Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 12 страница




Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе трени­ровок. Она проводится параллельно с технической, тактической подго­товкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических про­цессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, опти­мальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью ус­тойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внут­ренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические ка­чества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свой­ства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психичес­кие состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов).

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, рит­ма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; вы­сокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распре­деление); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению так­тикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: спо­собность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мыш­ления и др.

Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена (табл. 24.4).

Психологические требования к спортсменам

(по данным М. Элурана)

лица 24.-

 
 


Вид спорта Вид психологической деятельности Необходимые психологические качества
Гольф, городки, кегли, стрельба стендовая и пуле­вая, стрельба из лука Сенсорно-моторный Развитие органов чувств, сенсорно-моторные качества
Легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика, велогонки, лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля академическая, на байдарках и каноэ Мобилизующе-функциональный Сенсорно-моторные качества. Волевые, особенно способность к мобилизации воли, упорство, стойкость и способность к овладению средством передвижения
Фигурное катание на коньках, велоспорт, спортивная и художествен­ная гимнастика, прыжки в воду Координационно-эстетический Артистичность, эстетичес­кие и творческие сенсорно-моторные качества. Чувство риска, смелость, самообладание, решитель­ность, восприимчивость
Автомобильный, авиаци­онный, парашютный, мотоспорт, планеризм, ныряние, бобслей, горно­лыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина Связанный с риском Эмоциональная устойчивость. Технические навыки и способности
Бокс, дзюдо, борьба Связанный с риском Эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутье). Способность к принятию решений, психическая выносливость. Сенсорно-моторные качества
Бадминтон, теннис, настольный теннис, фехтование Индивидуально-эвристический Эвристические способности. Сенсорно-моторные качества
Гандбол, футбол, баскет­бол, волейбол, хоккей на льду и на траве, регби, водное поло, волейбол Коллективно-эвристический Эвристические способности. Коммуникабельность, способность к сотрудничеству
Шахматы Индивидуально-эвристический Эвристические способности (предвосхищение, стратегия, способность к комбинации)
 

портсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях,

ой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического

гера, присуши такие качества, как склонность к лидерству, неза-

юсть, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение

ентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для побе-

[о одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремле-

збежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.

ля спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, ха-

рны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, уме-

одчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительнос-

щнако они нередко недостаточно уверены в собственных силах,

1ются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям.

Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единобор-

, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное зри-

ое восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оператив-

мышления, широкое распределение, быстрое переключение и

[чивость внимания, сообразительность, настойчивость, решитель-

>, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций,

>сть образования и перестройки двигательных навыков.

',4.4.2. Психологическая подготовка: тренировочному процессу

'ассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом ас-;, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мо-в, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании вых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании ифических психических возможностей.

Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в лю-виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые от как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в стве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от й деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего т достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это ать и именно этого достичь.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные:ресы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п. У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мо->i занятий спортом — быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне ически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти ивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные ивы спортивной деятельности — выполнить спортивный разряд, стать гером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться вы-та результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать пионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные воз-эаждения и др. (Ю.Ф. Курамшин, Б. Кретти, Р.А. Пилоян). Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, ет для тренера и спортивных руководителей большое практическое зна-ие, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в

этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, iw-толюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена.

Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному про­цессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирова­ние и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощ­рений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен форми­ровать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами сис­темы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отно­шение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, от­ношение к спортивному режиму и т.п.

Составной частью общей психологической подготовки является воле­вая подготовка.

Под волей понимается психическая деятельность человека по управле­нию своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достиже­ния сознательно поставленных целей при преодолении различных трудно­стей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъек­тивные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные труд­ности вызваны общими и специфическими условиями спортивной дея­тельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным ха­рактером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприят­ной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

Основные волевые качества в спорте — целеустремленность, настой­чивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоя­тельность, выдержка и самообладание (А.Ц. Пуни, ПА. Рудик).

Целеустремленность выражается в способности ясно определять бли­жайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и зада­чи, спортсмен совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, конт­роль тренера и самоконтроль.

Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной
цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достиже­
нию цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением
задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, тех­
нической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого
режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюби­
вым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных
условий, до конца бороться на соревнованиях., и1ь •. м<«

^ Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, лич-л почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дур-vi влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оце-!ать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, лизировать проделанную работу, критически относиться к суждениям ействиям товарищей, исправлять свое поведение. Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его эвности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своев-енность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях ртсмен может идти и на определенный риск.

Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, отно-ься к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в [чных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, IX, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибоч-: действий и поступков.

Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является це-угремленность, которая в значительной мере определяет уровень вос-ания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональ-[ педагогическом руководстве становятся постоянными чертами ности. Это позволяет спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, [ественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у ртсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и кон-гных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, спорт-ны напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодо-1ть трудности и управлять своим поведением. Основным средством штания волевых качеств спортсменов является систематическое выпол-ие ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения гифических для данного вида спорта волевых усилий. В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмо-нальная основа (А.Ц. Пуни). Вот почему волевая подготовка должна [роваться на формировании у спортсменов нравственных чувств и со-пенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, •ина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п. Воспитывать волевые качества у спортсменов необходимо планомер-с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психоло-:ских возможностей. При воспитании волевых качеств у спортсме-следует, прежде всего, учитывать особенности избранного вида эта. В связи с этим заслуживают внимания классификация ведущих шолнительных волевых качеств спортсмена, которую предложил Ф. эв (табл. 24.5).

Воспитание волевых качеств спортсменов связано с постоянным пре-[ением объективных и субъективных трудностей. Усложнение учебно-ировочного процесса, создание преодолимых, но требующих волевых ий трудностей, борьба с «тепличными» условиями, создание на тре-эвочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение ус-[й занятий к соревновательным — вот основные требования, которые г возможность воспитывать волевые качества в процессе тренировки. Для реализации названных требований в процессе воспитания волевых ств применяется целый ряд методических приемов (рис. 24.6): исполь-ние неблагоприятных метеорологических условий; вариативность трасс,

"Hi

Таблица 24.5 Сравнительное значение волевых качеств в отдельных видах спорта

(по Генову)*

площадок, мест тренировок, расположения снарядов; преодоление сверх­
соревновательного времени; уменьшение площади для действий, создание
мнимых усложнений; опробование соревновательных трасс, мест, снаря­
дов, режима, соревнования с различными (сильными и слабыми) сопер­
никами; проведение занятий в присутствии судей, гостей, зрителей; со­
здание неожиданных препятствий различной степени трудности и др. Наряду
с этим широко используются одобрение, похвала, поощрение, критика,
пример, убеждения и т.д. п*

Рис. 24.6. Методические приемы, используемые для воспитания волевых качеств в тренировочном процессе (по К.П. Жарову)

Рис. 24.7. Структура и содержание психологической подготовки ■, At.i«v к ответственным соревнованиям

Важным разделом волевой подготовки спортсмена является последо-гельное усиление самовоспитания на основе самопознания, осмысления ги своей деятельности. Сюда входят такие компоненты, как: а) соблю-ние общего режима жизни; б) самоубеждение, самопобуждение и само-инуждение к выполнению тренировочной программы; в) саморегуляция;оций, психического и общего состояния посредством аутогенных и им добных методов и приемов; г) постоянный самоконтроль (Л.П. Матвеев).

24.4.3. Психологическая подготовка к соревнованиям

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на ннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непос-дственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окон-1ния (рис. 24.7).

Ранняя предсоревнователъная подготовка предполагает: получение ин-эрмации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурен-х; получение информации об уровне тренированности спортсмена, осо-:нностях его личности и психического состояния на настоящем этапе здготовки; определение цели выступления, составление программы дей-"вий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); вработку подробной программы психологической подготовки к соревно-шиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку сис-:мы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию пра-лльных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в эответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной рограммой подготовки; организацию преодоления трудностей и препят-гвий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с уста-овкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и жтического мышления; создание в процессе подготовки условий и исполь-эвание приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе го включает психическую настройку и управление психическим состояни-м непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в ерерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-пси-ологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного ыступления, психологическое воздействие после окончания очередного ыступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением олжна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, зак-ючающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борь­бы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к макси-1альным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в [редстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьша-эщих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воз-[ействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию воле-ibix усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие тосле окончания классификационных выступлений — нормализацию пси-сического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оцен-се своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; психологи-

ческое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — ана­лиз прошедших выступлений; ориентировочное программирование очеред­ного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьше­ние психического утомления, снижение напряженности путем примене­ния разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).

Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зави­сит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.

Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревно­ваниями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис. 24.8):

Рис. 24.8. Динамика эмоционального предстартового возбуждения (по Г.Д. Горбунову)

оптимальное возбуждение — «боевая готовность». Это состояние
характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием,
стремлением бороться за достижение высоких результатов;

перевозбуждение — «предстартовая лихорадка». В этом состоянии
спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный ис­
ход соревнования (табл. 24.6);

недостаточное возбуждение — «предстартовая апатия». В этом со­
стоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение тех­
нико-тактических возможностей и др.;

торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается
апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические
состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не
показать планируемый результат, но не может от этого избавиться.

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению
высоких результатов, а три других — препятствуют. В связи с этим перед
тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре глав­
ные задачи: -юло,>

 

Как можно дольше сохранить состояние «боевой готовности».

Уменьшить уровень эмоционального возбуждения — если спорт­
смен находится в состоянии «предстартовой лихорадки».

Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его актив­
ности — если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии».

Изменить уровень эмоционального возбуждения — если спортсмен
находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

Таблица 24.6 Симптомы повышенного уровня возбуждения у пловцов перед стартом

(по данным В.Н. Платонова, СМ. Вайцеховского)

 

Физиологические симптомы Психические симптомы
Повышенная частота сердечных сокращений Узкая фокусировка внимания
Повышенное артериальное давление Чувство утомления
Учащенное дыхание Депрессивное дыхание
Повышенное мышечное напряжение Головокружение
Нервные движения Чувство паники
Бессонница Потеря самоконтроля
Тошнота Неспособность к управлению объемом и направленностью внимания
Повышенное выделение адреналина Значительно сниженная сосредоточен­ность, большая нервозность
Нарушение координации движений Нежелание тренироваться, участвовать в соревнованиях, безразличие, подав­ленность

С этой целью используются различные средства, методы и приемы воз­действия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса.

Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применя­ются:

а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спорт­
смена, снятию состояния неуверенности — разъяснение, убеждение, одоб­
рение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до
начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнова­
ний, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительно­
го эффекта, а иногда приносят вред;

б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена — самоубеждение,
самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической
напряженности. Например, широко используются самоприказы типа «ус­
покойся», «возьми себя в руки», «все в порядке», «молодец» и др. v/ma-i

в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спорт­
смена положительные эмоциональные реакции— чтение юмористической ли­
тературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, про­
слушивание через наушники музыкальных произведений;

д) успокаивающая аутогенная тренировка;

е) успокаивающий массаж;

ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполня­
емых плавно, не спеша и т.п.);

з) специальные зрительные упражнения, направленные на снижение пси­
хического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем изменения
интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предсто­ящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревновани­ях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к кон­центрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настрой­ке на максимальное использование своих технико-тактических и физичес­ких возможностей, самоприказам типа «отдай все — только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т.д. Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковремен­ной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холо-довыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилак­тических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная трени­ровка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спорт­сменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными осо­бенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мы-шечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние не­достаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявле­нии требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его воз­буждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

24.5. Интеллектуальная подготовка

В подготовке спортсменов важную роль играет их интеллектуальная подготовка. Она направлена на осмысление сути спортивной деятельнос­ти, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).

 

Интеллектуальные способности — это не только готовность спортсме­на к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требо­вания к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целе­направленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.

В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить неко­торые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.

В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются: способность концентрировать внимание на по­знании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, способность к быстрому ус­воению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной дея­тельности, способность к оперативной переработке информации, полу­ченной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях; способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации; способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в слож­ных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.); способность действовать и принимать решения с определен­ным упреждением в отношении ожидаемых событий.

Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к фор­мированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психоло­гической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонен­тами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуаль­ных способностей.

В содержание интеллектуального образования входит совокупность раз­нообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и сорев­новательной деятельности. Это могут быть:

знания мировоззренческого, мотивационного и этического харак­
тера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом,
позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и
личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в
частности;

знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и пра­
вил поведения;

знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (прин­
ципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные и
гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);

♦> спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и мето-

дах физической и психологической подготовки, методики построения тре­нировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требовани­ях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях,,правилах контроля и самоконтроля, материально-техни­ческих, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д. (Л.П. Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).

Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие ха­рактерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, са­мостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спорт­сменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировоч­ных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, техничес­кой, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т.п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных