Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III Судьба памятника 8 страница




 

[1007]Поэт V в. Седулий написал известную поэму «Пасхальная песнь» (Carmen Paschale), сопровожденную прозаическим пересказом ее сюжета. Этот опыт стал образцом для многих произведений поздней латинской поэзии; сам Беда использовал его при написании «Жития Кутберта» в стихах и прозе.

 

[1008]Искусственный и темный стиль поэзии Альдхельма характерен для церковных авторов VIII‑IX вв., писавших на латыни. Основываясь на поэмах Вергилия и Лукана, они дополнили их тематику христианскими образами и позднеантичными аллегориями, греческими и даже древнееврейскими словами, что делает их произведения довольно трудными для понимания.

 

[1009]Фортхер был епископом Шерборна до 737 г., когда он отправился в Рим, уступив епископство Херевальду. Дата его смерти неизвестна, но из Рима он вернулся, т. к. в 739 г. подписал одну из церковных хартий.

 

[1010]Центром епископства южных саксов стал монастырь Селси, основанный Вилфридом. Беда плохо знал о делах в этой провинции, поэтому он не называет никаких дат. Эдберт (Eadberht) был епископом Селси около 708‑715 гг. Эолла (Eolla) – около 715‑730 гг. Кафедра оставалась вакантной до 733 г., когда епископом был назначен Сигеферт или Сигга.

 

[1011]Кеолред был королем Мерсии в 709‑716 гг. В 704 г. после смерти его отца Этельреда он отрекся от трона в пользу Кенреда.

 

[1012]Об Оффе ничего не известно, кроме упоминания в «Liber Pontificalis», где говорится, что он умер вскоре после прибытия в Рим.

 

[1013]Мк. 10:29‑30.

 

[1014]Имеется в виду область Ундл в Нортхэмптоншире близ Питерборо.

 

[1015]Содержание главы Беда заимствовал из «Жития Вилфрида» Эдди, но не переписывал его механически, а дополнял собственными комментариями.

 

[1016]У Эдди сказано, что Вилфрид выучил всю Псалтирь наизусть.

 

[1017]См. прим. 615. Неясно, кто именно – граф или епископ – был покровителем Вилфрида, поскольку оба они были казнены в 630 г. по приказу майордома Эброина и королевы Балтхильды.

 

[1018]Имеется в виду королева Балтхильда (Блитильда), жена Хлодвига II, короля Нейстрии в 639‑657 гг. Она славилась благочестием и позже была канонизирована (как и убитый по ее приказу архиепископ Эннемунд).

 

[1019]Ныне Стэмфорд в Йоркшире.

 

[1020]См. прим. 616.

 

[1021]Под «сектой» (secta) здесь подразумевается группа людей, не согласных с официальной доктриной римской церкви.

 

[1022]По сообщению Эдди, Вилфрид отправился в Фризию специально для обращения ее народа. Король Альдгисль или Адальгиз правил фризами около 650‑680 гг. Известие о его крещении следует считать легендарным, поскольку позже его сын Радбод оставался язычником.

 

[1023]Имеется в виду «подготовительный» Римский собор 125 епископов, состоявшийся перед Трулльским собором 680 г. в Константинополе, на котором была осуждена монофелитская ересь. Под решениями этого собора стоит подпись Вилфрида.

 

[1024]Любопытно, что Вилфрид ничего не говорит о вере южной части Британии, что подтверждает наличие у него не только личных, но и догматических разногласий с Кентерберийской церковью.

 

[1025]Беда ничего не пишет о возвращении Вилфрида в Нортумбрию в 682 г., когда он был посажен в тюрьму королем Эгфритом, а после пытался найти приют в Мерсии и в Уэссексе, но был изгнан из обоих королевств епископами при поддержке светской власти.

 

[1026]Здесь Беда снова умалчивает о том, что Вилфрид одиннадцать лет жил в Мерсии и был епископом срединных англов. Не упоминает он и о соборе 703 г. в Остерфилде, на котором Вилфрид и его сторонники были отлучены от церкви по настоянию короля Альдфрита. Похоже, Беда стоит на стороне королевской власти в ее конфликте с Вилфридом, но не подчеркивает этого из уважения к личности святого.

 

[1027]Ни Беда, ни Эдди не говорят о сути этих обвинений; решения папской курии на этот счет не сохранились. Оговорка Беды свидетельствует о том, что он считал по крайней мере часть этих обвинений справедливыми.

 

[1028]Городом (Urbs с большой буквы) в латинской традиции часто назывался Рим.

 

[1029]Ныне город Мо близ Парижа.

 

[1030]У Эдди еще сказано, что архангел Михаил потребовал от Вилфрида выстроить новую церковь в честь Богородицы.

 

[1031]Собор на реке Нидд (одна из речек, впадающих в Хумбер) состоялся осенью 705 г. После него Вилфрид был епископом Йорка до своей смерти в 709 г.

 

[1032]В оригинале Tyrio ostro (тирский пурпур; в финикийском Тире добывали самую лучшую пурпурную краску). В большинстве рукописей вместо ostro читается auro (золото), но это явная ошибка.

 

[1033]Искусство книжной миниатюры достигло в англосаксонских монастырях VII‑IX вв. весьма высокого уровня, о чем говорят сохранившиеся экземпляры книг (самое известное – Линдисфарнское евангелие, написанное около 670 г.).

 

[1034]Напомним, что именно Вилфрид ввел в английской церкви римские обряды и римское церковное право.

 

[1035]Слова «пчеловод» в подлиннике нет, но подразумевается именно то, что Вилфрид собрал и вырастил «рой» (examina) монахов подобно пчеловоду.

 

[1036]См. прим. 5.

 

[1037]Ученик Вилфрида и друг Беды Акка был епископом Хексема в 709‑731 гг., был смещен со своего поста и умер в 740 г.

 

[1038]Имя явно ирландского происхождения.

 

[1039]Нейтон или Нехтан IV мак Дерили был королем пиктов в 706‑729 гг. После этого он отрекся от трона и умер в 732 г.

 

[1040]Имеются в виду монастыри Уирмут и Ярроу, находившиеся поблизости и имевшие единое управление. Тина – река Тайн в Нортумберленде.

 

[1041]Об этих аббатах Беда подробно рассказал в «Истории аббатов».

 

[1042]Строительное искусство, почти неведомое англосаксам в VI в., к концу VII в. достигло высокого уровня, о чем говорят немногочисленные остатки построек того периода.

 

[1043]Хотя письмо приписывается Кеолфриту, оно несомненно принадлежит Беде, который излагает в нем свои знания по интересующим короля вопросам. Видимо, авторская гордость и заставила его включить в «Историю» это обширное послание, основные положения которого уже излагались в III25.

 

[1044]Несомненно, имеется в виду Платон (диалог «Государство»). Эти слова неоднократно цитировались богословами раннего Средневековья – Лактанцием, Боэцием и др. Видимо, у кого‑то из них Беда и позаимствовал цитату вместе со ссылкой (скрытой) на ее автора.

 

[1045]Исх. 12:1‑3, 6.

 

[1046]Исх. 12:15.

 

[1047]Исх. 12:15‑17.

 

[1048]«Пасха» происходит от древнееврейского «песах» (прохождение). Имеется в виду прохождение евреев под предводительством Моисея через Синайскую пустыню.

 

[1049]Чис. 33:3.

 

[1050]Исх. 12:17‑19.

 

[1051]1 Кор. 5:7.

 

[1052]Ин. 1:29 – «вот Агнец Божий, который берет грех мира».

 

[1053]Лев. 23:5‑7. Фраза «первый день да будет у вас славнейшим и святым» переведена Иеронимом неверно. К оригиналу ближе Синодальный перевод, где говорится: «в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте».

 

[1054]Лев. 23:8. В латинском переводе та же ошибка, что в 23:7.

 

[1055]Вероятно, Беда знал сюжет «Одиссеи» по пересказам других авторов.

 

[1056]Рим. 1:27 – «получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

 

[1057]Буквально palma tenent (держат пальму). Пальмовая ветвь в античности была символом не только мира, но также победы и превосходства.

 

[1058]Быт. 1:16.

 

[1059]Здесь Беда цитирует один из латинских переводов Библии (или ее частей), предшествовавших переводу блаженного Иеронима.

 

[1060]Беда заимствует у Августина теорию о трех возрастах мира – возраст или эпоха до ниспослания закона, возраст закона и возраст благодати, начавшийся после воплощения Иисуса Христа.

 

[1061]Мал. 4:2. В Синодальном переводе вместо «в крылах» (in pinnis) – «в лучах», что повторяет ошибку церковнославянского перевода. В еврейском оригинале и греческом переводе – «крыла».

 

[1062]Авв. 3:11. См. также Нав. 10:13 – «и остановилось солнце, и луна стояла».

 

[1063]Имеются в виду пелагиане.

 

[1064]Автор «Церковной истории» Евсевий Кесарийский играл главную роль на Никейском соборе 325 г., но о его участии в выработке 19‑летнего цикла ничего не известно.

 

[1065]Друг Евсевия священник Памфил был казнен во время гонений 309 г. Евсевий написал его житие, не дошедшее до нас, и взял себе прозвище Памфила.

 

[1066]Феофил был патриархом Александрии в 385‑412 гг. Он разработал пасхальный цикл на 418 лет (22 цикла по 19 лет) для римского императора Феодосия (правил в 379‑395 гг.).

 

[1067]Кирилл Александрийский, ученик Феофила, сократил его цикл и исправил в нем ошибки.

 

[1068]Дионисий Малый (Dionysius Exiguus) в 525 г. составил пасхальные таблицы на 532 года (28 циклов) по улучшенной системе Виктория. Он также ввел летосчисление от Рождества Христова, приверженцем которого был Беда. Прозвище «Малый» произошло от его смирения, а не от малого роста.

 

[1069]Т. е. на то же число лет, что охватывают таблицы Дионисия.

 

[1070]Иов. 1:20.

 

[1071]Быт. 41:14.

 

[1072]Мф. 16:18‑19.

 

[1073]Деян. 8:20‑21.

 

[1074]Гал. 5:24 – «распяли плоть со страстями и похотями».

 

[1075]Иак. 1:12.

 

[1076]Симон Маг (в русской традиции Волхв) известен как лжепророк, желавший купить благодать за деньги (отсюда название греха симонии, т. е. продажи церковных должностей). О нем писали Евсевий и Юстин Философ; в сочинении Арнобия (III в.) говорится о том, что Симон благодаря демонам поднялся в воздух, но был низвергнут молитвой св. Петра. О его тонзуре у этих авторов ничего не сообщается. С начала антагонизма между римской и кельтской церковью было принято считать полукруглую тонзуру кельтских монахов наследием Симона Мага. Возможно, это связано с тем, что кельтская тонзура произошла из сакральной прически друидов, которые, как и Симон, были чародеями и прорицателями.

 

[1077]Откр. 17:14.

 

[1078]В оригинале optimatum (знатных). В реальном пиктском обществе эти «знатные» были вождями кланов и мормерами (наместниками) областей. Следует отметить, что год спустя король Нейтон изгнал из своих владений всех ирландских монахов, не признававших римскую Пасху и тонзуру.

 

[1079]Кенред (Coenred) был представителем боковой ветви королевского дома; он правил в Нортумбрии в 716‑718 гг.

 

[1080]Рим. 10:2.

 

[1081]Имеется в виду тонзура святого Петра.

 

[1082]Дунхад или Доннхад был аббатом Ионы в 713‑719 гг.

 

[1083]В том году католическая Пасха отмечалась 24 апреля, в то время как кельтская Пасха не могла отмечаться позже 21 апреля.

 

[1084]Ин. 8:56 – «и увидел и возрадовался».

 

[1085]Осрик был сыном короля Альдфрита и правил в Нортумбрии в 718‑729 гг.

 

[1086]23 апреля.

 

[1087]Еще один пример деления королевства между наследниками. Этельберт II правил в Кенте в 748‑760 гг., Эдберт был его сопровителем до 748 гг., а Алред или Алрик пережил братьев и был королем до 764 гг.

 

[1088]Алдвулф был епископом Рочестера в 725‑734 гг.

 

[1089]В сочинении «О природе вещей» (De Natura Rerum) Беда писал, что кометы являются предвестниками несчастий.

 

[1090]В оригинале grauissimi Sarracenorum lues. Сарацинами Беда называет арабов, захвативших к тому времени Испанию и Южную Францию. Говоря далее об их поражении, он, скорее всего, имеет в виду битву при Пуатье 732 г. Это означает, что после официального завершения «Истории» в 731 г. автор вносил в нее дополнения.

 

[1091]9 мая 729 г.

 

[1092]Король, которому посвящена «История» Беды.

 

[1093]Т. е. 13 января.

 

[1094]Татвин был архиепископом Кентерберийским в 731‑734 гг.

 

[1095]В нынешнем селении Бридон‑он‑зе‑Хилл в графстве Лестершир.

 

[1096]Ингвальд или Ингвольд был епископом Лондона в 705‑745 гг.

 

[1097]Элдберт был епископом Данвича около 731‑740 гг.; Хатулак – епископом Элмхема около 731‑735 гг.

 

[1098]Имеется в виду река Северн. Валкстод или Велкстуд в 727‑736 гг. был епископом в Херефорде, на землях, отвоеванных у бриттов.

 

[1099]Вилфрид был епископом Хвиссы в 718‑744 гг.

 

[1100]Эдильбальд или Этельбальд был представителем боковой линии мерсийской династии. Он вступил на престол в 716 г., сместив Кеолреда, и правил до 757 г. К 731 г. Этельбальд правил всеми землями южной Англии и оказывал покровительство церкви. Это не помешало Бонифацию и еще семи епископам осудить в 746 г. его развратную жизнь. Этельбальд был убит собственным охранником в своем дворце в Секингтоне (графство Стаффордшир).

 

[1101]См. прим. 989. Кандида Каса – нынешний Уитхорн в Голуэе.

 

[1102]Это произошло после принятия пиктами римской Пасхи, описанного выше. Мирный договор был заключен до 729 г. в правление короля Нехтана IV, который стремился опереться на помощь англов в борьбе с ирландцами Далриады.

 

[1103]Короли Далриады в то время накапливали силы; позже, в 842 г., они захватили королевство пиктов, создав единую Шотландию, и отобрали у англосаксов Лотиан.

 

[1104]В начале VII в. Уэссекс захватил у бриттов Девоншир и Херефордшир. Нортумбрийцы продолжали удерживать бриттские земли Северо‑Запада, захваченные еще Этельфритом.

 

[1105]Как известно, утеря воинского духа и постоянные междоусобицы привели к тому, что в IX в. скандинавы легко смогли разгромить и завоевать почти все англосаксонские королевства за исключением Уэссекса. Нортумбрия также была захвачена, а ее монастыри и церкви (включая Ярроу) подверглись разорению. Центр английской культуры и образованности постепенно сместился на юг.

 

[1106]Пс. 96:1 – «да веселятся многочисленные острова».

 

[1107]Пс. 29:5 – «славьте память святыни Его».

 

[1108]В этом перечне Беда в основном повторяет данные своей «Большой хроники», но отбирает только те из них, что касаются Британии.

 

[1109]Это и следующее затмения не упомянуты в «Истории». Первое произошло 16 февраля, второе – 20 июня.

 

[1110]Ида – первый король Берниции в 547‑559 гг. В «Истории» о нем ничего не сказано.

 

[1111]События, отмеченные в 676 и 697‑711 гг., не упоминаются в «Истории».

 

[1112]Имеются в виду Уирмут и Ярроу (лат. Uiraemuda и Gyruum).

 

[1113]Эти слова подтверждают мнение, что Беда редко покидал свой монастырь и скорее всего никогда в жизни не выезжал за пределы Нортумбрии. Хотя существуют версии о его путешествиях в Галлию и Рим, но из его сочинений не заметно личное знакомство с этими местами.

 

[1114]Почти все указанные работы Беды дошли до нас. Их полное издание см. в PL, v. ХC‑ХСV Paris, 1848‑1851. Издание исторических трудов Беды см. Baedae Opera Historica. Vol. 1 – 2/ Ed. C. Plummer. Oxford, 1896.

 

[1115]Эта книга написана в форме ответов на вопросы Нотельма.

 

[1116]Книга Слов Дневных (Verba Dierum) – в греческом переводе Паралипоменон, в еврейском оригинале Дибре‑гай‑йамим («Деяния времен» или «Хроники»).

 

[1117]Гомилии (беседы) – жанр богословских соочинений в форме бесед с реальными или воображаемыми слушателями.

 

[1118]Имеется в виду апостол Павел. Беда не перевел, а пересказал комментарии св. Августина к посланиям Павла.

 

[1119]Беда имеет в виду послания апостолов (кроме Павла), признанные соборными (католическими) в отличие от множества апокрифов.

 

[1120]Известное сочинение De sex aetatibus saeculi.

 

[1121]Ис. 24:22.

 

[1122]Эта книга не сохранилась. Имеется в виду св. Анастасий, патриарх Антиохии в 599‑610 гг., убитый во время восстания иудеев. Известен тем, что перевел на греческий «Пастырское правило» папы Григория.

 

[1123]Имеется в виду сочинение Беды Vita Cutbercti (Житие Кутберта).

 

[1124]Хветберт или Хвитберкт был аббатом Уирмута и Ярроу около 716‑745 гг.

 

[1125]Беда говорит об «Истории аббатов монастырей Виремут и Гирвум» (Historia ss. abbatum monasterii in Wiremutha et Gyruum).

 

[1126]Из этой книги сохранился только гимн св. Этельфрите, включенный в «Историю».

 

[1127]Книга не сохранилась.

 

[1128]Имеются в виду книги «О природе вещей» (De Natura rerum), «Книга о временах» (De temporibus liber) и «Об исчислении времен» (De ratione temporum).

 

[1129]В этот список не включены: письмо к Эгберту, книга ответов на восемь вопросов Нотельма и книга «О святых местах», которую Беда цитирует в V,17.

 

[1130]Это древнейший манускрипт «Истории», датированный временем ок. 737 г. Назван в честь епископа Эли Джона Мура, владевшего им до 1715 г. Ныне хранится в Кембридже.

 

[1131]Эгберт – известный деятель церкви, брат короля Нортумбрии Эдберта. К нему обращено известное письмо Беды (см. ниже). В 732 г. он сменил Вилфрида II на кафедре Йорка, а в 735 г. стал архиепископом, как и предсказывал Беда, Эгберт умер в 766 г.; его учениками были знаменитый деятель «каролингского возрождения» Алкуин и видный богослов Этельберт, сменивший на кафедре Эгберта.

 

[1132]14 августа.

 

[1133]31 января.

 

[1134]Имеются в виду Дрезденский манускрипт XII в., Лейпцигский XII в., Манчестерский XII в., Принстонский XIV в., манускрипт Британского музея ХV в. и три рукописи, переписанные в Нидерландах в ХV в. По предположению ученых, все они происходят от рукописи, переписанной около 750 г. в одном из монастырей Нортумбрии.

 

[1135]Алвик или Алви был епископом Линдсея в 733‑750 гг., Сигфрид или Сигефрит – епископом Селси в 733‑744 гг.

 

[1136]Нотельм, друг Беды и адресат его писем, был архиепископом Кентерберийским в 735‑739 гг.

 

[1137]Фридуберт в 734‑766 гг. был епископом Хексема, Фритувальд или Фритувольд – епископом Уитхорна.

 

[1138]Эдберт правил в Нортумбрии в 737‑757 гг.; он был родственником короля Кеолвулфа и братом архиепископа Эгберта.

 

[1139]Эдильхерд (правильнее Этельхерд) был королем Уэссекса в 726‑739 гг. После него правил его брат Кутред (739‑756 гг.).

 

[1140]Кудберт или Кутберкт был архиепископом Кентерберийским в 740‑760 гг.

 

[1141]Киневулф был епископом Линдисфарна в 739‑779 гг.

 

[1142]Неизвестные лица.

 

[1143]На самом деле Карл Мартелл, умерший в 741 г., был майордомом франков. Его сын Пипин Короткий стал королем в 751 г. и правил до 768 г. Карломан был его сопровителем в 741‑747 гг.

 

[1144]Вероятно, имеется в виду священник, к которому обращено одно из писем Бонифация 746 г.

 

[1145]Ангус мак Форггус был королем пиктов в 728‑761 гг. Он выступал в союзе с Мерсией против общего врага – короля Нортумбрии Эдберта.

 

[1146]Теудор – бриттский король Камбрии. Энред – родственник короля Нортумбрии.

 

[1147]Кил (Kyle) находится в Южной Шотландии.

 

[1148]9 января.

 

[1149]24 января.

 

[1150]Винфрид‑Бонифаций был первым архиепископом Германии. Неясно, почему Беда не упоминает этого крупнейшего деятеля церкви в своей «Истории». Бонифаций обратил в христианство большую часть Германии и был убит фризами во время очередной миссионерской поездки. Вместо него был назначен епископ Меца Хродеганг (здесь Редгер). Под «франками» имеются в виду жители Франконии (Центральной Германии).

 

[1151]Бернред был королем Мерсии всего несколько месяцев. В том же 757 г. его сменил Оффа, правивший до 794 г.

 

[1152]На самом деле в том году был убит король Сигеберт (правил с 756 г.). Киневулф правил Уэссексом в 757‑784 г. В «Англосаксонской хронике» под этой же неверной датой помещен целый рассказ о смерти Киневулфа.

 

[1153]Освулф правил Нортумбрией в 757‑759 гг. Его сменил узурпатор Этельвальд (Молл Этельвольд), правивший в 759‑765 гг.

 

[1154]Освин – претендент на трон Нортумбрии, родственник короля Освулфа.

 

[1155]Алред был королем Нортумбрии в 765‑774 гг.

 

[1156]В мировой научной традиции закрепилось несколько форм этого имени – Beda, Bede, Baede и др. Мы употребляем форму, наиболее близкую к англосаксонскому произношению.

 

[1157]См. с. 193.

 

[1158]См. с. 6.

 

[1159]Б. Колгрейв насчитал в тексте «Истории» всего 32 ошибки, из них 22 встречаются в цитатах из других источников.

 

[1160]Bede. The Ecclesiastical Histоry of the English people. Oxford, 1969. P. ХVII (далее Bede, 1969). Другими книгами были «Утешение философией» Боэция, «Пастырское правило» папы Григория и «История» Павла Орозия.

 

[1161]См. с. 27.

 

[1162]English Historical Documents. Vol. 1. London, 1968. P. 358, 365.

 

[1163]Ibid. P. 701.

 

[1164]Ныне этот так называемый Codex Amiatianus хранится во Флорентийской библиотеке.

 

[1165]См. с. 193.

 

[1166]См. с. 206.

 

[1167]Bede. Ecclesiastical History of the English People. London, 1990. P. 33 (далее Bede, 1990).

 

[1168]По легенде ослепший Беда попросил ученика отвести его к людям, чтобы он мог проповедовать им. Вместо этого ученик привел его на берег моря, и слепец долго читал проповедь волнам. Когда он закончил, волны по Божьему велению ответили «аминь».

 

[1169]Bede,1969. P. ХХIV

 

[1170]Ibid. P. ХХVII

 

[1171]Тацит. Анналы, III, 65. В кн.: Тацит, Корнелий. Соч. в 2 тт. Том 1. М. 1993/ Пер. А.С. Бобовича. Беда почти дословно цитирует эти слова в предисловии к «Истории».

 

[1172]Bede, 1990. P. 26.

 

[1173]См. с. 11.

 

[1174]English Historical documents Vol. 1. P. 363.

 

[1175]См. с. 54.

 

[1176]См. с. 43.

 

[1177]См. с. 87.

 

[1178]См. с. 144.

 

[1179]См. с. 140.

 

[1180]См. с. 66.

 

[1181]См. приложение.

 

[1182]Существуют факсимильные издания этих манускриптов: The Moore Bede/ Ed. P. Hunter Blair. Copenhagen, 1959; The Leningrad Bede/ Ed. O. Arngart. Copenhagen, 1952.

 

[1183]Baedae Opera Historica. Vol. 1‑2. Oxford, 1896 (repr. 1956).

 

[1184]Bede. The Ecclesiastical History of the English people/ Ed. and tr. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxford, 1969.

 

[1185]Les martirologies historiques du Moyen Age/ Ed. H. Quentin. Paris, 1908.

 

[1186]Bedae Opera de temporibus/ Ed. C. W. Jones. Cambridge (Mass.), 1943.

 

[1187]Wallace‑Hadrill J. M. Bede’s Ecclesiastical History: a Historical Commentary. Oxford, 1988.

 

[1188]Webb J. F., Farmer D. H. The Age of Bede. London, 1988.

 

[1189]Blair P. H. The World of Bede. London, 1970; Blair P. H. Venerabilis Bede. London, 1979.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных