Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО




Дзёмонская керамика весьма своеобразна. Ее наиболее характерное укра- шение — узор, нанесенный веревкой. Само слово «дзёмон» по-японски озна- чает «веревочный узор», но это такое же искусственное название, данное архео- логами, как и «яёй». Мы не знаем, как называли себя сами дзёмонцы. Такая техника декорировки заключается в оттискивании длинной с узелками бечевки на глине до ее обжига; иногда надо вращать шнуры для создания дополнитель- ного эффекта. Количество возможных комбинаций велико, но эти разнообраз- ные «веревочные узоры» — лишь скромная часть всего дзёмонского репертуара экстравагантного и необычного декора. Этот репертуар, заслуживающий осо- бого упоминания, существует в нескольких измерениях — и во времени, и в пространстве. C одной стороны, дзёмонская керамика разбросана по всей тер- ритории Японии — от крайнего юга, включая острова Рюкю, до крайнего севе- ра, включая Хоккайдо, а с другой стороны, распространена во временной про- тяженности, связывая относительно недавнюю эпоху (2000 лет назад) с доисто- рической — 16 500 лет назад, когда подошел к концу ледниковый период.

ДЖИНН В БУТЫЛКЕ

Археологи Японии более гостеприимны, чем их западные коллеги, куда меньшие снобы и сутяги. В Японии я снова и снова получал привилегию взять в руки древнейшие артефакты — национальное достояние, — многие из кото- рых старше 12 000 лет. В археологическом центре Сато Хиромаши, недалеко от города Миядзаки, эта любезность простерлась до того, что мне дали подержать древнейший из найденных в мире фрагментов расписной керамики — осколок отличного дзёмонского горшка, с росписью красным внутри, уверенно датиро- ванный 11500 лет назад. Дотронуться до него — как попасть в скоростной лифт, несущийся вниз, в глубины времен. Я представлял древнего художника за ра- ботой над тем самым предметом, который сейчас был у меня в руках. Я чув- ствовал, будто он — или она — все еще жив в этом осколке, как джинн в бутыл- ке. На мгновение 11 500 лет, разделявшие нас, а это более чем вдвое превышает возраст египетских пирамид, показались мелочью. «Требуется воображение, — говорит Дуглас Кенрик, — чтобы осмыслить продолжительность и жизнеспо- собность керамической эпохи дзёмона. Она оставила свой след на сосудах, дол- го бывших погребенными, но благоговение перед древностью сосуда не должно заслонять для нас его красоту».

В моих путешествиях по Японии я видел множество прекрасной дзёмонс- кой керамики всех времен. Сделанная без помощи гончарного круга и всегда на открытом огне, она имеет фантастическое разнообразие форм — от эффектной «пламенеющей керамики» 5000-летней давности, с ее гротескными и тщатель- но выполненными ободками, до скромных округлых горшков, возрастом более 12 000 лет, которые украшены только простыми штриховыми или скорлупооб- разными узорами. Шнуровой орнамент в керамике постоянно сохраняется, по- вторяются и другие мотивы, такие как деформированные человеческие лица, изображенные скульптурно на плечиках ваз. Были найдены керамические мае- ки, повторяющие тот же фантастический стиль, и маски особого стиля, с загну- тым носом, кажущиеся произведениями футуристов, которые могли бы быть выставлены в какой-нибудь галерее сюрреалистического искусства. Но им 60- лее 4500 лет, они столь же стары, как Великая Пирамида, и являются частью дзёмонской традиции изображения человека.

Догу

Лично мне не довелось видеть образцы старше 8000 лет, но археологи, с кото- рыми я беседовал в Японии, уверяли меня, что простые керамические изображе- ния человеческих фигур были найдены в слоях, датированных возрастом более 12 000 лет. Эти древнейшие фигурки и все более поздние образцы известны в Японии под общим названием «догу». Наиболее известные догу имеют возраст порядка 3000 лет, и их лучше называть «антропоидными», поскольку нет ника- кой уверенности в том, что они изображают людей. У них есть головы, ноги и руки, как у людей, но черты их лиц фантастически искажены, почти как если бы они были скрыты за некой маской или шлемом. Глаза этих фигурок удивляют больше всего: это большие овалы, каждый с простой горизонтальной щелью.

Другие догу совершенно отличаются от описанных: одни кажутся запечат- девшими лицо человека, кричащего под пыткой; другие имеют черты некоего жи- вотного, кошки, например, наложенные на человеческие; иные представляют ми- фологические персонажи с неестественно вытянутым телом или ромбовидным лицом. Есть множество гротескных женских фигур, например, 5000-летняя «дзё- монская Венера», недавно обнаруженная в Танабатаке Исеки в префектуре Нага- но. C ее огромными бедрами, эта «богиня-мать» по пропорциям и общему обли- ку (возможно и по функциям) похожа на каменные фигуры Венер, найденные в мегалитических храмах и в затопленных лабиринтах далекого средиземноморс- кого острова Мальта.

Трудно строить предположения по поводу того, чего именно дзёмонцы хо- тели добиться, изготавливая такое количество различных типов догу непрерыв- но на протяжении по меньшей мере 10 000 лет. Очень возможно, но уверенно утверждать нельзя, что эти фигурки имели какое-то религиозное значение и должны были располагаться в специальных нишах. В любом случае несомнен- но, что догу — это произведения процветавшей культуры, чей прибавочный продукт позволял иметь достаточно свободного времени, которое класс про- фессионалов-ремесленников посвящал исключительно изготовлению пре крас- ных, а иногда и вызывающих благоговение изделий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных