ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Таким образом, общение выступает фактором развития психики ребенка.} В период новорожденности первое время потребность в общении отсутствует. } Она появляется благодаря объективной нужде младенца в уходе и заботе окружающих. Вторым условием служит поведение взрослого – и оно решающее (пример М.И Лисиной). } На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого – комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. } Таким образом, в данном возрасте возникает ситуативно-личностная форма общения. Ведущий вид деятельности: непосредственно-эмоциональное общение: } оно не опосредуется никакой иной общей деятельностью ребенка и взрослого; } сводится к взаимному выражению эмоций, адресуемых ребенком и взрослым друг другу. С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. } Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. } На первый план выступают деловые мотивы. } Взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. } Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. } Общение ярко эмоционально окрашено. В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения. } Ведущим становится познавательный мотив. } Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. } Взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. } Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер». } Вопросы, которые задают дети, разнообразны, они касаются всех сфер жизни } «Почему солнце светит?» } «Почему деревья не ходят?» } «Правда, что апельсин – папа мандарина?». } «А на чем пирожные растут?» } «Из чего машины делают?» } «А как появляются дети?» } Дед, а в лошадь бензин наливают? } «Мама, а я когда-нибудь умру?» } - Мама, кто меня выродил? } - Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами. У старших дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. } Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. } Главным мотивом общения становится личностный. } Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. } В исследованиях Е.И. Смирновой выявилось очень важное обстоятельство: } способность ребенка к внеситуативно-личностному общению связана с повышенной эффективностью его обучения, по крайней мере в тех ситуациях, где источником информации служит взрослый (пример с решением задач). } В ходе данной формы общения у детей складывались достаточно тонко дифференцированные представления о различных функциях взрослого; } дети научались относиться к взрослому как к учителю и соответственно этому осознавали себя в позиции ученика, что и определяло их адекватное поведение на занятиях. } Каждая новая форма общения надстраивается над прежними, в известной степени их преобразует, но ни в коем случае не отменяет. Чем старше ребенок, тем более гибко он пользуется всеми коммуникативными средствами, тем богаче и разнообразнее его контакты с окружающими людьми, тем легче он изменяет форму общения соответственно условиям деятельности. } Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. } Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. } Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. } Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|