Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 10 страница




Однако ими не исчерпывается вся система принципов, которыми следует руководствоваться в тренерской деятельности. Существенное зна­чение здесь имеют и принципы развития физических способностей — регулярность педагогических воздействий, прогрессирование и адаптаци­онно-адекватная предельность в наращивании эффекта педагогических воз­действий и др. (см. главу 8).

При этом следует иметь в виду, что все эти принципы по отношению к спортивной тренировке не являются специальными. Необходимость раз­работки системы специальных принципов спортивной тренировки возни­кает постольку, поскольку тренировочному процессу в спорте объективно присущи не только общие, но и свои специфические закономерности. Они определяют собой внутренне необходимые существенные связи между тренировочными воздействиями и их эффектом, между различными ком­понентами содержания спортивной тренировки, между фазами трениро-

вочного процесса и ходом развития тренированности спортсмена (Л.П. Матвеев). К этим принципам относятся: единство углубленной специали­зации и направленности к высшим достижениям, единство общей и спе­циальной подготовки спортсмена, непрерывности тренировочного процес­са, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразности и вариативности динамики на­грузок, цикличности тренировочного процесса.

Единство углубленной специализации и направленности к высшим дос­тижениям. В соответствии с этим принципом тренировка спортсмена дол­жна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспектив­ном плане необходимо определить максимальный для каждого спортсмена или команды спортивный результат. Каждому этапу подготовки соответ­ствует свой «максимальный» результат. Для начинающего спортсмена — норматив следующего спортивного разряда, для мастера спорта — норма­тив мастера спорта международного класса и т.д.

Принцип направленности к высшим достижениям выражается во все возрастающих требованиях к подготовленности спортсмена на каждом эта­пе многолетней тренировки.

Формирование установки на достижение спортивных высших резуль­татов осуществляется под влиянием следующих факторов:

социальная значимость спортивных высших достижений в об­
ществе;

личные мотивы (внутренние побуждения, потребности) занятий
спортом (выполнить норматив мастера спорта, стать чемпионом страны,
мира, Олимпийских игр);

творческая активность спортсмена и тренера на пути к новым дос­
тижениям (поиск новой техники, тактики, эффективных средств и мето­
дов тренировки);

уровень развития и организации спортивного движения в данной
стране (система соревнований, поощрения за спортивные достижения —
присвоение спортивных разрядов, чествование победителей крупнейших
спортивных соревнований, награждение их орденами, медалями и т.д.).

Единство общей и специальной подготовки спортсмена. В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Зависи­мость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя закономерностями:

Единством организма, т.е. взаимосвязью всех его органов, систем
и функций в процессе деятельности. Поскольку организм представляет
собой единое целое, развитие одних способностей не может происходить
изолированно от развития других. Каждое свойство, качество, способ­
ность развивается успешнее, если одновременно происходит развитие и
других свойств, качеств и способностей, правда, в определенном соотно­
шении и до оптимального уровня.

Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и
умений. Чем шире круг навыков и умений, сходных по структуре с сорев­
новательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладе­
ния новыми навыками и совершенствования освоенных ранее.

При реализации данного принципа необходимо опираться на следую­
щие положения: ■■:..' '■.■-■:':r,<Hi-i.,.,;i J ■:-ПМ К" > •(>>;,s4t»tn.

а) в любом виде спорта процесс тренировки должен включать в себя
как общую, так и специальную подготовку спортсмена;

б) содержание общей подготовки спортсмена во многом зависит от
спортивной специализации его, а содержание специальной подготовки —
от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой;

в) в процессе тренировки следует соблюдать оптимальное соотноше­
ние общей и специальной подготовки, так как не всякое соотношение
этих сторон подготовки будет полезным для спортсмена.

В каждом конкретном случае соотношение общей и специальной под­готовки зависит от возраста спортсмена, уровня его спортивного мастер­ства, спортивной специализации, индивидуальных особенностей, степе­ни тренированности, этапа и периода тренировки.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характеризу­ется тремя основными положениями:

спортивная тренировка должна строиться как круглогодичный и
многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены
задаче достижения максимальных результатов;

воздействие каждого последующего тренировочного занятия, мик­
роцикла, этапа, периода должно как бы наслаиваться на результаты пре­
дыдущих, закрепляя и развивая их;

интервалы между тренировочными занятиями должны регламенти­
роваться таким образом, чтобы они обеспечивали развитие необходимых
качеств, способностей, навыков и в целом неуклонное повышение спортив­
ных результатов.

В тренировке спортсменов должны встречаться 3—4 варианта интер­валов между занятиями:

а) когда очередное занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то
есть на период повышенной работоспособности спортсмена;

б) когда очередное занятие приходится на фазу полного восстановле­
ния работоспособности;

в) когда очередное занятие проводится на фоне недовосстановления
работоспособности и отдельных функциональных показателей организма,
т.е. при различных степенях утомления спортсмена.

Эти положения находят различное отражение в практике подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Например, в процессе тренировки юных спортсменов непрерывность может быть обеспечена ежед­невными одноразовыми занятиями при относительно редком применении занятий с большими нагрузками (1—2 раза в течение недели). При подго­товке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае при­ведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности: для них необ­ходимо проведение ежедневно 2—4 занятий и еженедельно 4—7 занятий с большими нагрузками. В тренировке квалифицированных спортсменов практически исключены дни пассивного отдыха, а продолжительный ак­тивный отдых после напряженных тренировок используется как средство подготовки к нагрузкам очередного этапа подготовки.

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максималь­ным нагрузкам. Опыт подготовки сильнейших спортсменов мира (бегунов, пловцов, гребцов, велосипедистов и т.д.) показывает, что в основе по­давляющего большинства выдающихся спортивных достижений лежат ис­ключительно высокие тренировочные и соревновательные нагрузки.

В таблице приведены максимальные величины параметров трениро-ой работы, зарегистрированные у ведущих спортсменов мира в конце и начале 80-х гг. XX века.

Динамика параметров тренировочной работы у спортсменов высокого класса в некоторых видах спорта циклического характера

(по В.Н. Платонову)

 

 

Показатели тренировочной работы Вид спорта
бег на средние дистан­ции бег на длинные дистан­ции плава­ние гребля велоси­педный спорт (трек) велоси­педный спорт (шоссе)
шеи 60-х годов 5ъем работы, км оличество юнировочных 1НЯТИЙ 3000-5000 200— 4000-7000 190— 1800— 200-230 2000-4000 200-240 13 000-18 000 220-290 20 000— 25 000 200—
[ачало 80-х годов >бъем работы, км количество ренировочных анятий 6500— 500-550 8500-9500 550— 3200-3600 550— 5500— 500— 20 000— 25 000 550-600 35 000— 40 000 500-550

Как видно из таблицы, показатели объема работы в некоторых случа­ев увеличились вдвое. Следовательно, каждый новый шаг на пути к юртивным достижениям предполагает и новый уровень тренировочных агрузок.

При реализации данного принципа следует придерживаться следую-дах положений:

Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном
остепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок как в отдель-
[ых тренировочных занятиях, так и за неделю, месяц, год и всю много-
етнюю тренировку.

Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных
юзможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически вклю-
1ать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированнос-
ги, индивидуальными особенностями, спецификой избранного вида
торта, периода и этапа тренировочного процесса.

По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки
цолжен интенсивно возрастать, так как максимальная прежде нагрузка
может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост функциональ­
ных способностей организма. '■!■■■

Волнообразность и вариативность динамики нагрузок. Рост спортивных результатов зависит не только от величины и длительности выполняемой нагрузки, но и от ее вариативности, изменчивости. Известно, что моно­тонная, однотипная нагрузка даже сравнительно невысокого уровня утом­ляет спортсмена значительно быстрее, чем вариативная. Поэтому в про­цессе тренировки следует определенным образом изменять динамику тренировочных нагрузок, параметры ее объема и интенсивности, чтобы обеспечить постоянный рост тренированности спортсмена.

Различают следующие формы, варианты динамики нагрузок:

1) Волнообразная динамика нагрузок. Она характеризуется постепен­
ным повышением нагрузок с крутым нарастанием и последующим сниже­
нием их, затем эта «волна» воспроизводится вновь на более высоком уров­
не. Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и
динамике интенсивности нагрузки. Каждая «волна» общей динамики на­
грузки при этом как бы раздваивается на «волну» динамики объема и на
«волну» динамики интенсивности, не совпадающих друг с другом во вре­
мени.

Вначале происходит увеличение объема нагрузок; интенсивность рас­тет в это время менее значительными темпами, затем, после некоторой стабилизации, объем начинает уменьшаться, интенсивность же возраста­ет. Такая тенденция нагрузок встречается в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Выделяют «волны» нескольких кате­горий:

а) малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах трени­
ровки;

б) средние, выражающие тенденцию динамики нагрузок в мезоциклах
тренировки;

в) большие, характеризующие тенденцию динамики нагрузок в мик­
роциклах тренировки (типа полугодичных, годичных и многолетних).

Прямолинейно-восходящая динамика нагрузок. В этом случае проис­
ходит постепенное повышение и объема, и интенсивности нагрузки одно­
временно, параллельно. Например, от занятия к занятию или с каждой
неделей, месяцем тренировки. Как показывает практика, в первые годы
тренировки возможны и целесообразны равномерные приросты объема до
30—45% в год, а интенсивности — до 15—20%.

Ступенчатая динамика нагрузок. Здесь рост нагрузок чередуется с
относительной стабилизацией их на протяжении нескольких занятий. Это
облегчает ход приспособительных процессов к тренировочной работе. В
момент перехода от одной ступени к другой нагрузки возрастают более
круто, чем при прямолинейной динамике. Такая форма динамики позво­
ляет осваивать более значительные нагрузки.

Скачкообразная («пилообразная») динамика нагрузок. В этом случае
нагрузка резко возрастает до максимума, доступного на данном этапе тре­
нировки, а затем так же резко снижается до определенного уровня. «Скач­
ки» в динамике нагрузок предъявляют максимальные требования к функ­
циональным и адаптационным возможностям организма. Они являются
важным фактором, стимулирующим развитие тренированности. Но такие
«скачки» оправданы в том случае, если спортсмен к ним заблаговременно
подготовлен. Иначе такая форма динамики нагрузок отрицательно ска­
жется на состоянии здоровья, на росте спортивных достижений.

Использование той или иной формы динамики нагрузок зависит от задач тренировки, возраста и квалификации спортсмена, спортивной спе­циализации, этапа тренировки и др.

Цикличность тренировочного процесса. Цикличность есть относитель­но законченный кругооборот отдельных звеньев тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), повторяющихся поочередно во времени. Этот принцип реализуется при построении и организации тренировки. Суть его состоит в том, что весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев (отдельного занятия) до этапов многолетней тренировки — дол­жен строиться в форме циклов. Различают:

малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2—
3 до 7—10 дней;

средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до
5—6 недель;

большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от
3—4 до 12 месяцев и более (например, полугодичные, годичные и четы­
рехлетние (олимпийские) циклы).

Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдуще­го. Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, мето­ды, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс.

Глава 24

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно усто­явшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации: по преимущественному влиянию на те или

 

Рис. 24.1. Классификация видов подготовки спортсмена

иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, так­тическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретичес­кая) подготовка); по характеру взаимосвязи со спортивной специализаци­ей (общая и специальная подготовка); по степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интеграль­ная подготовка) (рис. 24.1).

24.1. Техническая подготовка

24.1.1. Понятие о технической подготовке спортсмена.

Место и значение спортивной техники в различных видах спорта

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника — это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и раци­ональности использования спортсменом своих психофизических возмож­ностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Вы­деляют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной тех­никой.

Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки,
тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то,
чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в веду­
щих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталки­
вания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финально­
го усилия в метании копья, диска и т.д.

Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлени­
ем выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и
др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических
ресурсов в организме спортсмена.

Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимна­
стика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить
спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить
высокую результативность, стабильность и вариативность действий
спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной
борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называ­ют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

♦♦♦ Объем техники — общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

* Разносторонность техники— степень разнообразия технических при­
емов. Так, в спортивных играх это — соотношение частоты использования
разных игровых приемов.; л,.«...

 

Данные показатели технического мастерства являются особенно значи­мыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических дей­ствий, — спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

♦ Эффективность владения спортивной техникой характеризуется сте­
пенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптималь­
ному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если
техника близка к биомеханически рациональной, она признается наибо­
лее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спорт­
сменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически
более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спорт­
смена — силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег
на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет
характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил
при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энер­
гии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

♦ Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как
заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники
движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при
выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий
противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

24.1.2. Виды, задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техни­ческая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и на­
выков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избран­
ном виде спорта.

Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств
ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техни­кой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следу­ющих задач:

Сформировать знания о технике спортивных действий.

Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее
полно соответствующие возможностям спортсмена. i ■ • < <

Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного уча­
стия в соревнованиях.

Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это
продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

Сформировать новые варианты спортивной техники, не применяв­
шиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника
толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый»
ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и ме­тодов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных
записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы сроч­
ной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть раз­
нообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для ро­
ста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они
направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены
на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники
целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, эле­
ментов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой,
соревновательный и другие методы, способствующие главным образом
совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техни­ки избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

24.1.3. Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей мно­голетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно под­
разделить на 3 стадии: >

 

Стадию базовой технической подготовки.

Стадию углубленного технического совершенствования и достиже­
ние высшего спортивно-технического мастерства.

3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.
Основную направленность технической подготовки на каждой стадии

можно представить в виде следующей схемы (рис. 24.2).

Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. На­пример, первая стадия состоит обычно из 4—6 годичных циклов, вторая — 6—8, третья — 4—6.

Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена на каждой стадии, как правило, подчиняется пери­одизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выра­жено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на под­готовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер.

Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохра­нения и дальнейшего развития спортивной формы.

В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической под­готовки: 1) поисковый; 2) стабилизации; 3) адаптивного совершенствова­ния (приспособительного).

Техническая подготовка на 1-м этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного вариан­та), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного пе­риода. На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершен­ствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесооб­разной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), на­дежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и рас­пространяется на соревновательный период в целом. Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании техническо­го мастерства являются (В.И. Дьячков, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов):

достижение высокой стабильности и рациональной вариативности
двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в из­
бранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных
условиях;

частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование
кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения дос­
тижений современной науки и требований спортивной практики.

Для решения первой задачи, как правило, применяются метод услож­нения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй — метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.;.

Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических емов реализуется в ряде методических приемов.

Методический прием сопротивления условного противника исполь-
хя, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы
ьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать
уктуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть
эильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плот-
ть нагрузки в занятии, является действенным психологическим факто-
[ для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания
лости и решительности.

Методический прием трудных исходных положений и подготови-
ьных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота
<ссель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из поло-
шя «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина,
гболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, ле­
шему по сложной траектории, и т.д.

Методический прием максимальной скорости и точности выполне-
i действий. Например, в боксе спортсмену задастся высокий темп уда-
s за определенный промежуток — 1 раунд. В прыжках в длину — разбег
полняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сбли-
же между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной
юй и др.

 

Методический прием ограничения пространства для выполнения
ютвий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствова-
и навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски
акрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота опреде-
шого радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделан-
м меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т.п.

Методический прием выполнения действий в необычных условиях
гдполагает изменение условий тренировки (естественных условий, обо-
ювания, инвентаря), содействует совершенствованию одной или не-
эльких характеристик техники движений (пространственных, времен-
[х, динамических, ритмических и т.д.). Например, в легкой атлетике
оводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажнен-
м грунте, а в лыжных гонках — передвижение по обледенелой лыжне.

Метод упражнения при состояниях организма спортсмена, затрудняю-IX выполнение технических действий, также реализуется в многообраз-[х приемах.

Методический прием выполнения действия в состоянии значитель-
го утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на
шику после физической нагрузки большого объема и интенсивности,
к, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику»
иболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с
зличным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции,
ювышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревнователь-
>й. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма
'лыиую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

Методический прием выполнения действий в состоянии значитель­
но эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных,
ревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.

етодический прием периодического выключения или ограниче­
ния зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на ре-
цвпторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В резуль­
тате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и
тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощуще­
ниям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать
ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при
помощи «мышечного чувства».

Методический прием формирования рабочей обстановки настраи­
вает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного тех­
нического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его актив­
ность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою
фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимуще­
ственно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих
приемах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных