Элемент
характеристики этапа
| Стихийный этап
| Сознательный этап
|
Определение
| Стихийное, неосознанное использование элементов СП в отдельных отраслях познания
| Специальная теоретико-методологическая разработка основ в настоящее время
|
Период зарождения
| Уже в работах античных авторов (греков и римлян) высказаны идеи системности —
на огромном эмпирическом материале
без философской рефлексии
| С середины XX в. при появлении больших технических систем потребовалось специальное теоретическое обоснование методологического характера
|
Сущность
| Специальный прием в технике
| Важный метод познания
|
Обоснование
нового подхода
| Когда специальный прием пытались применить к БТС, конструкторы столкнулись с непредвиденными трудностями. При соединении элементов БТС из-за обнаруженных при этом несоответствий приходилось либо переконструировать их, либо вводить новые соединительные элементы, по габаритным размерам и массе больше соединяемых. Возникла необходимость в новой идее и в новом методе (Г. Гуд и Р. Макол)
|
Развитие
| Началось применение с военной техники (по Хитчу и Квейду), но скоро выяснилась его необходимость для любого управления — государственными, научными, экономическими, политическими органами. Особенно отчетливо это проявилось при решении ключевого вопроса обороны — выбора основных систем оружия. Традиционные методы управляемого мышления, основанные на военном опыте ориентировали на разработку отдельных операций и постановки частных задач для каждого вида вооруженных сил (свои интересы, свои частные программы). Новый методологический подход — не установление потребностей тоге или иного вида вооруженных сил, а решение — что необходимо иметь всем ВС в целом для выполнения их функций
|
Цель
| Изучение конечных результатов в практической деятельности
| Переключение внимания на начальные стадии, связанные с выбором и обоснованием целей, их полезности, условий их осуществления, их связей с предыдущими процессами Это требует знаний о структуре и функциях ТС, что обуславливает возрастание роли теоретических знаний
|
Задачи
| Теоретическая деятельность направлена на описание и классификацию изучаемых объектов
| Теоретическая деятельность направлена на выявление механизмов функционирования ТС, а также знания условий нарушающих и нормальную деятельность. Требует переход к такому типу деятельности, при котором цели НТД будут увязаны с целями природной и социальной систем
|
Механизм Функционирования ТС
| Исследование функций ТС:
связь функций со множеством взаимодействующих элементов;
рассмотрение структуры ТС не как отношение (взаимосвязь взаимодействие), а как определенным образом упорядоченное расположение одних элементов ТС относительно других (отношение между отношениями); знание структуры и функций ТС — важное, но недостаточное условие для эффективного решения современных проблем; надо соотнести цели субъекта с целям ТС и выяснить, как скажется их реализация на функционировании ТС
|
Направления
современного развития СП
| Системология — теория БТС.
Системотехника — практика.
Системный анализ — методология / Человек-производство-управление:
Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А.А. Крылова и В.П. Сочивко. Л.: Лениздат, 1982
|
| | | |