Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лирический герой хронотопически ориентирован между городом (улицы, парикмахерская, кафе) и Вселенной.




И. П. Карпов

Феномен авторского эгоцентризма (В. В. Маяковский)

 

Владимир Владимирович Маяковский– из тех поэтов, которые после революции открыто встали на службу новой – коммунистической – идеологии и власти.

“Я от партии не отделяю себя, – говорил поэт, – считаю обязанным выполнять все постановления этой партии, хотя и не ношу партийного билета” (12: 105–106)[1].

Пока эта идеология и власть были вне критики – вне критики был и Маяковский. Отрицательные суждения о Маяковском только в середине 1980-х годов были введены в научный оборот, до этого времени цитирование критических источников было крайне выборочно и тенденциозно.

Долгие полвека маяковсковеды смотрели на поэта изнутри одной с ним идеологии, создавали свой “домашний” соцреалистический образ поэта.

Новый период в изучении Маяковского был начат публикацией книги Юрия Карабчиевского “Воскресение Маяковского” (М., 1990).

И как бы приверженцы Маяковского ни дискредитировали это исследование (Михайлов1989, Гончаров1990, Ковский1990), свободное слово о поэте-“бунтаре” и поэте-идеологе коммунизма было сказано.

Новое осмысление произошло на фоне развернувшейся в обществе критики коммунистической идеологии, сталинизма, “застоя” (конец 1980-х годов).

Статья В. Солоухина “Читая Ленина” и его стихотворение “Три поэта” (Солоухин 1988, Солоухин1989), секретные письма В. И. Ленина (Наш современник. М., 1990. № 4; Литературная газета. М., 1990. 9 мая. С. 6.) в связи с послереволюционной акцией ограбления церквей и изгнанием из страны ученых и многие другие материалы побудили задуматься о жизненной основе и прототипах произведений Маяковского. Воспоминания Л. Брик, В. Полонской, Э. Триоле(Брик 1989, Полонская 1987, Триоле 1990: Янгфельдт 1991), а также И. Бунинаи Б. Зайцеваво многом изменили наши представления о реальном, биографическом Маяковском (Бунин 1990, Зайцев 1990).

Сегодня задача – выработка новой концепции творчества поэта, основанной на признании абсолютных духовных ценностей: любви человека к человеку, доброты, веротерпимости. Вместе с тем ложные идеалы должны быть названы ложными, идолы – идолами.

И главное: Маяковский для нас – прежде всего это авторское сознание и эмоциональный мир, объективированные в текстах, над которыми начертаны слова “В. В. Маяковский”. Если литературоведение – наука, о таком Маяковском спорить нечего, он один – текстуальный. О другом – биографическом – спорят и будут спорить все, кому это угодно – от “женщин Маяковского” до… авторов “учебников нового поколения”, которые – учебники – тоже скоро станут “старыми” и их заменят учебники “новейшего”[2], далее “самого новейшего” поколения[3].

§ 1. Интенциальное содержание авторского сознания

 

Авторское сознание обнаруживается прежде всего в его интенциях – направленности на те или иные сферы бытия, а также в пространственно-временной определенности.

 

Лирические герой раннего Маяковского находится в трех все более расширяющихся пространственных сферах.

Город: улицы, бульвары, площадь, порт... “простыни вод”, “серьги якорей”, “силки проводов”, “пасть трамвая”, “лифт души”.

Земля - планета: “горит материк”, “мира челка”, ночь, заря, небо.

Космос: “миров природные ремни”, “звезды обезглавили / и небо окровавили бойней”, “Вселенная спит...”

Лирический герой хронотопически ориентирован между городом (улицы, парикмахерская, кафе) и Вселенной.

По-иному лирический герой представлен во времени. Его время – только настоящее, “сиюминутное” или обобщенное, выраженное в метафоре, сопрягаемой с риторическим восклицанием: “Время! / Хоть ты, хромой богомаз, / лик намалюй мой / в божницу уродца века!” (1: 78).

Лирический герой не имеет личностного времени, времени собственной судьбы.

Объяснить такое несоответствие пространственной и временной ориентацией лирического героя можно по-разному. Это и атмосфера эпохи, и то, что Маяковский был художником.

Можно вспомнить о связи футуризма с авангардизмом в живописи (Альфонсов1966, Русский футуризм 1999). Но если иметь в виду избранный аспект анализа – сознание, эмоциональный комплекс, воплощенные в слове, – то важно и следующее.

Пространство легче постигается и поддается конструированию. Время же связано с памятью, с ощущением человеком своей принадлежности к истории страны, с ощущением себя частью народа, семьи. А этого в раннем Маяковском нет. Его лирический герой существует в трехсферном огромном пространстве и “сиюминутном” – “маленьком” – времени, которое в первых поэмах и стихах 1916 года дополняется устремленностью поэта в неопределенное будущее.

 

Основным содержанием принципом авторского мироустройства является эгоцентризм.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных