ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Шкала прямой и косвенной агрессии(Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)
Данная шкала была разработана К. Бьерквистом и его коллегами для измерения у младших школьников трех типов агрессии: физической, вербальной и косвенной. Ребят просят указать, как ведет себя каждый из одноклассников, если он поссорился со школьным товарищем или просто сердится на него. Методика используется для определения уровня того или иного типа агрессии у каждого ученика в классе. Оэтому в ней указываются имя и фамилия одноклассника, поведение которого оценивается.
Имя, фамилия одноклассника ____________________________________________________ Обведи кружком цифру, которая соответствует твоему мнению. 0 – никогда 1 – редко 2 – иногда 3 – довольно часто 4 – очень редко
Ключ: Физическая агрессия – пункты 1, 5, 9, 13. 17, 21, 23 Вербальная агрессия – пункты 3. 7, 11, 15, 19 Косвенная агрессия – пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22, 24
Графическая методика «Кактус» (М. Памфилова)
(Источник: Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2000. №5. С. 12- 13)
ЦЕЛЬ: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка (старше 3-х лет),
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов (фиолетовый, красный, серый, черный, коричневый, желтый, синий, зеленый), в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
ИНСТРУКЦИЯ: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Какое это растение? 5. Когда кактус подрастет, то как он измениться (что станет с иголками, размером, отростками)? При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того¸ учитываются показатели, специфические именно для этой методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: В рисунке могут проявляться следующие качества учащихся: Ø Агрессивность – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности. Ø Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим. Ø Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. Ø Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный в низу листа. Ø Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Ø Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Ø Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов. Ø Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями. Ø Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм. Ø Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов и цветов. Ø Интровертность – на рисунке изображен один кактус. Ø Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения. Ø Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы. Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют:
Проективная методика «Несуществующее животное»
(Источник: Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.) Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|