ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие возраста в психологииС психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Общепринятым считается определение возраста как качественно своеобразного периода физического, психологического и поведенческого развития, характеризующегося присущими только ему особенностями. По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический. Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности. Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития. Иногда бывает так, что ребенку пять лет, а по психическому развитию он соответствует шести– семилетнему, а бывает и наоборот. Поэтому календарный возраст и психологический могут не совпадать. Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей. Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими. Параметры возраста Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития. Основания развития включают в себя: • социальную ситуацию развития; • круг отношений; • ведущий тип деятельности; • сензитивность. Результаты развития включают в себя: • новообразования личности; • формы общения; • эмоционально-волевую сферу; • новый вид деятельности. Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|