Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 6 страница




20.2.3. Спорт

Как самостоятельный вид физической культуры рассматривается: спорт высших достижений, «олимпийский», «элитарный» и, в сущности, про­фессиональный спорт. Его главная цель — раскрытие биологических ре­зервов, адаптационных возможностей организма на предельных или око­лопредельных уровнях. Его социально-политическое значение заключатся в утверждении престижа, соответствующего рейтинга национальных ко­манд. Вместе с тем он является важным средством международного обще­ния и сопереживания людей, взаимопонимания, борьбы за мир. Спорт в ряде случаев напрямую, непосредственно не отражает уровень культуры государства, которое представляют его спортсмены. Вместе с тем он дает возможность спортсменам любых по уровню развития культуры стран бо­роться за призовые места.

На первых ступенях профессионального спорта стоят специализиро­ванные детско-юношеские школы спорта (ДЮСШ), школы олимпийско­го резерва (ДЮСШОР) и другие организации. Несмотря на то что в них дается общее среднее образование, психологической доминантой учащих­ся является спорт.

Спортивные тренировки проводятся порой 2—3 раза в день и 5—6 дней в неделю. Это требует особого режима, настроя, организованности и воли,

которые, не идут ни в какое сравнение с рекреационным спортом в вузах, армии, на предприятиях и учреждениях.

В последние годы в разряд элитного спорта вошел и спорт инвали­дов, по которому проводятся первенства стран и даже специальные Олим­пийские игры.

Профессиональные спортсмены участвуют в розыгрыше первенств своей страны, континентов, мира и Олимпийских игр. Структура спорта по его видам достаточно сложна: его средства, содержание, методы спортивной тренировки изложены в соответствующих главах данного учебника. Необ­ходимо только указать на то, что в существующей литературе есть различ­ные точки зрения на спорт, классификацию его видов, соотношение по­нятий физической культуры. Некоторые авторы, органы управления и средства массовой информации считают их однопорядковыми явлениями («физкультура и спорт»). С этим нельзя согласиться. Исходя из теории деятельности и реального положения можно утверждать, что элитный, профессиональный спорт является самостоятельным видом физической куль­туры. Он имеет свои специфические функции, свои структуру и функ­ции, цели, задачи и место в сфере физической культуры. Он своими сред­ствами удовлетворяет такие конкретные потребности личности и общества, какие никакой другой вид физической культуры удовлетворять не может.

Рекреационный спорт не является самостоятельным видом физической культуры, поскольку он удовлетворяет те потребности общества и личнос­ти, которые лежат в сфере физической рекреации (перемена деятельнос­ти, активный отдых, удовольствие от движений и т.п.). Он не является видом профессиональной деятельности, им занимаются в свободное от непреложных занятий время, решая оздоровительные задачи, разумного использования досуга и физического совершенствования людей на опти­мальном уровне для их жизни и труда.

20.2.4. Двигательная реабилитация

Двигательная реабилитация (реабилитация — восстановление) удов­летворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, пси­хических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний опыт, особенно опыт Великой Отечественной войны, показывает, что использование движений, физических упражнений, наряду с хирургичес­кими и фармацевтическими методиками, позволяет быстрее и эффектив­нее восстанавливать здоровье травмированных людей.

Первой особенностью двигательной реабилитации является прямая за­висимость ее средств и методов от характера, тяжести травмы и этапов лечения (начальный, последующий, завершающий).

Вторая особенность заключается в том, что специалист по физической культуре либо сам должен иметь медицинское образование, либо обеспе­чить регулярный и постоянный контроль врача по лечебной физкультуре. Вместе с этим необходимо обучать пострадавших методам осуществления самоконтроля. В содержание занятий включаются сведения из области неспециального физкультурного образования, общеразвивающие упраж­нения и специально, точно сориентированные на характер и состояние травмы или психического состояния больного.

 

На первом этапе реабилитации ставится задача постепенной адапта­ции организма и личности больного к ее средствам и методам. В дальней­шем идет реальное освоение и сознательное использование всего комплек­са процедур, связанных с лечением. В их число могут входить лекарства, движения, массаж, барокамера, тепловые процедуры (баня, сауна, ван­ны), физио- и электротерапия (соллюкс, искусственное солнце и т.п.).

Спецификой методики двигательной реабилитации является строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и отдыха, осторожное повышение нагрузки с учетом динамики состояния травмиро­ванного человека. На каждом занятии должен осуществляться грамотный педагогический и медицинский контроль.

Двигательная реабилитация может осуществляться в диспансерах, боль­ницах, госпиталях. В редких случаях, когда травмы не сложные и не требуют госпитализации, реабилитация может осуществляться и по месту жительства, в поликлиниках (амбулаторно).

Мотивы выбора способов использования своего свободного времени у людей связаны с уровнем их общей культуры, с творческими качествами личности, степенью ее социальной зрелости. Содержание и формы про­ведения досуга, использование в нем в разумных пределах физических уп­ражнений, игр, развлечений — показатель общей и нравственной культу­ры людей. Двигательная деятельность в свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения заня­тий, их продолжительности, партнеров. В основе мотивации таких заня­тий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребнос­ти. Весьма привлекательным является сочетание элементов игры и соревнования, простота инвентаря и оборудования, отсутствие строгого регламента. Однако, несмотря на все это, интерес к двигательной дея­тельности снижается.

Основными причинами снижения интереса людей к занятиям физи­ческими упражнениями являются недостаточная физкультурная образован­ность, недостаток свободного времени или неумение рационально его орга­низовать и использовать, отсутствие достаточно комфортных условий для занятий, слабое обеспечение спортивными базами, инвентарем и обору­дованием, одеждой и обувью, неустроенность быта, серьезные экономи­ческие трудности и некоторые другие причины. Все это затрудняет вне­дрение физических упражнений в быт. Достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычку.

В конце XX века из двигательной реабилитации отпочковывались са­мостоятельная учебно-научная дисциплины «адаптивная физическая куль­тура» (АФК), которая имеет свои цели, задачи, содержание, методы, структуру.

'•■' '■'., •

РАЗДЕЛ III

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

Глава 21 СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

21.1. Возникновение и состояние современного спорта

Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном об­ществе.

В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древней Греции. Об этом свидетельствуют следующие факты.

Именно в Древней Греции возникли и получили большую популяр­
ность спортивные состязания и спортивные игры. Спортивных игр тогда
было много — немейские, пифийские, истмийские, дельфийские, но
самыми популярными были Олимпийские игры, которые превратились в
явление общекультурного масштаба. Впервые они собрали спортсменов и
зрителей в VIII веке до нашей эры — в 776 году и просуществовали почти
1200 лет — до 394 года нашей эры, когда римский император Феодосии
запретил их, назвав языческими.

Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начи­
налось с самого детства. В гимназиях и палестрах они обучались не только
грамоте, поэзии, музыке и рисованию, но и занимались физическими
упражнениями, участвовали в гимнастических состязаниях. Соревнова­
тельность — главный принцип общественной жизни Древней Греции. Для
греков целью агонального (состязательного) воспитания было благо госу­
дарственного общества. Каждый афинянин должен был настолько развить
соревнованием свое «Я», чтобы он мог приносить обществу наибольшую
пользу и наименьший вред. Идеалом, к которому стремилась вся система
воспитания, была «калогатия» — соединение в одном лице нравственного
и физического совершенства.

В этот период начинают разрабатываться принципы и методы
спортивной подготовки. Античные греки понимали, что чем труднее ус­
ловия тренировки, тем сильнее, быстрее и выносливее станет спортсмен.
Согласно историческим и археологическим данным уже тогда бегуны тре­
нировались на дорожках, покрытых толстым слоем песка. Боксеры вклю­
чали в свои тренировки упражнения с подвешенным мешком («грушей»),
набитым песком; боксировали с тенью.

Однако затем вся спортивная культура, которую греки создавали и
развивали много веков, была забыта. Произошло нечто необъяснимое —
человек потерял спорт в том виде, в котором он существовал в структуре
античной культуры. Сохранились только народные праздники, в которых
игры с элементами спортивных соревнований были как бы деталью, до­
полнением к празднику, как, впрочем, и турниры средневековых рыца­
рей. Из спорта исчез элемент состязаний, спорт стал приятным досугом,
забавой, удовольствием и развлечением. «и,,,.,,

До конца XVIII века спорт рассматривался главным образом как вре­мяпровождение, развлечение. Спорт в современном его понимании по­лучил распространение во всем мире только в течение XIX и первых двух десятилетий XX вв. Закономерно возникает вопрос: что имеют в виду, когда говорят — «спорт в современном его понимании»? Это прежде всего:

Появление спортивных клубов, организаций, союзов, обществ,
которые бы управляли спортивным движением. К примеру, в 1867 г. в
Лондоне впервые был основан атлетический клуб.

Возникновение международных федераций по видам спорта.
В 1881 г. была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ),
в 1892 г. — Международная федерация гребли (ФИСА), в 1908 г. — Меж­
дународная любительская федерация плавания (ФИНА).

Унификация правил проведения соревнований, размеров спортив­
ных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движе­
ний. Например, в этот период в боксе получили распространение и офи­
циальное признание специальные мягкие кожаные перчатки и обнесенный
канатами ринг. В 1882 г. были изменены «лондонские правила» — запре­
тили «подножку» и удары головой, была также определена продолжитель­
ность раундов. Легкоатлеты стали проводить соревнования на гаревой до­
рожке.

Разработка методики тренировки, появление квалифицированных
тренеров. Известно, что до конца XIX в. во всех странах тренеры что-то
значили только в конном спорте, в других видах спорта не было квалифи­
цированных специалистов.

Возникновение системы мировых соревнований — неофициальных
и официальных чемпионатов мира и Европы. С 1877 г. Уимблдонское пер­
венство Англии по теннису становится международным, в 1896 г. состоя­
лись первые Олимпийские игры в Афинах, в 1899 г. стали проводить пер­
венство Европы по плаванию.

Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в раз­
личных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортив­
ные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордно­
го направления в спорте. В 1897 г. зарегистрирован мировой рекорд в
беге на 100 м, в 1908 г. — первые официальные мировые рекорды в
плавании.

В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, кото­рое он не занимал никогда в истории человечества. В научном плане «спорт» рассматривают сейчас обычно в узком и широком значениях.

Спорт в узком смысле слова— это собственно соревновательная деятель­ность, направленная на достижение наивысших результатов.

Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним от­носятся:

а) наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в
игре, поединке, схватке на дистанции и т.п.,

б) унификация действий, посредством которых осуществляется дея­
тельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки дости­
жений в соответствии с официальными правилами,

в) регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципа­
ми неантагонистических отношений между людьми.

Рис. 21.1. Общая сфера спорта (по СВ. Брянкину)

Как известно, соревновательный момент имеет место и в других видах человеческой деятельности (конкурсы в музыке, искусстве и т.д.).

Однако здесь соревнования выступают всегда лишь в качестве одногс из способов стимулирования активности людей.:Исключение состязательного момента из деятельности певца, худож­ника, артиста балета или кино не разрушит существа их деятельности Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свою специфику.

В широком понимании спорт включает в себя собственно соревнователь­ную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возника­ющие в процессе этой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод: спорт — это такой вид деятель­ности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения.

В связи с тем что основой спорта являются соревнования, то для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития об­щества формируется и соответствующая сфера спорта.

Сфера спорта — это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (СВ. Брянкин, 1983).

Она обеспечивает организацию, функционирование и воспроизвод­ство соревнований и себя самой. Сфера современного спорта включает в себя: управление, идеологическое, научное, методическое, программное, нормативное и медицинское обеспечение; подготовку кадров; материаль­но-техническое и финансовое обеспечение; отбор и тренировку спортсме­нов и многое другое (рис. 21.1).

Вполне очевидно, что между этими блоками (службами, подсистема­ми) существуют тесные взаимосвязи и каждый из них может быть подвер­гнут разной степени детализации. К примеру, систему управления можно рассматривать на общегосударственном уровне и на уровне города, клуба; отбор детей для занятий, кандидатов в сборные команды, для участия в соревнованиях и пр.

21.2. Социальные функции спорта

Спорт — это сложное и многогранное социальное явление. Он представ­ляет собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, об­ладая относительной самостоятельностью (автономностью), эта подсистема не существует изолированно от других подсистем общества, государства. Спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.п. (рис. 21.2).

Причем между данными социальными подсистемами существуют весь­ма многообразные и сложные взаимосвязи и взаимоотношения (прямые и опосредованные, односторонние и двусторонние, положительные и отри­цательные и др.).

В настоящее время не вызывает сомнения факт вовлечения государ­ства в спорт, хотя мотивы этого вовлечения довольно разнообразны и за­висят от многих факторов. Это и тип государства, его исторические тради­ции, политические и социально-экономические условия, система общественных и культурных ценностей, демографические и образователь­ные характеристики, проповедуемая религия и т.д.,.«м

Рис. 21.2. Место спорта в обществе

Причем действие этих мотивов оценивается по-разному на отдельных этапах развития того или иного общества. Но главным, несомненно, яв­ляется господствующая в данной стране социальная философия, которая во многом определяет существующую в стране модель спорта и организа­ционную структуру национального спортивного движения, т.е. каждому историческому этапу развития государства присуща своя спортивная мо­дель, учитывающая перечисленные и многие другие факторы.

На рис. 21.3. показано, что все эти факторы вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной систе­мы. Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобще­ния человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежат удов­летворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, спе­цифичные преимущественно для спорта как одного из компонентов фи­зической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален (Б.В. Евстафьев, 1985; Н.И. Пономарев, 1996, Л.П. Матвеев, 1997). В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры. Наиболее важными из них являются следующие функции.

Эталонная функция, которая выражается в том, что уровень спортив­ных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершен­ствованию потенциальных психофизических резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизмен­ным, а со временем повышается, стимулируя тем самым мобилизацию

Рис. 21.3. Факторы, влияющие на формирование спорта как социальной подсистемы общества

усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей. Осо­бенно ярко это проявляется в спорте высших достижений, где наблюдает­ся неуклонный рост мировых рекордов, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей.

Эвристически-прогностическая функция. Она тесно связана с эталон­ной функцией и выражается, прежде всего, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности творчески-по­исковой, включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой ги­гантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений. Результаты этого поиска воплощаются в новых спортивных достижениях, отражают уровень прогресса физической культуры в обществе и становятся общекультурным достоянием всего человечества. В свое время выдающийся английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по термодинамике мышечного сокращения А.В. Хилл сказал, что наибольшее количество сконцентриро-

ванных физиологических данных о человеке содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

Спортивно-престижная функция. Спорт является важным фактором самоутверждения личности в обществе, поднятия международного пре­стижа страны.

Известно, что только считанные страны способны конкурировать с крупными державами мира в интеллектуальном, научном или техничес­ком отношении. В спорте же возможна победа представителя молодой страны над самыми сильными соперниками. Такой успех олицетворяет достижения развивающегося государства в целом, приносит ему извест­ность и славу, повышает интерес к нему и его авторитет на мировой арене.

Зрелищная функция. «Язык» спорта понятен любому человеку. Поэто­му спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интере­сы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе, сплачивают значитель­ные группы людей.

В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек.

Эстетическая функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воз­действие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спорт­сменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеа­лы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Зрителю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, пережива­ния хода спортивной борьбы, а ощутить красоту в спорте можно, лишь обладая развитым эстетическим чувством.

Вместе с тем существенна роль спорта в улучшении и сохранении фи­зических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной дея­тельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации. Следует учитывать значимость спорта в политическом вос­питании граждан в духе господствующей идеологии, в приобщении инди­вида к принятым в обществе социальным нормам, в развитии человечес­ких контактов, взаимоотношений людей не только в рамках одной страны, но и различных странах. В международном масштабе интернациональные связи проявляются через международное спортивное движение. Междуна­родные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям дру­гих стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонима­ния поощряют международное сотрудничество.

И наконец, необходимо учитывать и экономическое значение спорта. Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупают­ся, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его чле­нов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. До­ходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортив­ной рекламы приносят неплохую прибыль.

21.3. Классификация спорта

В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. По мнению Л.П. Матвеева (1997), под термином «вид (или разновидность) спорта» логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, от­личающийся своим конкретным предметом состязания, составом допус­каемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной тех­никой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата.

Наиболее «древними» видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. В последнее столетие возникло большое число новых ви­дов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, синхронное плавание, парашют­ный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и многие другие.

С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает уве­личиваться. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифункциональный характер приводят к многоаспектности классификационных построений. Классифицировать спорт можно по раз­личным признакам:

По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (ре­
кордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, обще­
доступный, ординарный спорт).

По масштабу и его организации в рамках международного спортив­
ного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт.

По характеру экономических отношений между спортсменами, фе­
дерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибы­
ли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют
коммерческий и некоммерческий спорт.

По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо
вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей,
различают профессиональный и любительский спорт.

По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обя­
зательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального
образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, прово­
димый в свободное время.

По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортив­
ную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и
спорт ветеранов.

По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют
школьный спорт, студенческий спорт, военный (армейский) спорт и др.

По характеру применения его для подготовки к какой-либо профес­
сиональной деятельности различают профессионально-прикладной и во­
енно-прикладной спорт.

По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлече­
ния, восстановления работоспособности человека, сохранения уже при-

обретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреаци­онный и физкультурно-кондиционный спорт.

По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, уча­
ствующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов — спорт для слепых,
глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.

По предмету состязаний и характеру активности спортсменов вы­
деляют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт,
лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.

Естественно, многие из названных форм и видов спорта взаимопро­никают и взаимопереплетаются друг с другом. К примеру, легкоатлети­ческий спорт может быть рекордным и массовым, профессиональным и любительским, коммерческим и некоммерческим и т.д. Выделенные виды спорта отражают лишь наиболее общие признаки спорта, соответственно уровню их обобщенности.

21.4. Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс

Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.

При анализе всей совокупности педагогических средств и других факто­ров, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортив­ных результатов, условно можно выделить три компонента подготовки:

Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подго­товленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, конт­рольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.

В современной соревновательной практике можно наблюдать три ме­тодических подхода. Первый — связан со стремлением спортсменов стар­товать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревно­вании. Второй — предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным со­ревнованиям сезона. И третий подход — соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовитель­ные и контрольные соревнования используются лишь как средство подго­товки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится — вся систе­ма подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.

Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной дея­тельности спортсменов в системе их подготовки.

Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представ­ляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подго­товки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней пред-

ставлена физическая подготовка, а также практические разделы техничес­кой, тактической и психологической подготовки.

Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физи­ческих качеств (общих и специальных), приобретение практических и тео­ретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.

Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма.

Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физи­ческой культуры.

При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и под­готовки спортсменов пользуются следующими понятиями:

а) тренированность: степень биологической приспособленности орга­
низма к определенной работе (координация деятельности органов и систем
со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;

б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность:
физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность;

в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортив­
ным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти
понятия означают определенное состояние спортсмена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных