ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития выносливости 16 страница26.1.2. Годовой план, его содержание и методика составления Содержание многолетнего плана более детально раскрывается в годо-плане. Годовой план включает обычно следующие разделы: краткую ктеристику спортсмена; цель и основные задачи на год; календарь ос-шх соревнований и их задачи; цикличность подготовки и задачи пери-спортивно-технические показатели, контрольные нормативы; распре-:ние основных и дополнительных средств в каждом месяце, объем и ^нсивность тренировочной нагрузки; педагогический и врачебный кон-1ь и др. Работа над годовым планом начинается с составления характеристики
Далее в план вносятся: подробный календарь всех соревнований года с четкой градацией каждого из них (основные, отборочные, второстепенные, тренировочные и т.д.), с конкретными задачами, например, для основных и отборочных соревнований — показать определенный результат; для второстепенных — опробовать новый вариант тактики, отработать новый элемент техники. Следующий этап в работе над годовым планом — определение цикличности подготовки в соответствии с требуемой в предстоящем году динамикой спортивной формы. В зависимости от календаря соревнований, квалификации, стажа, вида спорта, индивидуальных особенностей, способности более или менее продолжительно сохранять состояние спортивной формы может применяться одноцикловое или двухцикловое построение годовой тренировки. Установив цикличность подготовки, необходимо определить содержание тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техническая, тактическая и т.д.). Определив задачи тренировки по циклам и периодам года, а также основные средства и методы их реализации, можно перейти к узловому вопросу планирования — определению величины и характера тренировочных нагрузок. Годовой план может быть представлен в форме плана-графика (рис. 26.4), либо в форме таблицы (табл. 26.2), либо в форме таблицы-графика (рис. 26.5). Разнообразие применяемых в практике форм документации по планированию дает тренеру широкую возможность выбора в соответствии со спецификой вида спорта. Таблица 26.2 Примерный план круглогодичной тренировки на этапе углубленного спортивного совершенствования в беге на средние дистанции • (19 лет и старше) '; (по Ю.Г. Травину, А.Л. Фруктову, 1989);
'6.1.3. Месячное (мезоцикловое) - ■--: — недельное (микроцикловое) планирование •(. ч на гИ1; 1а основе годового плана можно составить план тренировки на менее гкие периоды тренировочного процесса — этап, месяц (мезоцикл), [ю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие. Каждый их планов предполагает четкую детализацию того, что было заплани-
Рис. 26.5. Вариант годового плана-графика (по СМ. Вайцеховскому); ровано в предшествующем до него плане. Как правило, чем крупнее временной масштаб планирования, тем меньшая степень детализации плана. И, наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент тренировочного процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. В спортивной практике широкое распространение получило планирование тренировки на месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл). Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать: Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, Характер применяемых средств и методов тренировки. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их Порядок чередования нагрузок различной направленности и величины, как в рамках отдельного тренировочного дня, микроцикла, так и мезоцикла. Контрольные упражнения или показатели, свидетельствующие о правильности развития спортивной формы и др. Формы составления месячных и недельных планов могут быть различны. Во многом это зависит от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера, го кругозора и творческого отношения к планированию тренировочного роцесса. Наиболее целесообразны план-таблица или план-график. План-таблицу месячного плана можно составить в виде системы не-кольких недельных микроцикловых планов. В табл. 26.3 приводится образец микроциклового плана при двухразо-ых занятиях в течение тренировочного дня. 26.2. Контроль в подготовке спортсменов 26.2.1. Значение и виды контроля Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой ин-ормации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спорт-лена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целе-шравленно управлять им. Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получе-ия достоверной и надежной информации в практике спорта используются 1знообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; 1ализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические 1блюдения во время тренировки и соревнований определение и регистра-\я показателей, характеризующих деятельность спортсменов на трениро->чных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, ви-юзапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон эдготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. онтроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде все-1, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они шяются основным фактором воздействия на развитие спортивной рабо-способности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, хническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на ревнованиях. Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками. Гово-о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным поня-ем понимают функциональную прибавочную активность организма (от->сительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую гаолнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при ом трудностей (Л.П. Матвеев). Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик I.A. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данно-тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе эго распределение всех средств на специализированные и неспециализи
Таблица 26.4 Матрица контроля нагрузок в игровых видах спорта (по М.А. Годику, 1988)
1ые, определение их соотношения за определенный промежуток времени год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координаци-сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основа->торых все тренировочные средства будут подразделяться на простые:ные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду тай, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит ш, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность на-, исходя из преимущественного воздействия применяемого упраж-, его компонентов на развитие того или иного качества или функци-юй системы организма. По направленности различают такие группы ок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), ана-ш, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэроб-:е виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), [итическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а о: определение абсолютных или относительных показателей объема гнсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологи- 0 стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказы- 1 комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как :тественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, бу-зличны в зависимости от вида спорта (табл. 26.4). Таблица 26.5 Система контрольных упражнений по физической подготовке на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (юноши) (по М.Я. Набатниковой)
Продолжение таблицы 26.5
Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обеспечить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты
техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах. Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. В табл. 26.5 приводится система контрольных упражнений в различных видах спорта для оценки общей и специальной технической подготовленности спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки. Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения — хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два — качественную сторону технической подготовленности. Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий; выполнил — не выполнил, умеет — не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку. Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах — это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях. Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении — различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники. При определении эффективности техники применяют три вида оценок — интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные — оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально — суммарные — определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения. В табл. 26.6 и 26.7 приведены показатели абсолютной и реализацион-эффективности техники движений и способы их оценки в некоторых ах спорта. Таблица 26.6 Показатели абсолютной эффективности техники движений в некоторых видах спорта (сводные данные)
26.2.2. Основные формы и организация контроля эазличают четыре основные формы контроля — годичный, этапный, ций и оперативный. Годичный контроль подразумевает проверку выполнения запланирован-на год программы подготовки. Оцениваются следующие показатели: 'нь реализации основной и промежуточной цели подготовки спорт- Таблица 26. 7 Показатели реализационной эффективности техники движений в некоторых видах спорта (сводные данные) сменов. Здесь рассматриваются спортивные результаты на основных и подготовительных соревнованиях; степень реализации нормативов физической, технической, функциональной и других видов подготовленности, выполнение которых должно было бы обеспечить запланированный результат; выполнение плана тренировочных и соревновательных нагрузок (в целом за год и по периодам). Важной составной частью годичного контроля является анализ результатов углубленного медицинского обследования (УМО) спортсменов, которое проводится два раза в год. Заключение по результатам углубленного обследования должно содержать: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку биологического возраста и его соответствие паспортному, уровень функционального состояния, рекомендации по лечебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям, рекомендации по тренировочному режиму. Поэтапный контроль предполагает регулярную регистрацию целого ряда показателей в начале и в конце какого-то этапа годичного цикла. Длительть этапа может колебаться от 2—5 микроциклов (20—40 дней) до года, личество этапов в году зависит от вида спорта, квалификации спортсме-в, задач, которые решаются в процессе тренировки, и т.д. Этот вид 1троля включает анализ спортивных результатов и его составляющих эле-нтов соревновательной деятельности, анализ данных о тренировочных и)евновательных нагрузках, которые обычно представляются в виде соот-ствующих матриц, по результатам которых и осуществляется оценка эф-ктивности различных тренировочных программ, оценку уровня общей и щиальной физической подготовленности по данным тестирования физи-;ких способностей, в этом случае используются как сквозные, так и не-юзные тесты. Они подбираются таким образом, чтобы оценить, насколько гешно решены основные задачи: конкретного этапа подготовки, функци-ального состояния спортсменов по результатам контрольных упражнений нкциональных проб с использованием физиологических и биохимических годов контроля; анализа техники движений; психического состояния спорт-енов; определения биологической зрелости путем соматоскопии. При-рная схема измерений отдельных сторон подготовленности в ходе поэтап-го контроля может выглядеть так, как показано в табл. 26.8. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|