Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть I. Описание методики




Введение

Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири[1], автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г.С. Салливэна [2] к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т.е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Тимоти Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8-ми общих или 16-ти более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. На психограмме они представлены в виде замкнутого континуума, по периметру которого расположены характеристики стиля межличностного поведения. Полярно по отношению друг к другу расположены варианты негативно коррелирующих между собой типов. Соответственно типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов, всего — 128. Тест был задуман как подспорье для клинической диагностики и проходил проверку на валидность сопоставлением данных методики с результатами обследования MMPI. Была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Лири, и определенными клинически очерченными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, что нашло свое отражение в соответствующих подъемах шкал профиля MMPI. Одним словом, так же, как это было с многими другими методиками, ориентированными на диагностику личностных свойств (тест восьми влечений Сонди, многофакторный метод исследования личности MMPI), формирование методики Лири про исходило с использованием контрастных, болезненно заостренных моделей межличностного стиля поведения, свойственных лицам с психическими отклонениями.

Не исключая правомерности концептуальной позиции, лежащей в основе оригинального варианта методики, следует отметить, что многолетний опыт применения модифицированного варианта данной методики позволил нам рассмотреть феноменологию метода в контексте иной концепции, с позиций индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С.Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, автор данного руководства предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностных свойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций. Эмоционально-динамический паттерн, уходящий корнями в тип высшей нервной деятельности и свойства нервной системы, играет важную роль в формировании базисных индивидуально-личностных свойств, структура которых определяется ведущей тенденцией или несколькими тенденциями, придающими индивидуальную окраску и определенную качественную специфику стилю переживаний, мышления, межличностного поведения и основной направленности и сипе мотивации. Более того, формируя характер человека, ведущие тенденции эмоционально-динамического и индивидуально-личностного паттернов известной степени ограничивают русло, в рамках которого формируются более высокие уровни личностного развития, создавая определенную избирательность и тропизм в отношении тех или иных ценностей, а также возможных вариантов и направлений социальной активности.

С другой стороны, если рассматривать личность как систему отношений (В.Н. Мясищев), то в широком спектре разных ценностей и объектов, входящих в эту систему, для полноты исследования необходимо изучать отношение индивида к самому себе, к своему "Я" - актуальному и идеальному, а также особенности межличностных отношений, включаемых в сферу его микросоциума. Метод интерперсональной диагностики в модифицированном нами варианте оказался оптимально удобным для изучения структуры межличностных и внутриличностных отношений, обнаружив также определенные индивидуально-типологические аспекты, лежащие в основе поведенческого паттерна.

В сложной иерархии психодиагностических методов интерперсональная диагностика занимает место между анкетными методами, результаты которых базируются на прямом содержательном анализе ответов испытуемых, и такими многофакторными опросниками, как 16-факторный анализ личности Кеттелла, EPI Айзенка, которые не застрахованы от мотивационных искажений и сильно подвержены влиянию установки испытуемого на процедуру обследования. В связи с этим правомерно считать ее вариантом упорядоченного опросника, рассчитанного на субъективную самооценку испытуемого и оценку им значимых других. Однако, анализ данных, получаемых с помощью модифицированного варианта методики, и сопоставление этих данных с результатами других психодиагностических тестов, позволили обнаружить некоторые новые, более широкие возможности ее использования и интерпретации с позиций вышеописанной концепции. Факторы метода интерперсональной диагностики обнаружили высокую корреляционную связь с ведущими типологическими тенденциями. Сопоставление восьми "октантов" метода диагностики межличностных отношений (каждый из которых выявляет определенный стиль межличностного взаимодействия индивида со средой) с системой координат, отражающей структуру человеческой типологии, показало достоверность их сопряженности (Р = 0,73). Кроме того, данные ДМО позволили по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогатили социально-психологическое исследование малых групп, о чем далее будет подробно рассказано на страницах данного руководства.

Метод диагностики межличностных отношений отличается от оригинальной методики Т. Лири в основном способом интерпретационного подхода, обоснованного сопоставлением феноменологии данного метода с результатами других психодиагностических исследований и данных объективного наблюдения.

Кроме того, была проведена работа по адаптации вербального сти-мульного материала методики. Разработан иной, более удобный и быстрый, способ регистрации и обсчета данных.

Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта — диагностики межличностных отношений (ДМО) в СССР относятся к 1972 г. Была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (1972, 1974, Л.Н. Собчик), в психотерапевтических группах при изучении динамики состояния у больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (1974,1982, Л.Н. Собчик с соавторами); Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняк [3] исследовали особенности взаимных оценок супружеских пар в контексте проблем, связанных с сексуальными расстройствами (1972, 1979). Методика получила широкое применение в сфере изучения взаимоотношений между больным чело веком и разными по стилю психотерапевтического воздействия врачами (Собчик Л.Н., 1982, Вассерман Л.И., Бочаров В.В., Ташлыков В.А., 1985). Работа, посвященная изучению проблемы межличностного взаимодействия в производственных и иных малых группах, проводилась нами с применением данной методики на промышленных предприятиях, в студенческих коллективах, в группах по изучению иностранных языков (Л. Н. Собчик, 1985; М.С. Малешина, 1986 и др.).

 

Фамилия   Имя   Отчество   Дата  
Возраст   Образование      

_____________________________________

Актуальное «Я»                                                                
                                                               
                                                               
                                                               

_____________________________________

Идеальное «Я»                                                                
                                                               
                                                               
                                                               

Рис. 1.

Ключ                                                                
                                                               
                                                               
                                                               
               
  I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII.

Рис. 2.

Часть I. Описание методики

Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя - своё актуальное "Я". Это - образ собственного "Я" на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном варианте методики предусмотрена специальная сетка — регистрационный лист, на котором номера - от 1 до 128 - размещены по порядку таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому октанту приближался к автоматизированному. Оценивая себя по пунктам (айтемам) опросника, испытуемый должен на сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя незачеркнутыми остальные, отражающие отсутствующие у испытуемого свойства (см. рис. 1 и 2). При этом ему предлагается придерживаться следующей инструкции:

"Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если — "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Итак, какой Вы человек?

(Далее идет текст опросника:)

1. Умеет нравиться   65 Любит давать советы
2. Производит впечатление на окружающих   66 Производит впечатление значительности
3. Умеет распоряжаться, приказывать   67 Начальственно-повелительный
4. Умеет настоять на своем   68 Властный
5. Обладает чувством достоинства   69 Хвастливый
6. Независимый   70 Надменный и самодовольный
7. Способен сам позаботиться о себе   71 Думает только о себе
8. Может проявить безразличие   72 Хитрый
9. Способен быть суровым   73 Нетерпим к ошибкам других
10. Строгий, но справедливый   74 Расчетливый
11. Может быть искренним   75 Откровенный
12. Критичен к другим   76 Часто недружелюбен
13. Любит поплакаться   77 Озлоблен
14. Часто печален   78 Жалобщик
15. Способен проявлять недоверие   79 Ревнивый
16. Часто разочаровывается   80 Долго помнит обиды
17. Способен быть критичным к себе   81 Склонный к самобичеванию
18. Способен признать свою неправоту   82 Застенчивый
19. Охотно подчиняется   83 Безынициативный
20. Покладистый   84 Кроткий
21. Благодарный   85 Зависимый, несамостоятельный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию   86 Любит подчиняться
23. Уважительный   87 Предоставляет другим принимать решения
24. Ищущий одобрения   88 Легко попадает впросак
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи   89 Легко поддается влиянию друзей
26. Стремится ужиться с другими   90 Готов довериться любому
27. Доброжелательный   91 Благорасположен ко всем без разбора
28. Внимательный и ласковый   92 Всем симпатизирует
29. Деликатный   93 Прощает все
30. Ободряющий   94 Переполнен чрезмерным сочувствием
31. Отзывчивый к призывам о помощи   95 Великодушен и терпим к недостаткам
32. Бескорыстный   96 Стремится помочь каждому
33. Способен вызывать восхищение   97 Стремящийся к успеху
34. Пользуется у других уважением   98 Ожидает восхищения от каждого
35. Обладает талантом руководителя   99 Распоряжается другими
36. Любит ответственность   100 Деспотичный
37. Уверен в себе   101 Относится к окружающим с чувством превосходства
38. Самоуверен и напорист   102 Тщеславный
39. Деловитый, практичный   103 Эгоистичный
40. Соперничающий   104 Холодный, черствый
41. Стойкий и крутой, где надо   105 Язвительный, насмешливый
42. Неумолимый, но беспристрастный   106 Злой, жестокий
43. Раздражительный   107 Часто гневлив
44. Открытый и прямолинейный   108 Бесчувственный, равнодушный
45. Не терпит, чтобы им командовали   109 Злопамятный
46. Скептичен   110 Проникнут духом противоречия
47. На него трудно произвести впечатление   111 Упрямый
48. Обидчивый, щепетильный   112 Недоверчивый и подозрительный
49. Легко смущается   113 Робкий
50. Неуверенный в себе   114 Стыдливый
51. Уступчивый   115 Услужливый
52. Скромный   116 Мягкотелый
53. Часто прибегает к помощи других   117 Почти никому не возражает
54. Очень почитает авторитеты   118 Навязчивый
55. Охотно принимает советы   119 Любит, чтобы его опекали
56. Доверчив и стремится радовать других   120 Чрезмерно доверчив
57. Всегда любезен в обхождении   121 Стремится снискать расположение каждого
58. Дорожит мнением окружающих   122 Со всеми соглашается
59. Общительный и уживчивый   123 Всегда со всеми дружелюбен
60. Добросердечный   124 Всех любит
61. Добрый, вселяющий уверенность   125 Слишком снисходителен к окружающим
62. Нежный и мягкосердечный   126 Старается утешить каждого
63. Любит заботиться о других   127 Заботится о других в ущерб себе
64. Щедрый   128 Портит людей чрезмерной добротой

 

После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется "ключ", с помощью которого выделяются 16 номеров, формирующих каждый из 8-ми октантов психограммы методики (см. рис. 1, 2). Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейке, выносится на таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений.

Варианты эти следующие (см. рис. 3):

I. Властный - лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. При высоких показателях - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 б.).

II. Независимый - доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях, в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12—16).

III.Прямолинейный - агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV. Недоверчивый - скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

V. Покорно-застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.

VI. Зависимый - послушный. При умеренных баллах — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

VII. Сотрудничающий - конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII. Ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

Количественные показатели по каждому из октантов — от 0 до 16 — откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами; расстояние между ними кратное четырем: 0, 4, 8, 12, 16. На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того, как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие "веера". Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных отношений — I, II, III и IV — характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (III, IV), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (I и II). Другие четыре октанта - V, VI, VII и VIII — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (VII, VIII), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (V,VI).

Интерпретация данных ДМО в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени - на абсолютные величины. Факторы доминантности / V / и доброжелательности /G/ могут интегративно оцениваться по формуле (см. рис. 3), однако эти данные малоинформативны.

Рис. 3.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных