Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация методов научного исследования

1. Две эпохи развития науки:

классическая     Эмпирическая мето­дология восхождения к истине. Знание как прямое обобщение опыта. Периодизация истории науки: – доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий) – классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки) – неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента) – постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).
неклассическая Построение «безотноси­тельно» к опыту концепту­альных схем, организую­щих и направляющих понимание опытных данных.

 

2. Уровни методов научного исследования:

· Общенаучные методы · Философские методы · Частнонаучные методы · Методы междисциплинарного исследования метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действи­тельности

 

Средства научного исследования:

· Эмпирические

· Теоретические

 

Общенаучные методы Теоретические Анализ   – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изу­чаемого объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и признаков; – одно и то же явление, процесс можно анализировать во многих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяет глубже рассмотреть его.
  Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему); – синтез - не простое сум­мирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникнет системы связей, образует­ся лишь хаотическое накопление отдельных фактов; – эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретиче­ском обобщении; – в теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий.
  Сравнение это познавательная операция, лежащая в ос­нове суждений о сходстве или различии объектов. С помо­щью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение - это сопоставление одно­го с другим. Важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отно­шения между объектами. При этом объекты, сравни­мые по одному признаку, могут быть не сравнимы по другим признакам.
  Абстрагирование   одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагиро­вание лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не суще­ствуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане - в абстракции. Так, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например - с помощью чертежа, и самостоя­тельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.
  Конкретизация   процесс, противоположный абстраги­рованию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе посред­ством конкретизации воспроизводит эту целостность (мыс­ленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в про­цессе познания в координатах «абстрагирование - конкрети­зация» два процесса восхождения: восхождение от конкрет­ного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Г. Гегель). Диалектика теоретического мышления и состоит в единстве абстрагиро­вания, создания различных абстракций и конкретизации, движения к конкретному и воспроизведение его.
  Обобщение   одна из основных познавательных мысли­тельных операций, состоящая в выделении и фиксации отно­сительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Сравнивая с определенной точки зрения объекты некоторой группы, человек находит, выделя­ет и обозначает словом их одинаковые, общие свойства, ко­торые могут стать содержанием понятия об этой группе, классе объектов. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяет в сокращенном, сжатом виде охватывать все многообразие объектов, сводить их в определенные классы, а затем посредством абстракций опе­рировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным объектам. Один и тот же реальный объект может быть включен как в узкие, так и широкие по объему классы, для чего выстраиваются шкалы общности признаков по принципу родо-видовых отношений. Функция обобщения состоит в упорядочении многообразия объектов, их класси­фикации.
  Формализация   отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Формализация, то есть отвлечение поня­тий от их содержания, обеспечивает систематизацию знания, при которой отдельные элементы его координируют друг с другом. В научных суждениях устанавливаются связи между объ­ектами, явлениями или между их определенными признаками. В научных выводах одно суждение исходит от другого, на основе уже существующих выводов делается новый. Сущест­вуют два основных вида выводов: индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция).
  Индукция   это умозаключение от частных объектов, яв­лений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
  Дедукция это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.
  Идеализация   мысленное конструирование представле­ний об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прооб­разы в реальном мире. О понятиях, являющихся результатом идеализации, гово­рят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. В этом смысле идеализа­ция тесно связана с моделированием.
  Аналогия   мыслительная опе­рация, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели), переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее нагляд­ный объект, именуемый прототипом, оригиналом.
  Моделирование, модель   вспомогательный объект, выбранный или пре­образованный в познавательных целях, дающий новую ин­формацию об основном объекте. Моделирование (мысленное моделирование) всегда применяется вместе с другими методами исследования, особенно тесно оно связано с экспе­риментом. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенден­ции, ищет на основе ведущей идеи их новые сочетания, дела­ет их мысленное переконструирование, то есть моделирует требуемое состояние изучаемой системы (так же, как любой человек и даже животное, строит свою деятельность, актив­ность на основе формируемой первоначально «модели по­требного будущего»).
  Диалектика реальная логика содержатель­ного творческого мышления, отражающая объективную диа­лектику самой действительности. Основой диалектики как метода научного познания является восхождение от абст­рактного к конкретному (Г. Гегель) - от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и более богатым содер­жанием, к системе понятий, позволяющих постичь предмет в его сущностных характеристиках. В диалектике все пробле­мы обретают исторический характер, исследование развития объекта является стратегической платформой познания. На­конец, диалектика ориентируется в познании на раскрытие и способы разрешения противоречий. Законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей и др.; анализ парных диалектических категорий: историческое и логическое, явление и сущность, общее (всеобщее) и еди­ничное и др. являются неотъемлемыми компонентами любого грамотно построенного научного исследования
Общенаучные методы Эмпирические (дословно - воспринимаемый посредством органов чувств) Изучение литературы, документов и результатов дея­тельности.  
  Наблюдение в принципе, наиболее информативный ме­тод исследования. Это единственный метод, который позво­ляет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя - как непосредственно­му, так и с помощью различных приборов. Научное наблюдение складывается из следующих процедур: · определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?); · выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?); · выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?); · выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?); · обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдаемые ситуации подразделяются на: · естественные и искусственные; · управляемые и не управляемые субъектом наблюдения; · спонтанные и организованные; · стандартные и нестандартные; · нормальные и экстремальные и т.д. Кроме того, в зависимости от организации наблюдения оно может быть открытым и скрытым, полевым и лаборатор­ным, а в зависимости от характера фиксации - констатирую­щим, оценивающим и смешанным.
  Измерение   «Из­мерение - это познавательный процесс, заключающийся в сравнении... данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения» Получение количественных характеристик. Объект измерения, способы измерения
  Устный опрос (беседа, интервью) Вопросы, используемые для интервью, заблаговременно планируются и составляется вопросник, где должно быть оставлено место и для записи (протоколирования) ответа. Основные требования при составлении вопросов: · опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее; · вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих; · вопросы не должны противоречить этическим нормам. Правила проведения опроса: · во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних свидетелей; · каждый устный вопрос прочитывается с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизменном виде; · точно придерживается порядок следования вопросов; · отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы; · интервью должно быть кратковременным - от 15 до 30 минут в зависимости от возраста и интеллектуального уровня опрашиваемых; · интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.); · интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»). ответы записываются в вопросник только во время опроса.
  Письменный опрос – анкетирование   В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респон­дентов (опрашиваемых) на все позиции вопросника состав­ляют искомую эмпирическую информацию. Качество эмпирической информации, получаемой в ре­зультате анкетирования, зависит от таких факторов, как фор­мулировка вопросов анкеты, которые должны быть понятны опрашиваемому; квалификация, опыт, добросовестность, психологические особенности исследователей; ситуация опроса, его условия; эмоциональное состояние опрашивае­мых; обычаи и традиции, представления, житейская ситуа­ция; а также - отношение к опросу. Поэтому, используя та­кую информацию, всегда необходимо делать поправку на неизбежность субъективных искажений вследствие специфи­ческого индивидуального «преломления» ее в сознании оп­рашиваемых. А там, где речь идет о принципиально важных вопросах, наряду с опросом обращаются и к другим методам - наблюдению, экспертным оценкам, анализу документов. Особое внимание уделяется разработке вопросника - ан­кеты, содержащей серию вопросов, необходимых для полу­чения информации в соответствии с целями и гипотезой исследования. Анкета должна отвечать следующим требова­ниям: · быть обоснованной относительно целей ее использова­ния, то есть обеспечивать получение искомой информации; · иметь устойчивые критерии и надежные шкалы оценок, · адек­ватно отражающие изучаемую ситуацию; · формулировка вопросов должна быть понятна опрашиваемому и непротиво­речива; · вопросы анкеты не должны вызывать отрицательных эмоций у респондента (отвечающего). Вопросы могут носить закрытую или открытую форму. Закрытым называется вопрос, если на него в анкете приво­дится полный набор вариантов ответов. Опрашиваемый толь­ко отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением. Такая форма анкеты значительно сокращает время заполне­ния и делает одновременно анкету пригодной для обработки на компьютере. Повышению достоверности ответов способствует и со­блюдение ряда других требований. Одно из них состоит в том, чтобы респонденту была обеспечена возможность укло­ниться от ответа, выразить неопределенное мнение. Для этого шкала оценок должна предусматривать варианты ответов: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «бывает по-разному», «когда как», и т.п. Но преобладание в ответах таких вариантов является свидетельством либо некомпетент­ности респондента, либо непригодности формулировки во­проса для получения нужной информации. Для того чтобы получить достоверные сведения об ис­следуемом явлении, процессе, не обязательно опрашивать весь контингент, так как объект исследования может быть численно очень большим. В тех случаях, когда объект иссле­дования превышает несколько сот человек, применяется выборочное анкетирование.
  Метод экспертных оценок   По существу, это разновид­ность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, по­зволяют достаточно объективно оценить исследуемое. Ис­пользование этого метода требует ряда условий. Прежде всего - это тщательный подбор экспертов - людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способ­ных к объективной, непредвзятой оценке. Существенное значение имеет также выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал измере­ния, что упорядочивает суждения и дает возможность выра­зить их в определенных величинах. Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или выска­зывают близкие мнения, есть основания полагать, что они приближаются к объективным. Если же оценки сильно расхо­дятся, то это говорит либо о неудачном выборе системы оце­нок и шкал измерения, либо о некомпетентности экспертов. Разновидностями метода экспертных оценок являются: метод комиссий, метод мозгового штурма, метод Делфи, метод эвристического прогнозирования.
  Тестирование   эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от англий­ского test - задача, проба). Тесты обычно задаются испытуе­мым либо в виде перечня вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо в виде задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных реше­ний, либо в виде каких-либо краткосрочных практических работ испытуемых, например квалификационных пробных работ в профессиональном образовании, в экономике труда и т.п. Тесты различаются на бланочные, аппаратурные (напри­мер, на компьютере) и практические; для индивидуального применения и группового.
  Отслеживание   отслеживать состояние посредством наблюдения и измерения (н-р, география, демография и т.д.), где исследователь не может что-либо из­ менять в объекте исследования.
  Обследование – как частный случай метода отслеживания   это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач. Обследования чаще всего применяются по отношению к организационным структурам - предприятиям, учреждениям и т.п. - или по отношению к общественным образованиям, например, населенным пунктам, для которых обследования могут быть внешними и внутренними. Внешние обследования: обследование социокультурной и экономической ситуации в регионе, обследование рынка товаров и услуг и рынка труда, обследование состояния заня­тости населения и т.д. Внутренние обследования: обследова­ния внутри предприятия, учреждения - обследование состоя­ния производственного процесса, обследования контингента работающих и т.д. Обследование проводится посредством методов эмпирического исследования: наблюдения, изуче­ния и анализа документации, устного и письменного опроса, привлечения экспертов и т.д. Любое обследование проводится по заранее разработан­ной подробной программе, в которой детально планируется содержание работы, ее инструментарий (составление анкет, комплектов тестов, вопросников, перечня подлежащих изу­чению документов и т.д.), а также критерии оценки подлежа­щих изучению явлений и процессов. Затем следуют этапы: · сбора информации, · обобщения материалов, · подведения ито­гов и оформления отчетных материалов. На каждом этапе может возникнуть необходимость корректировки программы обследования, когда исследователь или группа исследовате­лей, проводящих его, убеждаются, что собранных данных не хватает для получения искомых результатов, или собранные данные не отражают картину изучаемого объекта и т.д. По степени глубины, детализации и систематизации об­следования подразделяют на: · пилотажные (разведывательные) обследования, прово­димые для предварительной, относительно поверхностной ориентировки в изучаемом объекте; · специализированные (частичные) обследования, прово­димые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемого объекта; · модульные (комплексные) обследования - для изучения целых блоков, комплексов вопросов, программируемых ис­следователем на основании достаточно подробного предвари­тельного изучения объекта, его структуры, функций и т.д.; · системные обследования - проводимые уже как полно­ценные самостоятельные исследования на основе вычленения и формулирования их предмета, цели, гипотезы и т.д., и предполагающие целостное рассмотрение объекта, его системообразующих факторов.
  Мониторинг   Это постоянный надзор, регулярное отсле­живание состояния объекта, значений отдельных его пара­метров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвра­щения нежелательных явлений. Например, экологический мониторинг, синоптический мониторинг и т.д.
  Изучение и обобщение опыта (деятельности)   При прове­дении исследований изучение и обобщение опыта (организа­ционного, производственного, технологического, медицин­ского, педагогического и т.д.) применяется с различными целями: для определения существующего уровня детальности предприятий, организаций, учреждений, функционирования технологического процесса, выявления недостатков и узких мест в практике той или иной сферы деятельности, изучения эффективности применения научных рекомендаций, выявле­ния новых образцов деятельности, рождающихся в творче­ском поиске передовых руководителей, специалистов и це­лых коллективов. Объектом изучения могут быть: массовый опыт - для выявления основных тенденций развития той или иной отрасли народного хозяйства; отрицательный опыт - для выявления типичных недостатков и узких мест; передо­вой опыт, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики новые позитивные находки. Критерии передового опыта: · Новизна. Может проявляться в разной степени: от вне­сения новых положений в науку до эффективного примене­ния уже известных положений. · Высокая результативность. Передовой опыт должен давать результаты выше средних по отрасли, группе анало­гичных объектов и т.п. · Соответствие современным достижениям нау­ки. Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки. · Стабильность - сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени. · Тиражируемость - возможность использования опыта другими людьми и организациями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие люди и организации. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора. · Оптимальность опыта - достижение высоких результа­тов при относительно экономной затрате ресурсов, а также не в ущерб решению других задач.
  Опытная работа Эксперимент   общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явле­ния и процессы изучаются в строго контролируемых и управ­ляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента - изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контроли­руемости остальных. В ходе эксперимента исследователь сознательно изменя­ет ход какого-нибудь явлением путем введения в него нового фактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспери­ментатором, называется экспериментальным фактором, или независимой переменной. Факторы, изменившиеся под влия­нием независимой переменной, называются зависимыми переменными. По основной цели эксперименты делятся на проверочные (эмпи­рическая проверка некоторой гипотезы) и поисковые (сбор необходимой эмпирической информации для построения или уточнения выдвинутой догадки, идеи). В зависимости от характера и разнообразия средств и условий эксперимента и способов использования этих средств можно различать пря­мой (если средства используются непосредственно для иссле­дования объекта), модельный (если используется модель, заменяющая объект), полевой (в естественных условиях, например, в космосе), лабораторный (в искусственных усло­виях) эксперимент. Эксперименты качествен­ные и количественные(по результатам эксперимента). Качественные эксперименты, как правило, предпринимаются для выявления воздействия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между характерными величи­нами. Для обеспечения точного значения существенных па­раметров, влияющих на поведение изучаемого объекта, необ­ходим количественный эксперимент. В последние годы широкое распространение получили эксперименты, в которых средством познания выступает компьютер. Они особенно важны тогда, когда реальные сис­темы не допускают ни прямого экспериментирования, ни экспериментирования с помощью материальных моделей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выводы и рекомендации | Часть I. ОБЩАЯ ПСИХИАТРИЯ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных