Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III Судьба памятника 3 страница




 

[208]Рим опасался чрезмерного усиления галльской церкви и ее уклонения в ересь, поэтому поощрял создание новых церковных провинций, независимых от Арля.

 

[209]Втор. 23:25.

 

[210]Лев. 12:4‑5.

 

[211]Быт. 3:16.

 

[212]Лев. 20:18.

 

[213]Мф. 9:20.

 

[214]Мф. 15:11.

 

[215]Мф. 15:19.

 

[216]Тит. 11:15.

 

[217]Там же.

 

[218]Лев. 15:16.

 

[219]В ранних рукописях «Ответов» вместо per delectationem (к удовольствию) стоит per deliberationem (к намерению).

 

[220]Пс. 50:7.

 

[221]Пс. 6:8. В Синодальном переводе «иссохло от печали око мое», что точнее передает оригинальное выражение.

 

[222]1 Кор. 7:2‑9.

 

[223]1 Кор. 7:6.

 

[224]Исх. 19:15.

 

[225]1 Цар. 21:5.

 

[226]Втор. 23:10‑11.

 

[227]В подлиннике описка; вместо veris (истинными) следует читать vanis (ложными).

 

[228]Это классическое определение греха впервые дается у Августина, который развивает новозаветное деление причин греха на «похоть плоти», «похоть очей» и «гордость житейскую» (1 Ин. 2:16).

 

[229]Быт. 3:1‑6.

 

[230]В подлиннике описка: вместо semen (семя) – si mens (если душа).

 

[231]Рим. 7:23.

 

[232]См. прим. 174.

 

[233]22 июня 601 г.

 

[234]Мф. 9:37, Лк 10:2.

 

[235]См. прим. 207.

 

[236]Очевидно, Григорий предполагал, что кафедра Августина должна находиться в Лондоне, а не в Кентербери. Возможно, папа видел записи об участии бриттских епископов Лондонии и Эборака в церковных соборах III‑IV вв. и считал эти города важнейшими в Британии. Возможно также, что это письмо сфабриковано для обоснования претензий Эборакской церкви на роль митрополии.

 

[237]Видимо, папа плохо представлял положение в Британии и враждебность отношений между англосаксами и бриттами. Однако его письма до конца существования независимой кельтской церкви давали церкви англов предлог требовать подчинения от ирландцев и бриттов.

 

[238]22 июня 601 г.

 

[239]Типичный для римской церкви прагматизм. Хотя «прочных храмов» у англосаксов, по‑видимому, не было, многие христианские церкви действительно выстроены на месте языческих капищ.

 

[240]В труде Беды «Об исчислении времен» (De Temporibus Ratione) упоминается, что одиннадцатый месяц в языческом календаре англов именовался Блотмонат, или «месяц жертвы», поскольку в это время богам приносили в жертву животных, которые не могли пережить зиму.

 

[241]18 июля 601 г.

 

[242]Лк. 10:17.

 

[243]Лк. 10:20.

 

[244]Беда приводит только четверть этого послания, которое содержится в «Письмах» папы Григория. Оно датировано 1 июня 601 г., то есть более ранней датой, чем предыдущие письма.

 

[245]Мф. 24:7, Мк. 13:8, Лк. 21:11.

 

[246]Флп. 1:6 – «начавший в вас доброе дело».

 

[247]22 июня 601 г.

 

[248]Это нынешний кафедральный собор Кентербери. Никаких следов его существования в римские времена пока не обнаружено.

 

[249]Монастырь был назван в честь свв. Петра и Павла, чтобы подчеркнуть связь Кентербери с Римом. Позже его чаще называли Сент‑Огастинс в честь Августина. Он был разрушен в XVI в., но могилы королей и архиепископов к тому времени уже не сохранились.

 

[250]Залив Амблетез в Северной Франции.

 

[251]Современная Булонь.

 

[252]В тексте cupidissimus (сильнее всего жаждущий славы). Стиль напоминает германские героические поэмы и, возможно, является отголоском эпической песни о деяниях этого короля.

 

[253]Эдильфрид (в исторической традиции Этельфрит) – внук Иды, основателя королевства Берниция. Правил Берницией и Дейрой в 593‑616 гг.

 

[254]Быт. 49:27. Саул принадлежал к колену Вениамина.

 

[255]Айдан мак Габрайн – король Далриады в 574‑609 гг.

 

[256]Место битвы при Дегсастане точно не установлено; возможно, это Доустон‑Ригг в Лотиане (Южная Шотландия) или Тикстон в Нортумберленде.

 

[257]Фока узурпировал престол Византийской империи и правил в 602‑610 гг.

 

[258]Григорий Великий родился около 540 г., был выбран папой в 590 г. и умер в 604 г. Уже в VIII в. он был весьма популярен в Британии благодаря не только Беде, но и Альдхельму и другим авторам. В начале этого столетия в Стренескальке (Витби) было написано анонимное «Житие» Григория, которого Беда, видимо, не читал. В этом житии содержится много историй о жизни папы, а также указывается имя его матери – Сильвия.

 

[259]Деян. 26:18.

 

[260]1 Кор. 9:2.

 

[261]Для Беды характерно сопоставление благородного происхождения и благочестивой жизни. Он говорит об этом в рассказах о Меллите (II,7), Фурсее (III,19), Этельфриде (IV, 20), Тилмоне (V, 10).

 

[262]Имеются в виду Феликс III (папа в 483‑492 гг.) или Феликс IV (папа в 526‑530 гг.).

 

[263]Монастырь святого Андрея на Целианском холме в Риме, где Григорий пребывал между 560 и 573 гг.

 

[264]По мнению Беды, каждая книга Святого Писания имеет три значения: историческое или буквальное, аллегорическое или тайное и тропологическое или моральное. Эта идущая от Оригена теория была весьма популярна в средневековом богословии.

 

[265]Царский город (urbs regii) – Константинополь.

 

[266]Евтихий был патриархом Константинополя в 552‑582 гг. и умер в возрасте 70 лет. Свои еретические взгляды он высказал незадолго до смерти; информацию о них Беда почерпнул из «Моралий на книгу Иова» папы Григория.

 

[267]Лк. 24:39.

 

[268]Тиберий II Константин правил Византией в 578‑582 гг.

 

[269]Эта книга (Regula Pastoralis) была хорошо известна Беде, и он советовал читать ее в письме к Эгберту (см. ниже). Она вместе с «Историей» Беды вошла в число книг, которые король Альфред велел перевести на англосаксонский язык. В стихотворном предисловии к переводу король указал, что это сочинение было впервые привезено в Англию еще Августином.

 

[270]«Диалоги» папы Григория были исключительно популярны в Средние века. На их рассказах о потустороннем мире основываются не только аналогичные сюжеты Беды, но и вся богатейшая средневековая традиция изображения ада, рая и чистилища (кстати, именно Григорий превратил в догмат предположение Августина о существовании чистилища).

 

[271]Сохранилось более 850 писем Григория, составивших «Регистр» в 10 книгах. До нас дошло 18 списков этого сборника; самый ранний датируется VIII в. Лучшее издание «Регистра» (Greg. Reg.) осуществлено П. Эвалдом и Л. Хартманном в 1899 г.

 

[272]В кн.: Patrologia Latina, LХХV Р. 515.

 

[273]Евр. 12:6.

 

[274]Пс. 111:9.

 

[275]Иов. 29:11‑17.

 

[276]Иов. 31:16‑18.

 

[277]В кн.: Patrologia Latina, LХХVI Р. 411.

 

[278]Секретарий (secretarium) – помещение в храме, сочетающее функции ризницы и кабинета настоятеля, где он принимал посетителей. С ХI в. оно чаще именовалось sacristia. Беда иногда смешивает его с алтарем (sanctuarium).

 

[279]12 марта 604 г.

 

[280]Похожая история содержится в житии из Стренескалька; видимо, оба автора независимо друг от друга заимствовали ее из устной традиции.

 

[281]Работорговля в Риме и Италии существовала до XVI в., хотя христиан было запрещено продавать в рабство еще в Х в.

 

[282]Дейра – королевство англов с центром в Эбораке, возникшее на месте бриттского королевства Дейфир. В 655 г. окончательно вошло в состав Нортумбрии.

 

[283]De ire – «о гневе».

 

[284]Элла был первым королем Дейры в период около 560‑588 гг.

 

[285]Королевство Хвисса находилось в устье реки Северн (Хумбер). Оно было основано народом гевиссеев (которых часто смешивали с западными саксами) и вплоть до IX в. управлялось самостоятельной династией. Архиепископ Теодор основал в Хвиссе самостоятельную епархию с центром в Вустере (Ворчестере).

 

[286]Вопрос об исчислении Пасхи является одним из основных в сочинении Беды, поэтому его необходимо осветить подробнее. С первых веков христианства среди различных церквей возникли расхождения по вопросу даты главного переходящего праздника. В восточных провинциях Пасха по традиции антиохийской церкви совпадала с еврейской пасхой и начиналась 14 числа лунного месяца нисана. Александрийская церковь рассчитывала Пасху независимо от иудеев и праздновала ее в воскресенье после первого весеннего полнолуния; по этой системе Пасха могла начинаться в воскресенье между 15 и 21 днями лунного месяца. Римская церковь поддерживала эту точку зрения, но исчисляла день Пасхи по своему 84‑летнему циклу, который не совпадал с 19‑летним александрийским. Никейский собор 325 г. в своем седьмом правиле определил, чтобы Пасха праздновалась отдельно от иудеев, в воскресенье после весеннего полнолуния. В 525 г. римский монах Дионисий Малый предложил новое летосчисление от Рождества Христова и одновременно – новую систему исчисления Пасхи на основе 19‑летнего (т.н. Метонова) цикла. Часть церквей в результате ошибочных расчетов праздновала Пасху с 14 по 20 дни лунного месяца, но большинство вместе с Римом приняло за начало праздника 15 день луны. Постепенно главным защитником «неправильной» Пасхи стала кельтская церковь, по иронии судьбы воспринявшая ее именно из Рима в V в. В вопросах Пасхи и тонзуры кельты отстаивали свою самостоятельность от Рима и главное – от английской церкви. Хотя еще в 664 г. собор в Витби (Стренескальке) признал неправоту кельтов, основная часть ирландских христиан приняла католическую Пасху только в 716 г., а валлийская церковь – в 768 г.

 

[287]Пс. 67:7.

 

[288]Еф. 3:14 – «преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа».

 

[289]Неизвестно, имели ли эти епископы собственные епархии. По всей видимости, епископы в тогдашней бриттской (и ирландской) церкви выполняли «представительские» функции – освящали церкви, крестили, осуществляли посвящение в сан. Реальная власть в церкви принадлежала аббатам, которые управляли иногда целыми сообществами монастырей наподобие «семьи» острова Ии (Иона).

 

[290]Имеется в виду монастырь в Бангоре (Северо‑Восточный Уэльс) – самый большой в землях бриттов. Аббат Динот или Дионот управлял им в конце VI в.; в 601 г. он участвовал в церковном соборе в Галлии. Сохранилась краткая версия его ответов Августину (см. Patrologia Latina, LХХХ, р. 22). Его монастырь (Бангор Искоэд) еще в V в. отказался подчиниться власти Рима. После описанной битвы известий о нем не имеется; видимо, он был разрушен или заброшен. Еще раньше на западном побережье Уэльса был основан монастырь Бангор Ваур (Великий), существовавший до XVI в.

 

[291]Святые отшельники играли исключительную роль в кельтском христианстве; как следует из приведенной истории, их слушались даже аббаты. Отметим, что в ранней английской церкви отшельничество также имело большее значение, чем в других странах Европы, в чем отразилось влияние кельтской традиции.

 

[292]Мф. 11:29.

 

[293]Неизвестно, в чем кельтский ритуал крещения противоречил общепринятому. В кельтской церкви сохранилось немало пережитков язычества, что сказалось и в принятой ирландскими монахами форме тонзуры (см. ниже).

 

[294]Современный Честер; имя Каэрлегион принадлежало также нынешнему Карлиону. В этом городе, в римское время называемом Дева, находился лагерь (castrum) 20‑го легиона. По данным «Англосаксонской хроники» битва у Честера произошла в 604 г.; после нее город оставался заброшенным до IX в.

 

[295]В кельтских монастырских «семьях» могло насчитываться весьма большое число монахов. В Ирландии св. Комгалл Бангорский, св. Брендан Клонфертский и св. Финиан Клонардский имели каждый по три тысячи учеников, живших вместе с ними. Однако в менее населенном Уэльсе монастырь в Бангоре был самым крупным; он находился в Гвинедде (Северном Уэльсе) сравнительно недалеко от Честера.

 

[296]Возможно, имеется в виду Брокмайл или Брохфаэл Исгитрог (Клыкастый), правитель валлийского королевства Поуис, однако, по данным источников, он не дожил до битвы при Честере. В «Англосаксонской хронике» этот персонаж ошибочно назван Скрокмайлом.

 

[297]Хотя Беда дружелюбно относится к ирландцам и пиктам, он везде резко осуждает бриттов и их церковь – прежде всего за отказ крестить англосаксов. Возможно, в его отношении отразилась и давняя враждебность отношений между бриттами и завоевателями‑англами. Отсюда и странное для святого злорадство по поводу убийства безоружных монахов королем‑язычником.

 

[298]Буквально emporium – крупный порт, обычно в устье реки. Лондон был таковым еще в римское время, хотя в V‑VI вв. его роль уменьшилась из‑за общего упадка торговли. С конца VI в. в Лондоне находилась столица королевства Эссекс, основанного Эсвином около 527 г.

 

[299]Саберт – король Эссекса в 599‑615 гг., сын короля Следды (сына Эсвина) и кентской принцессы Рикулы.

 

[300]Имеется в виду знаменитый собор святого Павла в Лондоне, который неоднократно перестраивался после пожаров. Нынешний собор выстроен К. Реном в начале XVIII в.

 

[301]Нынешний Рочестер; Дорубревисом он назывался в римское время. О вожде Хрофе ничего не известно.

 

[302]Остатки этого храма были раскопаны в 1889 г.; от него сохранился только фундамент.

 

[303]У Беды porticus (от греческого «портик»), то есть отдельная капелла с узким входом, прилегающая к храму. Часто такие портики использовались как гробницы. Как показали раскопки, в храме свв. Петра и Павла в монастыре Сент‑Огастинс было два портика – на севере и на юге от храма.

 

[304]26 мая. Год смерти Августина Беда не указывает, но по всем признакам это 604 г.

 

[305]Каноническое право запрещает посвящение двух епископов на одну кафедру, но это правило часто нарушалось по указанной причине. Беда не раз пишет о том, что в случае тяжелой болезни епископов на их место посвящались другие предстоятели (IV5, IV23, V6). Такая практика английской церкви вызывала недовольство в Риме; так, в 743 г. папа Захарий довольно резко отверг просьбу Винфрида‑Бонифация о позволении посвящения его наследника.

 

[306]Святой Климент считался четвертым епископом Рима; по легенде, он пострадал в 94 г.

 

[307]Лаврентий был архиепископом Кентерберийским в 604‑619 гг.

 

[308]Ранее считалось, что имеется в виду ирландский святой Даган из Инбер Дойла. Однако в «Мартирологе Таллагта», где память этого Дагана празднуется 13 сентября, он не назван епископом. Возможно, Беда пишет о некоем епископе Дагане, помещенном в том же мартирологе под 12 марта

 

[309]Колумбан – знаменитый ирландский святой, первый из длинного ряда кельтских миссионеров в европейских странах. Он покинул Ирландию с двенадцатью спутниками и в 591 г. достиг Бургундии, где основал известный монастырь Люксейль и учредил его правило, ставшее образцом для французских обителей. Позже он побывал в Германии и основал знаменитый монастырь Боббио в Италии, где и умер в 615 г. Колумбан был горячим сторонником кельтской Пасхи и тонзуры и не раз спорил об этом с галльским духовенством. Его житие составлено Ионой из Боббио в середине VII в.

 

[310]Сохранилось немало свидетельств о полном отказе бритттов от общения с Римской церковью. В письме Альдхельма королю Корнуолла Герайнту, датированном 705 г., епископ сетует, что бритты не только отказываются есть с англами, но и бросают псам всякую пищу, которой коснулась рука англа. За общение с англосаксами бритт должен был нести покаяние в течение сорока дней.

 

[311]Валлийская церковь вплоть до конца VIII в. отказывалась от общения с английской и не принимала римскую Пасху и тонзуру.

 

[312]Бонифаций IV был римским папой в 608‑615 гг.

 

[313]У Беды везде synodum. Мы переводим этот термин словом «собор», когда речь идет о собраниях вселенских или местных предстоятелей, и «синод», когда говорится о постоянном собрании духовных и светских правителей, решающем вопросы церковной жизни.

 

[314]27 февраля 609 г.

 

[315]Римский Пантеон (храм всех богов) построен ок. 125 г. при императоре Адриане. Папа Бонифаций освятил его в честь девы Марии и всех мучеников 13 мая 609 г. Долгое время этот день праздновался католиками как День всех святых (позже перенесен на 1 ноября). Благодаря превращению в христианский храм Пантеон единственным из римских зданий сохранил свой внешний вид; ныне там находится национальный мавзолей Италии.

 

[316]Элла – первый король Сассекса, правивший, по преданию, в 477‑514 гг.

 

[317]Кевлин – король Уэссекса в 560‑591 гг.

 

[318]Редвальд – король восточных англов в 593‑617 гг. По мнению большинства историков, именно ему принадлежит знаменитый англосаксонский могильник в Саттон‑Ху, раскопанный в 1939 г.

 

[319]Эдвин – король Нортумбрии в 616‑633 г. О нем см. ниже.

 

[320]Имеются в виду острова Мевания или Мона (нынешний Англси) и Менапия (нынешний Мэн). Они объединены Бедой по схожести названий и в VII в. действительно были заселены бриттами.

 

[321]Святой король Освальд правил Нортумбрией в 634‑642 гг., его брат Освиу (Осви) – в 642‑670 гг. О них см. ниже. Данный Бедой список «верховных королей»(англосакс. bretualda) является условным; ни один из них не обладал властью над всеми королевствами англосаксов. Говоря о них, Беда употребляет слово imperium, то есть «верховная власть», что является анахронизмом и отражает его политическую концепцию.

 

[322]Первое у Беды обозначение дня не по римскому, а по новому европейскому стилю. Эта система начала постоянно применяться только с XIV в.

 

[323]Знаменитые «Законы Этельберта» составлены в начале VII в. по римскому образцу и содержат ряд установлений, принятых под влиянием церкви. Они являются древнейшим памятником англосаксонского языка и одновременно первым законодательным документом, написанным на одном из национальных европейских языков. Самая ранняя рукопись «Законов» относится к XII в.

 

[324]Эск (Oisc) или Эоза – сын Хенгиста, правивший в Кенте в 488‑512 гг. То, что его наследники именовались по его имени, а не по имени Хенгиста, служит аргументом для признания последнего легендарным персонажем.

 

[325]Эдбальд правил Кетом в 616‑640 гг.

 

[326]1 Кор. 5:1 – «блудодеяние, какого не слышно даже у язычников».

 

[327]Осуждение Бедой Эдбальда вряд ли справедливо, так как тот был язычником и женился на мачехе по древнему германскому обычаю. О существовании такого обычая косвенно говорит и ответ папы Григория на пятый вопрос Августина (см. выше, I27). Став христианином, Эдбальд отказался от этого брака и женился на франкской принцессе Эмме.

 

[328]2 Пет. 2:22 – «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи». Частый в средневековой литературе образ для обличения отступников от веры.

 

[329]Сыновья Саберта Сексред, Севард и Сигберт правили Эссексом около 615‑620 гг. Разделение королевства на равные части между братьями было обычным явлением не только у англосаксов, но и у франков и других германских народов.

 

[330]Обычное для англосаксонского языка сокращение «парадного» имени. Другие примеры: Кеола вместо Кеолфрит, Эда вместо Эдвин.

 

[331]Вероятно, до христианизации англосаксы не выпекали белого пшеничного хлеба и знали только лепешки из ячменной или ржаной муки грубого помола.

 

[332]Первые епископы английской церкви были чужеземцами и легко покидали свои кафедры не только в случае опасности, но и из‑за недостатка средств (IV12) или из‑за обиды на местных правителей (III7).

 

[333]Беда иногда называет гевиссеями западных саксов, хотя в англосаксонской традиции такое название не употребляется.

 

[334]Здесь и далее Беда не раз упоминает о видениях, известных в западной традиции под названием incubatio (от лат. «возлежание»), когда кто‑либо проводит ночь в храме, и святой покровитель этого храма является ему, приносит исцеление или дает совет.

 

[335]Мф. 10:16 – «Я посылаю вас, как овец среди волков». Ин. 10:12 – «и волк расхищает овец, и разгоняет их».

 

[336]Флм. 2:8 – «даже до смерти, и смерти крестной».

 

[337]Этот храм находился рядом с церковью свв. Петра и Павла. Позже он сгорел, и от него осталось лишь основание западной стены.

 

[338]2 февраля 619 г.

 

[339]Меллит был архиепископом Кентерберийским в 619‑624 гг.

 

[340]Бонифаций V был папой римским в 619‑625 гг.

 

[341]Деревянные дома англосаксов с открытыми очагами в центре часто горели. Множество чудес, описанных Бедой и авторами житий, связаны с чудесным тушением огня святыми; можно привести в пример аналогичные рассказы из «Жития Кутберта» и из жития св. Мартина, написанного Сульпицием Севером. Здесь и далее Беда использует выражения, взятые из рассказа папы Григория («Диалоги», 1.6) об аналогичном чуде.

 

[342]Имеются в виду четверо мучеников из Паннонии, пострадавших во времена Диоклетиана; позже их мощи перенесли в Рим и торжественно захоронили в посвященной им церкви. По легенде, они были каменщиками и считались с тех пор покровителями этой профессии (а позже франкмасонства). О существовании такой церкви в Кентербери ничего не известно; судя по посвящению, она должна была быть скорее каменной, чем деревянной.

 

[343]24 апреля.

 

[344]Юст был архиепископом Кентерберийским в 624‑627 гг.

 

[345]Мф. 28:20.

 

[346]Мф. 10:22.

 

[347]Называя короля то Адолоальдом, то Аудубальдом, папа пытается приспособить его имя к известным в Риме лангобардским формам (королевство лангобардов в Италии существовало до 774 г.).

 

[348]Пс. 18:5; цитируется по Рим. 10,18 (вм. «звук» – «голос»). Латинское sonum может иметь оба значения.

 

[349]Во всех рукописях imperavimus (приказываем). По мнению большинства ученых, слово ошибочно поставлено вместо impertivimus (даруем, разрешаем).

 

[350]Эдвин был сыном Эллы, короля Дейры. Когда его королевством завладел Этельфрит, Эдвин долгое время скрывался от его мести; по валлийской традиции, он жил у короля Гвинедда Кадвана. Потом его принял король Восточной Англии Редвальд, который в 616 г. восстановил его на троне Нортумбрии, разбив Этельфрита в сражении у реки Идлы.

 

[351]Имеется в виду Мона (Англси). Как уже говорилось, вторым «островом Мевании» Беда именует остров Мэн.

 

[352]Еще одно сокращение «парадного» имени (см. прим. 330). Королева Эдильбурга (вернее Этельберга) была второй женой Эдвина. От первой жены Кенберги или Куниберги у него были сыновья Осфрит и Эдфрит.

 

[353]21 июля.

 

[354]2 Кор. 11:2.

 

[355]2 Кор. 4:4.

 

[356]Квихельм был сыном и соправителем короля Уэссекса Кинегильса, правившего в 611‑642 гг. Он умер в 636 г.

 

[357]В оригинале sica (кинжал). О том, что убийцы смазывали свое оружие ядом, не раз упоминается в средневековых источниках, в частности у Григория Турского.

 

[358]Река Деруэнт (у Беды Deruventum) протекает в графстве Йоркшир и впадает в залив Хумбер. До IX в. короли англосаксов не имели постоянных резиденций и в течение года перемещались по подвластным землям, собирая дань и творя суд.

 

[359]Этот minister (служитель) был, видимо, членом дружины Эдвина, и обычай требовал от него отдать жизнь за своего короля. Англосаксонская традиция постоянно восхваляет верных дружинников, выполнивших в битве свой долг, и, напротив, порицает трусов (см. поэмы «Битва при Брунанбурге» и «Битва при Мэлдоне» в кн.: Древнеанглийская поэзия. М. 1982).

 

[360]Имеется в виду англосаксонский «витанагемот» (совет мудрых) – собрание знати, с которым король советовался по важным вопросам. Английские историки, стремившиеся доказать исконность демократических традиций англичан, часто преувеличивали роль этого совета, бывшего пережитком родоплеменных отношений. Однако вплоть до ХI в. все главные решения королевской власти требовали хотя бы формального утверждения витанагемота. До христианизации в совет входили, очевидно, языческие жрецы; после – епископы и аббаты.

 

[361]Беда не приводит даты написания этого и следующего письма. Папа Бонифаций умер 25 октября 625 г.; очевидно, письма написаны незадолго для этого.

 

[362]Мал. 1:11 – «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами».

 

[363]В оригинале subdi («подчиненных» или «слуг»). Из‑за неправильности грамматической конструкции иногда предлагаются другие значения, в частности suboli («родственников»).

 

[364]См. прим. 347.

 

[365]Еще Тацит упоминает о вере германских племен в предсказания (Германия, Х).

 

[366]Пс. 95:5.

 

[367]Пс. 113:5‑8.

 

[368]Ин. 3:5 – «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие».

 

[369]В оригинале camisia (рубашка).

 

[370]Шерстяные плащи (lena) из Анкиры (нынешняя Анкара в Турции) были весьма популярны как в Византии, так и на Западе.

 

[371]2 Тим. 4:2 – «настой во время и не во время».

 

[372]Мф. 19:5.

 

[373]1 Кор. 7:14.

 

[374]Редвальд был одним из самых могущественных королей англосаксов, о чем говорит и богатство его захоронения в Саттон‑Ху. Обратившись в христианство, он продолжал поклоняться языческим богам. Умер в 617 г. после того, как в 616 г. одержал победу над королем Этельфритом и возвел Эдвина на престол Нортумбрии. Ему наследовал сын Эрпвальд.

 

[375]В «Житии» святого Григория, написанном в Стренескальке, содержится краткая версия этой же истории. Там прямо говорится о том, что явившийся королю незнакомец был Паулином, в то время как у Беды это дух или ангел.

 

[376]Англосаксы начали чеканить собственную монету римского образца в конце VI в. Сначала это были серебряные триенсы и (возможно) золотые солиды, напоминающие монеты Меровингов; около 670 г. их сменили более мелкие серебряные скеаты, а около 760 г. – серебряные денарии или пенни. Первые монетные дворы находились в Кентербери и Лондоне. В Нортумбрии чеканка монеты началась позже, около 650 г.; это были скеаты и медные стики с изображением креста и именем монетария. Позже стики вместе с золотыми номиналами чеканили также архиепископы Йорка (Эборака). До VI в. сохранялось обращение римских монет; возможно, именно их имеет в виду Беда, говоря здесь о «дарах серебра» (argenti dona).

 

[377]В оригинале palatium (дворец). Англосаксонские (и кельтские) «дворцы» той эпохи представляли собой круглые или прямоугольные деревянные строения с большим центральным залом, где горел очаг. Вокруг располагались жилые комнаты; крышу образовывали деревянные балки, покрытые дранкой или соломой. Вокруг «дворца» находились хижины прислуги и хозяйственные помещения, обнесенные частоколом или валом. Король, его семейство и дружина жили во «дворце» несколько месяцев, после чего переезжали в другой. Остатки одного из «дворцов» были раскопаны английскими археологами в Иверинге (графство Нортумберленд).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных