Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предпринимательский риск: сущность, виды, способы управления




Под предпринимательским (коммерческим) риском понимается коммерческий риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Иными словами, предпринимательский риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Предпринимательский риск обусловлен неопределенностью условий деятельности организации, невозможностью полного и всестороннего анализа всех факторов, влияющих не результат конкретных действий. В свою очередь, неопределенность порождает ситуацию, когда предполагается несколько возможных результатов, но имеющихся данных недостаточно для точного определения, какое именно событие произойдет.

Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.

С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Исходя из этого, следует различать:

· риск, связанный с хозяйственной деятельностью;

· риск, связанный с личностью предпринимателя;

· риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.

Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране, и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго.

Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.

Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников фирмы.

С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного, известного отрезка времени, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.

К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:

· диверсификацию;

· распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

· страхование;

· хеджирование;

· резервирование средств; покрытие непредвиденных расходов.

· 40.Цели и задачи финансового анализа на предприятии, его виды, содержание и информационное обеспечение

· Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

· Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.

· Анализ финансового состояния делится на внутренний и внешний. Они существенно отличаются по своим целям и содержанию.

· Основные задачи анализа:

· 1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования.

· 2. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

· 3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

· 4. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

· Для решения вышеперечисленных задач в финансовом анализе применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике.

· Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов:

· 1. Горизонтальный (временной) анализ – базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени.

· 2. Вертикальный (структурный) анализ – базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия.

· 3. Сравнительный анализ – базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой.

· 4. Анализ финансовых коэффициентов – базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. Наибольшее распространение получили следующие группы финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; коэффициенты оценки платежеспособности предприятия; коэффициенты оценки оборачиваемости активов; коэффициенты оценки оборачиваемости капитала; коэффициенты оценки рентабельности и другие.

· 5. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

· 6. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т. е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

· Основной информационной базой и источником финансовой информации для диагностики состояния организации служит бухгалтерская (финансовая) отчетность. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связующим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.

· Финансовая отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

· Сущность бюджетирования, анализ и контроль исполнения бюджетов предприятия

·

· Практика составления бюджетов предприятий получила название бюджетирования. Бюджетирование — это планирование, учет и контроль движения денежных средств и анализ финансовых результатов конкретных направлений дея­тельности. Цель бюджетирования — определение суммы и структуры расходов предприятия и его отдельных подразделе­ний на конкретные цели и финансовое обеспечение их покры­тия.

· В последние годы бюджетирование превращается в одну из основных форм менеджмента. Бюджеты могут составляться не только по предприятию в целом, но и в рамках центров ответ­ственности предприятия и по дочерним предприятиям. Порой бюджеты составляются по каждому структурному подразделе­нию предприятия.

· Бюджет предприятия — это оперативный или краткосроч­ный финансовый план предприятия, характеризующий затраты и поступления денежных средств по различным направлениям деятельности. Бюджеты позволяют определить, какие из этих направлений приносят прибыль и в каком объеме, а также какие направления убыточны и в какой степени. При этом наиболее вы­годные направления могут получить дополнительное финансиро­вание, тогда как убыточные — сняты с финансирования. Однако малоприбыльные (неприбыльные) направления могут быть перс­пективными, и наоборот, прибыльные направления — не иметь перспектив. В этом случае неприбыльные направления могут по­лучить дополнительное финансирование. Бюджеты дают возмож­ность предприятию и его подразделениям (в которых составля­ются бюджеты) сопоставлять свои затраты с объемом финансо­вых ресурсов и вносить соответствующие коррективы в деятель­ность, изыскивать недостающие средства, планировать разме­щение временно свободных средств, получать средства тогда, когда в них есть потребность и пр.

· Выделяют бюджеты: общий, операционные (или текущие), движения денежных средств, доходов и расходов, обязательств и вложений компании по основным счетам активов и пассивов, капитальные бюджеты. Основными являются операционный и капитальный бюджеты. Операционный (текущий) бюджет и отчет о прибылях и убытках имеют много общего. Бюджет до­ходов и расходов предприятия аккумулирует, отражает поло­жительный и отрицательный денежные потоки на предприятии, а также баланс доходов и расходов по предприятию в целом (по его основным программам) и в разрезе центров ответствен­ности. Что касается общего бюджета компании, то он включает в себя вышеназванные бюджеты в качестве своих составных частей. Трудность бюджетирования заключается в том, что на предприятиях обычно существует несколько центров ответ­ственности.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - предпринимательская
деятельность в области международного обмена товарами, работами,
услугами, информацией.

Данный вид деятельности включает ряд направлений, к которым относят следующие:

1. международная торговля товарами;

2. международные кредитные отношения;

3. международное инвестиционное сотрудничество:

4. международное кооперирование и НТ сотрудничество

Основу внешнеэкономической деятельности составляют внешнеэкономические связи (ВЭС), под которыми понимается упорядоченная, постоянно развивающаяся сеть взаимодействия коммерческих коммуникации субъектов, входящих в структуру внешнеэкономического комплекса.

ВЭД предприятия регулируется следующими нормативными актами: Гражданский кодекс РФ, «Налоговый кодекс РФ,ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.п.

Организация внешнеэкономических операций на предприятии включает в себя следующие этапы:

1. Изучение конъюнктуры внешнего рынка экспортером и импортером по интересующему их виду товара.

2. Выбор форм и методов работы на рынке.

3. Планирование внешнеторговой операции.

4. Проведение рекламной компании.

5. Подготовка и заключение внешнеторгового контракта.

6. Исполнение контрактных обязательств и контроль за исполнением

В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены отделы ВЭД (ОВЭД), департаменты ВЭД и внешнеторговые фирмы. Общим для всех форм организации управления ВЭД предприятия выступают их функциональная направленность и решаемые задачи.

Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этим задачи всех форм организации управления ВЭД сводятся к следующим:

• планирование, организация и осуществление
внешнеэкономических сделок в рамках утвержденной номенклатуры;

• наращивание объемов экспорта, совершенствование его товарной и
региональной структуры;

• повышение эффективности импортных закупок в соответствии со
стратегией развития предприятия;

•повышение конкурентоспособности продукции за рубежом,
содействие улучшению ее качества.

ОВЭД является структурным подразделением предприятия, имеет не многочисленный штат и литейную структуру управления.

Начальник, экономист по ВЭД, менеджер по ВЭД. специалист по международному маркетингу, специалист по логистике,протокольное бюро (переводчик и юрист)

В обязанности начальника ОВЭД входят:

• общая координация деятельности работников ОВЭД и реализации
ими своих полномочий в сфере развития ВЭД предприятия;

• разработка и согласование: программ и планов развития ВЭД; бизнес-
планов; бюджетов; отчетов; других документов по вопросам управления
ВЭД, маркетингом, инновациями, персоналом и информацией ОВЭД, а также
мероприятий по их исполнению;

• организация информационной системы ОВЭД по конъюнктуре мировых и российского рынков анализ конкурентоспособности продукции предприятия на рынке. Изучение деятельности конкурентов;

поиск новых партнеров и рынков сбыта продукции предприятия на внешнем рынке, изучение возможностей расширения ассортимента продукции предприятия, реализуемой на внешнем и внутреннем рынках, разработка новых направлений рентабельности внешнеторговых и внутрироссийских поставок;

• проведение переговоров, переписки с потенциальными партнерами, разработка внешнеторговых контрактов (по согласованию с соответствующими службами предприятия), дальнейшая координация действий по исполнению заключенных внешнеторговых контрактов;

• контроль за выполнением обязательств по внешнеэкономическим договорам;

•разработка и проведение мероприятий по снижению уровня затрат, связанных с деятельностью ОВЭД.

Экономист по ВЭД вып олняет обязанности, включающие:

•разработку планов реализации внешнеэкономических сделок
(текущих) и развития ВЭД предприятия (стратегических);

• расчет внешнеторговых цен, их обоснование;

• оптимизацию транспортных расходов;

• координацию работы с финансово-кредитными учреждениями по вопросам кредитования ВЭД и реализации валютного контроля за реализуемыми предприятием внешнеэкономическими сделками. Оформление документации по валютному банковскому контролю, и др.

В обязанности менеджера по ВЭД входит:

• поиск поставщиков, установление контакта с ними посредством
переписки;

• организация и проведение переговоров с иностранными контрагентами;

• подготовка проектов внешнеторговых контрактов и другой товаросопроводительной документации, их своевременный перевод на иностранные языки;

• прием (размещение) заказов на экспорт (импорт) продукции и
контроль за их выполнением;

• ведение информационного банка данных о потенциальных партнерах.
В функции специалиста по маркетингу входит:

• исследование конъюнктуры мировых рынков соответствующей
продукции, потребительского спроса на нее;

• отслеживание ассортимента и координация закупок и т.п.

Обязанности специалиста по логистике включают:

• расчет транспортных и таможенных расходов;

• выбор способа и маршрута доставки, разработка схем доставки товара с целью минимизации платежей, выбор вида транспорта;

• оформление транспортных и таможенных документов;

• работу со складами, таможенными терминалами, страховыми и
транспортными фирмами;

• таможенное декларирование и оформление внешнеторговых грузов;

• контроль за выполнением сроков доставки товаров, подачи
транспортных средств под погрузку (выгрузку)

Протокольное бюро осуществляет техническую (перевод различной документации, обеспечивающей реализацию внешнеэкономических сделок, помощь в организации переговоров) и юридическую поддержку (при составлении внешнеторгового контракта, урегулировании споров в арбит­ражном суде, анализе рекламаций, взыскании штрафных санкций и т.п.).

При нарастании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование ОВЭД в департамент ВЭД являющийся сравнительно обособленным подразделением предприятия, но не имеющий самостоятельного баланса и организационно-правового статуса.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных