декларация "Отношения Россия - НАТО: новое качество". В соответствии с ней учрежден Совет Россия - НАТО, который, как сказано в Декларации, "будет служить механизмом для консультаций, выработки консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий России и государств - членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе". В качестве первоначальных шагов стороны договорились предпринимать усилия по сотрудничеству в следующих областях:

- борьба против терроризма;

- разработка концепции совместных миротворческих операций Россия - НАТО;

- противодействие распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- контроль над вооружениями;

- сотрудничество в сфере военных реформ;

- обмен информацией в случае стихийных бедствий <*>.

--------------------------------

<*> Известия. 2002. 29 мая.

 

Члены Совета Россия - НАТО выразили намерение работать над определениями других областей сотрудничества.

 

§ 9. Содружество Независимых Государств

 

Проблема обеспечения безопасности новых государств возникла сразу же после прекращения существования СССР и его единой системы обороны. Поэтому новые независимые государства уже в первые годы заключили ряд важных соглашений в этой области. В 1992 г. были заключены Соглашение об Объединенных Вооруженных Силах на переходный период, Соглашение о Совете Безопасности и др. Особое значение имеет Договор о коллективной безопасности, содержащий обязательство взаимной помощи на случай агрессии.

Значительное внимание безопасности уделено в Уставе СНГ. В качестве целей указано сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидация ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения; мирное разрешение споров и конфликтов. Как видим, задачи поставлены всеобъемлющие и рассчитанные на длительную перспективу. Для их решения участники обязались проводить согласованную политику в области безопасности. В случае возникновения угрозы безопасности немедленно приводится в действие механизм взаимных консультаций с целью принятия мер по устранению угрозы, включая использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную оборону согласно Уставу ООН. Решение об использовании вооруженных сил принимается либо Советом глав государств СНГ, либо только непосредственно заинтересованными государствами.

Наиболее обстоятельно положения о безопасности сформулированы в Концепции коллективной безопасности участников Договора о коллективной безопасности 1992 г. (далее - Концепция коллективной безопасности). Она утверждена Советом коллективной безопасности участников Договора в 1995 г. <*>. Несмотря на то что не все члены СНГ участвовали в принятии Концепции, она представляет несомненный интерес для выяснения позиции членов Содружества.

--------------------------------

<*> БМД. 1995. N 10. Членами Совета являются Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Азербайджан не подписал решения о Концепции.

 

Концепция коллективной безопасности основана на принципах ООН и ОБСЕ. При обеспечении безопасности приоритет отдается мирным средствам. Главными направлениями сотрудничества являются:

- координация действий по реализации разрабатываемых соглашений по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

- расширение мер доверия;

- установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности;

- участие в подготовке эффективных соглашений в области сокращения военно-морских вооружений;

- проведение операций по поддержанию мира по решениям Совета Безопасности ООН, ОБСЕ;

- охрана внешних границ участников;

- поддержание Вооруженных Сил на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.

Стратегические ядерные силы России выполняют функцию сдерживания от возможной агрессии против государств-участников. Органами коллективной безопасности являются Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны. В заключение подчеркивается: "Государства-участники в своей деятельности по обеспечению коллективной безопасности будут соблюдать Устав ООН, общепринятые международно-правовые принципы и нормы".

Из сказанного видно, что концепция коллективной безопасности предусматривает использование всего арсенала средств, обеспечения международного мира и безопасности в рамках международного права.

Перед государствами СНГ встала также проблема урегулирования конфликтов на их территории. Для содействия ее решению Совет глав государств 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников СНГ <*>. Концепция определяет общие подходы участников к предотвращению и урегулированию конфликтов.

--------------------------------

<*> БМД. 1996. N 6. Решение Совета о Концепции не подписали Азербайджан, Казахстан, Украина.

 

Концепция исходит из того, что урегулирование конфликтов в первую очередь является делом конфликтующих сторон. Вместе с тем участники сознают свою общую ответственность за безопасность на территории стран СНГ. Предусмотрены три вида деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов: предотвращение конфликтов, урегулирование вооруженных конфликтов, постконфликтное построение мира.

Предотвращение конфликтов осуществляется на основе официального обращения государства, безопасности и суверенитету которого создается угроза. Превентивная дипломатия охватывает комплекс мер, направленных на достижение соглашения между сторонами в конфликте. В этих целях могут применяться даже экономические санкции. Решение о них принимает Совет глав государств. Он же утверждает мандат, определяющий полномочия Коллективных сил по поддержанию мира. Последние используются для предотвращения эскалации напряженности, перерастания споров в вооруженный конфликт.

Урегулирование вооруженных конфликтов осуществляется в соответствии с гл. VII Устава ООН "Региональные соглашения". Основная задача - поддержание мира после достижения конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня. С этой целью могут проводиться операции по поддержанию мира с использованием специально подготовленного военного, полицейского и гражданского персонала. Условия проведений операций:

а) наличие соглашения сторон в конфликте о прекращении огня и намерение сторон урегулировать его политическими средствами;

б) согласие сторон на проведение операций с использованием Коллективных сил;

в) принятие сторонами обязательства уважать статус этих сил.

Коллективные силы не участвуют в боевых действиях. Они воздерживаются от применения оружия, за исключением случаев противодействия вооруженным силам при осуществлении мандата на проведение операций.

Принудительные действия при урегулировании конфликтов допускаются только на основе полномочий Совета Безопасности ООН.

Постконфликтное построение мира (миростроительство) понимается как осуществление мер политического, социально-экономического и правового характера в целях восстановления нормальных отношений между конфликтовавшими сторонами и предотвращения рецидива конфликта. Такие меры могут включать также содействие в восстановлении институтов государственной власти, обеспечении условий для проведения свободных выборов.

Страны СНГ выступают за весомое участие ООН и ОБСЕ в урегулировании конфликтов на их территории. В своей деятельности по урегулированию конфликтов СНГ тесно взаимодействует с другими международными организациями (прежде всего с ООН и ОБСЕ).

Помимо уже отмеченных документов страны СНГ заключили ряд и других соглашений, относящихся к миротворчеству. Наиболее важным среди них является, пожалуй, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. <*>. В общем, можно сказать, что заложена основательная нормативная основа. Однако реализация упомянутых актов оставляет желать лучшего. Коллективные силы были применены лишь в Таджикистане. В других случаях (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье) миротворческие операции осуществлялись Россией на основе двусторонних соглашений.

--------------------------------

<*> Заключено в г. Киеве 20 марта 1992 г., Россия ратифицировала.

 

§ 10. Разоружение

 

Разоружение - давняя мечта человечества. Вспомним библейское "перекуем мечи на орала". В разоружении видят наиболее надежную гарантию безопасности. Эта идея нашла отражение в ряде международно-правовых актов. На этом основании в отечественной литературе получила распространение концепция принципа разоружения (О.В. Богданов, В.Н. Денисов, С.А. Малинин, В.А. Романов). Думается, однако, что если такой принцип и существует, то он представляет собой принцип-идею, а не норму позитивного права. Обязательство государств в этой области сформулировано в принципе неприменения силы следующим образом: государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею "рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений" (ст. 11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулирование "планов создания системы регулирования вооружений" (ст. 26).

Такова принципиальная основа разоружения. Она получила развитие в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах. Первой была Резолюция Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г., касавшаяся всеобъемлющего и полного разоружения как конечной цели. Она была принята по инициативе СССР, который практически на протяжении всей своей истории вел дипломатическую битву за разоружение <*>.

--------------------------------

<*> См.: Богданов О.В. Всеобщее и полное разоружение. М., 1964.

 

О том, что представляет собой всеобщее и полное разоружение, можно судить по одобренному Генеральной Ассамблеей Совместному заявлению правительств СССР и США 1961 г. Оно предполагает роспуск вооруженных сил, ликвидацию военных учреждений и вооружений; уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения, а также средств его доставки; упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения; прекращение расходования средств на военные цели. Сохраняются лишь военные средства, необходимые для поддержания внутреннего правопорядка.

Нереальность достижения полного разоружения вскоре стала очевидной. Государства нуждались в вооружениях для обеспечения своей безопасности, поддержания внутреннего порядка и выполнения миротворческих функций. Поэтому в практическом плане речь пошла о частичном разоружении, сокращении вооружений. Однако и это - задача исключительно актуальная. Не говоря об опасности применения оружия, сама по себе гонка вооружений стала бедствием для народов многих стран. В 80-х гг. XX в. военные расходы государств составляли 900 млрд. долл. в год, т.е. каждую минуту расходовалось 1,7 млн. долл. Основное бремя ложилось на США и СССР. Гонка вооружений превратилась в самостоятельное средство причинения ущерба другой стране. Вспомним, что примерно 80% промышленности СССР работало на военные цели. Поэтому согласованное сокращение военных расходов - один из важных аспектов разоружения. Генеральная Ассамблея не раз пыталась решить вопрос, но безрезультатно.

Особое значение имеет предотвращение применения ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения (химического, бактериологического, радиологического, экологического). Число ядерных боеголовок в 80-х гг. XX в. превысило 50 тыс. Их применение превратило бы Землю в пустыню.

Ядерное оружие. Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия. Существенное значение имеют соглашения между СССР и США - Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др.

В 1963 г. был подписан Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором участвует большинство государств. В 1996 г. Генеральная Ассамблея приняла Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний <*>.

--------------------------------

<*> Договор не вступил в силу, Россия ратифицировала.

 

С 1968 г. действует Договор о нераспространении ядерного оружия, в котором участвует большинство государств. Обладающие ядерным оружием державы обязались не передавать его неядерным государствам, а последние обязались не принимать и не производить ядерное оружие. Перед заключением этого Договора Совет Безопасности в 1968 г. принял Резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против государства, не обладающего ядерным оружием, вызовет немедленные действия со стороны Совета Безопасности, и прежде всего его постоянных членов.

Упомянутые акты позволяют определить позицию международного права относительно ядерного оружия следующим образом:

а) не запрещено обладание ядерным оружием теми государствами, которые им уже располагают (ядерные державы);

б) противоправно распространение этого оружия;

в) неядерным государствам должны быть предоставлены гарантии безопасности от ядерной агрессии.

Эти положения нашли подтверждение и в ходе работы Конференции по разоружению. На ее сессии в 1998 г. неприсоединившиеся страны внесли предложение учредить комитет для переговоров о ядерном разоружении. Предложение было отклонено по инициативе Великобритании, России, США и Франции. Одновременно был учрежден комитет, призванный подготовить юридически обязательный акт о гарантиях неядерным государствам на случай применения или угрозы применения ядерного оружия.

Другие виды оружия массового поражения. Что же касается неядерных видов оружия массового поражения, то в этой области серьезным достижением явилась Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.

Реализация Конвенции потребует целого ряда лет и затраты значительных средств. Это лишь один пример, показывающий, что затраты на разоружение порой не очень уступают затратам на вооружение.

Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., в которой участвует и Россия. Конвенция запрещает прибегать к любому враждебному применению средств воздействия на природную среду, которые имеют массовые, длительные и тяжелые последствия. В частности, запрещается использование средств, способных изменить погодные условия, вызвать землетрясения, приливные волны, затопления, а также привести к истощению озонового слоя.

Безъядерные зоны играют существенную роль в ограничении распространения ядерного оружия и в обеспечении безопасности неядерных государств <*>. В 1967 г. был принят Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко), который объявил регион свободным от ядерного оружия. Участники обязались не испытывать, не производить и не приобретать ядерное оружие и не позволять другим странам делать это. Пять ядерных держав подписали Дополнительный протокол II к Договору Тлателолко, обязывающий соблюдать безъядерный статус Латинской Америки и не применять, не угрожать применением ядерного оружия против участников Договора Тлателолко.

--------------------------------

<*> См.: Прусаков Ю.М. Безъядерные зоны. Ростов н/Д, 1982; Тузмухамедов Б.Р. Зоны мира. М., 1986; Давыдов В.Ф. Безъядерные зоны и международная безопасность. М., 1988.

 

Вторая безъядерная зона была создана в наиболее населенном регионе планеты. В 1985 г. принят Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана (Договор Раротонга). Кроме положений, аналогичных положениям Договора Тлателолко, в нем содержатся нормы, запрещающие захоронение радиоактивных веществ в море в пределах зоны. Подписав Протокол II, пять ядерных держав приняли на себя те же обязательства, что и в отношении Латинской Америки.

Нельзя также забывать о существовании международных демилитаризованных зон.

Договор об Антарктике 1959 г. создал безъядерную зону в сфере своего действия, запретил проведение каких бы то ни было испытаний ядерного оружия. Договор по космосу 1967 г. запретил вывод на орбиту и размещение в космическом пространстве ядерного оружия. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. установило дополнительные ограничения в этом плане. Договор о морском дне 1971 г. запрещает размещение любого ядерного оружия на морском дне и в его недрах.

Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) - одно из главных направлений обеспечения международной безопасности. Разумеется, основная роль в этом процессе с самого начала принадлежала двум "сверхдержавам" - СССР и США. В 1972 г. они подписали соглашения, известные как ОСВ-1. Они включают Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) (далее - Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (далее - Временное соглашение).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных