Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АБУ-СИМБЕЛ — ЖЕМЧУЖИНА ЕГИПЕТСКОГО ЗОДЧЕСТВА




Последнему великому фараону Египта Рамсесу II (XIII в. до н. э.) принесло подлинную славу и бессмертие строительство храмового комплекса в Абу-Симбеле, в верхнем течении Нила. Два высечен­ных в скалах храма, малый и большой, действительно необычны по своей архитектуре.

Большой храм посвящён богу Амону-Ра, богу Птаху — покрови­телю города Мемфиса и ремёсел, богу Гору в виде сокола и самому Рамсесу. Вот почему его фасад украшают высеченные из скалы че­тыре двадцатиметровые статуи фараона, сидящего в церемониаль­ных одеждах на троне в традиционной позе с лежащими на коленях руками. Между ступнями огромных статуй, превышающих высоту пятиэтажного дома, стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры жены Рамсеса Нефертари. Над вхо­дом в храм в нише высечено изображение бога Гора в виде сокола.

Это торжественное сооружение выстроено на месте древнего пе­щерного святилища. Храм точно ориентирован с востока на запад, причём таким образом, что два раза в год, в день равноденствия, лу­чи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м и осве­щают стены святилища. Солнечные лучи поочерёдно освещают все статуи, кроме статуи бога Птаха, являющегося также богом загроб­ного мира и тьмы. Перед фасадом храма находится просторный двор с молельней и жертвенным алтарём Солнцу.

Войдя в большой храм, мы попадаем в величественный зал, по­толок которого поддерживают четыре пары мощных столбов. К ним прислонены десятиметровые стоящие статуи Рамсеса в виде бога производительных сил природы Осириса. Художники украсили сте­ны зала рельефами с изображением сцен сражений и побед фараона. Всё убранство храма подчинено идее власти, возвеличивания и про­славления Рамсеса.

Малый храм находится в сотне метров к северу от большого. Он посвящён жене Рамсеса Нефертари и богине неба Хатор, которая изо­бражалась в виде женщины с головой коровы. В Египте ни одна суп­руга фараона никогда не изображалась на фасаде храма, только жена Рамсеса II была удостоена такой чести. Фасад малого храма формиру­ют шесть десятиметровых статуй, стоящих в нишах, по три статуи с каждой стороны от входа. Это статуи фараона и его супруги. Скульп­туры малого храма в два раза меньше изваяний большого. В неболь­шом гипостильном зале сделаны опоры в виде столбов с капителями, изображающими женскую голову с коровьими рогами. В глубине храма находится небольшое святилище со статуей богини Хатор.

В 1965 г. в связи с сооружением на Ниле Асуанской плотины храмовому комплексу в Абу-Симбеле грозило затопление. Комиссия ЮНЕСКО начала работы по спасению монументов. Было предложено осуществить срез скального массива, распилить храмы на блоки и воссоздать их на площадке, расположенной на более высоком уровне. В результате тщательно выверенных инженерно-техниче­ских действий удалось полностью восстановить храмовый комп­лекс. Он переместился на 200 м в сторону и вверх по скалистому берегу Нила. Теперь оставалось только ждать «солнечного чуда», и оно повторилось. Как и две тысячи лет назад, солнечные лучи сно­ва осветили лики богов внутри святилища.

 

2.4. АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПОЗДНЕГО ЦАРСТВА

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжёлых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощённые варианты компози­ций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым эле­ментом храмовых комплексов стали святилища, посвящённые культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Лучше всего сохранившимся памятником ар­хитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым после Карнакского храма. Это прекрасное соору­жение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его дли­на составляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора из чёрного гранита. Позади статуй высится наруж­ная стена храма, украшенная огромными рель­ефными фигурами Гора и Хатор. Большой двор храма с трёх сторон окружён колоннами. Стены, потолки, колонны и лестницы внутренних поме­щений украшены прекрасными барельефами.

Вопросы и задания

1.В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян? Какие её элементы вошли в историю мировой архитектуры? Приходилось ли вам встречать египетские мотивы в архитектуре поздних эпох?

2.Расскажите об истории создания и характерных особенностях одного из семи чудес света — египетских пирамид в Гизе. Почему поговорка «Всё боится времени, но время боится пирамид» не утратила своего значения и в наши дни?

3.Что вам известно о храмовых сооружениях Среднего и Нового царств? Каковы худ. достижения архитектурных комплексов в Карна­ке и Луксоре?

4.Расскажите об особенностях скального храма царицы Хатшепсут. По­чему архитектурный комплекс в Абу-Симбеле называют жемчужиной еги­петской архитектуры? В чём своеобразие архитектуры Позднего царства (на примере храма Гора в Эдфу).

5. Творческая мастерская

Разработайте маршрут путешествия по долине Гиза. Попробуйте на­рисовать одну из египетских пирамид средствами компьютерной гра­фики.

Подготовьте и проведите экскурсию в Долину царей или составьте текст ведущего телепередачи, посвящённой архитектурным памятникам Луксора и Карнака. Какие объекты вы отберёте для демонстрации? Почему?

6. Советуем послушать или посмотреть

Видеофильмы: «Тайны египетских пирамид» (Франция); «Египет» (из цикла «Всемирная география» в «Клубе путешественников»); «Египет» (из цикла «Исчезнувшие цивилизации»); «Пирамиды Египта» (из цикла «Семь чудес света»).

7. Темы рефератов, презентаций или сообщений

«Архитектура страны фараонов»; «Египетские мотивы в архитектуре последующих эпох»; «Пирамиды в Гизе — одно из чудес света»; «Храмовые комплексы Среднего и Нового царств»; «Шедевры архитектуры Древнего Египта».

8. Книги для дополнительного чтения

Дмитриева Н. А, Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Матъе М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных