Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В отличие от других школ маржинализм до настоящего времени остается теоретической основой многих современных экономических концепций.




 

Вопрос 17. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА.

 

Наиболее ранней школой маржинализма стала АВСТИЙСКАЯ ШКОЛА, получившая развитие в 70-е годы 19 века. Её представителями являются: КАРЛ МЕНГЕР; БЁМ-БАВЕРК; ФРИДРИХ ВИЗЕР. Представители этой школы отказались от определения стоимости трудом. Для определения товара был предложен термин «материальное благо», а для стоимости – «ценность», определяющий полезность вещи. Для определения ценности была введена категория предельной полезности. Центральной теорией школы стала теория предельной полезности с субъективной, психологической оценкой полезности товара, поэтому первый этап маржинализма называют «субъективным направлением».

Основателем школы считается КАРЛ МЕНГЕР (1840-1921), первым изложивший теорию предельной полезности, где пытался раскрыть зависимость полезности от редкости товаров (благ) и от интенсивности их потребления. Согласно МЕНГЕРУ ценность товара в рыночной экономике определяется не количеством трудовых затрат (т.е. издержек), а предельной полезностью, которую определяет предельная единица товара, от полезности которой зависит и полезность предыдущих единиц товара. То есть предельная полезность зависит от 2-х факторов:

1) от уровня полезности, по Менгеру чем выше интенсивность потребления, тем выше оценка данного блага и значит выше предельная полезность блага (т.е. зависимость прямо пропорциональная).

2) от степени редкости товара (где зависимость обратно пропорциональная, т.е. цена снижается - если блага много, и наоборот, повышается - если блага мало). По Менгеру если запас блага увеличивается при фиксированной интенсивности потребления, то предельная полезность блага уменьшается, отсюда его вывод - «если первые единицы блага удовлетворяют наиболее важные жизненные потребности индивидуума, то последняя единица блага удовлетворяет наименее важную жизненную потребность, которая и определяет стоимость предыдущих».

Предел берётся как крайняя величина в ряду материальных благ. Под объективной ценностью представители австрийской школы понимали среднюю величину, образующуюся на рынке при столкновении многих субъективных оценок, спроса и предложения.

Австрийская школа маржинализма также включает концепцию Ф.ВИЗЕРА, которая получила название теории альтернативных издержек, согласно которой ресурсы производства всегда ограничены, а потому могут использоваться альтернативно. Отказ от альтернативного использования должен быть компенсирован. Согласно этой теории издержки – это не производственные затраты, а форма компенсации за отказ от иного их использования. Отсюда категория издержек носит субъективный характер и определяются полезностью конечной продукции.

ВЫВОД: австрийская школа не смогла создать теоретическую модель ценообразования, которая бы отражала закономерности рыночных отношений из-за субъективности оценок.

Принцип предельности распространился и на средства производства. Была создана теория «производительного блага», которая обосновывала, что процент, прибыль, рента возникают помимо стоимости.

АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА.

Её основателем является УИЛЬЯМ ДЖЕВОНС (1835-1882), который сформулировал закон убывающей полезности, утверждая, что, чем выше значимость блага, тем меньшее его количество субъект желает обменять на что-либо ещё. С этих позиций он рассматривал и процесс обмена. В результате исследований он предложил концепцию двусторонней, двутоварной, бартерной торговли, которая не могла быть пригодной для условий конкурентного обмена (т.е. для рынка).

 

ЛОЗАНСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА.

Решение проблемы общего экономического равновесия были предложены профессором Лозанского университета, швецарским экономистом- ЛЕОНОМ ВАЛЬРАСОМ (1834-1910)–основателем Лозанской математической школы.

В своей работе «Элементы чистой политической экономии или теории богатства общества» (1874г.) он наиболее полно решил задачу условий равновесия на основе теории спроса и предложения с помощью математических методов. То есть он разработал модель общего экономиечского равновесия, где отражена взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства и где цены на производимые для рынка продукты и цены на факторы производства могут определяться только одновременно (а не поочерёдно как у его предшественников, которые определяли разновременно). В его замкнутой математической модели все участники рынка делятся на 2 группы: 1) собственники факторов производства (земли, труда и капитала);

2) и предпринимателей.

И каждый участник добивается максимума полезности тех факторов, которыми он обладает.

Л.ВАЛЬРАС проанализировал условия и принципы равновесного обмена между ними. Цены факторов зависят от объёмов производства и от спроса, а значит и от цен на производимые товары. А цены на товары зависят от факторных цен (т.е. от стоимости факторов производства – земли, капитала, зарплаты). В его модели цены факторов производства должны соответствовать издержкам фирм, а доходы фирм должны сочетаться с расходами домашних хозяйств.

Согласно его теории частичное равновесие на определённом количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с большим числом рынков. Поэтому для состояния равновесия он включает 3 условия:

1) спрос и предложение факторов производства равны, на них устанавливается постоянная устойчивая цена;

2) спрос и предложение товаров (услуг) равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;

3) цены товаров соответствуют издержкам производства.

(первое и второе условия предполагают равенство пропорций обмена, а третье условие выражает равновесие в сфере производства).

Другим представителем Лозанской школы является последователь Вальраса – ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО (1848-1923), который отказался от понятий ценности и полезности, заменив логический метод на математический, т. е. он заменяет количественные характеристики (понятие субъективной полезности) на субъективное порядковое предпочтение.

В. ПАРЕТО, исследуя проблему устойчивости равновесия, определил условие равновесия, получившее название «оптимум Парето». Проблема заключается в оптимальном распределении экономических ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности. Оптимум Парето – это состояние равновесия (то есть оптимальное распределение ресурсов) при котором невозможно улучшить положение кого-либо из субъектов обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных.

Его выводы охватывают также следующие положения:

- критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями;

- увеличение производства одного блага, не вызывающее снижения производства какого-либо другого блага, принято называть оптимум Парето;

- обеспечение экономического равновесия – это необходимое условие достижение оптимума. И оптимум означает, что достигнут результат, отклонение от которого вызовет увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других.

 

АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА МАРЖИНАЛИЗМА.

 

Представителем американской школы стал ДЖОН КЛАРК (1947-1939), который использовал принцип предельных величин для решения проблемы распределения «общественного дохода».

В основу теории цены КЛАРК положил закон предельной производительности, который можно рассматривать в качестве варианта закона предельной полезности австрийской школы. Но в отличие от австрийцев американский учёный определял, что оценки товару (благу) дают не индивидуумы, а группы покупателей, которые оценивают полезность, заключенную в определённом товаре. И на основе этого он показал наличие многочисленных полезностей у каждого товара. В конечном итоге на рынке суммируются все предельные оценки сразу многих групп покупателей, что и создаёт общественную цену товара.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных