Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 15 страница




На рис. 25.6 представлена модель структуры годичного цикла спорт­сменов на этапе углубленной тренировки в метаниях, прыжках, сприн­терском беге, т.е. в скоростно-силовых видах спорта.

Трехцикловая структура тренировочного года состоит из 3-х различных по структуре и содержанию больших циклов и характеризуется 7-фазной кривой развития спортивной работоспособности.

В 1976 г. ДА. Аросьев предложил нетрадиционную структуру трени­ровочного года, которая состоит из чередующихся между собой этапов на­копления и реализации. Внутри этих этапов чередуются всего лишь две раз­новидности нетрадиционных микроциклов, именуемых основными (специализированными) и регулировочными (контрастными). Их приме­нение опирается на принцип «маятника», основы которого представлены выше.

 

 

 

Различия этапов накопления и реализации

(по ДА. Аросьеву)

Таблица 25.3

 

 

 

 

ритерии Этапы накопления Этапы реализации
Цель Создание базы для успешного выполнения очередного этапа ре­ализации Наращивание спецготовности со своевременным достижением максимальной спецготовности
Задачи Расширение физических, техни­ческих и мобилизованных возмож­ностей, накопление объемов по основным средствами подготовки «Сужение», рост специализиро­ванное™ средств подготовки, индивидуальный подбор регули­ровочных микроциклов
Поиск новых способов технико-тактических действий и самомо­билизации, совершенствование их по частям Стабилизация способов технико-тактических действий и самомо­билизации, совершенствование, связей в целом
Подтягивание отстающих сторон подготовленности, критика Усиление сильных сторон подго­товленности, одобрение
Учеба. Улучшение здоровья

 

Различия микроциклов в зависимости от этапов

(по ДА. Аросьеву)

Таблица 25.4

 

 

Особенности Микроциклы на этапе накопления Микроциклы на этапе реализации
Регулиро­вочные Основные Регулиро­вочные Основные
Длительность Подбирается индивиду­ально Больше целе­вого микро­цикла Не больше це­левого микро­цикла (подби­рается для группы спорт­сменов) Равна целе­вому микро­циклу (обыч­но около недели)
Дозировка Не больше за­данной, ин­дивидуальная Не меньше заданной, в последнем основном микроцикле — макси­мально воз­можная Не больше 60% от освоен­ной на преды­дущем этапе накопления; по ходу этапа для эмоциональ­ных заданий снижается, для спокойных растет По ходу эта­па снижается от освоенной до соревно­вательной
Динамика технико-тактической готовности Растет Может снижаться
Состояние специальной готовности Растет Снижается

 

 

Количество этапов накопления и реализации ^

запланированных для участия в контрольных и главных соревнованиях.

Следовательно, данная система формирования специальной готовнос­ти спортсменов, в основе которой лежит ритмическое повышение их спе­циальной и общей работоспособности в году, требует отказа от общепри­нятых этапов и периодов тренировки. Структура тренировочного года целиком состоит из многократного чередования двух этапов — накопления и реализации. Для ее применения необходимо знать различия данных эта­пов. Основные различия между этапами накопления и реализации пред­ставлены в табл. 25.3, а микроциклами — на каждом этапе в табл. 25.4.

Следует подчеркнуть, что опыт применения нетрадиционного постро­ения и планирования тренировочного года пока незначителен, особенно в подготовке юных спортсменов. Хотя некоторые авторы и рекомендуют от­давать этому варианту предпочтение при планировании тренировочного процесса (Г.С. Туманян).

25.5. Структура многолетней подготовки

Достижение высоких результатов возможно лишь при настойчивой и ра­ционально организованной тренировке в течение ряда лет. Процесс много­летних занятий спортом обычно подразделяется на отдельные этапы, как правило, из нескольких годичных циклов. Структура многолетней трени­ровки зависит от многих факторов. В их числе среднее количество лет регу­лярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов, в том или ином виде спорта; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достига­ются наивысшие результаты; индивидуальная одаренность спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в котором спортсмен на­чал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной трениров­ке (Л.Л. Матвеев, М.Я. Набатникова, В.Н. Платонов, В.П. Филин).

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до максималь­ных высот спортивного мастерства может быть представлен в виде последо­вательно чередующихся стадий, включающих отдельные этапы, состоящие, как правило, из нескольких годичных циклов (рис. 25.7). В их основе ле­жат закономерности возрастной динамики спортивных достижений.

Необходимо подчеркнуть, что между этапами многолетней трениров­ки нет четких границ, их продолжительность может в определенней мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спорт­сменов их возраста, специфики спортивной специализации, тренировоч­ного стажа и условий организации спортивной деятельности.

В настоящее время разработаны модели построения многолетней тре­нировки в ряде видов спорта — в беге на короткие и средние дистанции, гимнастике, волейболе, борьбе и др. В каждом виде спорта модель пост­роения многолетней тренировки включает в себя следующие компоненты: этапы многолетней подготовки, возраст спортсменов на этом этапе, пре­имущественная направленность подготовки на каждом этапе, основные задачи подготовки, основные средства и методы подготовки, допустимые тренировочные нагрузки, примерные контрольные нормативы для каждо­го этапа подготовки (В.П. Филин, 1987).

 

Глава 26 ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ

В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ

26.1. Сущность и назначение планирования, его виды

Планирование, контроль и учет — составные элементы управления под­готовкой спортсменов. Привлекая спортсменов к разработке планов, ана­лизу проделанной работы в течение определенного времени, надо иметь в виду, что эффективность подобного сотрудничества во многом зависит от того, насколько занимающиеся понимают значение планировании и уче­та, его содержание и технологию.

Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на различные промежутки времени, в рамках которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных це­лей, задач и содержание спортивной тренировки. Предметом планиро­вания в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, сред­ства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием на­грузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных за­нятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, конт­рольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и др. План тренировки, в свою очередь, — это документ, в котором раскрываются направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществлении тренировочных и вне тренировочных заданий, связанных с достижением поставленных тренером и спортсменом целей — ближних, промежуточных или отдаленных. Научно обоснованные планы подготовки позволяют избегать стихийности в действиях тренера и спорт­смена, излишних затрат времени, сил и материальных средств, низкого качества учебно-тренировочной работы и в конечном счете достичь более высоких результатов в избранном виде спорта. В зависимости от того, планируется ли тренировка отдельного спортсмена или команды, планы делятся на индивидуальные или общие (групповые).

Нередко разрабатываются смешанные (индивидуально-групповые) пла­ны, которые сходны по некоторым основным признакам с групповыми и в то же время учитывают индивидуальные особенности спортсменов. По дли­тельности планируемого периода можно выделить следующие разновиднос­ти планов — многолетние, годовые, месячные (на мезоцикл), недельные (на микроцикл), на тренировочный день, на одно занятие. Индивидуаль­ные планы разрабатываются как на короткие промежутки времени (отдель­ные занятия, микроциклы, мезоциклы, этап, период, год), так и на длин­ные (4 года и более). Последние обычно составляются для особо перспективных спортсменов (кандидатов в мастера спорта и выше). Груп­повые планы разрабатываются, прежде всего, на команду (в спортивных играх, гребле и др.). Для высококвалифицированных спортсменов группо­вые планы, как правило, дополняются индивидуальными.

Нужно иметь в виду, что планирование — ведущая и направляю­щая функции тренера в управлении учебно-тренировочным процессом

ис. 26.1). Центральным звеном, ядром управления является программа

енировки. Программирование — это объективная характеристика любо-

вида деятельности. Оно позволяет быть этой деятельности управляе-

эй. Программа тренировки — это руководство для спортивного педагога

его учеников. С ее помощью тренер управляет развитием подготовленно-

и спортсменов, ростом их достижений. Реализуясь через систему трени-

звочных заданий, тренировочная программа вызывает определенный тре-

ировочный эффект, выражающийся в изменении фактического состояния

юртсмена — оперативного, текущего или этапного. Информация об из-

енениях этих состояний, полученная с помощью трех форм контроля —

перативного, текущего и этапного, затем сопоставляется с соответству-

>щими параметрами заданного (моделируемого) состояния и на основе

того сравнения вносятся коррекции в план тренировки. Однако вноси-

[ые тренером в этих случаях коррекции нередко являются либо преждевре-

1енными, либо запаздывающими. Поэтому вероятность достижения мо-

[елируемого состояния в планируемые сроки снижается. Например, в

момент ответственных соревнований спортсмен может не показать свой

наилучший планируемый результат, а достигнет его раньше главных стар-

гов или через некоторое время после них.

Естественно, чтобы показать запланированный результат к намечен­ному времени, следует иметь опережающую информацию об уровне готов­ности спортсмена в макро-, мезо- и микроциклах тренировки. Ее можно получить путем прогнозирования состояний спортсмена на основе сравне­ния запланированных и прогнозируемых характеристик каждого типа со­стояний спортсмена, выполненной работы, повышения эффективности вносимых в программу коррекций.

Следовательно, планирование, контроль и прогнозирование тесно свя­заны между собой, дополняют друг друга и являются неотъемлемыми эле­ментами управления тренировочным процессом.

Процесс планирования тренировки спортсменов включает следующие связанные между собой этапы:

этап разработки проекта плана тренировки, который сводится к
построению модели будущего состояния спортсмена и модели тренировоч­
ного процесса, обеспечивающего достижение этого состояния к опреде­
ленному моменту времени;

этап реализации плана подготовки;

этап его коррекции (рис. 26.2).

Данные этапы присущи каждому виду планирования тренировки спорт­сменов. Однако исходные предпосылки и содержание этапов будут разными при разработке и реализации того или иного вида тренировочных планов. Например, при составлении многолетнего плана структуры многолетней тре­нировки (количество этапов, их возрастные границы, продолжительность) будет иной, чем при разработке плана тренировки на один год.

26.1.1. Многолетнее (перспективное) планирование тренировки

Многолетний план подготовки спортсменов составляется на 2, 3 года и более, в зависимости от их возраста, подготовленности, спортивного стажа, цикличности подготовки и других факторов. Исходными данными

 

Рис. 26.2. Блок-схема основных стадий планирования подготовки спортсменов:

А - Предплановая стадия; Б - Стадия собственно разработки плана;

В - Стадия реализации плана и оценки его эффективности

для составления многолетнего плана являются: продолжительное m i,vw«товки для достижения наилучших результатов и темпы их прироста от раз­ряда к разряду, оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, материально-тех­ническое обеспечение мест занятий и другие факторы.

Вопрос о продолжительности подготовки, необходимой для достиже­ния высшего результата в том или ином виде спорта, имеет большое зна­чение для многолетнего планирования.

Средняя продолжительность достижения лучших результатов в различ­ных видах спорта у женщин составляет 4,3, а у мужчин — 4,8 года специ­альной тренировки. Эти сроки зависят от вида спорта. Так, в гимнастике для выполнения нормы мастера спорта требуется у женщин 6,1, а в волей­боле — 3,5 года.

Следовательно, при составлении многолетнего плана для каждого спорт­смена можно ориентировочно установить примерное количество лет, не­обходимое для достижения высоких результатов.

Однако в последние годы в результате совершенствования методики тренировки, врачебного контроля, улучшения социально-бытовых усло­вий жизни спортсмена, материально-технического обеспечения мест за­нятий и других факторов наблюдается тенденция к уменьшению сроков подготовки спортсменов.

 

 

Важным показателем при разработке многолетних планов является также зеличина прироста спортивных результатов во времени — начиная от юно-щеских разрядов до мастера спорта международного класса.

В различных видах спорта темпы роста спортивных результатов от раз­ряда к разряду относительно стабильны (рис. 26.3). В среднем требуется 1—2 года занятий для перехода от одного разряда к другому независимо от времени начала специализации.

Несмотря на некоторую стабильность, темпы роста далеко не равно­мерны. Как видно из рис. 26.3, путь от II юношеского разряда до норма­тива Ш взрослого разряда спортсмены проходят за 2—2,5 года. Более про­должительные сроки характерны также для перехода от кандидата до мастера спорта и от мастера спорта до мастера спорта международного класса (2,5— 4,5 года).

Чтобы правильно строить многолетний план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения высших ре­зультатов. Основным критерием в данном случае является возраст их до­стижения.

В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют три возрастные зоны: 1) зону первых больших успехов; 2) зону оптимальных возможностей; 3) зону сохранения высоких результатов (З.Важ-ны, Д. Мишев и др.) (табл. 26.1).

 

Таблица 26.1 Возрастные зоны спортивных успехов в разных видах спорта Вид спорта Зона первых успехов Зона оптимальных возможностей Зона сохранения высоких результатов
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
             
Плавание 14-17 12-15 18-22 16-20 23-25 21-23
Прыжки в воду 18-21 16-19 22-26 20-24 27-30 25-28
Гимнастика 19-21 15-18 22-27 19-24 28-32 25-30
Фехтование 18-21 17-19 22-28 20-26 29-32 27-30
Велоспорт 19-21 17-19 22-26 20-24 27-30 25-28
Борьба 20-23 24-28 29-32
Тяжелая атлетика 20-24 25-30 31-34
Бокс 18-20 21-25 26-28
Гребля академическая 17-20 16-18 21-25 19-24 26-28 25-28
Гребля на байдарках и каноэ 18-20 16-18 21-25 19-24 26-28 25-30
Современное пятиборье 21-23 24-27 28-30  

 

Продолжение таблицы 26.1

 

             
Баскетбол 20-22 16-18 23-26 19-25 27-30 26-28
Футбол 21-22 23-26 27-30
Стрельба 20-25 18-20 26-30 21-30 31-40 31-40
Конный спорт 23-25 20-22 26-30 23-25 31-40 26-30
Парусный спорт 23-25 26-35 36-40
Водное поло 20-21 22-25 27-30
Фигурное катание на коньках 15-16 14-15 17-25 16-24 26-30 25-28
Лыжные гонки 20-22 18-22 23-30 21-25 31-36 26-30
Прыжки на лыжах с трамплина 15-17   18-25   26-30  
Северное двоеборье 18-19 20-25 26-30
Слалом 17-18 16-17 19-25 18-24 26-30 26-30
Скоростной спуск 18-19 17-18 20-25 19-25 26-30 26-30
Скоростной бег на коньках 18-19 17-18 20-25 19-24 26-30 25-30
Хоккей 20-28 24-29 30-32
Легкая атлетика            
Бег 100 м 19-21 17-19 22-24 20-22 25-26 23-25
Бег 200 м 19-21 17-19 22-24 20-22 25-26 23-25
Бег 400 м 22-23 20-21 24-26 22-24 27-28 25-26
Бег 800 м 23-24 20-21 25-26 22-25 27-28 26-27
Бег 1500 м 23-24 25-27 28-29
Бег 5000 м 24-25 26-28 29-30
Бег 10 000 м 24-25 26-28 29-30
Марафон 25-26 27-30 31-35
Бег 100 м с барьерами 18-20 21-24 25-27
Бег 110 м с барьерами 22-23   24-26   27-28
Бег 400 м с барьерами 22-23   24-26 _ 27-28  
Бег 3000 м с препятствиями 24-25 26-28   29-30
Ходьба 20 км 25-26 27-29 30-32

 

Продолжение таблицы 26.1

 

             
Ходьба 50 км 26-27 28-30 31-35
рыжки в высоту 20-21 17-18 22-24 19-22 25-26 23-24
рыжки в длину 21-22 17-19 23-25 20-22 26-27 23-25
ройной прыжок 22-23 24-27 28-29
эыжки с шестом 23-24 25-28 29-30
Толкание ядра 22-23 18-20 24-25 21-23 26-27 24-25
Метание диска 23-24 18-21 25-26 22-24 27-28 25-26
Метание копья 24-25 20-22 26-27 23-24 28-29 25-26
Летание молота 24-25 26-30 31-32
Десятиборье 23-24 25-26 27-28
Пятиборье 21-22 23-25 26-28

В различных видах спорта возрастные границы зон спортивных ре-ьтатов у мужчин и женщин неодинаковы. Так, у мужчин в плавании, гурном катании, прыжках на лыжах с трамплина первая зона находится ределах 14—17 лет, а в беге на 10 000 м и десятиборье — 23—25 лет. Эти шичия связаны со специфическими особенностями данных видов спорта, я многолетнего планирования достижений спортсменов наибольший терес представляет первая из зон. От прироста результатов в этой зоне в пыиинстве случаев зависят и следующие достижения. Поэтому много-гнее планирование должно быть направлено на то, чтобы спортсмены:тигли результатов мастера спорта уже в пределах первой зоны.

Содержание перспективного плана, методические указания к его состав­ило. Перспективные планы составляются как для группы спортсменов, <; и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий, во эром — индивидуальный план. Общие перспективные планы должны держать лишь отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, >жно было бы правильно осуществить годовое планирование.

Общий перспективный план тренировки обычно состоит из следую-
лх разделов: - --,

Краткая характеристика группы спортсменов или команды.;

Цель и главные задачи многолетней тренировка. ^:

Этапы подготовки и их продолжительность. j

Основные соревнования на каждом этапе.;

Основная направленность тренировочного процесса по этапам. '."!

Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе. '

Спортивно-технические показатели по этапам.

Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны
эдготовленности спортсменов.

Изменения в составе команды (в спортивных играх).

Педагогический и врачебный контроль.^

Места занятий, оборудование и инвентарь.

Краткая характеристика группы спортсменов или команды включает: сведения о возрасте, состоянии здоровья, квалификации, уровне физи­ческого развития и подготовленности, основных недостатков в ней. Здесь же указывается, какие материалы и документы послужили основанием для составления плана.

Успех планирования связан, прежде всего, с достаточно обоснован­ным выбором цели многолетней тренировки в зависимости от возраста, подготовленности спортсменов и т.д.

Исходя из конечной цели определяется главная задача. Далее тренеру необходимо определить этапы подготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Количество этапов, их длитель­ность и содержание в процессе многолетней тренировки во многом зависят от вида спорта и возраста спортсменов.

Общий перспективный план в каждом конкретном случае должен со­ставляться на основе этапности, принятой в данном виде спорта. Важно установить основную направленность тренировочного процесса на каждом этапе: цель и задачи, основные средства по разделам подготовки, их удель­ный вес. За исключением спортивных игр нет необходимости подробно детализировать соотношения различных сторон подготовки. Планировать спортивно-технические результаты можно по одному или нескольким по­казателям в зависимости от вида спорта.

Специфика того или иного вида спорта во многом определяет содер­жание отдельных разделов перспективного плана. Например, в видах спорта, где результаты не измеряются объективными величинами, дина­мику спортивных достижений спортсменов должен отражать ряд контрольных показателей. Так, в ациклических видах спорта (единоборства, спортив­ные игры) это: 1) объем техники движений; 2) разносторонность; 3) эф­фективность; 4) уровень развития физических способностей; 3) состояние развития психических функций; 6) места, занимаемые в определенных со­ревнованиях, и т.д.

Индивидуальный перспективный план, как правило, включает следу­ющие разделы:

Краткая характеристика спортсмена.

Цель и главные задачи многолетней тренировки.

Этапы подготовки и их продолжительность.

Основные соревнования на каждом этапе.

Основная направленность тренировочного процесса по этапам (ос­
новные задачи и их значимость).

Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

Спортивно-технические показатели по годам.

Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны
подготовленности спортсмена.

Основные средства тренировки и их распределение по этапам.

 

Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагру­
зок по этапам.

Педагогический и врачебный контроль.

Исходя из краткой характеристики спортсмена, а также цели много­летней подготовки и ее главных задач устанавливают спортивно-техничес

азатели по годам и планируют основные средства, объем и интен-

ь нагрузки, количество соревнований. Определяются те стороны

•вленности (физической, технической, тактической и т.д.), на со-

ствовании которых целесообразно сосредоточить главное внимание,

>беспечить выполнение запланированных показателей.

[ерспективном плане должны быть предусмотрены этапы подготов-

продолжительность, а также основные соревнования на каждом

Их количество и продолжительность зависят от структуры много-

подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых

»иятий и других причин.

•и планировании спортивно-технических показателей следует исхо-1К из средних темпов роста результатов в данном виде спорта, так и,ивидуальных особенностей спортсмена, а также условий трениро-

0 процесса.

индивидуальном плане основные средства должны определяться с

1 особенностей данного спортсмена и необходимости совершенство-
слабых сторон его подготовленности. Существенным моментом в

летнем планировании тренировки спортсменов является определе-:личины, характера и динамики тренировочных нагрузок, целует иметь в виду, что прирост спортивных результатов у юных;менов зависит не только от тренировочных воздействий, но и от их ■венного роста. Условно его можно записать в виде следующего вы­мя: естественный рост + тренировка = спортивный результат. Не эчено, что тренировочная нагрузка может быть нейтральной или сдер-:ь рост организма, но в то же время содействовать росту спортивных ьтатов. Возможны и другие случаи. Скажем, тренировочные воздей-могут активно способствовать естественному росту организма и очень яительно влиять на рост спортивных результатов, 'аким образом, при планировании тренировочной нагрузки в процес-юголетней тренировки надо исходить, прежде всего, из необходимо-величения ее объема, особенно для спортсменов младшего и среднего юта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных