И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ.......................................................... 92
7.1 Восприятие и порождение речи.............................................. 95
7.1.1 Фонологическое восприятие....................................... 95
7.1.2 Развитие языка и речевых действий.......................... 101
7.1.3 Нейропсихологические синдромы и модели порождения................................................................. 110
7.2 Анализ процессов чтения....................................................... 117
7.2.1 Развитие навыков чтения.......................................... 117
7.2.2 Модели и нейропсихология чтения.......................... 123
7.2.3 Движения глаз при чтении......................................... 127
7.3 Когнитивные исследования грамматики............................... 131
7.3.1 Проверка трансформационной модели.................... 131
7.3.2 От глубинной семантики к когнитивной
грамматике................................................................. 139
7.3.3 Современные модели и данные
нейролингвистики...................................................... 149
7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций............................. 154
7.4.1 Принцип кооперативности и понимание................... 154
7.4.2 Несовпадение значения и смысла............................. 161
7.4.3 Технологические применения прагматики................ 169
ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ. '........................ 176
8.1 Высшие познавательные функции......................................... 179
8.1.1 Разнообразие подходов и моделей............................ 179
8.1.2 Мышление и речь — мышление для речи................ 188
8.1.3 Метапознание и творческое воображение................ 196
8.2 Процессы и модели умозаключений..................................... 206
8.2.1 Индукция, аналогия и прогноз................................... 206
8.2.2 Дедуктивные умозаключения.................................... 215
8.2.3 Специализация и прагматика умозаключений.......... 221
8.3 Процессы решения задач....................................................... 229
8.3.1 Решение малых мыслительных задач....................... 229
8.3.2 Сложные проблемы, творчество и открытие........... 235
8.3.3 Решение задач экспертами........................................ 244
8.4. Принятие решений и структура интеллекта........................ 250
8.4.1 Эвристики и принятие решений................................ 250
8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений.................. 257
8.4.3 Функциональная структура интеллекта.................... 268
ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ............ 280
9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии......................... 283
9.1.1 Третий кризис научной психологии.......................... 283
9.1.2 Произвольность формальных моделей..................... 289
9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности.............. 294
9.2 Перспектива методологического солипсизма...................... 301
9.2.1 Искусственный интеллект и человеческий разум.... 301
9.2.2 Философия искусственного интеллекта................... 307
9.2.3 Виртуальные формы жизни....................................... 314
9.3 Перспектива прямого реализма............................................. 319
9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона..... 319
9.3.2 Исследования ситуативного действия...................... 325
9.3.3 Телесная заземленность познания............................. 330
9.4 Перспектива методологического плюрализма..................... 335
9.4.1 Разнообразие подходов и моделей........................... 335
9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития..... 344
9.4.3 Когнитивно-аффективная наука................................ 355
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 372
ЛИТЕРАТУРА................................................................................. 380
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................... 410
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ТОМА
ОТ АВТОРА...................................................................................... 10
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 14
ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ.......................... 24
1.1 Основные философские традиции.......................................... 27
1.1.1 Культ механического естествознания........................ 27
1.1.2 Эмпиризм и рационализм............................................ 31
1.1.3 Критика самонаблюдения и чистого разума.............. 36
1.2 Ранняя экспериментальная психология................................... 40
1.2.1 Первые методические подходы.................................. 40
1.2.2 Вильгельм Вундт и основание психологии................ 42
1.2.3 Первый кризис научной психологии........................... 46
1.3 Поведенческие и физикалистские направления..................... 53
1.3.1 Психология как наука о поведении и физических гештальтах................................................................... 53
1.3.2 Опыт галилеевской перестройки психологии............ 57
1.3.3 Второй кризис научной психологии........................... 61
1.4 Европейский идеал романтической науки.............................. 69
1.4.1 Романтизм как антитезис позитивизму....................... 69
1.4.2 От натурфилософии к нейропсихологии.................... 76
1.4.3 Вклад физиологии и психологии деятельности......... 81
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ........................... 90
2.1 Информационный подход....................................................... 93
2.1.1 Кибернетика и статистическая теория связи............. 93
2.1.2 Инженерная психология и ее эволюция...................... 97
2.1.3 Поиски ограничений пропускной способности........ 103
2.2 Компьютерная метафора....................................................... 108
2.2.1 Ментальные модели и аналогия с компьютером...... 108
2.2.2 «Когнитивная психология» Улрика Найссера.......... 116
2.2.3 Принципы символьного подхода.............................. 118
2.3 Модулярность познания и коннекционизм........................... 126
2.3.1 Идея специализации обработки................................. 126
2.3.2 Гипотеза модулярности: вклад Джерри Фодора...... 129
2.3.3 Нейронные сети в психологии................................... 135
2.4 Усиливающееся влияние нейронаук...................................... 141
2.4.1 Интерес к нейропсихологаческим данным............... 141
2.4.2 Новые методы и старые проблемы........................... 146
2.4.3 Нейробиологические модели познания.................... 153
ГЛАВА 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 162
3.1 Пространство и время восприятия........................................ 165
3.1.1 Зрительная пространственная локализация............. 165
3.1.2 Восприятие движения и времени.............................. 174
3.1.3 Перцептивные взаимодействия и маскировка.......... 187
3.2 Взлет и падение «иконы»....................................................... 194
3.2.1 Иконическая память................................................... 194
3.2.2 Эхоическая память..................................................... 199
3.2.3 Микрогенез как альтернатива.................................... 202
3.3 Распознавание конфигураций................................................ 208
3.3.1 Традиционные психологические подходы................ 208
3.3.2 Влияние нейронаук и информатики.......................... 216
3.3.3 Роль предметности и семантический контекст........ 222
3.4. Восприятие и действие.......................................................... 233
3.4.1 Сенсомоторные основы восприятия
(и наоборот)............................................................... 233
3.4.2 Уровни восприятия.................................................... 241
3.4.3 Развитие и специализация восприятия...................... 249
ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ.................. 256
4.1 Селективность восприятия и структурные модели............. 259
4.1.1 Определение понятий и ранние модели................... 259
4.1.2 Где расположен фильтр?........................................... 264
4.1.3 Зрительное селективное внимание........................... 271
4.2 «Творческий синтез» как альтернатива................................. 280
4.2.1 Позитивная трактовка внимания............................... 280
4.2.2 Внимание как умственное усилие
и ресурсные модели................................................... 285
4.2.3 Проблема интеграции признаков.............................. 291
4.3 Автоматические и контролируемые процессы..................... 299
4.3.1 Внимание как внутренний контроль......................... 299
4.3.2 Критерии выделения автоматизмов.......................... 305
4.3.3 Двухуровневые модели, их критика
и альтернативы........................................................... 309
4.4 Сознание и внимание в структуре деятельности.................. 319
4.4.1 Непроизвольное (экзогенное) внимание................... 319
4.4.2 Произвольное внимание и контроль действия......... 327
4.4.3 Нейрофилософия и нейропсихология сознания....... 334
ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ...... 346
5.1 Основные подходы и феномены............................................ 349
5.1.1 Анализ ошибок: узнавание и воспроизведение......... 349
5.1.2 Анализ времени реакции: поиск в памяти................. 356
5.1.3 Непрямые методы: имплицитная память.................. 361
5.2 Теории непосредственного запоминания.............................. 367
5.2.1 Трехкомпонентные модели....................................... 367
5.2.2 Теория уровней обработки........................................ 375
5.2.3 Эволюция модели рабочей памяти........................... 382
5.3 Системы и уровни памяти...................................................... 391
5.3.1 Теория двойного кодирования................................... 391
5.3.2 Системы памяти: модель 2000+................................ 399
5.3.3 От уровней памяти к стратификации познания........ 408
5.4 Память в повседневном контексте........................................ 414
5.4.1 Амнезии обыденной жизни........................................ 414
5.4.2 Обучение и формирование навыков.......................... 424
5.4.3 Развитие, старение и распад...................................... 436
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|