ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 6 страница20.2.3. Спорт Как самостоятельный вид физической культуры рассматривается: спорт высших достижений, «олимпийский», «элитарный» и, в сущности, профессиональный спорт. Его главная цель — раскрытие биологических резервов, адаптационных возможностей организма на предельных или околопредельных уровнях. Его социально-политическое значение заключатся в утверждении престижа, соответствующего рейтинга национальных команд. Вместе с тем он является важным средством международного общения и сопереживания людей, взаимопонимания, борьбы за мир. Спорт в ряде случаев напрямую, непосредственно не отражает уровень культуры государства, которое представляют его спортсмены. Вместе с тем он дает возможность спортсменам любых по уровню развития культуры стран бороться за призовые места. На первых ступенях профессионального спорта стоят специализированные детско-юношеские школы спорта (ДЮСШ), школы олимпийского резерва (ДЮСШОР) и другие организации. Несмотря на то что в них дается общее среднее образование, психологической доминантой учащихся является спорт. Спортивные тренировки проводятся порой 2—3 раза в день и 5—6 дней в неделю. Это требует особого режима, настроя, организованности и воли, которые, не идут ни в какое сравнение с рекреационным спортом в вузах, армии, на предприятиях и учреждениях. В последние годы в разряд элитного спорта вошел и спорт инвалидов, по которому проводятся первенства стран и даже специальные Олимпийские игры. Профессиональные спортсмены участвуют в розыгрыше первенств своей страны, континентов, мира и Олимпийских игр. Структура спорта по его видам достаточно сложна: его средства, содержание, методы спортивной тренировки изложены в соответствующих главах данного учебника. Необходимо только указать на то, что в существующей литературе есть различные точки зрения на спорт, классификацию его видов, соотношение понятий физической культуры. Некоторые авторы, органы управления и средства массовой информации считают их однопорядковыми явлениями («физкультура и спорт»). С этим нельзя согласиться. Исходя из теории деятельности и реального положения можно утверждать, что элитный, профессиональный спорт является самостоятельным видом физической культуры. Он имеет свои специфические функции, свои структуру и функции, цели, задачи и место в сфере физической культуры. Он своими средствами удовлетворяет такие конкретные потребности личности и общества, какие никакой другой вид физической культуры удовлетворять не может. Рекреационный спорт не является самостоятельным видом физической культуры, поскольку он удовлетворяет те потребности общества и личности, которые лежат в сфере физической рекреации (перемена деятельности, активный отдых, удовольствие от движений и т.п.). Он не является видом профессиональной деятельности, им занимаются в свободное от непреложных занятий время, решая оздоровительные задачи, разумного использования досуга и физического совершенствования людей на оптимальном уровне для их жизни и труда. 20.2.4. Двигательная реабилитация Двигательная реабилитация (реабилитация — восстановление) удовлетворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний опыт, особенно опыт Великой Отечественной войны, показывает, что использование движений, физических упражнений, наряду с хирургическими и фармацевтическими методиками, позволяет быстрее и эффективнее восстанавливать здоровье травмированных людей. Первой особенностью двигательной реабилитации является прямая зависимость ее средств и методов от характера, тяжести травмы и этапов лечения (начальный, последующий, завершающий). Вторая особенность заключается в том, что специалист по физической культуре либо сам должен иметь медицинское образование, либо обеспечить регулярный и постоянный контроль врача по лечебной физкультуре. Вместе с этим необходимо обучать пострадавших методам осуществления самоконтроля. В содержание занятий включаются сведения из области неспециального физкультурного образования, общеразвивающие упражнения и специально, точно сориентированные на характер и состояние травмы или психического состояния больного.
На первом этапе реабилитации ставится задача постепенной адаптации организма и личности больного к ее средствам и методам. В дальнейшем идет реальное освоение и сознательное использование всего комплекса процедур, связанных с лечением. В их число могут входить лекарства, движения, массаж, барокамера, тепловые процедуры (баня, сауна, ванны), физио- и электротерапия (соллюкс, искусственное солнце и т.п.). Спецификой методики двигательной реабилитации является строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и отдыха, осторожное повышение нагрузки с учетом динамики состояния травмированного человека. На каждом занятии должен осуществляться грамотный педагогический и медицинский контроль. Двигательная реабилитация может осуществляться в диспансерах, больницах, госпиталях. В редких случаях, когда травмы не сложные и не требуют госпитализации, реабилитация может осуществляться и по месту жительства, в поликлиниках (амбулаторно). Мотивы выбора способов использования своего свободного времени у людей связаны с уровнем их общей культуры, с творческими качествами личности, степенью ее социальной зрелости. Содержание и формы проведения досуга, использование в нем в разумных пределах физических упражнений, игр, развлечений — показатель общей и нравственной культуры людей. Двигательная деятельность в свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения занятий, их продолжительности, партнеров. В основе мотивации таких занятий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребности. Весьма привлекательным является сочетание элементов игры и соревнования, простота инвентаря и оборудования, отсутствие строгого регламента. Однако, несмотря на все это, интерес к двигательной деятельности снижается. Основными причинами снижения интереса людей к занятиям физическими упражнениями являются недостаточная физкультурная образованность, недостаток свободного времени или неумение рационально его организовать и использовать, отсутствие достаточно комфортных условий для занятий, слабое обеспечение спортивными базами, инвентарем и оборудованием, одеждой и обувью, неустроенность быта, серьезные экономические трудности и некоторые другие причины. Все это затрудняет внедрение физических упражнений в быт. Достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычку. В конце XX века из двигательной реабилитации отпочковывались самостоятельная учебно-научная дисциплины «адаптивная физическая культура» (АФК), которая имеет свои цели, задачи, содержание, методы, структуру. '•■' '■'., • РАЗДЕЛ III ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА Глава 21 СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 21.1. Возникновение и состояние современного спорта Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе. В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древней Греции. Об этом свидетельствуют следующие факты. Именно в Древней Греции возникли и получили большую популяр Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начи В этот период начинают разрабатываться принципы и методы Однако затем вся спортивная культура, которую греки создавали и До конца XVIII века спорт рассматривался главным образом как времяпровождение, развлечение. Спорт в современном его понимании получил распространение во всем мире только в течение XIX и первых двух десятилетий XX вв. Закономерно возникает вопрос: что имеют в виду, когда говорят — «спорт в современном его понимании»? Это прежде всего: Появление спортивных клубов, организаций, союзов, обществ, Возникновение международных федераций по видам спорта. Унификация правил проведения соревнований, размеров спортив Разработка методики тренировки, появление квалифицированных Возникновение системы мировых соревнований — неофициальных Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в раз В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества. В научном плане «спорт» рассматривают сейчас обычно в узком и широком значениях. Спорт в узком смысле слова— это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся: а) наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в б) унификация действий, посредством которых осуществляется дея в) регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципа Рис. 21.1. Общая сфера спорта (по СВ. Брянкину) Как известно, соревновательный момент имеет место и в других видах человеческой деятельности (конкурсы в музыке, искусстве и т.д.). Однако здесь соревнования выступают всегда лишь в качестве одногс из способов стимулирования активности людей.:Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, артиста балета или кино не разрушит существа их деятельности Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свою специфику. В широком понимании спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод: спорт — это такой вид деятельности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения. В связи с тем что основой спорта являются соревнования, то для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта. Сфера спорта — это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (СВ. Брянкин, 1983). Она обеспечивает организацию, функционирование и воспроизводство соревнований и себя самой. Сфера современного спорта включает в себя: управление, идеологическое, научное, методическое, программное, нормативное и медицинское обеспечение; подготовку кадров; материально-техническое и финансовое обеспечение; отбор и тренировку спортсменов и многое другое (рис. 21.1). Вполне очевидно, что между этими блоками (службами, подсистемами) существуют тесные взаимосвязи и каждый из них может быть подвергнут разной степени детализации. К примеру, систему управления можно рассматривать на общегосударственном уровне и на уровне города, клуба; отбор детей для занятий, кандидатов в сборные команды, для участия в соревнованиях и пр. 21.2. Социальные функции спорта Спорт — это сложное и многогранное социальное явление. Он представляет собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, обладая относительной самостоятельностью (автономностью), эта подсистема не существует изолированно от других подсистем общества, государства. Спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.п. (рис. 21.2). Причем между данными социальными подсистемами существуют весьма многообразные и сложные взаимосвязи и взаимоотношения (прямые и опосредованные, односторонние и двусторонние, положительные и отрицательные и др.). В настоящее время не вызывает сомнения факт вовлечения государства в спорт, хотя мотивы этого вовлечения довольно разнообразны и зависят от многих факторов. Это и тип государства, его исторические традиции, политические и социально-экономические условия, система общественных и культурных ценностей, демографические и образовательные характеристики, проповедуемая религия и т.д.,.«м Рис. 21.2. Место спорта в обществе Причем действие этих мотивов оценивается по-разному на отдельных этапах развития того или иного общества. Но главным, несомненно, является господствующая в данной стране социальная философия, которая во многом определяет существующую в стране модель спорта и организационную структуру национального спортивного движения, т.е. каждому историческому этапу развития государства присуща своя спортивная модель, учитывающая перечисленные и многие другие факторы. На рис. 21.3. показано, что все эти факторы вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной системы. Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобщения человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежат удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, специфичные преимущественно для спорта как одного из компонентов физической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален (Б.В. Евстафьев, 1985; Н.И. Пономарев, 1996, Л.П. Матвеев, 1997). В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры. Наиболее важными из них являются следующие функции. Эталонная функция, которая выражается в том, что уровень спортивных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершенствованию потенциальных психофизических резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а со временем повышается, стимулируя тем самым мобилизацию Рис. 21.3. Факторы, влияющие на формирование спорта как социальной подсистемы общества усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей. Особенно ярко это проявляется в спорте высших достижений, где наблюдается неуклонный рост мировых рекордов, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей. Эвристически-прогностическая функция. Она тесно связана с эталонной функцией и выражается, прежде всего, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой гигантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений. Результаты этого поиска воплощаются в новых спортивных достижениях, отражают уровень прогресса физической культуры в обществе и становятся общекультурным достоянием всего человечества. В свое время выдающийся английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по термодинамике мышечного сокращения А.В. Хилл сказал, что наибольшее количество сконцентриро- ванных физиологических данных о человеке содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах. Спортивно-престижная функция. Спорт является важным фактором самоутверждения личности в обществе, поднятия международного престижа страны. Известно, что только считанные страны способны конкурировать с крупными державами мира в интеллектуальном, научном или техническом отношении. В спорте же возможна победа представителя молодой страны над самыми сильными соперниками. Такой успех олицетворяет достижения развивающегося государства в целом, приносит ему известность и славу, повышает интерес к нему и его авторитет на мировой арене. Зрелищная функция. «Язык» спорта понятен любому человеку. Поэтому спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интересы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе, сплачивают значительные группы людей. В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек. Эстетическая функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воздействие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спортсменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеалы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Зрителю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, переживания хода спортивной борьбы, а ощутить красоту в спорте можно, лишь обладая развитым эстетическим чувством. Вместе с тем существенна роль спорта в улучшении и сохранении физических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной деятельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации. Следует учитывать значимость спорта в политическом воспитании граждан в духе господствующей идеологии, в приобщении индивида к принятым в обществе социальным нормам, в развитии человеческих контактов, взаимоотношений людей не только в рамках одной страны, но и различных странах. В международном масштабе интернациональные связи проявляются через международное спортивное движение. Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания поощряют международное сотрудничество. И наконец, необходимо учитывать и экономическое значение спорта. Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его членов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. Доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортивной рекламы приносят неплохую прибыль. 21.3. Классификация спорта В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. По мнению Л.П. Матвеева (1997), под термином «вид (или разновидность) спорта» логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата. Наиболее «древними» видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. В последнее столетие возникло большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и многие другие. С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифункциональный характер приводят к многоаспектности классификационных построений. Классифицировать спорт можно по различным признакам: По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (ре По масштабу и его организации в рамках международного спортив По характеру экономических отношений между спортсменами, фе По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обя По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортив По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют По характеру применения его для подготовки к какой-либо профес По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлече обретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, уча По предмету состязаний и характеру активности спортсменов вы Естественно, многие из названных форм и видов спорта взаимопроникают и взаимопереплетаются друг с другом. К примеру, легкоатлетический спорт может быть рекордным и массовым, профессиональным и любительским, коммерческим и некоммерческим и т.д. Выделенные виды спорта отражают лишь наиболее общие признаки спорта, соответственно уровню их обобщенности. 21.4. Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям. При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных результатов, условно можно выделить три компонента подготовки: Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные. В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый — связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй — предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход — соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится — вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным. Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки. Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней пред- ставлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и психологической подготовки. Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов. Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д. Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма. Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физической культуры. При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсменов пользуются следующими понятиями: а) тренированность: степень биологической приспособленности орга б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность: в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортив Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|