Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 14 страница




Восстановительные мезоциклы подразделяются на восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Первые плани­руют между двумя соревновательными мезоциклами. Состоят они из од

 

ного-двух восстановительных, двух-трех собственно тренировочных мик­роциклов. Их основная задача — восстановление спортсменов после серии основных соревнований, требующих не сколько физических, сколько не­рвных затрат, а также подготовка к новой серии соревнований.

Восстановительно-поддерживающие мезоциклы также планируют после соревновательного мезоцикла в том случае, когда серия соревнований была слишком тяжела для спортсмена. Для того чтобы не допустить перераста­ния кумулятивного эффекта, вызванного участием спортсмена в серии соревнований, в перетренировку после восстановительных микроциклов вводят тренировочную работу поддерживающего характера, широко ис­пользуя средства общей подготовки. Средние циклы подобного типа в ос­новном характерны для переходного периода.

Особенности построения структуры средних циклов тренировки у спорт­сменок. При проведении и организации тренировочных занятий с женщи­нами, прежде всего, необходимо учитывать особенности деятельности их организма в разные фазы специфического биологического цикла. В пери­од полового созревания в организме спортсменок происходят сложные, ритмически повторяющиеся биологические изменения, которые называ­ются овариально-менструальным циклом (ОМЦ). Он продолжается от пер­вого дня последней менструации до первого дня последующей. Встреча­ются спортсменки с укороченными биологическими циклами (21—22 дня), средними (20—24 дня), продолжительными (27—28, 29 и 30 дней) и дли­тельными (32—36 дней).

Весь ОМЦ принято делить на пять фаз: I — менструальную, II — пост­менструальную, III — овуляторную, IV — постовулярную, V — предмен­струальную. В зависимости от общей продолжительности ОМЦ длитель­ность каждой фазы будет различной. Показано, что изменения специальной работоспособности, а также отдельных двигательных качеств (силы, быс­троты, выносливости и т.д.) спортсменок зависят от функционального состояния их организма в различные фазы ОМЦ. Наибольшая приспособ­ляемость организма к большим физическим нагрузкам наблюдается в пост­менструальной и постовуляторной фазах, худшие адаптационные возмож­ности выявлены в овуляторной, предменструальной и менструальной фазах биологического цикла (В.И. Пивоварова, А.Р. Радзиевский, С.К. Фо­мин и др.). Поэтому при проведении учебно-тренировочных занятий со спортсменками нужно стремиться к тому, чтобы наибольший объем тре­нировочной нагрузки соответствовал тем фазам ОМЦ, в которых их орга­низм предрасположен к ее выполнению. Такой подход к построению тре­нировочного процесса содействует: 1) более рациональному распределению нагрузок различной направленности; 2) лучшей адаптации их организма к большим нагрузкам; 3) предупреждению возникновения перетренировки.

Следует подчеркнуть, что, прежде чем давать большие объемы нагруз­ки спортсменкам, необходимо выждать время становления ОМЦ — при­мерно один год (А.А. Середина).

Отличительные особенности в организации и планировании трениров­ки женщин должны главным образом проявляться в построении средних циклов. Именно здесь тренеру приходится учитывать особенности жен­ского организма в связи с фазами ОМЦ. В частности, показано, что при 28-дневной продолжительности ОМЦ спортсменки 10—12 дней нахо­дятся в относительно неблагоприятном функциональном состоянии. ■-,?

 

В практике встречаются два подхода к планированию нагрузок спорт­сменок. Некоторые тренеры фактически не следят за фазами ОМЦ и не планируют соответственно заранее нагрузку, а лишь снижают объем и ин­тенсивность тренировок в течение 2—3 дней. Другие тренеры заранее пла­нируют динамику тренировочных нагрузок с учетом фаз ОМЦ. Такой под­ход более целесообразен и перспективен, поскольку распределение нагрузки в соответствии со структурой ОМЦ создает определенные предпосылки для выполнения основной тренировочной работы в оптимальном состоя­нии организма.

Примерная структура нагрузок в мезоцикле, построенном с учетом фаз ОМЦ

(по А. Левченко, С. Вовк, Е. Ерошеву, 1987)*

Таблица 25.2

 

Тип и продол­жительность микроцикла Фазы ОМЦ и их продол­жительность Величина нагрузки Направленность
Восстанови­тельный или втягивающий (6-8 дней) Предменстру­альная (3—4 дня), менструальная (3-5 дней) Малая или средняя Аэробная или смешанная
Ударный (7-9 дней) Постменстру­альная (7—9 дней) Максимальная или большая Комплексная, с последо­вательным решением за­дач, или преимущественно с избирательной направ­ленностью (совершенство­вание скоростных, скоро-стно-силовых качеств)
Восстанови­тельный (3—4 дня) Овуляторная (3—4 дня) Малая или средняя Комплексная, с последо­вательным решением за­дач, или преимущественно с избирательной направ­ленностью (совершенство­вание скоростных, скоро-стно-силовых качеств)
Ударный (7-9 дней) Постовуля-торная Максимальная или большая Комплексная, с последо­вательным решением за­дач, или преимущественно с избирательной направ­ленностью (совершенство­вание скоростных, скоро-стно-силовых качеств)

Примечание. Количество дней в фазах приведено при 28-дневном цикле; планирование двух ударных микроциклов в мезоцикле рекомендуется лишь для хо­рошо подготовленных спортсменок (с последующим двухнедельным восстанови­тельным циклом).

 

 

табл. 25.2 представлены примерные типы микроциклов, величина и направленность нагрузок с учетом фаз ОМЦ у спортсменок-легкоатлеток.

Вопрос о возможности тренировок или участия в соревнованиях в пе­риод овариаяьно-менструального цикла каждой спортсменки решается ин­дивидуально тренером и врачом.

Мало подготовленные спортсменки не должны допускаться к соревно­ваниям в предменструальную и менструальную фазы. Продолжительность занятий в период менструации сокращается. Спортсменки, у которых в эти периоды наблюдается раздражительность, схваткообразные боли вни­зу живота, в области поясницы, головные боли, а также другие жалобы, освобождаются от тренировок и соревнований.

Здоровые, хорошо тренированные и высококвалифицированные спорт­сменки, тренирующиеся во время менструаций, могут выступать в сорев­нованиях только с разрешения врача. Практика спорта свидетельствует о том, что многие спортсменки выступают на крупнейших соревнованиях в период менструального цикла и показывают выдающиеся результаты (В. Киндорман, А.Н. Старцева, С.Я. Ягунова и др.). Однако к этому их надо готовить постепенно и продолжительно.

Особенности построения средних циклов тренировки в условиях средне­горья. Тренировка в условиях среднегорья и высокогорья (1400—2900 м и выше над уровнем моря) заняла прочное место в системе подготовки взрос­лых и юных спортсменов высокой квалификации (Ф.П. Суслов с соавт.). Она направлена на решение двух основных задач: подготовку спортсменов к выступлению в соревнованиях на этой высоте и повышение работоспо­собности на равнине или в условиях предгорья.

Установлено, что у спортсменов имеются значительные различия в двигательной активности в деятельности различных органов и систем в го­рах и на равнине. Первые дни пребывания в горах, получившие название фазы острой акклиматизации, характеризуются наиболее сильными сдви­гами в деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. Эта фаза острой (аварийной) акклиматизации длится, как правило, 7—10 дней (у высококвалифицированных спортсменов — 3—4 дня). Вторая фаза пребывания в среднегорья характеризуется некоторым снижением физиологических сдвигов. В это время начинает формиро­ваться новый моторно-висцеральный стереотип, обеспечивающий связь между нагрузкой, климатом и деятельностью физиологических систем. Длительность этой фазы для юных спортсменов — 5—8 дней (для опытных квалифицированных спортсменов — 2—4 дня). Третья фаза пребывания в горах характеризуется экономичностью ответных реакций организма на тре­нировочные нагрузки. Для квалифицированных спортсменов она наступа­ет после 8—12 дней пребывания в горах.

Естественно, динамика изменения функционального состояния и фи­зической работоспособности спортсменов в условиях среднегорья влияет и на структуру мезоцикла.

Тренировка в среднегорье в соревновательном периоде (Ф.П. Суслов, Е.Б. Гиппенрейтер): 1 — использование среднегорья для подготовки к глав­ному отборочному соревнованию, планируемому обычно на 3—6-й или 14—20-й день после спуска. В этом случае участие в главном старте сезона будет проходить на 40—45-й день; 2 — использование среднегорья на этапе непосредственной подготовки к главному старту. Этот вариант связан с

 

очень ответственной фазой тренировки после последнего отборочного стар­та, а выступление спортсменов предусматривается чаще всего на 14—24-й день реакклиматизации.

В процессе многолетних наблюдений была определена и апробирова­на структура этапа непосредственной подготовки к главному старту, со­стоящая из 4 фаз (см. рис. 25.3).

1-я фаза — активный отдых после главного отборочного старта, около одной недели. Разгрузочный режим тренировки.

2-я фаза — подготовка в среднегорье, 2—4 недели. Повышение специ­альной работоспособности по принципу «ударной» тренировки;

3-я фаза — подведение к главному старту сезона, 2—3 недели.

Тренировка по принципу непосредственной подготовки к ответствен­ным соревнованиям (период реакклиматизации);

4-я фаза — выступление в главных соревнованиях спортивного сезона на 15—24-й день после спуска с высокогорья.

Приведенная структура этого этапа была реализована в нашей стране при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции к Олимпийским играм, а также к ряду ответственных соревнований внутри страны.

Специалисты ГДР при подготовке пловцов к чемпионатам мира и Олим­пийским играм рекомендуют использовать 8-недельную продолжительность этапа непосредственной подготовки к главному соревнованию в условиях среднегорья (рис. 25.4).

25.3. Структура годичных и многолетних циклов

Факторы, определяющие построение тренировочного процесса в течение года. Фазы развития спортивной формы как естественная основа периодиза­ции тренировки. Средние циклы, различные по своей структуре и содержа­нию, в процессе круглогодичной подготовки образуют в определенных со­стояниях этапы и периоды годичного цикла, т.е. более крупные «блоки» спортивной тренировки. Как правило, в годичном цикле различают три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Причины, вызывающие периодическое изменение тренировочного процесса в трени­ровочном году, вначале усматривали главным образом в календаре спортив­ных соревнований и сезонно-климатических условиях.

Календарь спортивных соревнований, безусловно, влияет на пост­роение годичного цикла — структуру, продолжительность соревнова­тельного и других периодов. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей го­товности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составлять­ся без учета основных закономерностей построения спортивной трени­ровки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному по­строению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.

В «сезонных» видах спорта (бег на коньках, на лыжах, гребля и др.) определенное влияние на сроки периодов и их содержание оказывают кли­матические условия. Однако по мере развития материально-технической базы занятий спортом (строительство закрытых стадионов, катков, трасс

 

 

скусственным снежным и ледовым покрытием), появления возмож­ен быстрых перемещений в различные географические зоны степень 1аничивающего влияния сезонных факторов на построение тренировки гньшается.

Основной фактор, определяющий структуру годичного цикла тре-ровка, — это объективная закономерность развития спортивной фор-I. Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наи-чшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, iTopoe приобретается в процессе соответствующей подготовки в каж->м большом цикле тренировки — типа годичного или полугодичного [.П. Матвеев).

Понятие оптимальной готовности носит условный характер. Оно мо­ет быть применено лишь для данного цикла развития спортивной формы, [о мере роста мастерства спортсмена этот оптимум изменяется. Спортив-ая форма становится иной, как по количественным показателям, так и в ачественном отношении. Относительность этого понятия становится еще юлее очевидной, когда речь идет об особенностях развития спортивной |юрмы у начинающих спортсменов.

Состояние спортивной формы с физиологической точки зрения харак­теризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдель­ных органов и систем, совершенной координацией рабочих процессов, снижением энергетических затрат какой-либо мышечной работы в едини­цу времени, ускорением врабатываемости и восстановления работоспо­собности после утомления, более совершенной способностью переклю­чаться от одного вида деятельности к другому; высокой автоматизацией двигательных навыков.

С психологической точки зрения спортивная форма характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом значительно быс­трее протекают психические процессы (реакции, восприятие, ориенти­ровка, принятие решения). Расширяется объем внимания, повышается роль сознательного контроля и управления движениями, проявляется воля к победе, уверенность в своих силах, спортсмены испытывают особую эмоциональную настроенность на состязания, бодрое, жизнерадостное настроение, появляется своеобразное восприятие собственной деятельно­сти («чувство лыж», «чувство воды», «чувство планки» и т.д.). В состоя­нии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.

Наиболее общим показателем состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в наиболее ответственных соревнова­ниях. Анализ спортивных результатов позволяет судить об уровне спортив­ной формы в динамике ее изменения в годичном цикле тренировки. Обыч­но спортивный результат может служить показателем спортивной формы в тех видах спорта, в которых спортивные достижения измеряются в дос­таточно объективных количественных мерах (с, кг, м и т.д.). В видах же спорта, где спортивный результат не имеет достаточно объективных ко­личественных мер, использовать его для оценки состояния спортивней формы очень трудно. В этих видах спорта оценка состояния спортивной формы осуществляется на основе анализа соревновательной деятельнос­ти, данных тестирования уровня физической, функциональной, техни­ческой и психологической подготовленности. Однако не каждое спортив­ное достижение характеризует состояние спортивной формы. Как

 

правило, спортсмен находится в ^и^ю»,,

казывает результат: а) превышающий уровень своего прежнего рсьи1,„„, _, близкий к этому уровню (в пределах 1,5—3% от лучшего спортивного дос­тижения в году).

Для оценки состояния спортивной формы по показателям спортив­ных результатов'важное значение имеет выбор количественных критери­ев, позволяющих определить динамику ее изменения в различные пери­оды большого цикла тренировки (годичном или полугодичном). Можно выделить несколько критериев такого рода: 1) направленность, ско­рость и интенсивность развития спортивной формы; 2) уровень разви­тия спортивной формы; 3) устойчивость (стабильность) спортивной формы; 4) своевременность (точность) вхождения в состояние спортив­ной формы.

Первый критерий характеризует рост достижений спортсмена в рас­сматриваемом цикле тренировки относительно лучшего результата в пре­дыдущем году или результата контрольных соревнований в начале сорев­новательного периода. Он обычно определяется на основе вычисления абсолютных либо относительных темпов прироста спортивных результатов. Второй — позволяет выявить максимальный уровень оптимальной готов­ности спортсмена в годичном цикле. Чаще всего в качестве этого критерия выступает отношение лучшего индивидуального результата года к личному или мировому рекорду. Третий критерий свидетельствует о способности спортсмена сохранить спортивную форму в течение соревновательного се­зона. Его можно определить по количеству, а также частоте демонстрации спортсменом результатов, величина которых выше личного рекорда или находится в пределах 1,5—5% от лучшего. Четвертый — говорит об умении спортсмена показывать наилучшие (запланированные) достижения к мо­менту основных соревнований. Для его оценки может служить степень со­ответствия запланированных и реальных результатов у конкретного спорт­смена в период ответственных соревнований. У одних спортсменов может быть выше стабильность спортивной формы, чем точность ее достижения. У других при достаточно высоком уровне состояния спортивной формы наблюдаются низкие значения стабильности и своевременности (точнос­ти) ее приобретения. Это можно использовать для прогнозирования и уп­равления состоянием спортивной формы в годичном цикле тренировки. Процесс развития состояния спортивной формы носит фазовый характер. Он протекает в порядке последовательной смены трех фаз: 1) приобрете­ния; 2) относительной стабилизации; 3) временной утраты состояния спортивной формы.

В основе этих фаз лежат биологические закономерности, связанные с физиологическими, биохимическими, морфологическими и психологи­ческими изменениями, происходящими в организме спортсменов под воз­действием тренировки и других факторов, которые в конечном счете обус­ловливают динамику и уровень спортивных результатов.

Фазы развития спортивной формы являются основой периодизации
тренировки и определяют длительность, структуру периодов и содержа­
ние тренировочного процесса в них. В соответствии с закономерностя­
ми развития состояния спортивной формы годичный цикл у спортсменов
подразделяется на три периода: подготовительный, соревновательный и
переходный.

 

^ Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортив­ной формы, соревновательный — фазе ее стабилизации, а переходный — фазе временной ее утраты. В каждом из этих периодов ставятся свои цели, задачи, определяются соответствующие средства, методы тренировки, объем и интенсивность нагрузки, направленные на повышение всех сторон подго­товленности спортсменов. В зависимости от возрастных особенностей и квалификации спортсменов, условий спортивной тренировки, календаря, спортивно-массовых мероприятий, вида спорта и других факторов продол­жительность и содержание каждого периода может изменяться.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки). Под­готовительный период подразделяется на 2 этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподгото­вительный период более продолжителен, чем специально-подготовитель­ный. По мере роста спортивной квалификации спортсменов длительность общеподготовительного этапа сокращается, а специально-подготовитель­ного — увеличивается.

Основная направленность 1-го этапа подготовительного периода — со­здание и развитие предпосылок для приобретения спортивной формы. Главная предпосылка — повышение общего уровня функциональных воз­можностей организма, разностороннее развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), а также увеличение объема двигательных навыков и умений. На данном этапе у юных спортсменов удельный вес упражнений по общей подготовке немного превышает удельный вес уп­ражнений по специальной подготовке.

С возрастом и повышением спортивной квалификации время на об­щую подготовку постепенно уменьшается, а на специальную соответственно увеличивается.

Основными средствами специальной подготовки являются главным образом специально-подготовительные упражнения. Соревновательные же упражнения в тренировке спортсменов, как правило, на общеподготови­тельном этапе не используется. Методы тренировки специализированы здесь меньше, чем на последующих этапах. Предпочтение отдается методам, которые предъявляют менее жесткие требования к организму занимающихся (игровому, равномерному, переменному). Объем и интенсивность трени­ровочных нагрузок на общеподготовительном этапе постепенно увеличи­вается, причем объем растет быстрее, интенсивность нагрузки растет лишь в той мере, которая не препятствует проведению работы большого объема и не отражается на состоянии здоровья спортсменов.

Основная направленность специально-подготовительного этапа — не­посредственное становление спортивной формы: здесь изменяется содер­жание различных сторон подготовки спортсменов, которые теперь направ­лены на развитие специальных физических способностей, освоение и совершенствование технических и тактических навыков в избранном виде спорта, одновременно с этим возрастает роль специальной психологичес­кой подготовки.

Удельный вес специальной подготовки по сравнению с первым эта­пом подготовительного периода, естественно, возрастает. Изменяется так­же состав средств специальной подготовки. Помимо специально-подгото­вительных упражнений в тренировке спортсменов начинают использовать и соревновательные упражнения, правда в ограниченном объеме.

 

Объем нагрузки постепенно, но непрерывно увеличивается и достига­ет максимума к началу соревновательного периода. В то же время интен­сивность нагрузки хотя и возрастает постепенно к началу соревновательно­го периода, но относительно невелика.

Варианты структуры подготовительного периода. Для более эффективно­го планирования тренировочного процесса и управления им подготовитель­ный период годичного цикла делится на мезоциклы разного типа (Л.П. Мат­веев). В рамках этих мезоциклов сменяются средства и методы тренировки, объем в интенсивность нагрузки и т.д. Их содержание и длительность зависят от: 1) общей продолжительности подготовительных периодов и календаря спортивно-массовых мероприятий; 2) вида спорта: 3) возраста, квалифика­ции, стажа спортсменов; 4) условий тренировки и других факторов.

При одноцикловом построении тренировки спортсменов на общепод­готовительном этапе выделяют втягивающий, базовый общефизический мезоциклы; на специально-подготовительном этапе — базовый специали­зированно-физический, базовый специально-подготовительный и конт­рольно-подготовительный мезоциклы. Подобное сочетание типов мезо­циклов характерно для «сезонных» видов спорта.

Основная цель втягивающего мезоцикла — постепенная подготовка спортсменов к выполнению больших по объему и интенсивности трениро­вочных нагрузок, обеспечение развития опорно-двигательного, нервно-мышечного аппарата и функциональных основных систем организма, осо­бенно кровообращения и дыхания, а также воспитание волевых качеств. В этом мезоцикле целесообразно разучивать новые упражнения, восста­навливать структуру забытых движений.

Содержание базового общефизического мезоцикла должно соответство­вать всестороннему и гармоническому развитию спортсменов. У квалифи­цированных спортсменов может быть 1—2 базовых общефизических мезо­циклов, у начинающих их может быть несколько.

В базовом специализированно-физическом мезоцикле продолжается развитие общей выносливости, гибкости, силовых, скоростных, коорди­национных способностей, но применяемые средства и методы приобрета­ют все большую специфическую направленность. Его основная задача — восстановить технику избранного вида спорта, создать предпосылки для ее совершенствования, постепенно подготовить организм спортсменов к тре­нировкам в этом виде спорта в большом объеме и с высокой интенсивнос­тью. Интенсивность тренировочных нагрузок несколько уменьшается, сни­жается их объем.

В этом мезоцикле за счет умелого сочетания средств специальной и общей подготовки изменяются физические способности, технико-такти­ческие навыки, приобретенные до этого в соревновательном упражнение.

В базовом специально-подготовительном мезоцикле увеличивается объем соревновательного упражнения, большое внимание уделяется со­вершенствованию технико-тактического мастерства. Однако общефизичес­ким упражнениям по-прежнему отводится 1—2 дня в неделю.

В контрольно-подготовительном мезоцикле завершается становление спортивной формы. Основная его задача — подготовка спортсменов к уча­стию в ответственных соревнованиях. Объем нагрузки соревновательного упражнения становится максимальным, повышается интенсивность заня

 

Раздел 111. Теория и методам

Спортсмены участвуют в контрольных и второстепенных соревнова-х, которые являются органической частью тренировочного процесса.;ле окончания этого мезоцикла начинается соревновательный период.

Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде

ранение спортивной формы и на основе этого — реализация ее в макси-

[ьных результатах. В этом периоде используются соревновательные и

;циально-подготовительные упражнения, направленные на повышение

;циальной работоспособности в избранном виде спорта. Удельный вес

яств общей подготовки в соревновательном периоде должен быть не

же, чем на специально-подготовительном этапе. При помощи средств

щей подготовки обеспечивается развитие и поддержание необходимого

эвня разнообразных физических способностей, двигательных умений и

выков, активный отдых. Конкретное соотношение между средствами

ециальной и общей подготовки в соревновательном периоде у спортсме-

IB зависит от их возраста и спортивной квалификации.

В этом периоде используются наиболее трудоемкие методы спортив-)й тренировки (соревновательный, повторный, интервальный).

Число соревнований зависит от особенностей вида спорта, структуры)ревновательного периода, возраста, квалификации спортсменов. С по-ощью частоты и общего числа соревнований можно управлять в этом пе-иоде ростом спортивных результатов. Однако их оптимальное число нуж-о определять индивидуально для каждого спортсмена. Интервалы отдыха ежду отдельными состязаниями должны быть достаточны для восстанов-ения и развития работоспособности спортсменов.

Особенности динамики тренировочных нагрузок в соревновательном [ериоде определяются его структурой.

Варианты структуры соревновательного периода. Структура соревнова-:ельного периода зависит от календаря соревнований, их программы и эежима, состава участников, общей системы построения тренировки. Если:оревновательный период кратковременный (1—2 месяца), он обычно це­ликом состоит из нескольких соревновательных мезоциклов. Объем тре­нировочной нагрузки в этом случае постепенно снижается и стабилизиру­ется на определенном уровне, а интенсивный период соревнования несколько возрастает. При большей продолжительности соревновательно­го периода (3—4 месяца и более), характерного, прежде всего, для квали­фицированных спортсменов, он наряду с соревновательными включает про­межуточные мезоциклы (восстановительно-поддерживающие, восстановительно-подготовительные), в которых снижается тренировоч­ная нагрузка, варьируются средства, методы и условия тренировки. Этим создаются условия для непрерывного повышения уровня подготовленнос­ти спортсмена.

Переходный период. Главной задачей этого периода является актив­ный отдых и вместе с тем сохранение определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха. Сле­дует избегать однотипных и монотонных нагрузок, так как они препятству­ют полноценному активному отдыху. Активный отдых организуется за счет смены двигательной деятельности и смены обстановки (мест занятии, спортивного оборудования, инвентаря и т.д.). Он применяется, прежде все'го, для быстрого и полного восстановления спортсменов.

В переходном периоде уменьшается общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерно большого их спада. Важная задача переходного периода — анализ работы в течение прошедшего года, составление плана тренировки на следующий год, ле­чение травм.

Если спортсмен регулярно не занимался, не имел достаточных нагру­зок, мало выступал в соревнованиях, необходимость в переходном перио­де отпадает.

25.4. Некоторые варианты структуры тренировочного года и особенности их применения в подготовке спортсменов

Построение тренировки, при котором в году выделяют один подгото­вительный, соревновательный и переходный периоды, обычно называют одноцикловым. Практика спорта показывает, что оно оказывается эф­фективным в циклических видах спорта, требующих проявления выносли­вости (лыжные гонки, бег на коньках, гребля), как с начинающими, так и с высококвалифицированными спортсменами. На рис. 25.5 приведена модель структуры годичного цикла на этапе углубленной тренировки при­менительно к тем циклическим видам спорта, для которых характерно од-ноцикловое построение и планирование тренировки. В ряде видов спорта (плавании, легкой атлетике, спортивных играх и других) квалифициро­ванным спортсменам приходится принимать участие в крупнейших сорев­нованиях несколько раз в году. В таких случаях тренировочный год может состоять из двух, трех и более циклов. Двухцикловая структура, круглого­дичной подготовки характеризуется тем, что тренировочный год делится на два цикла, в каждом из которых есть свой подготовительный, соревно­вательный и переходный периоды. Если два больших полугодичных цикла предварительно соединить и из первого исключить переходный период, то получится «сдвоенный» тренировочный цикл. Первый полуцикл состоит из двух периодов (подготовительного и соревновательного), а второй — из трех (подготовительного, соревновательного и переходного), т.е. трениро­вочный год характеризуется 5-фазной кривой развития спортивной формы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных