ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 1 страница
Развитие выносливости обязательно, начиная с младшего школьного возраста. Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах двигательной деятельности, т.е. развитию общей выносливости. При этом важно затрагивать не только физические, но и сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления. Имеются данные о большой эффективности развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста. У них также обнаружены высокие темпы прироста статической выносливости. Для старшего школьного возраста характерно снижение темпов прироста статической выносливости, тогда как прирост мышечной силы повышается. Поскольку на уроках физического воспитания исключается специализация, отпадают типичные задачи развития специальной выносливости. Накапливаются лишь некоторые обобщенные ее элементы в рамках общей выносливости (силовая и скоростная выносливость, выносливость в действиях, связанных с освоением и применением новых координации движений). Естественным путем развития выносливости, особенно в младшем школьном возрасте, является постепенное увеличение числа повторений или продолжительности выполнения различных движений с относительно умеренной интенсивностью (в пределах аэробных возможностей). В меньшей мере это будут упражнения, способствующие развитию локальной выносливости, обусловливающей сохранение правильной осанки. В качестве таких упражнений систематически используются элементарные движения, общеразвивающие упражнения без предмета и с предметами, привлекаемые для решения образовательных и гигиенических задач. В процессе образовательной по преимуществу работы, при относительно невысоких нагрузках, можно использовать благоприятные условия для развития сенсорной и интеллектуальной выносливости. В качестве главных средств развития общей выносливости должны использоваться естественные движения, связанные с относительно легко регулируемой, предпочтительно ритмичной, одновременной работой большей части мускулатуры. Такие упражнения активизируют кровообращение и дыхание, вызывают более значительные функциональные сдвиги в организме и усиливают обменные процессы. Это прежде всего бег в равномерном темпе, ускоренная ходьба, повторные прыжки в чередовании с ходьбой (особенно, если они выполняются на открытом воздухе), а также передвижение на лыжах. Ценным средством являются игры с достаточной подвижностью. Для развития статической выносливости предпочтение отдается удерживанию тела и его частей в различных положениях, дозируемых по направлению и продолжительности, например, удерживание согнутых и прямых ног стоя, сидя, лежа, в висе; наклоны с прямой спиной, подняв руки на пояс, в стороны, вверх; положение лежа на животе прогнувшись и др. Ценным также является приучение детей, особенно младшего школьного возраста, к сохранению основной стойки на протяжении определенного времени. Важным условием развития выносливости в школьном возрасте является приучение к ритмичному дыханию через нос.
Система планирования физического воспитания в школе
Планирование учебной работы по физической культуре значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Основными документами планирования являются годовой план прохождения программного материала в учебном году, а также четвертной план, конспекты или планы отдельных уроков.
Годовой план прохождения программного материала
Составляется для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году изучению материала каждого раздела программы, т.е. составить «сетку часов». Предусмотренное программой распределение учебного времени на прохождение разделов программы является примерным. В зависимости от конкретных условий учитель физической культуры по согласованию с руководством школы может варьировать объем времени, выделенный на различные разделы программы. Например, в школе, где в силу местных условий не может быть пройден раздел «Лыжная подготовка» и имеются условия для занятий плаванием, футболом и борьбой, годовая сетка часов для 9-го класса (юноши) может быть такой: гимнастика - 12 ч, легкая атлетика - 14, футбол - 10, кроссовая подготовка - 10, плавание - 14, элементы единоборств и борьба - 8. Далее нужно распределить часы и учебный материал по учебным четвертям, т.е. составить четвертной план-график.
Четвертной план
Представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях. Разработка плана на четверть начинается с определения и четкого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются общие задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Определение и планирование решения задач обучения двигательным действиям. Содержание практического материала программы под названием «Навыки и умения, развитие физических способностей» включает в себя виды физических упражнений, многие из которых изучаются последовательно в нескольких классах. В связи с этим, чтобы определить общую задачу обучения двигательному действию на учебную четверть, нужно: Ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с Выявить знания, умения и навыки занимающихся в выполнении Изучение последовательности изложения материала в программе по всем годам обучения позволит определить общую задачу обучения и наметить требования к технике изучаемого упражнения для каждого учебного года с учетом содержания программы для последующих классов. Определив общую задачу на четверть, для разработки программы и ее решения необходимо наметить: технику физического упражнения, которую планируется разучить; условия практического применения изучаемого физического упраж количественные показатели, которых должны будут достичь зани правила безопасности и умения страховки, которыми должны ов теоретические сведения, относящиеся к изучаемому двигательному Затем общая задача делится на частные задачи, в соответствии с которыми разрабатываются основные средства и пути их решения. В роли предписания, указывающего, какие операции и в какой последовательности следует осуществлять, выступает общая структура процесса обучения двигательному действию. Намеченный образец техники изучаемого физического упражнения (описание основы, общих деталей и характеристик техники) позволяет точно определить, что в данном двига- гельном действии следует разучивать на первом и втором этапах процесса обучения. Формулировка частной задачи первого или второго этапа обучения чаще всего должна давать определенный ответ на вопрос: «Какую часть физического упражнения конкретно должен разучить с учащимися учитель?» или «Какой характеристики движений при выполнении учащимися физического упражнения хочет добиться педагог на уроке?» Например: «Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча» (первый этап); «Разучить направляющее движение кистью при верхней прямой подаче мяча» (второй этап). Определение условий практического применения физического упражнения (в стандартных или усложненных внешних условиях, в сочетании с другими действиями, в игре, соревновании и т.д.) облегчит конкретизацию задач совершенствования двигательного действия. Количественные показатели (в сантиметрах, секундах, килограммах, очках и т.д.) дают основание наметить продолжительность работы по совершенствованию двигательного действия при повышающихся физических или волевых усилиях. При определении частных задач, относящихся к третьему этапу процесса обучения двигательному действию, их формулировки также должны четко отвечать на вопросы: «Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях совершенствуется на уроке?» Например: «Совершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча» или «Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке». В программе обучения следует предусматривать специально организованные проверки, дающие сведения о результате углубленного разучивания и всего процесса обучения в целом, а также сообщение основ знаний о закономерностях техники изучаемого действия и значении ее частей, о влиянии этого физического упражнения на организм, о правилах обеспечения безопасности, страховки и помощи при проведении его с товарищами и т.п. Таким образом, общая задача обучения физическому упражнению конкретизируется в четвертном плане в виде системы частных задач, которые в дальнейшем служат основанием для определения стержневых задач уроков. Определение и планирование решения задач направленного физического развития и укрепления здоровья занимающихся. Обучая физическим упражнениям, педагог попутно оказывает воздействие на физическое развитие занимающихся. Однако процесс физического развития должен быть педагогически целенаправленным и управляемым. Принцип всестороннего развития личности требует обеспечить гармоническое развитие форм и функций организма учащихся. Возможны разные пути решения этой постоянно действующей задачи. Один путь — распределение по урокам частных образовательных задач с учетом характера воздействия на организм средств и методов, используемых для их решения. Это должно обеспечить на каждом уроке активное воздействие на все основные мышечные группы и на возможно широкий круг физических способностей. Другой путь состоит в том, что в уроки, в которых средства и методы решения образовательных задач не обеспечивают всестороннего влияния, включаются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, специальное назначение которых — компенсировать этот недостаток. Принцип оздоровительной направленности предписывает pemcnni, и* ких обязательных задач, как укрепление здоровья и повышение сопротивляемости заболеваниям, формирование осанки и гигиенических навыков, формирования умений поддерживать свой организм в порядке на основе гигиенических знаний и знаний его функциональных возможностей. Эти задачи решаются, во-первых, за счет подбора средств и методов решения образовательных и воспитательных задач в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся; во-вторых, посредством применения естественных факторов природы для закаливания и допустимых нагрузок на занятиях; в-третьих, посредством контроля за соблюдением гигиенических требований к местам занятий, одежде, обуви и т.д. Однако, наряду с постоянно действующими задачами, могут определяться и конкретные задачи направленного физического развития и укрепления здоровья занимающихся на относительно короткий период времени (серию уроков, учебную четверть или год). Основанием для этого могут стать данные анализа физического состояния и подготовленности школьников, условий учебы, быта и их возможных отрицательных влияний. По данным ежегодных медицинских осмотров, проверок показателей физического развития и специальных наблюдений на уроках может быть установлено, что общее физическое развитие (или некоторые его показатели) учащихся класса окажется ниже нормативных требований для данного возраста. В связи с этим могут возникнуть такие задачи, как, например, «Содействовать увеличению дыхательной емкости грудной клетки», «Укрепить дыхательные мышцы» и т.п. Задачи такого типа, а также задачи, связанные с профилактикой плоскостопия и нарушений осанки, успешно решаются при условии постепенного увеличения из урока в урок воздействия специально подобранных физических упражнений. В программах для начальной школы есть точные указания, каким упражнениям «на осанку» и в каком классе следует обучать. На основе анализа нормативных требований учебной программы и данных о подготовленности учащихся учитель определяет общие задачи направленного развития физических способностей школьников. При этом следует иметь в виду, что без предварительной работы, направленной на укрепление определенных групп мышц или на достижение необходимого уровня развития той или иной физической способности, часто вообще невозможно сформировать умение выполнять изучаемое двигательное действие. В средних и старших классах трудно добиться ощутимых успехов учащихся в совершенствовании техники разученных физических упражнений и выполнения ими установленных количественных требований без планового развития специальных физических качеств. Программно-целевой подход к управлению процессом совершенствования физических способностей требует выполнения ряда последовательных операций: Определение на основе анализа требований школьной программы и Разработка адекватных частным задачам средств и методов развития Выявление у занимающихся исходного уровня развития совершен Анализ и оценка всех существенных факторов, которые могут пря Определение количества занятий, на которых будет осуществляться Контроль за взаимодействием планируемой работы из урока в урок Проведение итоговой проверки достижения цели и оценка достиг Одной из самых ответственных операций является определение общей и частных задач. При этом необходимо соблюдать несколько требований к формулировке этих задач. Во-первых, избранная общая задача должна быть предельно конкретной, точно указывающей, какая физическая способность развивается и с какой целью. Во-вторых, ее решение должно быть возможно в установленный период времени. Частные задачи определяются на основе биомеханического анализа изучаемого образца техники нормативного физического упражнения и особенностей проявления физических способностей при выполнении занимающимися его звеньев или фаз. В формулировках частных задач отражаются конкретные формы или виды проявления совершенствуемых способностей, указывается, на какие мышечные группы и в каком режиме должно быть оказано воздействие. Избираемые средства должны отвечать требованию наибольшей при-кладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нормативного физического упражнения. Правилом прикладное™ важно также руководствоваться, выбирая метод развития физической способности и систему повышения нагрузки из урока в урок. Опираться при этом следует на закономерности и особенности процесса развития силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости, гибкости и особенно комплексных форм их проявления при выполнении изучаемого двигательного действия. Большое значение имеет выбор таких систем изменения нагрузки от занятия к занятию, при которых соблюдается единство общего и индивидуального подхода. Например, при использовании «круговой тренировки», когда нагрузка для всего класса или группы на каждом уроке повышается относительно в равной степени и в то же время нагрузка для каждого ученика остается индивидуальной. Особое внимание должно быть уделено методам, которые позволяют изменять характер и величину воздействия физических упражнений без изменения их количества и концентрации во времени, в частности за счет варьирования техники или внешних условий выполнения упражнения, применения отягощений или сопротивлений, изменения порядка чередования упражнений в уроке и т.п. Намеченные тесты (или тест) должны быть непосредственно связаны с педагогической целью — совершенствованием данных физических способностей и коррелировать с результатом соответствующего нормативного упражнения. Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижений во время занятий, а также выполнение отвечающих данной задаче нормативных требований, установленных школьной программой по предмету «физическая культура». Определение и планирование решения воспитательных задач. Воспитание активной жизненной позиции, трудолюбия, нравственных, волевых и эстетических свойств личности должно осуществляться на каждом уроке в виде конкретных влияний на моральный облик, волевые качества и поведение занимающихся попутно с задачами физического образования и развития. Работа над содержанием урока, распределение в нем упражнений в рациональной последовательности при соблюдении дидактических принципов, применение методов обучения и развития физических способностей и организации деятельности занимающихся, гарантирующих положительный воспитательный эффект, — важные условия, обеспечивающие единство обучения и воспитания. На конкретный период (например, на учебную четверть) могут помимо этого определяться главные направления и заблаговременно планироваться действия педагога в воспитательной работе. Основанием для постановки конкретных воспитательных задач могут стать данные наблюдений за поведением учеников, бесед с ними и учителями школы, а также анализ возрастных особенностей и уровня воспитанности занимающихся. Уроки физической культуры должны играть важную роль в эстетическом воспитании школьников. С этой целью следует заранее продумывать способы привлечения внимания учащихся к выразительным и красивым движениям, контролировать точность выполнения движений, вести уроки под музыкальное сопровождение, шире использовать народные и современные танцы. Определив общую воспитательную задачу на четверть, следует действовать в такой последовательности: Наметить частные задачи. Разработать пути их решения. Определить, какие средства и методы решения образовательных задач Наметить в случае необходимости дополнительные средства. 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие) На следующем этапе работы требуется правильно распределить частные задачи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой операции будет зависеть от умения педагога точно соразмерить сложность изучаемого двигательного действия с возможностями учащихся и условиями, в которых будет протекать учебный процесс. При распределении учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими положениями: При разучивании двигательного действия нецелесообразно делать Следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из Если в уроке решается несколько задач, то они должны требовать Количество и содержание задач, намеченные для решения в одном В практике используются разные варианты оформления поурочных етвертных планов. Наиболее целесообразны те из них, которые обеспе-ивают вариативность плана, т.е. позволяют вносить в него изменения в [роцессе работы. Широкое распространение получил способ планирования, при котором пгносительно неизменная часть четвертного плана — «Методические разра-ютки основньк учебно-воспитательных задач» и его изменяемая часть — «Гра-шк учебно-воспитательной работы» оформляются порознь. Методичес-:ие разработки (конкретные задачи уроков и учебные задания для их юшения) целесообразно вести в тетради. Каждой общей задаче в ней от-одится специальное место и присваивается порядковый номер, обозна-енный римской цифрой. В левой части развернутого двойного листа за-[исывают и нумеруют арабскими цифрами частные задачи, в правой — редства и методы их решения, которые в случае необходимости могут быть |бозначены какими-либо значками (например, буквами). Для возможных [зменений и дополнений рекомендуется оставлять свободное место. Когда готовы все методические разработки, приступают к составле-[ию графика. В левой стороне графика записывают в установленном по-ядке пронумерованные общие учебно-воспитательные задачи; в правой, графах, обозначающих номера уроков, помечается, на каких уроках эти адачи решаются. Здесь проставляются карандашом цифры и буквы, яв-яющиеся кодом частных задач и конкретных учебных заданий, представлен-1ых в «Методических разработках». В случае отмены урока, изменения усло-ий работы или невыполнения школьниками запланированных задач арандашная запись легко удаляется и проставляются номера других заданий. 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры В каждом уроке обычно решаются 3—4 плановые учебно-воспитательные адачи и, помимо этого, постоянно действующие задачи гармонического раз-ития, укрепления здоровья и нравственного воспитания школьников. Формулировка любой задачи урока должна быть информативной, отражающей деятельность преподавателя. При этом задачи обучения должны ыть предельно конкретными, точно определяющими этап процесса обуче-ия двигательному действию, доступными для решения в рамках ограни-енного времени урока. Задачи совершенствования физических способное -ей занимающихся должны, как правило, выражать ответы на вопросы — а какую физическую способность и в какой форме ее проявления, на акие мышечные группы и с какой практической целью намерен воздей-гвовать на уроке педагог. После того как уточнен комплекс общих учебно-воспитательных задач урока с максимально возможным учетом возможностей учеников данного класса (группы), студент приступает к разработке содержания урока. Что нового при' этом вносит требование оптимизации обучения? Во-первых, при подборе содержания надо обеспечить решение всего круга намеченных задач урока, а не только формирование знаний, двигательных умений и навыков. Во-вторых, в содержании урока надо выделить самое главное, существенное, основное. Именно в операции выделения главного заключен особенно важный элемент оптимизации. В-третьих, при отборе содержания урока надо стремиться не просто увеличить число упражнений, а попытаться выбрать из них те, которые кратчайшим путем приведут к формированию соответствующих умений и навыков и одновременно (сопряженно) позволят решать задачи совершенствования физических способностей и воспитания личности занимающихся. Поэтому для современного урока, прежде всего, характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, физических способностей и профессиональной подготовки школьников. Комплексный подход к планированию задач урока является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет за одно и то же время достигать больших результатов без перегрузки учеников. Разумеется, не каждый урок позволит решить весь круг перечисленных выше задач. Многое будет зависеть от специфики темы, возможностей содержания, особенностей занимающихся. Исходя из этого, при проектировании комплексного урока рекомендуется действовать в такой последовательности: Определить средства и методические приемы решения каждой об Определить теоретические сведения, которые следует сообщить уча Наметить место и уточнить пути решения запланированных на дан Подобрать дополнительные средства, обеспечивающие всесторон Проанализировать намеченные средства и методы решения задач Разработать методы организации учебного процесса, а также наме Разработать методику проверки, критерии и комплексные формы Таким образом, в начале разрабатывается основная часть занятия, а затем, исходя из особенностей ее содержания, вводная и заключительная. Планируя решение общей задачи урока, необходимо построить систему частных задач, вдумчиво подобрать эффективные средства их реше- ния, вполне доступные занимающимся и выполнимые в данных условиях. Подбор физических упражнений необходимо дополнить ориентировочно системой собственных действий, направленных на руководство познава-гельной деятельностью занимающихся на уроке. Особенно важным при этом является выбор эффективных методических приемов обучения и организации, а также определение дозировки упражнений. Осмысливать методику решения каждой общей образовательной задачи в уроке рекомендуется в такой последовательности: Подобрать подготовительные упражнения, обеспечивающие функ Проверить знания и способность выполнить изучаемое упражнение Обеспечить выполнение учащимися учебной задачи в условиях, Обеспечить выполнение учебной задачи в условиях, типичных для Проверить и оценить степень выполнения учебной задачи. Основу подготовительной части урока составляют физические упражнения, способствующие созданию функциональных предпосылок для решения образовательных задач, а также обеспечивающие гармоническое физическое развитие и укрепление здоровья школьников. В ней решается и специфическая задача — создание необходимого эмоционального состояния. Чаще всего для этого используются строевые и общеподготовительные упражнения, игровые задания и т.п. В этой части урока решаются (частично или полностью) и некоторые общие учебно-воспита-гельные задачи: такие, как формирование у учащихся навыков правильной эсанки; обучение строевым и общеподготовительным упражнениям; предупреждение ошибок при выполнении разучиваемых двигательных действий в основной части урока; создание двигательного представления о положении тела или его частей в пространстве, о характере и направлении усилий при выполнении отдельных звеньев разучиваемого действия; разучивание последовательности движений, составляющих основное двигательное действие и т.д. Включая в подготовительную часть урока упражнения, решающие образовательные и воспитательные задачи, всегда следует разъяснять учащимся цель, которую они преследуют. Последовательное распределение этих упражнений, их сочетание с общеподготовительными, количество товторений и продолжительность должны обеспечивать быстрейшее психологическое и физиологическое введение занимающихся в работу. Содержание заключительной части урока зависит от содержания двух тредыдущих частей и характера последующих занятий. В заключительной 1асти урока необходимо предусмотреть регуляцию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, обеспечить переход к новому виду деятельности, подытожить общую успеваемость школьников на уроке. Для этого используют активный отдых; дают задания, связанные с переключением внимания; предлагают выполнить действия, корректирующие осанку; анализируют и оценивают знания и результаты учебной деятельности лгащихся на уроке; сообщают задание на дом. Итоги осмысливания деятельности педагога и занимающихся отражаются в конспекте. Основные элементы учебной формы конспекта урока и их наименования следующие: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|