Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III Судьба памятника 5 страница




 

[507]7 июля.

 

[508]По мнению большинства историков, это местечко Освестри в графстве Дербишир, название которого происходит от слов «древо (т. е. крест) Освальда». То, что оно находится за пределами Нортумбрии, косвенно доказывает, что Освальд сам вторгся во владения Пенды.

 

[509]Еще один случай наименования дня по новому стилю.

 

[510]Как и в России, у англосаксов замужние женщины должны были на людях покрывать голову платком (у Беды linteum, «льняное полотно») или собирать их в прическу. Судя по этому сообщению, такого обычая придерживались и девушки.

 

[511]Покоренное анлосаксами кельтское население продолжало жить на своих землях на положении полусвободных, обязанных платить ежегодную дань завоевателям. По мере развития феодализма бритты смешивались с зависимыми категориями англосаксов; окончательное уравнение их в правах имело место после нормандского завоевания.

 

[512]В домах бриттов и англосаксов крыша поддерживалась деревянными столбами с вбитыми в них крючьями, на которые вешали предметы домашнего обихода.

 

[513]Осфрида или Острит была женой короля Мерсии Этельреда. В 697 г. ее убили представители мерсийской знати, о чем Беда упоминает в хронологическом итоге «Истории».

 

[514]Этельред или Этельберт, сын Пенды, был королем Мерсии в 675‑704 гг. После этого он стал монахом, а потом и аббатом в монастыре Барденей (ныне Бардни) в Линкольншире.

 

[515]По легенде, после этого случая монахи Бардни не закрывали ворот обители ни днем, ни ночью. До сих пор в Линкольншире тому, кто не закрывает за собой дверь, говорят: «Ты что, приехал из Бардни?»

 

[516]Имеется в виду королевский штандарт или «туфа» (см. прим. 415).

 

[517]Сакрарий (sacrarium) – в данном случае кладбище возле церкви.

 

[518]Об аббатиссе Эдильхильде (Этельхильд) ничего не известно. Этельвин был епископом Линдсейской провинции в 680‑692 гг. Монастырь Элдвина Партеней (Партни) также находился в Линкольншире. В II,16 «Истории» Беда упоминает аббата этого монастыря Деду.

 

[519]В оригинале capsella (от латинского capsula) – маленькая коробочка или даже ладанка.

 

[520]В совместных монастырях мужская и женская части (locum virorum и locum feminium) отделялись друг от друга оградой с воротами, которые на ночь запирались во избежание соблазна. То, что это не всегда помогало, демонстрирует рассказ Беды о монастыре Колдингем (IV25).

 

[521]Скрытая цитата из «Энеиды», II1 – «смолкли все, со вниманьем к нему лицом обратившись» (пер. С. Ошерова).

 

[522]В оригинале nocturni timor. Имеется в виду сильный страх или припадок, вызванный одержимостью.

 

[523]Голова Освальда была помещена в гроб святого Кутберта в Линдисфарне и позже вместе с останками этого святого перенесена в Дарэм. В 1827 г. ее обнаружили при вскрытии гробницы Кутберта. Тело похоронили в монастыре Бардни, а после разорения его скандинавами в 909 г. перенесли в Глостер. Вероятно, Виллиброрд и другие англосаксонские миссионеры отвезли частицы мощей Освальда на континент и поместили в освященных в его честь церквах.

 

[524]Слава короля Освальда распространилась по всей Европе, и ему было посвящено не менее 20 храмов в Германии, Франции и Северной Италии.

 

[525]Акка был преданным соратником Вилфрида, а также другом Беды, который обращался к нему в нескольких своих работах. Он побудил Эдди написать известное «Житие Вилфрида». Акка стал епископом Хексема в 709 г., в 731 г. был изгнан оттуда и умер в Хексемском монастыре около 740 г.

 

[526]Виллиброрд или Виллиброд был апостолом фризов и первым епископом Утрехта. Он обучался в монастыре Рипон у Вилфрида, который и направил его во Фризию в 690 г. Знаменитый деятель «Каролингского возрождения» Алкуин написал «Житие» Виллиброрда в стихах и прозе.

 

[527]Освиу правил в Берниции в 642‑655 г., во всей Нортумбрии – в 655‑670 гг. Он был последним из упомянутых Бедой «верховных королей» (бретвальда).

 

[528]Эти двое сражались против Освиу в его битве с языческим королем мерсийцев Пендой. Эдильвальд (вернее Этельвальд), сын Освальда, после убийства Освина (см. ниже) был королем Дейры до 655 г. После него, возможно, там правил Альфрид, но вскоре после 664 г. был смещен – вероятно, вследствии его заговора против отца.

 

[529]10 октября.

 

[530]Итамар был епископом Рочестера в 644‑657 гг. Он стал первым епископом англосаксонского происхождения.

 

[531]Освин был королем Дейры в 644‑651 гг. Это сын того Осрика, который вернулся к язычеству и был убит королем бриттов Кадваллоном. Возможно, именно благодаря рассказу Беды о его добродетели Освин был канонизирован в VIII в. В Тайнемуте, где он был похоронен, выстроили церковь, где, по преданию, происходили чудеса исцеления.

 

[532]Место не установлено.

 

[533]20 августа.

 

[534]Ныне Гиллинг в графстве Йоркшир.

 

[535]Как сказано в III24 монастырь был выстроен по просьбе королевы Энфледы. Его первый аббат Трумхер был родственником убитого короля. В этом монастыре проходил послушание Кеолфрит, будущий аббат Уирмута, от которого Беда, возможно, и узнал историю Освина.

 

[536]У англосаксов, как и у других германских народов, знатные юноши часто приходили к знаменитому королю, чтобы стать его дружинниками.

 

[537]В оригинале stratus regaliter, что может означать и «попона, данная королем», и «попона королевского, т. е. богатого вида».

 

[538]То есть на ирландском (гэльском).

 

[539]31 августа 655 г.

 

[540]Позже он стал аббатом монастыря Гейтсхед, как говорится в III,21.

 

[541]Кинемунд – часто встречающееся англосаксонское имя (означает «защита рода»). В «Житии Кутберта» Беда также ссылается на некоего Кинемунда, жившего в Линдисфарне, но, очевидно, речь идет о другом лице.

 

[542]Имеется в виду Бамборо; о походе Пенды на этот город ничего не известно, но он мог иметь место сразу же после убийства Освальда.

 

[543]Это самый большой из 17 островов Фарне, находящихся между Бамборо и Линдисфарном. Он стал особенно известен после того, как там жил отшельником св. Кутберт (см. IV28).

 

[544]В оригинале villa regia. Имеется в виду один из временных «дворцов» англосаксонских королей, о которых уже говорилось. Слово villa в то время обозначало уже не только усадьбу богача, но и обычное сельское поселение.

 

[545]По обычаю древней церкви, ирландские монахи отказывались от всякой собственности, а тем, что у них было, владели совместно.

 

[546]Как и вся церковь, опора была сделана из дерева.

 

[547]31 августа. Айдан был епископом Нортумбрии в 634‑651 гг.

 

[548]Финан был епископом в 651‑661 гг.

 

[549]«О временах» или «Об исчислении времен» (De temporibus ratione) – одна из самых известных работ Беды, в которой он обосновывает систему летосчисления от Рождества Христова и римскую Пасху.

 

[550]Отношение Беды к ирландцам значительно мягче, чем к бриттам, которые также придерживались «неправильных» обычаев. Это объясняется тем, что они приняли деятельное участие в христианизации его родной провинции, а также тем, что он лично общался с ирландскими монахами и знал об их благочестии и религиозном рвении. Позже, несмотря на то, что ирландцы приняли католическую Пасху, раскол между двумя церквами усилился, и в XII в., накануне завоевания Ирландии, некоторые английские авторы даже отказывали ирландцам в праве называться христианами.

 

[551]1 Тим. 2:5.

 

[552]Возможно, убеждение в том, что всеобщее воскрешение произойдет в воскресенье, заимствовано из сочинений папы Григория, в частности из его «Гомилий на Книгу Иезекииля».

 

[553]Сигберт правил восточными англами в 631‑634 г. Между Эрпвальдом и им три года престол занимал неизвестный узурпатор.

 

[554]Феликс был епископом Восточной Англии около 632 г.

 

[555]Эгрик правил восточными англами в 634‑635 гг.; до этого он был соправителем Сигберта.

 

[556]Анна был сыном Эни, сына Уффы. Он правил в 635‑654 гг.; о его дочерях см. прим. 493.

 

[557]Св. Фурса или Фурсей был «бродячим епископом» и около 630 г. явился из Ирландии в Англию как «паломник ради любви Божьей» (peregrinus pro amore Dei). Это было высшим проявлением благочестия, по заслугам превосходящим даже отшельничество. Сведения Беды о нем основаны на анонимном житии, написанном в VII в. (опубликовано в: MGH, SRM, IV Р. 423‑440).

 

[558]Мф. 25:13.

 

[559]Ныне Бург‑Касл в графстве Саффолк. Монастыри нередко возникали среди римских развалин, где было много строительного материала; таковы были монастыри Басса в Рикалвере и св. Кедда в Отоне.

 

[560]О происхождении Фурсы ничего не известно.

 

[561]Видение Фурсы, описанное ниже, было очень популярно в Средние века и послужило одним из источников «Божественной комедии» Данте (наряду с видением Дрительма, описанным в V12). Часто оно переписывалось отдельно от «Истории» и украшалось живописынми подробностями.

 

[562]Пс. 83:8 – «приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе».

 

[563]Возможно, это намек на то, что некоторые из видений Фурсы не вполне совпадали с церковной доктриной и могли показаться еретическими.

 

[564]Ис. 43:2 – «пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя».

 

[565]Очень похожую историю Беда рассказывает о Дрительме (V12).

 

[566]Вместе с Фурсой из Ирландии приехали по меньшей мере пятеро спутников, в том числе двое его братьев.

 

[567]Имеется в виду нападение мерсийцев в 655 г.

 

[568]Хлодвиг II был королем Нейстрии в 636‑656 гг. Эрконоальд с 640 по 657 гг. был майордомом и фактическим правителем Нейстрии.

 

[569]Ныне город Ланьи близ Парижа.

 

[570]Город Перрон в Пикардии. В VIII в. его называли Perrona Scottorum из‑за множества живших там ирландцев.

 

[571]Область Гирве находилась на западе Восточной Англии и делилась на северную и южную части. В Южном Гирве находился знаменитый монастырь Эли.

 

[572]Постепенно в английской церкви укрепился обычай менять при посвящении в сан англосаксонские имена на латинские или греческие. При постриге в монахи это было почти обязательно. Однако не выходили из употребления и старые имена; Беда и другие авторы часто употребляют их вместе, например Бенедикт‑Бископ, Бонифаций‑Винфрид и др.

 

[573]Деусдедит был архиепископом Кентерберийским в 655‑664 гг. Часть историков считает его англосаксом, однако скорее всего он был иностранцем, занимавшим какой‑то пост в провинции восточных саксов.

 

[574]26 марта. Подлинная дата – 12 марта, в то время как 26 марта был посвящен преемник Деусдедита Теодор. В 655 г. с этим днем совпадал Великий четверг, в который не могло состояться посвящение архиепископа.

 

[575]Это произошло около 655 г.

 

[576]Срединные англы жили в Лестершире или Нортхэмптоншире и с ранних времен подчинялись королям Мерсии, хотя еще долго считались отдельным народом. Очевидно, ими управляли в качестве наместников члены мерсийской династии.

 

[577]Пэда в 651‑655 гг. был королем или элдоорменом срединных англов. В 656 г. захвативший Мерсию король Освиу поставил его у власти в южной части королевства. В том же году Пэда был убит своими подданными.

 

[578]Имеется в виду дворец короля Нортумбрии в Уоллботтоме, у развалин римской стены.

 

[579]Беда имеет в виду монастырь Гейтсхед в Нортумберленде.

 

[580]В некоторых рукописях вместо infimorum (простых, низших) стоит infirmorum (недужных).

 

[581]Психологически достоверный штрих к портрету Пенды – сурового воина, презиравшего трусость и измену. Обращение срединных англов состоялось в 653 г.

 

[582]Неизвестное место. В трактате ХI в. о могилах английских святых говорится, что Диума похоронен в Чарлбери, графство Оксфордшир.

 

[583]Видимо, это случилось после поражения сторонников кельтской Пасхи на соборе в Витби в 664 г.

 

[584]Сигберт II Малый правил в Эссексе в 617‑653 гг., Сигберт III Святой – 653‑664 гг. Он был сыном Сарбальда, брата первого христианского короля Саберта (Сабы).

 

[585]Отзвук слов пророка Исайи об идолах (Ис. 44:9‑19).

 

[586]Пс. 95:13 – «Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей».

 

[587]Возможно, это были епископы бриттов, поскольку позже архиепископ Теодор заявил Кедду, что его посвящение совершено неправильно.

 

[588]Имеется в виду римский форт Отона недалеко от нынешнего местечка Бредуэлл‑он‑Си в графстве Эссекс, где находятся развалины каменной церкви VII или VIII вв.

 

[589]Ныне Тилбери в графстве Миддлсекс.

 

[590]Небольшая река Блэкуотер в графстве Эссекс.

 

[591]Прикосновение епископского посоха (virga), соединенное со словами осуждения, приравнивалось к проклятию.

 

[592]Свитхельм был королем Эссекса в 660‑664 гг.

 

[593]Ныне местечко Рендлшем рядом с Саттон‑Ху, где была открыта гробница короля Редвальда.

 

[594]Эдильвальд или Этельвальд был королем Восточной Англии в 655‑664 гг.

 

[595]См. прим. 528.

 

[596]Ис. 35:7. В Синодальном переводе вместо «драконов» «шакалы», что соответствует еврейскому оригиналу и греческому переводу. Переводчик Библии на латынь Иероним спутал еврейские слова «таннин» (дракон, морское чудовище) и «танним» (шакалы, множ. число от «тан»).

 

[597]Это известный монастырь Ластингем в Йоркшире, закрытый в XVI в. Там до сих пор находится крипта (гробница) св. Кедда, изготовленная в ХI в.

 

[598]В VII в. Британия несколько раз страдала от эпидемий чумы. Самая тяжелая, во время которой и умер св. Кедд, случилась в 664 г.

 

[599]Каждый из этих участков состоял из десяти гайд или фамилий. В числе основанных там монастырей были Хартлпул и Витби (Стренескальк). Конечно, все эти монастыри были избавлены от дани и других королевских повинностей.

 

[600]Под «легионами» Беда подразумевает дружины, возглавляемые зависимыми от Пенды королями и наместниками (элдорменами) отдельных областей.

 

[601]Беда называет Эдильхера auctor ipse belli (создатель этой войны). Причина этого остается неизвестной; возможно, король Освиу угрожал захватить Восточную Англию.

 

[602]По мнению Т. Уайтлока «воинами» (militi) Беда называет членов королевской дружины, а «союзниками» или «помощниками» (auxilii) – мобилизованных бойцов ополчения.

 

[603]Имеется в виду одна из мелких речек, впадающих в Хумбер.

 

[604]По распространенному мнению, монахи освобождались от воинской службы на земле, чтобы вести «невидимую брань» с дьяволом и врагами веры.

 

[605]Это известный монастырь Хартлпул в графстве Дарэм, закрытый в XVI в. Слово herut (как и современное английское hart) означало взрослого оленя‑самца.

 

[606]Монастырь в Стренескальке основан в 657 г. В 664 г. там состоялся знаменитый собор, принявший римскую Пасху. В IX в. монастырь был разрушен викингами, в ХI в. восстановлен под скандинавским названием Витби (Белый поселок). Окончательно заброшен после пожара в ХIII в.; на его месте возник крупный рыболовный порт.

 

[607]15 ноября 655 г. Лойдис – нынешний крупный город Лидс.

 

[608]Освиу правил Мерсией в 654‑656 гг. Он также завоевал южной частью королевства пиктов (Фортриу), которая принадлежала Нортумбрии до 685 г.

 

[609]Вулфхер правил в Мерсии в 656‑675 гг.

 

[610]Финан был епископом Линдисфарна в 651‑661 гг.

 

[611]Из текста не вполне ясно, кто именно обладал «пылким нравом» (ferocis animi) – Финан или Ронан. Вероятно, речь идет о Ронане, который выше именуется «горячейшим» (acerrimus).

 

[612]Расхождение могло быть довольно значительным. Например, в 631 г. римская Пасха отмечалась 24 марта, а кельтская – 21 апреля.

 

[613]День пальм – в католической церкви праздник Входа Господнего в Иерусалим, отмечаемый в шестое воскресенье Великого поста. По преданию, встречавшие Христа жители Иерусалима держали в руках ветви пальмы, откуда произошло название. В русской церкви пальма заменяется ветками вербы, и день называется Вербным воскресеньем.

 

[614]Гал. 2:2 – «не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался».

 

[615]Здесь и далее Беда заимствует сведения о жизни Вилфрида из его «Жития», написанного Эдди (Эддием) в начале VIII в. Оттуда он взял и ошибку – Эдди спутал св. Эннемунда (Шамона), архиепископа Лиона в 650‑659 гг., с его братом Далфином, графом Лиона.

 

[616]Ныне город Рипон в графстве Йоркшир. Монастырь там был основан ок. 660 г.; при Вилфриде он стал резиденцией епископов Йорка. Разрушен викингами в IX в., восстановлен в ХI в. и окончательно закрыт в XVI в.

 

[617]На самом деле этимология названия Стренескальк неизвестна.

 

[618]По преданию, евангелист Иоанн предписывал отмечать Пасху в четырнадцатый день лунного месяца независимо от того, приходится она на воскресенье или на другой день.

 

[619]Деян. 16:3; 21:26; 18:18. Павел обрезал в Листре своего ученика Тимофея «ради иудеев», в Иерусалиме принес жертвы в храме, а в Кенхреях (недалеко от Коринфа) обрил голову по обету вместе с учениками Аквилой (Акилой) и его женой Присциллой.

 

[620]Деян. 21:20.

 

[621]Седьмое правило Никейского собора предписало отмечать Пасху в первое воскресенье после пятнадцатого дня лунного месяца.

 

[622]См. прим. 460.

 

[623]В «Житии Вилфрида» Эдди речь епископа дана в более кртком варианте. Беда оснащает ее незнакомыми Эдди хронологическими подробностями, а также вкладывает в уста Вилфрида довольно резкие слова в адрес ирландцев, которые он вряд ли мог сказать. Все это, как и некоторые другие фразы Беды, заставляют думать, что он не очень‑то любил амбициозного епископа Нортумбрии, хотя отдавал должное его заслугам.

 

[624]Мф. 7:22‑23.

 

[625]Мф. 16:18‑19.

 

[626]Суть споров о тонзуре не излагают ни Беда, ни Эдди.

 

[627]Имеется в виду остров Иона.

 

[628]По данным Эдди, епископом сразу стал Вилфрид, хотя выбор ирландца, принявшего обычаи Римской церкви, мог быть продиктован тактическими соображениями.

 

[629]Монастырь Мелроз (Mailros) в Лотиане был в Средние века одной из известнейших обителей Шотландского королевства. В IX в. он был разрушен шотландцами, восстановлен в XII в. и закрыт во времена Реформации. Известен тем, что там похоронено сердце короля Шотландии Роберта Брюса.

 

[630]В Ирландии до времен викингов не было денежного обращения. Скот (у Беды pecus) был и мерой богатства, и единицей обмена.

 

[631]Несмотря на осуждение заблуждений ирландских монахов в пасхальном споре, Беда часто не может скрыть восхищения святостью их жизни, которую он противопоставляет «вялости» и «теплохладности» своего времени.

 

[632]На самом деле затмение имело место 1 мая.

 

[633]Неизвестное место.

 

[634]Эгберт – один из виднейших деятелей английской церкви VII‑VIII вв. (наряду с Вилфридом и Кутбертом). Он управлял епархией Йорка в 732‑766 гг., а в 735 г. стал первым архиепископом Нортумбрии. Основал в Йорке школу, в которой учился, в частности, видный деятель Каролингского возрождения Алкуин. Беда был хорошо знаком с Эгбертом и адресовал ему ряд писем, в том числе приведенное в приложении «Письмо к Эгберту», датированное 734 г.

 

[635]Эдильвин или Этельвин был епископом Линдсея в 680‑692 гг.

 

[636]Неизвестное место. Возможно, имеется в виду монастырь Рафоу близ Дерри.

 

[637]Пентекост – греческое название праздника Пятидесятницы (лат. Quinquagesimae).

 

[638]По обычаю посвящение должно было совершаться по меньшей мере тремя епископами. В то время почти все епископы в Британии были ирландцами или прошли обучение в Ирландии и вряд ли согласились бы посвятить резко спорившего с ними Вилфрида. Поэтому ему и пришлось ехать в Галлию.

 

[639]Нынешний город Компьен недалеко от Парижа. Латинское Conpendium в данном контексте означает «кратчайший путь».

 

[640]Хад стал аббатом Ластингема после смерти Кедда в 664 г. и вскоре был сделан епископом. Не вполне ясно, почему Освиу решил так быстро сменить Вилфрида; возможно, как раз в это время произошла его ссора с сыном Альдфридом, который покровительствовал Вилфриду. Хад славился своим аскетизмом и благочестием, но католическая партия не могла смириться с тем, что его посвятили в епископы Вине, обвиненный позже в симонии, и два епископа бриттов. Поэтому Хад тоже был скоро устранен с Нортумбрийской кафедры. Возможно, он лишь исполнял обязанности епископа во время отсутствия Вилфрида.

 

[641]Рипенс (Hripens) – англосаксонское название нынешнего Рипона, которое Беда обычно приводит в латинизированной форме Инрип (Inripum).

 

[642]Возможно, «крепостями» (castella) Беда называет укрепленные резиденции местных правителей (byrig на языке англосаксов, позже burgh).

 

[643]См. прим. 477.

 

[644]Очевидно, это совещание имело связь с предшествующим ему собором в Витби и касалось укрепления единства английской церкви. Одновременно Освиу, как кажется, старался поставить церковь под контроль светской власти, о чем свидетельствуют его отношения с епископом Вилфридом.

 

[645]Этот Вигхерд или Вигард был отправлен в Рим только в 666 г., хотя архиепископ Деусдедит скончался еще 14 июля 664 г., что говорит о сложном положении английской церкви после собора в Витби и разрыва с ирландцами.

 

[646]Ис. 11:10.

 

[647]Ис. 49:1.

 

[648]Ис. 49:6.

 

[649]Ис. 49:7 – «цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа».

 

[650]Ис. 49:8‑9.

 

[651]Ис. 42:6‑7.

 

[652]Скрытая цитата из Мф. 13: 24 и 13:30.

 

[653]Вряд ли апостолов заковывали в золото; видимо, их реликвии были позолочены.

 

[654]Мф. 6:33, Лк. 12:31.

 

[655]Сигхер или Сигер и его брат Себби правили в Эссексе в 664‑694 гг.

 

[656]Хотя Беда не упоминает Вулфхера в своем списке верховных королей, он, без сомнения, обладал значительной властью в Южной Англии. Когда он вторгся в Нортумбрию (см. IV12), в составе его войска были отряды почти из всех англосаксонских королевств.

 

[657]Яруман был епископом Мерсии в 662‑667 гг. Где находилась его кафедра, неизвестно; позже резиденция епископов размещалась в столице Мерсии Лиситфельде (ныне город Личфилд).

 

[658]Имеется в виду остров Иона.

 

[659]14 июля.

 

[660]Король Эгберт правил Кентом в 664‑673 гг.

 

[661]Виталиан (точнее, Виталий) был римским папой в 657‑672 гг.

 

[662]В ряде рукописей Ниридан (Niridanum). Точно не установлено, какой из множества кампанских монастырей Беда называет этим именем.

 

[663]Видимо, он был арабом‑христианином, которые во множестве эмигрировали в Италию после мусульманского завоевания Северной Африки в середине VII в.

 

[664]Скорее всего, он был там священником.

 

[665]Тарс, родина апостола Павла и известный центр христианства, был захвачен мусульманами в 660 г. После этого многие монахи и священники эмигрировали на Запад; некоторые из них попали и в Англию в качестве спутников Теодора и Адриана.

 

[666]Позже папа Захарий в письме св. Бонифацию упоминал, что Теодор обучался богословию в Афинах.

 

[667]К тому времени монофизитская ересь была уже отвергнута восточной церковью, но в ней получило преобладание монофелитство (учение о наличии в Святой Троице единой воли). Оно было осуждено только в 680 г. на соборе в Константинополе. Как и все греки, Теодор признавал римскую Пасху, но отвергал тонзуру.

 

[668]Теодор имел низший монашеский чин и мог быть посвящен только в субдиаконы. По‑видимому, он не успел пройти все последовательные степени иерархии и был сразу посвящен в архиепископы.

 

[669]26 марта.

 

[670]27 мая, канун Пятидесятницы. Папа также послал с ними в качестве переводчика Бенедикта‑Бископа, будущего аббата Уирмута.

 

[671]Нынешний Марсель.

 

[672]Иоанн был архиепископом Арля в 658‑675 гг.

 

[673]Эбрин (точнее Эброин) был майордомом и фактическим правителем Нейстрии и Бургундии в 656‑680 гг. Он подозрительно относился к представителям английской церкви и, в частности, был явным недоброжелателем Вилфрида.

 

[674]Эмма был епископом Сана в 660‑668 гг.

 

[675]Фарон (Фаро) был епископом Мо в 626‑672 гг.

 

[676]Под «префектом» Беда подразумевает шерифа (scir‑gerefa) – судью или управителя скира (округа), подчинявшегося непосредственно королю.

 

[677]Этот порт в устье реки Канш был главным пунктом, из которого в VI‑VIII вв. отправлялись корабли в Британию. Ныне это город Этапль в департаменте Па‑де‑Кале.

 

[678]Императором тогда был Констант II (641‑668 гг.), который часто жил на Сицилии и строил планы завоевания Италиии и Южной Франции. Эброин подозревал Теодора, прибывшего из Италии, в тайных связях с ним.

 

[679]Адриан достиг Англии только в 670 г. До этого аббатом монастыря Сент‑Огастинс был Бенедикт‑Бископ.

 

[680]27 мая 669 г.

 

[681]Теодор был архиепископом Кентерберийским в 668‑690 гг. Этот выходец из греческого Тарса стал выдающимся деятелем английской церкви, внедрившим в ней традиции греческой и латинской образованности. Официально канонизирован в IX в.

 

[682]Не совсем ясно, что имеет в виду Беда. Возможно, до этого церковь Нортумбрии не желала подчиняться архиепископу Кентербери.

 

[683]Под метрикой Беда понимает искусство стихосложения, а под церковной арифметикой – умение исчисления дат главных церковных праздников, в первую очередь Пасхи. Именно при Теодоре были основаны первые в Англии монастырские школы в Доруверне, Эбораке и монастырях Уирмут и Ярроу (в последней учился и позже преподавал Беда). До этого анлосаксы могли учиться только в Ирландии, и еще в 670‑е гг. Альдхельм в одном из писем жаловался, что молодежь англов предпочитает отправляться за знаниями в Ирландию вместо того, чтобы учиться у Теодора и Адриана (текст письма см.: MGH, Auct. Ant. ХV Р. 492).

 

[684]Прежде всего Беда имел в виду Товия, епископа Рочестера, и Альбина, наследника Адриана в должности аббата.

 

[685]Этот Эдди или Эддий Стефан был другом Вилфрида и автором его жития, которое было использовано Бедой в качестве источника.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных