Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 16 страница




26.1.2. Годовой план, его содержание и методика составления

Содержание многолетнего плана более детально раскрывается в годо-плане. Годовой план включает обычно следующие разделы: краткую ктеристику спортсмена; цель и основные задачи на год; календарь ос-шх соревнований и их задачи; цикличность подготовки и задачи пери-спортивно-технические показатели, контрольные нормативы; распре-:ние основных и дополнительных средств в каждом месяце, объем и ^нсивность тренировочной нагрузки; педагогический и врачебный кон-1ь и др.

Работа над годовым планом начинается с составления характеристики
шровки в предшествующем году, включающей характеристику спорт-
на, динамику тренированности, спортивной формы, тренировочных
рузок. Характеристика обязательно должна заканчиваться анализом
овных ошибок и выводов, позволяющих определить направление буду-
л. работы., •, • и

 

 

Далее в план вносятся: подробный календарь всех соревнований года с четкой градацией каждого из них (основные, отборочные, второстепен­ные, тренировочные и т.д.), с конкретными задачами, например, для основных и отборочных соревнований — показать определенный результат; для второстепенных — опробовать новый вариант тактики, отработать но­вый элемент техники.

Следующий этап в работе над годовым планом — определение циклич­ности подготовки в соответствии с требуемой в предстоящем году динами­кой спортивной формы.

В зависимости от календаря соревнований, квалификации, стажа, вида спорта, индивидуальных особенностей, способности более или ме­нее продолжительно сохранять состояние спортивной формы может при­меняться одноцикловое или двухцикловое построение годовой трени­ровки.

Установив цикличность подготовки, необходимо определить содержа­ние тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техни­ческая, тактическая и т.д.). Определив задачи тренировки по циклам и периодам года, а также основные средства и методы их реализации, мож­но перейти к узловому вопросу планирования — определению величины и характера тренировочных нагрузок.

Годовой план может быть представлен в форме плана-графика (рис. 26.4), либо в форме таблицы (табл. 26.2), либо в форме таблицы-графика (рис. 26.5).

Разнообразие применяемых в практике форм документации по плани­рованию дает тренеру широкую возможность выбора в соответствии со спе­цификой вида спорта.

Таблица 26.2

Примерный план круглогодичной тренировки на этапе углубленного

спортивного совершенствования в беге на средние дистанции •

(19 лет и старше) ';

(по Ю.Г. Травину, А.Л. Фруктову, 1989);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимуще­ственная направлен­ность упражнений Тренировочные средства Распределение объемов основных средств в годичном цикле Пе-ре-ход-ный пе­ри­од Го­до­вой объ­ем
Подготовительный период Соревновательный период
Осенне-зимний подгото­вит, этап Весенний подгото­вит, этап Ранний соревнова-тельн этап Этап ос­новных соревно­ваний
Месяц
XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X
                    И        
Повыше­ние уров­ня ОФП Общеразвиваю-щие упражнения без снарядов, ч                          
                                   

 

 

 

 

              Продолжение таблицы 26.2
                             
  Переменный и повторный бег на отрезках 400-1200 м с соревнова­тельной ско­ростью, км                          
Переменный и повторный бег на отрезках 200—800 м с повышенной скоростью, км                          
ыше-воле-так-ской и Проведение занятий в усложненный условиях     + + + + + + + + +    
внова-ьной 'ОТОВ- ости Применение тактических приемов       + + + + + + + +    
  Участие в со­ревнованиях в беге на: 400 м           1-2 1-2 1-2 1-2       4-6
  800 м   1-2 1-2   4-6
  1000 м        
  1500 м     1-2 1-2     6-8
  3000 м          
  5000 м              
  10 000 м            
  Контрольный бег   + + + + + + + + +    
  Общий объем специальных средств, км                          

'6.1.3. Месячное (мезоцикловое) - ■--: —

недельное (микроцикловое) планирование •(. ч на гИ1;

1а основе годового плана можно составить план тренировки на менее гкие периоды тренировочного процесса — этап, месяц (мезоцикл), [ю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие. Каждый их планов предполагает четкую детализацию того, что было заплани-

 

Рис. 26.5. Вариант годового плана-графика (по СМ. Вайцеховскому);

ровано в предшествующем до него плане. Как правило, чем крупнее вре­менной масштаб планирования, тем меньшая степень детализации плана. И, наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент тренировочного процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его. В спортивной практике широкое распространение получило плани­рование тренировки на месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл). Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости,
силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­
кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

Характер применяемых средств и методов тренировки.

Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­
собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­
нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их
соотношение и изменение в процессе тренировки.

Порядок чередования нагрузок различной направленности и величины, как в рамках отдельного тренировочного дня, микроцикла, так и мезоцикла.

Контрольные упражнения или показатели, свидетельствующие о правильности развития спортивной формы и др.

Формы составления месячных и недельных планов могут быть различны. Во многом это зависит от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера, го кругозора и творческого отношения к планированию тренировочного роцесса. Наиболее целесообразны план-таблица или план-график.

План-таблицу месячного плана можно составить в виде системы не-кольких недельных микроцикловых планов.

В табл. 26.3 приводится образец микроциклового плана при двухразо-ых занятиях в течение тренировочного дня.

26.2. Контроль в подготовке спортсменов 26.2.1. Значение и виды контроля

Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой ин-ормации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спорт-лена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целе-шравленно управлять им.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получе-ия достоверной и надежной информации в практике спорта используются 1знообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; 1ализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические 1блюдения во время тренировки и соревнований определение и регистра-\я показателей, характеризующих деятельность спортсменов на трениро->чных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, ви-юзапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон эдготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. онтроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде все-1, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они шяются основным фактором воздействия на развитие спортивной рабо-способности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, хническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на ревнованиях.

Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками. Гово-о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным поня-ем понимают функциональную прибавочную активность организма (от->сительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую гаолнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при ом трудностей (Л.П. Матвеев).

Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик I.A. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данно-тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе эго распределение всех средств на специализированные и неспециализи

 

Таблица 26.4

Матрица контроля нагрузок в игровых видах спорта (по М.А. Годику, 1988)

 

иализиро- IHHOCTb Сложность Направленность Дни микроцикла
            1-й 2-й п
иализиро-е упражне- Игровые упражнения, завершаемые ударом (броском) Игровые упражнения без завершения Стандартные комбинации Индивидуальные упражнения, в парах, тройках Смешанная Смешанная Смешанная Аэробная Избирательная: 1. 2. к.. 43 20 15 35 30 10
гциализи-ные упраж- Циклические упражнения Координационные упражнения Избирательная: 3. 4. к.. Смешанная 10 30 15 15  

1ые, определение их соотношения за определенный промежуток времени год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координаци-сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основа->торых все тренировочные средства будут подразделяться на простые:ные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду тай, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит ш, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность на-, исходя из преимущественного воздействия применяемого упраж-, его компонентов на развитие того или иного качества или функци-юй системы организма. По направленности различают такие группы ок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), ана-ш, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэроб-:е виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), [итическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а о: определение абсолютных или относительных показателей объема гнсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологи-

0 стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказы-

1 комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как
ведение (или отношение) параметров физической и физиологичес-
ирузок.

:тественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, бу-зличны в зависимости от вида спорта (табл. 26.4).

Таблица 26.5

Система контрольных упражнений по физической подготовке

на этапах начальной спортивной специализации

и углубленной тренировки (юноши)

(по М.Я. Набатниковой)

 

Группа   Общая Специальная
видов Вид спорта физическая физическая
спорта   подготовка подготовка
       
  Бег Прыжок в длину с мес- Бег 30, 60, 100, 400,
  на средние та; тройной прыжок в 3000, 5000 м; бег
  дистанции длину с места; прыжки 2х(4х400 м); бег со ско-
    в шаге 100 м; подтяги- ростью 60% от макси-
    вание мальной
  Лыжные Бег 30, 100, 1000 и Передвижение на лы-
  гонки 3000 м, прыжок в дли- жах: 100 м с ходу; 500
    ну с места, прыжок в м с ходу; 100 м с ходу
    длину с разбега; пры- бесшажным ходом; со
    жок в высоту с разбе- скоростью 60 и 80% от
    га; десятикратный пры- максимальной; пере-
    жок типа тройного; движение на лыжерол-
    подтягивание; бег со лерах 10 км
    скоростью 60% от мак-  
    симальной  
Циклические Бег Бег 60, 100, 800, 3000 Бег на коньках: 500,
виды спорта на коньках и 5000 м; прыжок в дли- 1000, 1500, 3000, 5000,
    ну с места; тройной 10 000 м; многоборье
    прыжок в длину с мес- малое: 500—1500—
    та; подтягивание: сум- 1000—3000; спринтер-
    марная относительная ское многоборье
    сила мышц ног и раз-  
    гибателей туловища  
  Плавание Прыжок в высоту с ме- Плавание основным
    ста; бросок набивного способом с толчка 2x25 м;
    мяча (вес 2 кг) двумя 50 м; 4x50 м с ин-
    руками из-за головы из тервалом 15 с интенсив-
    положения сидя; сгиба- ностью 90% от макси-
    ние туловища вперед мальной на 50 м; 6x100 м
    «до отказа» за 30 с из в режиме 2 мин. С ин-
    положения лежа на спи- тенсивностью 90% от
    не, руки за голову, сто- максимальной на 100 м,
    пы закреплены; выкрут 1500 м
    прямых рук, держащих  
    палку прямым хватом,  
    за спину; стоя на ска-  
    мейке наклон вперед;  
    бег 3000 м  

 

Продолжение таблицы 26.5

 

 

 

       
Скоростно-силовые виды спорта Спринтер­ский бег (100 и 200 м). Бег с барьера­ми (ПО м) Прыжок в длину с мес­та; тройной прыжок в длину с места; десяти­кратный прыжок в дли­ну с места Бег 30 м с ходу и со старта; бег 60 м со стар­та; бег 300 м
Метания (копье, ядро, диск) Прыжок в длину с мес­та; тройной прыжок в длину с места; приседа­ние со штангой; взятие штанги на грудь; рывок штанги; сведение и раз­ведение рук с отягоще­ниями; бег 30 м с ходу (ядро, диск) Бросок ядра снизу впе­ред; бросок ядра через голову назад; метание ядра одной рукой с ме­ста; бег 30 м с ходу (для копьеметателей)
Виды спорта со сложной координацией движений Гимнастика Бег 20 м с ходу; пры­жок вверх со взмахом рук; лазанье по канату без помощи рук «Спичак»; высокий угол; горизонтальный вис сзади; горизонталь­ный вис спереди; круги двумя на ручках; круги двумя на теле гимнасти­ческого коня; шпагаты; наклон вперед; мост, поднимание и удержа­ние ног
Фигурное катание на коньках Бег 30 м с ходу; бег 60 м со старта; прыжок в длину с места; прыжок в длину с разбега; трой­ной прыжок в длину с места; бросок ядра дву­мя руками вперед и на­зад Прыжки: аксель 2,5—1,5 оборота; сальхов 3—2; тулуп 3—4; риттбергер 3—2; лутц 3—2; скорос­тная проба; вращение в ласточке; вращение винт; вращение волчок; прыжок во вращении в ласточке; относитель­ная статическая сила туловища, бедра, пле­ча, стопы

Контроль над физической подготовленностью включает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связан­ных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов не­обходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обес­печить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с вы­сокими значениями надежности и информативности; использовать тесты

 

техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает суще­ственного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть на­столько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стрем­ление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мо­тивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах.

Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тес­ты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вто­рая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годич­ного или многолетнего цикла спортивной тренировки. В табл. 26.5 приво­дится система контрольных упражнений в различных видах спорта для оцен­ки общей и специальной технической подготовленности спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки.

Контроль над технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения — хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторон­ность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два кри­терия отражают количественную, а последние два — качественную сторо­ну технической подготовленности.

Объем техники определяется общим числом действий, которые вы­полняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий; выполнил — не выполнил, умеет — не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.

Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах — это степень разнообразия атакующих и защитных дей­ствий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях.

Эффективность техники спортивного движения определяется по сте­пени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в сорев­новательном и контрольном упражнении — различают абсолютную, срав­нительную и реализационную эффективность техники.

При определении эффективности техники применяют три вида оценок — интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Ин­тегральные — оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревнова­тельного или тренировочного упражнения: дифференциально — суммар­ные — определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.

В табл. 26.6 и 26.7 приведены показатели абсолютной и реализацион-эффективности техники движений и способы их оценки в некоторых ах спорта.

Таблица 26.6

Показатели абсолютной эффективности техники движений в некоторых видах спорта (сводные данные)

 

Вид спорта Способы оценки Автор, год
Плавание, Степень отклонений от равномерной В.М. Зациорский,
гребля скорости передвижения  
[жные гонки, Расстояние, преодолеваемое за гре- М.А. Годик, 1988
оростной бег бок (шаг)  
га коньках,    
плавание,    
гребля    
Бег Отношение продолжительности по- Ю.Д. Тюрин, 1978
  летной и опорных фаз; процент вре-  
  мени от общего времени бегового  
  шага; отношение между частотой и  
  длиной шагов  
Прыжки Расстояние от центра тяжести тела В.М. Дьячков, 1967
в высоту до планки в момент перехода через  
  нее  
Тяжелая Высота подъема штанги в момент А.В. Черняк, 1978;
атлетика подседа. А.Н. Воробьев, 1977
  Траектория движения штанги (сте-  
  пень ее отклонения от вертикальной  
  линии).  
жоростной Отношение ускорения туловища к Б. Ничч, 1973
спуск ускорению голеней (в направлении,  
  перпендикулярном к склону)  
Золейбол, Отношение скорости мяча (шайбы) К. Бартониец, 1979
футбол, после удара к скорости ударяющего  
нис, хоккей сегмента до удара  
с шайбой    

26.2.2. Основные формы и организация контроля

эазличают четыре основные формы контроля — годичный, этапный, ций и оперативный.

Годичный контроль подразумевает проверку выполнения запланирован-на год программы подготовки. Оцениваются следующие показатели: 'нь реализации основной и промежуточной цели подготовки спорт-

Таблица 26. 7

Показатели реализационной эффективности техники движений в некоторых видах спорта (сводные данные)

сменов. Здесь рассматриваются спортивные результаты на основных и под­готовительных соревнованиях; степень реализации нормативов физичес­кой, технической, функциональной и других видов подготовленности, выполнение которых должно было бы обеспечить запланированный резуль­тат; выполнение плана тренировочных и соревновательных нагрузок (в це­лом за год и по периодам).

Важной составной частью годичного контроля является анализ резуль­татов углубленного медицинского обследования (УМО) спортсменов, ко­торое проводится два раза в год. Заключение по результатам углубленного обследования должно содержать: оценку состояния здоровья, оценку фи­зического развития, оценку биологического возраста и его соответствие паспортному, уровень функционального состояния, рекомендации по ле­чебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям, рекомен­дации по тренировочному режиму.

Поэтапный контроль предполагает регулярную регистрацию целого ряда показателей в начале и в конце какого-то этапа годичного цикла. Длительть этапа может колебаться от 2—5 микроциклов (20—40 дней) до года, личество этапов в году зависит от вида спорта, квалификации спортсме-в, задач, которые решаются в процессе тренировки, и т.д. Этот вид 1троля включает анализ спортивных результатов и его составляющих эле-нтов соревновательной деятельности, анализ данных о тренировочных и)евновательных нагрузках, которые обычно представляются в виде соот-ствующих матриц, по результатам которых и осуществляется оценка эф-ктивности различных тренировочных программ, оценку уровня общей и щиальной физической подготовленности по данным тестирования физи-;ких способностей, в этом случае используются как сквозные, так и не-юзные тесты. Они подбираются таким образом, чтобы оценить, насколько гешно решены основные задачи: конкретного этапа подготовки, функци-ального состояния спортсменов по результатам контрольных упражнений нкциональных проб с использованием физиологических и биохимических годов контроля; анализа техники движений; психического состояния спорт-енов; определения биологической зрелости путем соматоскопии. При-рная схема измерений отдельных сторон подготовленности в ходе поэтап-го контроля может выглядеть так, как показано в табл. 26.8.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных