Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития выносливости 11 страница




Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов. Вот некоторые из них.

Методический прием вычленения элемента действия. Например, в
боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок
ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с пос­
ледующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа
рук и ног.

Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет
спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигатель­
ном навыке, контролировать координацию движений (по механизму об­
ратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе
подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполня­
ют упражнения в легких тренировочных перчатках.

Методический прием дополнительных ориентиров и срочной ин­
формации содействует наиболее быстрому овладению необходимой ампли­
тудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания вы­
полняемого действия. Например, в фигурном катании на льду
предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флаж­
ки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль
которой он и выполняет разбег.

Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной трениров­ке в основном при помощи двух приемов.

Методический прием специализированных динамических упражне­
ний основан на взаимном развитии физических способностей и совершен­
ствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специ­
альных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на
руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движе­
ниях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и вы­
соту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и
броски выполняются утяжеленным мячом и т.д.

Методический прием специализированных изометрических упраж­
нений предполагает использование изометрических упражнений в опреде­
ленных суставных углах, характерных для технического приема. Напри­
мер, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет
в положении низкого седа при углах сгибаниях ног менее 90 градусов.

На содержание и формы технической подготовки спортсмена влияют уровень его предварительной подготовленности, особенности избранного вида спорта, структура годичного цикла и другие факторы. Поэтому в практике спорта имеют место различные варианты ее построения.

24.2. Физическая подготовка

24.2.1. Понятие о физической подготовке спортсмена. Ее роль в современном спорте

Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохране­ние здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функ­циональных возможностей организма, развитие физических способностей — силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физичес­кой подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня разви­
тия физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы тол­
кнуть ядро за 20 м, необходима не только совершенная техника, но и
очень высокий уровень развития силы и быстроты. Расчеты показывают,
что увеличение дальности полета ядра на 1 м требует повышения мощнос­
ти толчкового усилия на 5—7%.

Высокий уровень физической подготовленности — одно из важных
условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За
последние 20—25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильней­
ших спортсменов мира увеличились в 3—4 раза. Вследствие этого резко
возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением
миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, име­
ющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных орга­
нов и систем.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, ква­лификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов — уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсме­нов различного возраста и квалификации.

В табл. 24.1 приводится значимость отдельных компонентов физичес­кой подготовки в некоторых видах спорта.

24.2.2. Виды, задачи и средства физической подготовки

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную фи­зическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических
способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или
иначе обусловливающих успех спортивной деятельности. («э.н«..Ш;.

Таблица 24.1

Значимость отдельных показателей физической подготовки спортсменов

в различных видах спорта

 

 

Виды спорта Показатели
ведущие дополняющие второстепенные
акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание координационные и силовые способно­сти, гибкость, конституция тела, осанка, удельный вес тела скоростные способности выносливость
фехтование, бокс, борьба скоростные и координационные способности силовые способности, конституция тела выносливость гибкость, выносливость
баскетбол, волей­бол, гандбол высокая длина тела, координационные скоростно-силовые и скоростные способности выносливость гибкость, собственно силовые способности
легкая атлетика (спринт, прыжки, бег с барьерами) скоростные, скорост­но-силовые и координационные способности, гибкость, состояние сводов стопы собственно сило­вые способности выносливость
легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции), лыжные гонки выносливость, объем и размеры сердца, величина ударного и минутного объема сердца координацион­ные, собственно силовые и скоростные способности гибкость
футбол, хоккей скоростные и координационные способности, выносливость собственно сило­вые способности гибкость

Задачи ОФП:

Повышение и поддержание общего уровня функциональных воз­
можностей организма.

Развитие всех основных физических качеств — силы, быстроты,
выносливости, ловкости и гибкости.

Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения

(итие общей выносливости играют особую роль. Им отводится зна-ное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с шими отягощениями, но большим числом повторений. Е>П направлена на развитие физических способностей, отвечающих |>ике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на мак-ьно возможную степень их развития, дачи СФП:

Развитие физических способностей, необходимых для данного вида а.

Повышение функциональных возможностей органов и систем, оп-яющих достижения в избранном виде спорта.

. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный щиал в специфических условиях соревновательной деятельности. На-ер, у пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стан-[ой нагрузке в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг А при плавании с соревновательной скоростью — 46 мл/кг/мин, т.е., 65% от МПК.

к Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конк-эй спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, конституция и т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные анции, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП ует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от ко-ix зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправ-ю изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки. Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные юциально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от [аемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей ртсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

 

В процессе многолетней тренировки спортсмена соотношсппу. „е ОФП и СФП может выглядеть следующим образом (рис. 24.3).

На рисунке видно, что с ростом квалификации спортсмена увеличи­вается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП. Изменение соотношения средств ОФП и СФП в зависимо­сти от периода и структуры тренировочного года приведены в табл. 24.2.

Специфические закономерности, принципы и методика развития от­дельных способностей — силовых, скоростных, координационных и др. подробно изложены в главе 9.

Таблица 24.2

Примерное соотношение средств ОФП и СФП (%) в годичном тренировочном цикле высококвалифицированных спортсменов

(по СМ. Вайцеховскому)

 

 

 

Средства физической подготовки Периодизация годичного цикла
Первый цикл Второй цикл
Подготови­тельный период Соревнова­тельный период Подготови­тельный период Соревнова­тельный период
Упражнения ОФП        
Упражнения СФП        

24.3. Тактическая подготовка 24.3.1. Понятие о тактической подготовке спортсмена

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортив­ной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика — это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Так­тика может быть также пассивной, активной и комбинированной (сме­шанной).

Пассивная тактика — это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпри­нять активные действия. Например, финишный «бросок» из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в фут­боле и др.

Активная тактика — это навязывание сопернику действий, выгодных
для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так на­
зываемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя
в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций
в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой
попытке, заезде, заплыве — в прыжках в длину и в высоту, метаниях,
велоспорте, плавании и др. •,>

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конеч­ном счете можно свести к четырем:

Показать максимальный, рекордный результат.

Победить соперника независимо от того, какой будет показан ре­
зультат.

Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.

Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур со­
ревнований — четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выде­лить 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

Тактику рекордов.

Тактику выигрыша соревнований независимо от показанного ре­
зультата.

Тактику выигрыша соревнований с высоким результатом.

Тактику выхода в очередной тур состязаний.

Рассмотрим наиболее типичные варианты и комбинации тактических приемов при использовании каждого вида соревновательной тактики.

Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применя­ется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактичес­кие планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

— лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистан­
ции — в беге, плавании, гребле;

— лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции.
Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали

такие известные бегуны на длинные дистанции, как П. Болотников, Н. Свиридов (СССР), Р. Кларк (Австралия). Блестящим примером при­менения тактики «рваного бега» являются победы на Олимпийских играх 1956 г. замечательного бегуна В. Куца над такими известными мастерами финиша, как англичане Г. Пири и К. Чатауэй.

Большинство мировых рекордов в видах спорта, требующих проявле­ния выносливости, установлено при равномерном прохождении дистан­ции. Это объясняется тем, что с физиологической точки зрения неравно­мерный режим работы, по сравнению с равномерным, вызывает повышенный расход энергии. Поэтому его применяют только достаточно хорошо подготовленные спортсмены.

Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результа­та. Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окон­чательное распределение мест между основными соперниками. В этом случае могут применяться следующие тактические варианты ведения со­ревновательной борьбы (рис. 24.4). Любой из тактических приемов дол­жен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.;))li,.jl4Mi Л}1 uy.:i

 

Рис. 24.4. Типичные варианты тактики выигрыша соревнований независимо от показанного результата

При решении данной сложной задачи, как правило, спортсмен:

стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться
от соперников в начале состязания («тактика отрыва») — развить макси­
мальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максималь­
ную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо са­
мое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной
программ в гимнастике, прыжках в воду и т.д.;

сохраняет силы для решающего финишного рывка («тактика фи­
нишного спурта»). После старта сразу же занимает место за лидером и
внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей
группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;

умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные так­
тические приемы и их комбинации в ходе состязания («тактика изма­
тывания соперника» — резко изменяет скорость на дистанции в беге,
плавании, в лыжных гонках, проводит многократные эпизодические
взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические
приемы, тем самым ставит соперника в затруднительное положение
и т.д.

Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях опре­деляются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных за­бегах, попытках, заплывах — в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен
их результат;

когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, зап­
лывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника («тактика побития результата соперника»):

а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом —
в беге, плавании, гребле и т.д.;

б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;

в) метнуть снаряд на большее расстояние;

г) забить больше голов, набрать больше очков — в футболе, гандбо­
ле, борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках («тактика первого удара», «тактика отрыва»).

Тактика выхода в очередной тур состязаний. Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затра­чивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в фи­нал. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо:

Знать, сколько спортсменов (команд) попадает в финал.

Иметь представление о силе соперников.

Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал,
финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен
(команда) стремится: - ч. «,...;?,,

Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап со­
стязаний («тактика рационального распределения сил на ходу состязания»).

Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний («так­
тика поддержания психологического преимущества и непобедимости»).

24.3.2. Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена

Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в из­бранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эф­
фективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состяза­
ний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в
этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на
соревновании.

Освоение и совершенствование тактических приемов ведения со­
ревновательной борьбы.

Формирование тактического мышления и непосредственно связан­
ных с ним способностей — наблюдательности, сообразительности, твор­
ческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, ре­
зультатов его и своих действий, быстроты переключения от одних
тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки
состязаний и действий противника.

Овладение приемами психологического воздействия на соперника и
маскировка собственных намерений.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физи­ческие упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для реше­ния определенных тактических задач.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

восприятие и анализ соревновательной ситуации;

мысленное решение тактической задачи;

двигательное решение тактической задачи.

Все эти фазы тесно связаны с памятью и представляют собой нейро-моторные компоненты решения тактической задачи (рис. 24.5).

Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целост­ные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:

а) в облегченных условиях;

б) в усложненных условиях;

в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Общие и специальные знания по тактике в избранном виде спорта со­ставляют необходимую предпосылку изучения различных тактических действий и овладения тактическими навыками. Кроме того, они являются основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных задач.

 

Рис. 24.5. Фазы образования тактического действия (по Ф. Мало)

Спортсмен должен знать:

правила соревнований, особенности их судейства и проведения; ус­
ловия соревнований и своих противников;

основы тактических действий в спорте, их зависимость от физичес­
кой, технической и волевой подготовленности; главные особенности так­
тики своего вида спорта и др.

Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучение правил, особенностей судейства и проведения соревнований, анализ фото киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, изу­чение условий и мест проведения соревнований.

Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в дру­гих — к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому и своевременному переключению с одной систе­мы тактических действий на другую.

Наиболее типичные задачи тактической подготовки, методические
приемы для их решения и виды спорта, в которых они преимущественно
применяются, представлены в табл. 24.3. ^...„■.,...,_,.,,

Таблица 24.3

Методические приемы, применяемые в процессе тактической подготовки в отдельных видах спорта

 

Задачи тактической подготовки Методические приемы Виды спорта, в которых они преимущественно используются
     
Формирование умений поддерживать определен­ный темп движений; ско­рость, ритм, систему взаимодействий, не­смотря на сбивающие действия противника Задания на точное выпол­нение запланированных раскладок, на четкое про­ведение комбинаций и приемов с преодолением сбивающих факторов Бег, лыжные гонки, гребля, бег на коньках, плавание, велосипедные гонки, спортивные игры
Воспитание способнос­тей мобилизовать все силы в ответственный момент Повышение активности и интенсивности действий по типу промежуточного финиша Гимнастика, фигурное катание на коньках, еди­ноборства, циклические виды спорта
Воспитание способности действовать с максималь­ным напряжением сил независимо от преиму­щества над противником Отдаление финиша, уве­личение времени схват­ки, игры, боя до опреде­ленного результата Бег, плавание, гребля, спортивные единобор­ства, спортивные игры
Совершенствование врабатываемости орга­низма, формирование умений включаться в со­стязания Введение спортсмена в упражнения с режимами, близкими к соревнова­тельным, с последующим снижением нагрузки или расслаблением Фигурное катание на коньках, спортивная гимнастика, прыжки с трамплина, тяжелая атле­тика, спортивные игры, многоборье
Формирование целесо­образной и устойчивой техники, воспитание уверенности в своих си­лах, смелости и реши­тельности Включение в занятия со­противлений условного противника с ограничен­ной последовательно возрастающей интенсив­ностью Циклические виды спор­та, многоборья, спор­тивные игры и единобор­ства
Апробирование техни­ческих приемов в усло­виях, максимально приближенных к сорев­новательным Учебные состязания с партнерами, действую­щими по наиболее веро­ятному тактическому пла­ну будущего противника Спортивные игры и еди­ноборства
Воспитание способности к самостоятельному так­тическому мышлению Представление спортсме­ну возможности самосто­ятельно творчески решать определенные тактичес­кие задачи В большинстве видов спорта

Продолжение таблицы 24.3

 

     
Содействие сыграннос­ти, сработанности от­дельных спортсменов и звеньев Периодическое включе­ние в основной состав команды спортсменов из резерва с требованием точно выполнять разучен­ные взаимодействия Спортивные игры, эста­феты (в беге, лыжных гонках, гребле, плава­нии)
Совершенствовании уме­ний переключаться от одних координационных структур к другим в ус­ловиях смены ситуаций Переключение от одних тактических комбинаций и приемов к другим, в за­висимости от обуслов­ленных сигналов (звуко­вым, зрительным, в результате смены лидера, замена игрока). Система­тическое использование внезапных изменений обстановки, требующих быстрого переключения («неожиданные слурты», «бурный финиш» и т.д.) Большинство видов спорта
Совершенствование ско­рости и своевременности переключений (с против­никами, владеющими различными приемами тактики) Учебные и товарищеские соревнования с против­никами, значительно от­личающимися по характе­ру, стилю, способности вести тактическую борь­бу (бег за противником высокого или низкого ро­ста, поединок с против­ником, ведущим преиму­щественно ближний бой и т.д.) Большинство видов спорта

24.3.3. Содержание и методика составления тактического плана \
выступления спортсмена в соревнованиях ■

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы из-гагаются в тактическом плане.

Тактический план — это программа основных действий отдельных спорт­сменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнова­ниям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет следующие разделы:

Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой
з этих соревнованиях.

Общая форма тактической борьбы — активная, пассивная, комби-
шрованная....„.,,__.....-..-£_ „....аспределение сил на протяжении всего соревнования с учетом
режима соревнований.

Распределение сил в процессе каждого выступления (график скоро­
сти прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер
разминки).

Возможные переключения от одного вида тактики к другому непос­
редственно в процессе соревнования в связи с возможными изменениями
задач и обстановки тактической борьбы.

Способы маскировки собственных намерений (действий).

Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их подготовке.

Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих
соревнований и о зрителях.

Тактический план имеет основные разделы: а) главная задача; б) об­щая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонитель­ная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревно­ваний. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В ос­тальных видах спорта — возможность применения групповой тактики и от­дельных комбинаций и приемов; в) распределение сил с учетом интенсив­ности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха — режим соревнований; г) распределение сил в процессе каждого отдельного выс­тупления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки); д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы; е) спо­собы и методы маскировки собственных намерений; ж) данные о против­нике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактичес­кой, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонитель­ные и защитные); з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях и т.д.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В осно­ву такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единобор­ствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

24.4. Психологическая подготовка спортсмена

23.4.1. Понятие о психологической подготовке спортсмена, ее виды. Значение психических качеств в некоторых видах спорта

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность пси­холого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортив­ной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств лич-

ости, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и уча­стия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специаль­ную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных заня­тий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом выс­шего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обу­чение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режи­мом сна и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных