Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В дальнейшем в любовной лирике Маяковского также на первом месте будет утверждаться “я”. Но именно в любви прорывается то, человеческое, что смягчает образ лирического героя.




 

Ведь для себя не важно

и то, что бронзовый,

и то, что сердце – холодной железкою.

Ночью хочется звон свой

спрятать в мягкое,

в женское.

 

И вот,

громадный, горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

большая или крошечная.

 

(1: 230–231)

 

Дым табачный воздух выел.

Комната –

глава в кручёныховском аде.

Вспомни –

за этим окном

впервые

руки твои, иступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще –

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

 

(“Лиличке! Вместо письма”, 1916)

 

Такие стихи пробуждают сочувствие к поэту как человеку, может быть, глубоко несчастному, на долю которого, в конце концов, выпало не восхищение любимой, не выражение в стихах своего чувства к ней, но агитация, поучение: “Любовь – это значит...”. Можно посочувствовать и постоянному его самоломанию, тому, что заставляло его той же Марии (в “Облаке в штанах”) говорить и такие слова:

 

Детка!

Не бойся,

что у меня на шее воловьей

потноживотные женщины мокрой горою сидят, –

это сквозь жизнь я тащу

миллионы огромных чистых любовей

и миллион миллионов маленьких грязных любят.

 

(1: 245)

 

Таковы реакции лирического героя на отношение к себе женщины.

 

Маяковский переносит на окружающий мир свои интимные переживания, которые, попав в неестественную для них среду – в обнажение, в чужой взгляд, опошляются. Лиризм, звучащий в любовных стихах, заглушается общей грубой эротизацией действительности.

 

Ночь излюбилась, похабна и пьяна.

 

(“Адище города”,1: 84)

 

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река – сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив белье до последнего листика,

Сады похабно развалились в июне.

 

(“А все-таки”, 1: 87)

 

Пусть земля кричит, в покое обабившись:

Ты зеленые весны идешь насиловать!”

 

(Кофта фата”, 1: 89)

 

Вся земля поляжет женщиной,

заерзает мясами, хотя отдаться

 

(“Облако в штанах“, 1: 241)

 

Нажрутся,

а после,

в ночной слепоте,

вывалясь мясами в пухе и вате,

сползутся друг на друге потеть,

города содрогая скрипом кроватей.

 

(Война и мир”, 1: 264)

Для поэзии характерно очеловечивание природы, сравнение женщины, ее фигуры, глаз – с деревом, небом, озером.

Например, у Есенина:

 

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

 

В поэме “Облако в штанах” ясно оформлена и реакция на мир вообще. “Я”, переходящее в “мы”, призывает крушить мир.

 

Идите!

Понедельники и вторники

окрасим кровью в праздники!

Пуская земле под ножом припомнится,

кого хотела опошлить!

Земле,

ожиревшей, как любовница,

которую вылюбил Ротшильд!

 

Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,

как у каждого порядочного праздника –

выше вздымайте, фонарные столбы,

окровавленные туши лабазников.

 

Изругивался,

вымаливался,

резал,

лез за кем-то

вгрызаться в бока.

 

На небе, красный, как марсельеза,

вздрагивал, околевая, закат.

 

(1: 242)

В маяковсковедении поэма “Облако в штанах” признавалась вершиной бунтарства, мятежа поэта против буржуазного мира. К тому же в поэме, писали исследователи, происходит слияние поэта и простых людей, от имени которых он выступает. Чистое чувство лирического героя поругано “в мире нравственной растленности”...

В свете классового, атеистического мировосприятия такой вывод, вероятно, правомерен. Но наряду с “миром нравственной растленности” есть и мир светлых человеческих чувств, любви к женщине, к семье, к стране. И какой из этих “миров” выбрать, зависит от самого человека.

Поэма, действительно, стала новым явлением в русской поэзии, но в силу своей откровенной жестокости, цинизма, объективации разрушительного эмоционального комплекса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных