ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 4 страницапатриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт формирование научного мировоззрения студенческой молодежи; формирование спортивно-технического мастерства студентов, за организация научных исследований по решению прикладных задач материально-техническое, финансовое, кадровое и информацион ♦ оказание оздоровительных услуг студентам на хозрасчетной основе. организацией, объединяющей на добровольном членстве студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников. Его председателем избирается, как правило, один из преподавателей кафедры физического воспитания. Деятельность спортклуба связана с консолидацией администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и I управлению спортивно-массовым движением, а также с созданием необходимых условий для гармонизации физического, интеллектуального и духовного воспитания студенческой молодежи. Деятельность спортивного клуба вуза предусматривает реализацию следующих мероприятий: внедрять различные современные формы физкультурно-спортивной обеспечивать социальную поддержку и повышение уровня спортив участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных организовывать спортивно-массовую работу в студенческих обще проводить работу по подготовке общественных физкультурных кадров; проводить агитационно-пропагандистскую работу по физической организовывать физкультурно-массовую и спортивную работу с деть Рассмотренные виды работ осуществляются на принципах демократии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы студентов, выборности руководящих органов и их отчетности перед коллективом. Спортивный клуб создает таким образом необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической культуры с учетом имеющихся ресурсов, традиций вуза и профилем подготовки специалистов. Он имеет право присваивать спортивные разряды и звания спортивного судьи, награждать студентов грамотами и памятными подарками за высокие спортивные достижения, организовывать летние и зимние спортивно-оздоровительные лагеря. При реализации этих целей спортивный клуб вуза координирует деятельность его членов по совершенствованию организации спортивно-массовой работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, принимает участие в подготовке студентов-спортсменов, налаживает межвузовские и международные студенческие спортивные связи. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучебное время, а также пропаганда ценностей физической культуры, здорового стиля жизни. Коммерциализация физической культуры оказала существенное влияние на правовые и экономические механизмы развития физкультурного образования студентов, связанное с расширением сферы деятельности спортивного клуба. Результатом социально-экономических перемен явилось создание межвузовских физкультурно-оздоровительных (МФОЦ) и физкультурно-спортивных центров (МФСЦ). Физкультурно-оздоровительные центры, с учетом профиля их деятельности подразделяются на три вида: 1) физкультурно-спортивные, деятельность которых связана с реализацией преимущественно задач повышения спортивного мастерства студентов; 2) центры общефизической подготовки, работа которых связана с решением оздоровительных задач; 3) комбинированные центры, реализующие все известные формы оздоровительной работы со студентами. Деятельность межвузовского физкультурно-спортивного центра значительно шире. Он является структурным подразделением нескольких вузов, объединенных по территориальному признаку, и включает наряду с кафедрами физического воспитания спортивные клубы этих вузов, их медико-профилактические и лечебные службы, инфраструктуру физической культуры, научно-исследовательскую лаборатория. МФСЦ организует свою деятельность в соответствии с Законодательством Российской Федерации, положением и другими регламентирующими документами. Являясь юридическим лицом, МФСЦ активно занимается предпринимательской деятельностью в данной культурной сфере. Основными направлениями его деятельности являются: удовлетворение потребностей студентов, аспирантов и препода внедрение в практику двигательных режимов, способствующих про целенаправленные мероприятия по развитию студенческого спорта; планирование, организация и проведение прикладных научно-ис организация учебно-методических семинаров по проблемам физи издательская и маркетинговая деятельность; организация межвузовских, всероссийских и международных сту коммерческая деятельность по оказанию спортивно-оздоровитель финансирование оплаты работы преподавателей и тренеров, расхо приобретение современного спортивного оборудования: тренажеров, Резервами повышения эффективности работы МФСЦ являются: расширение деятельности в сфере подготовки спортсменов высокого класса, организация всероссийских и международных студенческих соревнований, посредническая деятельность. С целью расширения источников финансирования целесообразна активизация работы по оказанию рекламных и оздоровительных услуг населению, издательской деятельности и гемблингу, организации выставок-продаж спортивного оборудования. 19.6. Специфика деятельности преподавателя •■ физического воспитания в средних специальных и высших учебных заведениях Работа преподавателя физического воспитания строится из нескольких видов деятельности, в число которых входит: учебная, методическая, организационно-методическая, научно-исследовательская, спортивно-массовая и оздоровительная. Поэтому в практической деятельности ему необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных иуправленческих задач. Не ограничиваясь проведением академических занятий, он активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора массовых спортивных мероприятий, выполняет функции спортивного судьи-, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в предпринимательской работе кафедры и спортивного клуба. Помимо этого, преподаватель выполняет контролирующие функции, осуществляя текущую педагогическую диагностику и принимая контрольные нормативы и зачет. Важное место в его работе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Круг профессиональных обязанностей преподавателя физического воспитания обусловлен его профессиональным статусом. В обязанности ассистента входит проведение академических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов, учебно-методическая работа, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, целенаправленная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта предельный объем нагрузки студента не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной и учебной работы. Годовой бюджет рабочего времени определяется исходя из 36-часовой рабочей недели и составляет 1550 часов. В пределах годового бюджета времени и 6-часового рабочего дня для штатных преподавателей кафедра физического воспитания обеспечивает проведение всех видов учебной, методической и научной работы (табл. 19.2). Решением Ученого совета вуза определяются расчетные нормы годовой учебной нагрузки преподавательского состава в зависимости от квалификации и специфики его деятельности (но не более 900 часов в год). По решению заведующего кафедрой штатные преподаватели могут выполнять педагогическую работу сверх установленной нормы годовой учебной нагрузки с почасовой оплатой в объеме до 240 часов в учебном году или в объеме 0,5 ставки преподавателя. Таблица 19.2 Нормы времени для определения педагогической нагрузки
тяг Продолжение таблицы 19.2
Учебная работа занимает центральное место в деятельности кафедры и включает чтение лекций, проведение методико-практических, учебно-тренировочных и контрольных занятий, проведение зачетов и консультаций; руководство аспирантами и соискателями. Объем учебной работы кафедры выражается суммарным временем, необходимым для проведения всех видов учебной работы. Учебно-методическая работа направлена на совершенствование используемых образовательных технологий, а также на повышение профессиональной компетентности преподавателя. Она предусматривает подготовку к лекционным, практическим и контрольным занятиям, на что отводится не более 200 часов в год. В данный раздел работы входит разработка рабочих программ и методических материалов; подготовка конспектов лекций, практических и контрольных занятий, комплексов физических упражнений, наглядных пособий; проведение работ, связанных с использованием компьютерной техники и учетом пройденного материала; составление документов планирования и отчетности. Научно-исследовательская работа проводится в соответствии с перспективным и годовым планом работы. Она направлена на совершенствование научной организации труда и стимулирование инновационной активности преподавательского состава кафедры и включает: реализацию новых госбюджетных научно-исследовательских работ; подготовку к из-ию, научное редактирование и рецензирование учебников, учебных обий, монографий, научных статей и докладов; участие в работе спе-лизированных советов и научно-методических комиссиях; работу в ком-ксных научных группах по обеспечению подготовки высококвалифици-анных спортсменов. Организационно-методическая работа включает: проведение мероприя-[ по спортивной ориентации молодежи; участие в заседаниях кафедры и чно-методических комиссиях; проведение контрольных соревнований, шативов; оказание социальной поддержки высококвалифицированным |ртсменам-студентам; оказание организационной помощи при проведе-i врачебно-педагогического контроля и составление отчетов по проде-[ной работе. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа предусмат-!ает: проведение спортивных соревнований, дней здоровья, туристи-ких походов, оздоровительных мероприятий спортивных праздников;:оводство подготовкой квалифицированных спортсменов и команд; ока-ие консультативной помощи спортивным общественным организациям тудентам в организации физкультурно-спортивных мероприятий и са-:тоятельных занятий; составление отчетов по проведенной спортивно-;совой работе. При расчетах объема учебной работе и учете труда профессорско-пре-щвательского состава академический (учебный) час приравнивается к рономическому. Лекционные часы рассчитываются на поток, включа-щй всех студентов курса. Разделение курса на потоки допускается при [ичии различных учебных программ или при количестве студентов не тее 100 человек. При расчете часов практических занятий основной учеб-\ единицей является учебная группа в 20—25 человек. Учебные группы уг делиться на подгруппы 8—12 человек при проведении занятий по стрел-юй подготовке, практических занятий по борьбе, боевым единоборствам, пециальных медицинских группах и при работе на тренажерах. В круг служебных обязанностей старшего преподавателя (заместителя:ана по физическому воспитанию) наряду с проведением академичес-с занятий, входит: 1) комплектование групп студентов в учебных отде-шях; 2) контроль за перемещением студентов в течение учебного года; комплектование спортивных команд факультета и осуществление соци-.ной поддержки студентам-спортсменам; 4) проведение на факультете юты по пропаганде спорта и здорового стиля жизни. В обязанности заместителя заведующего кафедрой по учебно-методи-:кой работе входит: осуществление контроля за качеством проведения учебно-трениро- распределение и контроль за расходованием почасового фонда; ♦> организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена физической культуре; ♦ контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составление Содержание профессиональной деятельности заведующего кафедрой зического воспитания предусматривает обоснование стратегии развития зической культуры, организацию учебно-воспитательного процесса и контроль за качеством проведения учебных занятий; общее руководство научно-методической и научной работой, а также хозрасчетной деятель-■ ностью кафедры; внедрение в учебный процесс методических инноваций и научной организации труда; подбор и повышение квалификации кадров. Глава 20 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗРОСЛЫХ 20.1. Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых Биологические аспекты проблемы физической культуры взрослых В категорию взрослого населения включаются все люди от достижения совершеннолетия до глубокой старости. Существуют различные подходы к периодизации взрослых. Все они носят более или менее условный характер. Согласно одной из них, взрослых людей делят на следующие группы: 18—28 лет — молодежный возраст; 29—39 лет мужчины и 29—34 года женщины — 1-й период зрелого 40—60 лет мужчины и 35—55 лет женщины — 2-й период зрелого 61—74 года мужчины и 56—74 года — женщины — пожилой возраст; 75—90 лет и мужчины и женщины — старческий возраст; Группа старше 90 лет — долгожители. Следует иметь в виду, что так называемый паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возрасты далеко не всегда совпадают так же, как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов — генетической предрасположенности, условий жизни и состояния здоровья, условий труда, степени физического развития и способности организма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта, перенесенных болезней, стрессов и т.д. Однако такая возрастная периодизация в некоторой степени отражает уровень и динамику основных биологических процессов в организме человека. Так, например, в 18—20 лет в основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется, а порой и заканчивается рост тела в длину, увеличивается вес тела за счет мышечной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д. В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после 30 — 35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция), которые начинаются значительно позднее и происходят медленнее у тех, кто в детстве, юности и в последующие годы жизни занимался физическими упражнениями, физическим тру- ом, у которых двигательная деятельность имела более или менее система-ический характер, достаточный объем и оптимальную для каждого возра-га и состояния здоровья интенсивность. Существенное значение при этом меют режимы и содержание труда, отдыха, питания. Ускорению процессов старения способствуют курение, употребление пиртных напитков, наркотиков и различные болезни, их продолжитель-юсть и глубокое влияние. Самым мощным и надежным средством противодействия старению [вляются физические упражнения, различные виды двигательной деятель-юсти и оптимальный режим труда, отдыха и питания, особенно в пожи-гом и старческом возрасте. Физические упражнения используют как для общего укрепления здо-эовья и противодействия неблагоприятному воздействию внешней среды, гак и целенаправленно для развития физических качеств. При этом следу-2Т учитывать как биологический, так и реальный (паспортный) возраст, а многолетний опыт работы и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что, например, для максимального развития скоростных способностей, ловкости, гибкости это будет возраст до 20—25 лет, способности в проявлении силы и выносливости — до 36—40 лет, позднее все функциональные возможности заметно снижаются и возможности их развития затрудняются. Однако объективные потребности в двигательной деятельности и в укреплении здоровья сохраняются до конца жизни человека. Объективная потребность решения проблемы физической культуры взрослых определяется прежде всего заботой о таких непреходящих ценностях культуры, как сохранение здоровья и жизнедеятельности нации, гарантия ее безопасности, возможности развития и процветания. Широко известно, что на планете Земля ухудшается экологическая и криминогенная обстановка, предъявляются к человеку повышенные требования в процессе производства, уменьшается объем экологически чистых продуктов питания, воды, воздуха. Все это приводит к ухудшению здоровья людей. «Молодеют» многие болезни, которые раньше были уделом только пожилых людей (гипертония, остеохондроз, болезни сердца и др.), повышается количество дней, пропущенных на работе или учебе из-за болезней. Необходимы поиски активных средств противодействия неблагоприятным условиям жизни и деятельности людей. К числу таких важнейших средств, несомненно, относится физическая культура, понимаемая по своему существу как вид культуры. Она решает проблему воспроизводства человека во всей совокупности его сил, свойств и способностей, сохранения и увеличения народонаселения, укрепления нации, национальной безопасности и обороноспособности страны. Она является одним из важнейших условий и факторов высокой производительности труда, увеличения объема и повышения качества производимых товаров и услуг. Поэтому требуется воспитание у людей потребностей в постоянном физическом совершенствовании, осознанном, грамотном отношении ко всем видам двигательной деятельности и средствам укрепления физического и психического здоровья. Занятия физическими упражнениями, играми и развлечениями осуществляются в основном в свободное время, т.е. в той части внерабочего времени, которая остается после выполнения непреложных занятий (быт, самообслуживание, расходы времени на дорогу, сон, питание и т.п.). Именно оно может рассматриваться «истинным мерилом ства», потому что позволяет заниматься культурным самосовершенствованием — любимым делом в интересах развития человека, интеллектуальным и физическим развитием, общением с людьми, занятиями литературой,- музыкой, искусством, спортом и т.д. Самоорганизация досуга, борьба за эффективное использование свободного времени в итоге ведет к раскрытию потенциальных умственных и физических способностей личности, биологических резервов организма, его адаптационных возможностей. Важное значение имеет процесс формирования идеалов (в красоте движений, телосложении и т.п.). Потребности следовать им активизирует двигательную деятельность. Однако в большинстве случаев в основе личных потребностей в физических упражнениях лежат желания быть здоровым, сильным, иметь хорошее телосложение, сдержать процессы старения (инволюции). Это биологический аспект физической культуры человека. Но есть и другой, культурологический. Культурологический аспект проблемы Культура человека зарождается с самого начала его формирования. Человек по своему биологическому происхождению является органической частью природы — позвоночное, теплокровное, прямоходящее существо, беспомощное, пока еще не обладающее достоинствами homo sapiens — «человека разумного». Больше того, он, будущий «царь природы», во многом уступает своим «младшим братьям» — не такой сильный, как муравей, видит хуже, чем сова, бегает медленнее, чем леопард, менее вынослив, чем верблюд, и т.п. Животные, как правило, через несколько минут после рождения уже могут самостоятельно вставать, двигаться находить «пункт питания». Человеку все это недоступно. Необходимые физические силы для элементарного передвижения по земле в вертикальном положении он приобретает только через много месяцев, а необходимые ему двигательные навыки (на элементарном уровне) — через много лет и то только с помощью других, взрослых людей. Эти процессы начинаются, правда, с первых дней его жизни, но протекают крайне медленно. Животные к 3—5 годам достигают половой зрелости и могут зачать потомство. Человеческий детеныш в это время еще находится на стадии раннего детства, хотя его двигательная активность достаточно велика, отражает «зов природы» и реализуется в форме игр, единоборств, различных развлечений спонтанного характера. Но именно к этим годам у ребенка уже сформированы основы его психики, характера, минимального количества простейших двигательных навыков и их элементарный уровень. Однако все это пока еще в основном «работа» природы, генетики, реализация природной «данности». Уровень и объем «обработки», «возделывания» ребенка извне пока еще очень невелик, но он крайне необходим и важен для его постоянного развития «вперед и вверх». В этот период ребенок функционирует на уровне поведения, в основе которого лежат условные и безусловные рефлексы: он пока еще не вышел на уровень деятельности, но именно в этот период складываются помимо всего прочего привычки, которые впоследствии станут «натурой» человека. Это положение имеет чрезвычайно важное значение для формирования в будущем потребностей, а значит, и деятельности по их реализации. Все это в полной мере относится и к механизму формирования культуры личности вообще и ее физической культуры в частности. Привычка (например, чистить зубы, умываться, делать зарядку) постепенно, на протяжении многих лет превращается в потребность, культуру человека. Она начинает формироваться в семье, затем углубляется в дошкольных учреждениях, продолжает совершенствоваться в школе, средних и высших учебных заведениях, в армии, на производстве. Воспитание осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и другими видами двигательной деятельности — одна из самых главных и важнейших проблем в сфере физической культуры. Уровень физической культуры лиц молодежного возраста определяется ее предшествующим опытом, уровнем неспециального физкультурного образования и реальной потребностью в двигательной деятельности. Она реализуется в процессе организации и проведения учебных занятий в средней и высшей школе, физической подготовки в армии самостоятельных занятий рекреационной направленности и в процессе напряженных спортивных тренировок в сборных командах различного уровня. Важнейшее значение имеет формирование объективной потребности взрослых в двигательной деятельности. Все внешние воздействия со стороны специалистов могут не дать результатов, если сам человек не проявит достаточной инициативы и воли заниматься своим культурным ростом, физическим самосовершенствованием. Самовоспитание — важнейшая часть общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека, в основе его лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании личности. Но она возникает только при достаточно высоком развитии сознания, стремлении к самоутверждению, умении осуществ-пять самооценку и самоанализ. Главным механизмом сверхприродного, культурного развития являет-:я процесс разрешения динамичного противоречия между человеческими тостоянно возвышающимися потребностями и неизбежно усложняющейся з этом случае человеческой деятельностью. Отсутствие потребностей или ^возможности их удовлетворения в процессе деятельности означает стаг-1ацию, застой, в развитии или даже движение вспять, снижение уже до-;тигнутых результатов. Это хорошо видно в спорте. Если человек, полу-гивший данный спортивный разряд, не испытывает потребности получить юлее высокий или в силу различных причин не в состоянии осуществить ренировочную деятельность на уровне более высокого спортивного разря-(а, то он постепенно теряет свою спортивную квалификацию и опускается m уровень более низкого разряда. К началу первого периода зрелого возраста в основном заканчиваются частие мужчин и женщин в спортивных соревнованиях высокого ранга и ренировочный процесс к ним. Основная масса бывших спортсменов либо [ереходит на тренерскую работу, либо становится деятелями сферы ме-[еджмента и маркетинга, либо пополняет ряды спортивных болельщиков, ибо идет на работу в правоохранительные органы. Многие занимаются шзическими упражнениями в сфере рекреации либо на производстве про-юссионально-прикладной физической подготовкой. Эти тенденции оста- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|