Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕОЖИДАННОСТЬ C РИСОМ




Другой сюрприз, который я обнаружил в дзёмоне, касался образа жизни людей этой культуры. Еще со времени визита в Саннаи-Мурияму в 1998 году я знал, что эти «охотники-собиратели» жили иногда в больших постоянных по- селениях, что само по себе аномально. Я ошибочно считал, что Саннаи-Мури- яма, созданная около 4500 лет назад, была самым ранним из них.

Затем в апреле 2000 года я посетил Уэнохару, более древний дзёмонский па- мятник, на острове Кюсю. Кузанори Аозаки, один из археологов местной пре- фектуры, объяснил мне, что Уэнохара существовала непрерывно на протяжении 2000 лет, 9500—7500 годы. «Жизнь там была хорошо устроена, — рассказывал он. — Одновременно в поселении проживало более 100 человек. Они жили удоб- но... Я бы сказал, процветали. Все основные их потребности удовлетворялись. У них было изобилие пищи, хорошие жилища, удобная, элегантная одежда».

• И это было постоянное поселение, какдеревня или маленький городок? -Да.

•Но не противоречит ли это представлению о том, что дзёмонцы являлись обычными охотниками-собирателями?

•Чем больше вы узнаете о дзёмоне, тем более понимаете, что они отнюдь не были только охотниками-собирателями.

Аозаки стал рассказывать мне что, по его мнению, община Уэнохары под- держивала свое существование с помощью некоей организованной «агрикуль- туры» и лесного «собирательства». Это еще не было земледелием, но, безуслов- но, упорядоченным сельским хозяйством.

За мою семинедельную поездку по Японии в апреле и мае 2000 года не раз слышал упоминания об агрикультуре. В Офуна Исэки, на Хоккайдо, ведущий археолог Сихару Абэ рассказал мне, что дзёмонцы культивировали каштановые деревья: «Они привезли рассаду с Хонсю и затем культивировали каштаны здесь. Они в полном смысле занимались агрикультурой».

Еще одно интригующее открытие, сделанное недавно, что уже 8000 лет на- зад дзёмонцы разводили не местное по происхождению растение, а именно бу- тылочную тыкву, которая, как показывают палеоботанические исследования, могла попасть туда из Африки. Есть также несколько свидетельств возделыва- ния бобов в очень древние времена. Действительно, согласно профессору Тат- суо Кобияси, дзёмонцы эффективно занимались всеми доступные им видами растений и животных. Они сознательно и рационально подходили к природной среде, понижая распространение менее желаемых видов, чтобы избежать исто- щения ресурсов, необходимых для более предпочтительных. Длительное время предполагалось, что яёй принесли культуру риса в Японию, но археологи обна- ружили неоспоримые доказательства возделывания дзёмонцами рисовых по- лей в Итазуке на острове Кюсю. Эти находки были твердо датированы возрас- том порядка 3200 лет, т.е. они оказались старше периода яёй на несколько сотен лет. Матсуо Цукада из Квартенарной экологической лаборатории Вашингтон- ского университета прокомментировал эти находки так:

«Древнейшее свидетельство наличия риса (в Японии)... происходит из хо- рошо известного памятника Итазуке в префектуре Фукуока и датируется возра- стом около 3200 лет. Поскольку это растение не исконно японское, его наличие

 

дает твердое подтверждение тому, что возделывание риса началось в поздний или позднейший период культуры дзёмон на Кюсю. Исследования филолитов также подтверждают такую датировку. Уже ясно, что мнение о начале культива- ции риса в Японии с приходом яёй устарело. Тем не менее оно продолжает бы- товать в работах по восточно-азиатской археологии»12.

Именно Сахара Макото, генеральный директор Национального музея ис- тории Японии, был тем, кто сбросил самую большую «бомбу» на мои прежние представления одзёмоне. Когда я встретился с ним 17 мая 2000 года, он едва ли не случайно упомянул о новом, только что появившемся свидетельстве, еще не подтвержденном (но поразительном, если оно окажется правдой), согласно ко- торому дзёмонцы могли возделывать рис еще 12 000 лет назад.

РЕВОЛЮЦИЯ

Итак, считалось, что первый рис попал в Японию вместе с людьми культу- ры. Затем было обнаружено, что дзёмонцы выращивали рис за несколько сотен лет до прибытия яёй. Теперь же вдруг появилась ошеломляющая возможность утверждать, что дзёмонцы могли выращивать рис уже в древнекаменном веке, за тысячи лет до кого бы то ни было...

• Если это правда — то это революция, не так ли? — поинтересовался я.

• Да, в некотором смысле, — ответил Макото, — но если вы имеете дело с дзёмоном, вы всегда должны быть готовы, к революции.

Как сообщил мне Макото, есть и другое доказательство — мелкие частицы риса, как-то попавшие в гончарную глину до ее обжига. Известное исследовате- лям дзёмона уже лет десять, это доказательство основывается на различных фраг- ментах керамики с нескольких памятников, которые все датируются промежут- ком времени в 5000—3000 лет назад. Некоторые археологи пошли на все, чтобы принизить значение этих находок, приводя даже такие аргументы, что зерна риса будто бы занесены из Китая ветром или же на лапках саранчи. Любое логическое заключение казалось им пригодным по сравнению с основной парадигмой рас- смотрения дзёмона как культуры «простых охотников-собирателей».

Чем более я вникал в суть дела, тем более очевидным становилось, что боль- шинство японских археологов уже отказывалось от парадигмы «охотники-со- биратели» и приходили к новому взгляду на дзёмон как на сложную и очень древнюю культуру, может быть, даже «цивилизацию».

ВСЕ ПРИСВАИВАЕТСЯ

Поскольку мы получили новые факты о дзёмоне за очень короткий период, то наши представления об этой культуре неизбежно должны будут и дальше подвер- гаться ревизии. Мы видели, как незыблемые представления о ее примитивной охот- ничье-собирательской экономике изменились под влиянием новых свидетельств о выращивании риса. Когда делается открытие керамики, например, возраста 16 500 лет на памятнике Одайямамото № 1 Исэки, то это может сдвинуть на тысячи лет назад все принятые до этого схемы датировок. Действительно, почти все слано- вится объектом пересмотра. Раскопки сложно организованных и хорошо спланированных поселений городского типа, таких как Саннаи-Мурьяма и Уэнохара (пос- леднее уходит в древность почти на 10 000 лет), стали причиной пересмотра старой идеи о том, что дзёмонское общество являлось кочевым. В Сакурамаши Исеки, около города Ойябе на западе Хонсю, археологи недавно раскопали имеющие 4000-летний возраст образцы сложных столярных изделий, деталей и углов того типа, который, как считалось, не мог быть внедрен в Японии ранее 700 года н.э.

Другой пример совершенно неправильного датирования и атрибуции исто- риками изобретений, идей и изображений представляет собой классическое украшение японской знати, часто вырезавшейся из яшмы, — магатама, имев- шее форму запятой (или эмбриона?). Упоминания магатамы в японском наци- ональном эпосе, «Нихон Соки», составленном в конце VII века н.э., и частые находки магатамы на археологических памятниках того периода привели боль- шинство японцев к абсолютному убеждению в том, что магатама — изобрете- ние так называемых периодов «яёй» и «кофун», т.е. ориентировочно 300—800 го- дов н.э. Но в моих поездках по Японии археологи показывали мне дюжины пре- красных магатам дзёмонского времени, некоторым из которых было более 8000 лет. Это говорит не только о древности дзёмонского ремесла. Вопрос зак- лючается в том, каким образом древний дзёмонский религиозный символ пере- жил нашествие яёй в первом тысячелетии до н.э. и продолжал быть востребо- ванным как почитаемый объект в те времена, когда были написаны самые ран- ние тексты уникальной японской религии — синто.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных