ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Его хранило провидение
Во время Сталинградской битвы Сталин встречался с митрополитом Сергием. Какая здесь была связь, он не знал. Но какая-то связь существовала Слова «жизнь», «церковь» и «война» – были звеньями одной цепи в его судьбе. Хотел он того или нет, но учеба в духовной семинарии наложила на него свой отпечаток. Верил ли он в Бога? Об этом никто не знал. Не знал и он сам. Все считали его атеистом. Но никто не слышал, чтобы он поминал черта или богохульствовал. Чаще всего от него слышали: «Ну, дай Бог» или «Ну, помоги, Господи». Так говорил он своим полководцам перед началом генерального сражения. Его отношение к вере определялось еще и любовью к матери. Она была глубоко верующим человеком. – Ты большевик? – однажды спросила она. – Говорят, что большевики разрушают церкви и изгоняют верующих. Это правда? Это твоя работа? Он сказал, что такими делами не занимается. – Тогда поклянись, что ты никогда не будешь разрушать наших храмов и изгонять верующих. Он поклялся и никогда не нарушал этой клятвы. Без его участия Троцкий и Свердлов, обладая в 20-е годы реальной властью, вели открытую и непримиримую войну с религией. Сталин никогда не участвовал в антицерковной кампании, но вначале сила еще была не на его стороне. Положение осложнялось еще и тем, что среди священнослужителей не было единомыслия в отношении к Советской власти. Многие священники открыто выступали против нее, называли ее бесовской и призывали прихожан к сопротивлению. Это было недопустимо. Но недопустимо было и грести всех священников под одну гребенку. Среди них много было и таких, которые признавали новую власть. Но дело было не только в гонениях на священников. Была подорвана вера в святость человеческой жизни. Коммунистам приклеили кличку безбожников и «антихристов», что оттолкнуло верующих от Советской власти и раскололо общество. Такой ситуацией, конечно, воспользовалась и вражеская пропаганда, настраивая мировое сообщество против СССР и социалистического строительства. Понадобились годы жесточайшей борьбы с Троцким и его приверженцами, чтобы в 1933 г. появилось первое постановление о запрете сноса церквей и освобождении находящихся в заключении священников. В секретном документе от 12 сентября 1933 г. от имени Сталина говорилось, что «ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, которые следует считать памятниками архитектуры и древнего русского зодчества. Органы Советской власти обязаны принимать меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников архитектуры». А в 1939 г., уже укрепившись во власти, Сталин постановлял: «Признать нецелесообразной практику органов НКВД в части арестов служителей Русской Православной Церкви». И далее: «произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужебной деятельностью». Сталин всю жизнь помнил свою глубоко верующую мать и говорил: «Она была очень набожна и мечтала о том, чтобы ее сын стал священником. Она оставалась религиозной до последних дней и говорила: «А жаль, что ты так и не стал священником». Сталин повторял эти ее слова с восхищением, ему нравилось ее пренебрежение к земной славе, к тому, чего он достиг. Во второй половине тридцатых годов и накануне войны Иосиф Виссарионович много думал о проблемах религии в стране и возможности поворота общественного мнения в поддержку церкви. В глубине души он верил, что в мире существуют высшие силы, которые покровительствуют добру, справедливости и правде. А правда на его стороне.
* * *
Смертельным опасностям он подвергался в Гражданскую войну на южном, западном и других фронтах, но каждый раз оставался цел и даже побеждал в, казалось бы, безвыходных ситуациях. В борьбе с Троцким и его единомышленниками, пытавшимися его уничтожить морально и физически, Сталин также вышел победителем. Снова и снова он спрашивал себя: что это? Везение? Случайность? Чье-то покровительство? Или все вместе взятое? Но если ему всюду сопутствует удача, то он кому-то и для чего-то нужен, стало быть, он рожден для больших дел и должен соответствовать своему назначению. Но в чем это назначение? Что он должен совершить в жизни, чтобы оправдать доверие невидимого и неизвестного ему покровителя? И он приходит к мысли, которая определяет всю его последующую жизнь: если судьба поставила его у руля великого Российского государства, то он должен сделать его самым могущественным и самым справедливым. Счастье человека не должно зависеть от богатства или бедности. Деньги и золото не должны порабощать и подавлять людей. Деньги и золото приносят горе, страх и насилие в мир, почти вся кровь мира пролилась из-за них. Реалисты всех мастей смеются над идеей построить бесклассовое общество, где все люди будут равны, его пытаются убедить, что такого не может быть, что человек жаден и алчен, а то, что он проповедует – чистейшей воды утопия. Ему пытаются мешать. Но он делает свое дело. Его реформы по перестройке народного хозяйства не имеют аналогов в мире. В стране, где еще вчера большинство людей не умели читать и писать, открываются тысячи школ, средних и высших учебных заведений, где бесплатно получают знания, учат доброте, бескорыстию и самопожертвованию во имя идеи, во имя будущего счастья людей на планете. Он воспитывает новое поколение советских людей, которые верят ему и с его именем в грозные годы войны будут грудью ложиться на амбразуры, идти на виселицы, на пытки, но не предадут, а защитят Родину, спасут человечество от фашистской нечисти, спасут идеалы новой жизни. Возможно, думал он, это и есть мое предназначение, возможно, для этого я родился и провидение, подвергая испытаниям, хранит меня. Высшие силы хотят, чтобы я построил справедливую жизнь на земле и сломал хребет фашистскому зверю. Но так думал не только он. Патриархи Сергий и Алексий называли Иосифа Виссарионовича богоданным вождем. Того же мнения придерживался и крупный ученый, медик и богослов архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. «Сталин, – говорил он, – сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину».
С нами – Бог!
В первые дни войны Сталин встретился с митрополитом Сергием. Накануне Иосиф Виссарионович прочел «Послание пастырям и пасомым Христовой православной Церкви», с которым тот обратился к верующим. «Фашиствующие разбойники, – писал в своем послании митрополит Сергий, – напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую враждебную силу… Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Дмитрия Донского полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов». Послание митрополита Сергия и речь Сталина на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года, когда немецкие войска стояли под Москвой, близки по духу и содержанию. «Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! – напутствуя бойцов, идущих прямо с парада на фронт, говорил Сталин. – На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков… Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победное знамя великого Ленина! За полный разгром немецких захватчиков! Смерть немецким оккупантам!». И Сталин восстанавливает справедливость в отношении церкви. Из тюрем освобождаются многие священники, отменяются запреты на религиозные праздники. В сентябре 1943 года, когда шли ожесточенные бои на всех фронтах, Иосиф Виссарионович приглашает к себе в Кремль иерархов Русской православной церкви – митрополита Московского и Коломенского Сергия (Старогородского), митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярошевича), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). Все трое сполна хлебнули арестов и лагерей, но освободившись, вели православную патриотическую работу. Иосиф Виссарионович сам заговорил о необходимости возрождения церковной жизни и скорейшего избрания патриарха. – Чтобы избрать патриарха, – сказал митрополит Сергий – нужно созвать Поместный собор, что в условиях войны трудно, и понадобится месяца два, чтобы собрать епископов… – А если проявить большевистские темпы, – сказал Сталин, – то можно это сделать в течение трехчетырех дней. Он тут же распорядился использовать авиацию для сбора всех епископов, с тем чтобы открыть Поместный собор через три дня. 8 сентября собор был созван. Главой Православной русской церкви был избран митрополит Сергий (в миру Старгородский). Во время встречи с иерархами были решены вопросы об открытии Духовной академии и семинарии, издании церковной литературы, транспортные проблемы. В распоряжении Патриархии и Патриарха был предоставлен трехэтажный особняк в Москве в Чистом переулке, который до войны занимал германский посол. После ухода иерархов, когда Сталин остался один, он вспомнил свою юность и свою учебу в Духовной семинарии. Тогда ему и в голову не могла прийти мысль, что пройдут годы, и от него будет зависеть судьба православной церкви. Поистине, неисповедимы пути Господни! За годы войны в стране было открыто 20 тысяч храмов. Миллионы людей молились за победу. В силе оружия и вере крепчал дух русского народа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|