Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть IV. Применение метода диагностики межличностных отношений при изучении семейных проблем




Исследование личности является более полным, если, изучая индивида, мы обращаемся к его ближайшему окружению и через призму структуры межличностных отношений его микросоциума начинаем глубже понимать проблемы личности и корни ее персонификации. С этой точки зрения большой интерес представляет изучение семьи, причем разные проблемы представляют межличностные отношения ребенка в родительской семье и семьи, в которой рассматриваются сексуально-партнерские отношения мужа и жены (Г.С. Васильченко, К.А. Решетняк, 1974). Для диагностики межличностных отношений в семье дается инструкция: описать свое актуальное и идеальное "Я", а затем — дать оценку жене (мужу) и идеалу жены (мужа), то же в отношении матери, отца, братьев, а при необходимости и других членов семьи. Рассогласование идеала с актуальным образом оцениваемого лица представляет значительный интерес для оценки сложившейся ситуации в целом, а также для представления о степени выраженности когнитивного диссонанса у обследуемого лица, т.е. о степени несоответствия реально существующих жены (мужа), отца, матери, других значимых лиц с представлением о том, какими они должны быть в глазах данного конкретного испытуемого.

Здесь трудно описать огромное разнообразие существующих вариантов на все случаи жизни. Анализ базируется на сопоставлении как контрастных, так и дополнительных характеристик, которые предоставляет ДМО. Однако, в целом речь идет о двух направлениях: доминантность-подчиняемость и агрессивность-доброжелательность. Исходя из этого положения и строится интерпретация каждого конкретного случая.

Пример.

Испытуемая В., 45 лет. Обратилась к психологу за советом. Обеспокоена нарастающими трудностями в контактах с дочерью Олей, 15 лет, и ухудшением взаимоотношений с мужем на этой почве. Пока Оля была маленькой, отношения мужа и жены между собой и по отношению к Оле были дружелюбными. Олю мама заставляла посещать музыкальную школу, школу фигурного катания и группу по изучению иностранного языка, так как хотела, чтобы дочь развивалась разносторонне. Оля была послушной и исполнительной, хоти и уставала от такого обилия занятий. Последнее время у нее появились другие интересы, хочется погулять с подругами, пойти в кино, в гости. В связи с этим стали возникать конфликты. Муж В., отец Оли, жалея дочь, пытается противодействовать своей жене, чем вызывает ее негодование, упреки в том, что он портит девочку. Дома конфликтная ситуация, нет взаимопонимания. Проведенное исследование с применением ДМО показало следующее (см. рис. 6):

В. оценила себя как человека слишком уступчивого, приниженного (V октант) и, в то же время, с высоким уровнем притязаний (I). Ответственность за других является одним из ведущих качеств (VIII) и не служит для пользы дела. Поэтому в идеале хотела бы быть менее великодушной и уступчивой, тогда удастся добиться всего, что она поставила себе целью и от чего не отступится, даже если это усугубит конфликт (IV октант). Однако от приниженной роли полностью избавиться не стремится, повышая одновременно уровень притязаний. Муж в ее глазах - человек безвольный, идеал мужа - человек, уверенный в себе (I октант) и, в то же время, послушный ее воле (VI I). Свою дочь В. оценила как своевольную и упрямую (II, III), в идеале образ дочери - уверенная в себе, но послушная и исполнительная (I, V и VI октанты). Муж В. охарактеризовал себя как человека пассивного, уступчивого, приниженного (V октант), неуверенного в себе, стремящегося жить в дружбе с окружающими, покладистого (VI, VII), доброжелательного, но не умеющего дать отпор и постоять за себя в сложной ситуации (I, II, III, IV октанты — низкие показатели).

Хотел бы избавиться от излишней мягкотелости, робости и уступчивости в идеале (уменьшение показателей V, VI, октантов) и быть более уверенным в себе, независимым в мнение (увеличение I и 11 октантов). Жену оценивает как человека доброжелательного, ответственного, но категоричного и настойчивого (VIII, I и III октанты).

Оля оценила себя как достаточно гармоничную личность с умеренной степенью выраженности разных сторон характера, но с преобладанием уступчивости, покорности, застенчивости (V октант), а также недоверчивости, обидчивости, скептицизма и бунтарства (IV), которые вступают в конфликт с ее привычкой жить в согласии с окружением, ладить с людьми, сохранять с ними теплые отношения (VI, VII октанты). Кроме того, чувство приниженности создает фон для формирования комплекса болезненного самолюбия. В идеале стремится к независимости, уверенности в себе (увеличение II и I октантов), хочет изжить в себе покорность, подчиняемость, избавиться от настороженности, чувства обиды, необходимости защищаться, противостоять внешним воздействиям (уменьшение V и IV октантов). Мать оценила как человека уверенного в себе, настойчивого и агрессивного (I, 1Г1 октанты), а также лишенного сочувствия и понимания ("пустой" VII октант). Отец в ее глазах - человек добрый (VI, VII, VIII октанты), но безвольный (V, октант и "пустые" I, II, III октанты).

 

       
 
 
   
 
 
                                         
   
 
   
 
 
 
 
I. В. Актуальное «Я»
   
II. В. Идеальное «Я»
     
III. Муж В.
 
 
 
   
     
V. Дочь Оля
       
VI. Идеал дочери
 
 
   
 
 
 
 
 

 


             
   
 
 
VII. Оля (актуальное «Я»)
 
VIII. В. в мнении дочери
     
IX. В. В мнении мужа
 

 

 


Рис. 6.


Полученные данные и собеседование с каждым из членов семьи показали, что причиной семейного конфликта является неудовлетворенность В. своим статусом (в свое время она не получила того образования, о котором мечтала). Это ее мучит и ей хотелось, чтобы дочь воплотила ее мечты в быль. Так как поведение дочери перестало соответствовать ее экспектациям, она пыталась настаивать на своем, призывая в союзники мужа. Не встретив в нем поддержки, поняла, что у нее не одна, а две проблемы: она вынуждена бороться "за счастье дочери" в одиночку, кроме того, муж воспринимается как человек, который не оправдал ее надежд ни в отношении ее собственного статуса, ни в отношении дочери. При углубленном исследовании выявилась выраженная невротизация В., поэтому дальнейшая работа велась в основном по устранению комплекса неполноценности в связи с ложным пониманием В. своего личностного статуса, по переоценке ценностей, повышению значимости роли мужа в семейных отношениях и иному пониманию того, что нужно считать действительно необходимым для счастья дочери, а что таковым вовсе не является. Проведенная работа дала положительный эффект, что подтвердила проверка семейного микроклимата через год.

Таким образом, изучение самооценок членов семьи и их группового взаимодействия методом диагностики межличностных отношений позволяет достаточно глубоко проникнуть в мир внутренних переживаний, раскрыть внутриличностный конфликт, если таковой имеется, и понять на правление выбора психокоррекционных мер воздействия, исходя из проблем и ресурсов конкретной личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных