Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обоснование активной экономической политики государства.




В исторической школе можно выделить этапы:

1) Старая историческая школа Германии – 40-60-е гг. 19 в. Концепция старой исторической школы нашла оформление в трудах: - ВИЛЬГЕЛЬМА РОШЕРА (1817-1894) «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода»; в трудах БРУНО ГИЛЬДЕБРАНДА (1812-1878); и в работах КАРЛА КНИСА (1821-1898) «Политическая экономия сточки зрения исторического метода».

Этими работами были обозначены принципы «исторического метода в политэкономии», и сформированы основные ценности направления, которые сводились к следующему:

- экономическая наука способна лишь описать возникновение и развитие экономических процессов, но не способна им дать адекватное обобщение;

- не существует повсеместных стабильных и неизменных законов, а есть только специфический и конкретный исторический путь нации, поэтому политическая экономия является наукой о законах хозяйственного развития наций. Отсюда попытка показать практическое решение хозяйственных вопросов в отдельно взятой стране на определенных исторических отрезках времени;

- любое современное хозяйственное устройство общества–это результат исторической эволюции, поэтому необходимо обращать внимание не только на настоящее нации, но и на её прошлое;

- успех в экономической деятельности одних и поражение других народов необходимо искать в прошлом;

- нужно учитывать также воздействие внеэкономических факторов (таких как социальной среды, особенностей национального характера, традиций, менталитета, религии и т.п.) на экономическое развитие любой страны.

В. РОШЕР, руководствуясь этими постулатами, рассматривал политэкономию как науку о социальном хозяйстве, доказывая, что не может быть одного экономического идеала (т.е. образца хозяйственного развития) для всех народов. Он призывал изучать сначала природу народа, его хозяйственные потребности, а затем рассматривать учреждения, способствующие удовлетворению его потребностей, и только после этого анализировать успехи и неудачи.

РОШЕР объяснял хозяйственные явления путем поиска исторических аналогий, а стимулом экономиечского развития считал неравномерность распределения доходов в обществе и выступал против всякого революционного преобразования общества, называя его «величайшим несчастьем».

Особенностью творчества двух других выдающихся экономистовявлялось:

- Бруно Гильдебранд разделял взгляды В.РОШЕРА, отрицал эксплуататорскую природу капитализма;

- Карл Книс защищал тезис о вечности капиталистического строя.

2.Молодая ( или новая) историческая школа Германии –70-80 гг. 19в., лидерами которой стали –ЛУЙО БРЕНТАНО (1844-1931), ГУСТАВ ШМОЛЛЕР (1838-1917), КАРЛ БЮХЕР (1847-1930) формировалась на переломном этапе, т.е. в условиях перехода капитализма к монополистической стадии. Новая школа продолжала традиции старой исторической школы Германии. Другими представителями этого направления экономической мысли были Ф. РАТЦЕЛЬ, Р. ЧЕЛЛЕН, Г. ГРАФ, др. Идеи молодой школы не только сохраняют преемственность с предшественниками, но и отражают новые реалии, сложившиеся после объединения Германии.

Методологические идеи новой исторической школы Германии по–прежнему акцентируются на нравственных аспектах (таких как честность, верность) и провозглашении политики активного вмешательства государства в экономическую жизнь наций, как гаранта правопорядка и построения преуспевающего общества, а также:

- при анализе экономических процессов учитываются правовые основы общества и система институтов государственного управления;

- в центре внимания стоят практические проблемы;

- теоретические обобщения возможны лишь в результате исследования конкретного исторического опыта народов;

-отрицание методов математических исследований в экономике и, напротив, включая гуманитарные дисциплины – историю, этику, право, психологию и другие;

- оценка социально-экономических процессов и явлений не с материалистических, а с субъективно-идеологических позиций, т.е. главенство психологии и этики над сферой материального производства.

Лидером молодой исторической школы Л.БРЕНТАНО высказывалась мысль, что «точное описание даже самых скромных явлений экономической жизни имеет несравненно большую научную ценность, чем острейшие дедукции их эгоизма».

Другой идеолог новой исторической школы– Г.ШМОЛЛЕР обосновывал вывод о стимулирующем воздействии насилия, экономического и внеэкономического принуждения, частной собственности на ход исторического развития, при этом указывая, что режимы авторитарного типа значительно более жизнеспособны, нежели демократические. Согласно концепции Г. Шмоллера экономика им рассматривалась в целом как общение между людьми, основанное на согласовании психических сил общества, а залогом прогресса человеческой цивилизации является не революция, а лишь изменение моральной природы человека и общества. Такой этико-психологический подход к исследованию сложных социально-экономических явлений привел Шмоллера к обоснованию необходимости широкого и энергичного вмешательства государства в сферу частного предпринимательства (что было использовано на практике фашистской Германией).

КАРЛ БЮХЕР представил концепцию развития народного хозяйства, основанную на «длине пути», который проходит продукт от производителя до потребителя, тем самым взяв за основу своей периодизации меновую концепцию, разделив историю народного хозяйства на 3 больших периода: 1) домашнее натуральное хозяйство; 2)ремесленное хозяйство и 3) рыночное хозяйство. При таком построении предполагался примат сферы обращения над сферой производства и полностью игнорировалась роль частной собственности на средства производства, поэтому утрачивалась специфика производственных отношений, а главным акцентом такого анализа было лишь расстояние между производителем и потребителем, что должно было свидетельствовать о степени зрелости хозяйства и общества в целом.

ВЫВОД: В целом исторический метод выступал за национальную политэкономию и представлялся в виде количественных изменений, а качественные скачки в развитии отрицались, на первый план выдвигалось государство, его роль и значение. Критикуя историческую школу К. Маркс назвал её «могилой политэкономии».

Характерной чертой новой исторической школы стал вульгарный историзм. Например, РАТЦЕЛЬ рассматривал государство в качестве биологического организма, свойство которого определялось землёй и народом. И сущность государства он рассматривал как соревнование с соседними государствами, а наградой в этой борьбе в большинстве случаев считал части территории. Основным противоречием считал несоответствие между ростом населения и территорией государства, считая, что растущий народ нуждается в новых землях (т.е. необходим выход за пределы страны) и первоначально выступал за внутреннюю колонизацию (т.е. за захват земель ещё не занятых), а при недостатке земель – и к внешней колонизации. Именно это направление буржуазной мысли сыграло важную роль в теоретическом обосновании претензий германского империализма на мировое господство, обоснование подготовки и ведения первой и второй мировых войн.

 

Вопрос 16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРЖИНАЛИЗМА.

 

В 70-е годы 19 века возникла новая школа экономической мысли, которая заложила основу развития мощного неоклассического направления – маржинализма. Маржинализм возник в результате объективных причин.

1) Одной из главных предпосылок возникновения маржинализма стало ускоренное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними. Поэтому главными становятся вопросы ценообразования, поведения субъектов рынка, роли денег, наполнения рынка товарами и др. Именно эти проблемы и стали основным объектом исследования маржиналистов.

2) Также причиной возникновения маржинализма является стремление учёных-экономистов найти выход из кризисного состояния экономики, поскольку:

- ещё продолжала господствовать доктрина классической школы, которая провозглашала свободу хозяйственных отношений и невмешательство в экономику;

- кроме того, начинала приобретать популярность немецкая историческая школа, ставившая под сомнение основы рикардианства, а именно наличие всеобщих экономических законов;

- а также растёт популярность марксистской школы, основанной на негативном отношение к капитализму и обосновывающей неизбежности его гибели.

Всё это в целом указывало на кризис в западноевропейской экономической науке. Таким образом, причиной возникновения маржинализма стало противодействие марксизму, поэтому чертой маржинализма стал отход от идеологизации экономического анализа (характерного именно для марксистской школы). Маржиналистами провозглашалась нейтральность экономического учения, безразличие экономической науки к интересам той или иной социальной группы, а предметом изучения маржиналистской школы стала внеисторическая проблема – распределение ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Характерной чертой маржинализма является активное использование математического аппарата, в частности метода предельных величин, что позволило сделать экономическую науку объективной и придать ей характер точной науки.

Основная идея маржинализма – это исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства.

Теория предельной полезности основана на принципе снижающейся предельной полезности, который гласит, что с ростом запаса блага, предельная полезность единицы этого блага снижается. Это происходит в силу естественного насыщения данным благом, удовлетворения потребности в нём. Отсюда основное положение теории предельной полезности гласит-«стоимость блага определяется предельной полезностью последней единицы запаса блага».

Методология и методы маржинализма. Поскольку исследования маржиналистов не связанны с классовыми интересами, то предметом изучения стала проблема рационального распределения ограниченных ресурсов, поэтому в методологии важное место занял принцип редкости и в основу создаваемых теорий изначально закладывалось предположение об ограниченной, фиксированной величине предложения того или иного блага, товара. В связи с этим изучение внутренней структуры капиталистического общества оказалось за пределами исследований маржиналистов. Отсюда маржиналисты настаивают на примате обмена (т.е. потребления) над производством (чем устраняется вопрос, откуда берутся обмениваемые блага). В связи с этим владельцы благ (товаров) и факторов производства (капитала, земли, труда) не имеют классового деления, а выступают как равноправные субъекты обмена – продавцы и покупатели, производители и потребители. Этот подход предполагает однородность хозяйственных субъектов, действующих исключительно в собственных эгоистических интересах – извлечению максимальной личной прибыли. При взаимодействии множества хозяйствующих субъектов с их индивидуальными интересами и формируются законы экономической жизни. Отсюда важнейшим предметом исследования маржиналистов становится область психологии субъектов.

Психологическая школа особенно характерна для австрийской школы. В теориях же А. Маршалла (кембриджская школа) и ДЖ. Б. Кларка (американская школа) она менее выражена. В конечном счете в маржиналистской школе утверждается функциональный метод экономического анализа. В итоге методологии маржинализма были свойственны следующие основные черты:

- субъективно-психологический подход к экономическому анализу (отрицание значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований);

- признание примата потребления над производством и в конечном счёте функциональный подход к оценке экономических явлений.

ВЫВОД: основываясь на новых методологических принципах, маржиналисты сконструировали целостную теоретическую систему, охватывающую все разделы экономической науки. Эта теоретическая система, дополненная элементами рикардианства и прочной математической базой, господствовала в ведущих странах с конца 19 века до 30-х годов 20 века.

Несмотря на известное несовершенство теоретических построений, маржиналистам удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать импульс для многочисленных последующих исследований рынка и ценообразования, а проблемы, рассматриваемые маржиналистской школой, вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных